Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура коммуникационного процесса





Уровни коммуникации

Интегрированные социальные коммуникативные связи имеют различные уровни коммуникации. П. Шаран предлагает различать три уровня коммуникационных связей: технический, влиятельный и семантический.

Важную роль при осуществлении информационных отношений играют находящиеся в распоряжении субъектов технические средства, что заставляет говорить о техническом уровне информационно-коммуникационных процессов. С данной точки зрения информационная деятельность субъектов рассматривается как функционирование специальных организационных структур, банков данных, сетей и технологий хранения и передачи информации. Значение и роль всех этих технических инструментов коммуникации определяется тем, насколько они способны без каких-либо изменений, своевременно передать в нужное место то или иное сообщение.

Для организации информационных контактов субъект управления должен обладать необходимым количеством каналов распространения официальной информации: речевыми (выступления, брифинги), печатными (публикации в прессе, бюллетени), электронными (телевизионные каналы, каналы кабельного телевидения, Интернет), позволяющими осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданами.

Влиятельный уровень информационно-коммуникативной деятельности субъекта управления раскрывает степень воздействия информации на социальные отношения. Именно компоненты данного уровня информационно-коммуникативных связей и отношений характеризуют те условия, от которых зависит сила духовного воздействия на граждан целей, ценностей и стандартов, предлагаемых руководством. По сути дела, на этом структурном уровне определяются источники, предпосылки и факторы эффективности идей и представлений, вращающихся на информационном рынке.

Семантический уровень раскрывает зависимость процессов передачи информации и возникновения коммуникации между субъектами от употребляемых знаково-языковых форм. Иными словами, с этой точки зрения во внимание принимается способность языковых средств, используемых органами управления, сохранять смысл и значение передаваемых сигналов и сообщений и тем самым обеспечивать их адекватную интерпретацию гражданами или, наоборот, препятствовать сохранению смысла и значения. При этом учитываются как вербальные, так и невербальные средства передачи информации, которые используются разнообразными социальными субъектами.

По сути дела, семантический уровень коммуникации раскрывает значение тех языковых форм, с помощью которых при взаимном обмене информацией коммуникация может либо состояться, либо не состояться.

Несоответствие семантических структур типу общения, возможностям людей либо их внутренние изъяны способны вместо связующих эффектов породить коммуникационный вакуум в отношениях руководства и простых людей. Следовательно, органы управления просто обязаны использовать такие языковые формы, которые сглаживали бы коммуникационные противоречия. Тексты распоряжений должны содержать в себе языковые формы, облегчающие точное усвоение их смысла. Напротив, в устных выступлениях руководители органов управления обязаны использовать определенные просторечия, сленговые и другие формы, усиливающие семантическую близость языка управляющих и управляемых. Информация должна быть многоязычной, лингвистически многообразной и при этом семантически целостной.

Наличие в системе коммуникаций технического, влиятельного и семантического уровней позволяет вычленить наиболее существенные и качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают развитие положительных тенденций в деятельности субъекта управления, а с другой – определяют условия эффективного взаимодействия органов управления и различных групп общественности.

 

Тема 2

Структура коммуникационного процесса

Участники коммуникации

Рассматриваются следующие вопросы: коммуникационный процесс и его структура, участники коммуникации, коммуникативное действие и взаимодействие.

Структура коммуникации

Структура коммуникационного процесса лучше всего проясняется с помощью схем. В научной литературе существует несколько способов описания структуры коммуникации. При этом большинство исследователей сходятся в том, что коммуникация – это два субъекта и некая субстанция между ними, которая и составляет отличительный признак собственно коммуникации.

 

       
   
  Субъект В

 


Рис. 1. Схема коммуникационного взаимодействия

В представленной схеме (рис. 1) элемент М – коммуникационная субстанция идеальной или идеально-материальной природы, движущаяся от одного субъекта к другому и функционирующая как информационное образование, имеющее смысл для каждого из них, - называется сообщением (в английском языке Message – «сообщение, послание»). Функцией субъекта А в самом общем виде является производство и отправление сообщения, функцией субъекта В – получение сообщения. Соответственно субъект А обозначается как источник (source), a субъект В – как получатель (receiver) сообщения.

Таким образом, источник, сообщение и получатель являются первичными компонентами коммуникационного взаимодействия.

 

Участники коммуникации

Коммуникация представляет собой, как мы установили ранее, субъектное взаимодействие. В качестве субъектов коммуникации могут выступать:

· представители животного мира, начиная от насекомых и рыб, передающих друг другу сигналы и осуществляющих поведенческие акты как реакцию на эти сигналы, и заканчивая представителями высших животных, способных вырабатывать условные рефлексы;

· люди и их общности.

Если же взаимодействуют не субъекты, а объекты, не способные к автономному поведению, то такое взаимодействие уже не может считаться коммуникацией. Не является коммуникацией, например, распад живой ткани под воздействием радиоактивного излучения; поворачивание цветка подсолнечника вслед за перемещением солнца или увядание одного цветка под воздействием другого.

Особый вопрос: можно ли назвать коммуникацией взаимодействие двух технических устройств, обменивающихся социально значимой информацией без прямого участия человека? Ответ на этот вопрос зависит от дополнительных обстоятельств. Сами по себе технические устройства выполняют функции посредников и поэтому не изменяют существа информационного взаимодействия между субъектами, т.е. в нашем понимании – коммуникации. Однако в тех случаях, когда компьютеры, устройства слежения за эфиром или другие подобные устройства на заключительной стадии информационного взаимодействия включаются в процесс восприятия информации человеком – это может считаться коммуникацией.

Но теоретически возможен вариант развития событий, когда описанные примеры уже не будут коммуникацией. На миг представим себе страшную ситуацию стихийного бедствия или военного столкновения, уничтожающего людей у компьютеров или линий связи, но оставляющего сами технические устройства функционирующими. В этом случае информация будет генерироваться, закодированные смыслы будут курсировать по линиям связи, передаваться и приниматься, но никто уже не сможет воспринять эти смыслы. А значит, это компьютерное взаимодействие уже не будет коммуникацией.

В определенных случаях может считаться коммуникацией процесс перемещения информации от одного животного к другому, если одно передает, а другое воспринимает значимые для обоих смыслы. Возьмем, к примеру, двух котов, вступающих в конфликт по поводу раздела территории или добивающихся расположения самки. Что как не коммуникация – их адресованные друг другу вздыбленная шерсть, выгнутые спины, угрожающе распушенные усы и, наконец, душераздирающие крики? Или, скажем, коммуникацией является та часть взаимодействия двух сцепившихся волков, когда более слабый вдруг падает на спину и отдает себя во власть победителю. Для последнего это коммуникационный сигнал – знак победы, он воспринимает и понимает его и никогда не добьет сдавшегося сородича.

Коммуникацией является и передача информации от человека к животному или от животного к человеку. Например, подача команды «фас» служебной собаке и далее начало ее действий по задержанию опасного преступника. Или когда надрессированная охотничья собака лаем определенного типа дает хозяину знать о присутствии дичи.

Итак, коммуникацией может считаться не всякое взаимодействие, а исключительно взаимодействие субъектного типа. Эта точка зрения является общепринятой в теории коммуникации.

В науке существует ряд терминов для обозначения субъектов, осуществляющих в коммуникационном взаимодействии функции производства (создания и отправления) – получения (приема и восприятия) сообщения. Источник может быть назван коммуникатором, адресантом, а получателькоммуникантом, адресатом, реципиентом. Эти термины в принципе взаимозаменяемы, поскольку их функциональное содержание эквивалентно. Они обозначают субъектов коммуникационного взаимодействия, выполняющих функции соответственно передачи и получения сообщения.

Виды коммуникации

В науке предпринято несколько попыток классифицировать и типологизировать коммуникацию с точки зрения разных оснований.

В связи с особенностями коммуникативной ситуации, как правило, выделяют пять типов коммуникации:

1. По положению отправителя и получателя сообщения в пространстве и во времени различают контактную и дистантную коммуникацию. При контактной их положения во времени и пространстве совпадают (например, собеседники видят друг друга, могут использовать мимику, жесты, интонацию). При дистантной они разделены в пространстве и/или во времени (например, адресат отсутствует в поле зрения адресанта при передаче SMS-сообщений, адресант и адресат разделены и во времени, и в пространстве при общении по электронной почте).

2. По наличию / отсутствию опосредующего аппарата выделяют непосредственную (общение без посредников) или опосредованнуюкоммуникацию ( общение с помощью посредников – технических средств, переводчиков). Понятие непосредственного общения связано с контактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, теле-, радиопередачу, общение с книгой.

3. По однонаправленности / двунаправленности сообщения (информации) между участниками различают диалогическую и монологическую коммуникацию. Диалогическая представляет собой сумму коммуникативных действий адресанта и адресата, постоянно меняющихся ролями (например, реплики в диалоге). При монологической в качестве адресанта выступает один отправитель информации, которая может быть адресована нескольким или множеству лиц.

4. С точки зрения количества участников различают коммуникацию межличностную, групповую и массовую. Количественные отношения один — один приводят к межличностной форме коммуникации, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публичное выступление).

5. С точки зрения формы выражения сообщения (звук или письменный знак) при речевой коммуникации общение может быть устным или письменным.

Кроме того, по другим основаниям исследователи выделяют и другие виды коммуникации:

1. По способу (средствам) осуществления коммуникации: вербальная (словесная) и невербальная (неречевая).

2. По установочной задаче (функции) выделяют фатическую (контактоустанавливающую), информационную (нефатическую), воздействующую (убеждающую, внушающую) коммуникации. В подавляющем большинстве коммуникация начинается именно с установления контакта. Цель инициатора — установить и поддержать контакт различными средствами (взглядом, интонацией, техническими средствами). Когда инициатор не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации — это информационный вид. Когда ставится задача убедить или переубедить адресата, общение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения — проповедь, речь гипнотизера.

3. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей коммуникация делится на официальную и неофициальную. В значение слова официальный (лат. должностной) входят следующие дефиниции: а) правительственный или деловой, б) с соблюдением всех правил, формальностей; в) бесстрастный, сдержанный (тон). Значение слова «неофициальный» - не имеющий официального значения, дружеский.

С точки зрения осуществления в определенной сфере жизнедеятельности можно выделить коммуникацию бытовую, научную, деловую и пр.

Кроме того, по основанию классификации «источник – получатель» уточняется специфика ряда вышеприведенных типов коммуникации, а также вводится понятие организационной коммуникации.

Так, И. Алешина выделяет следующие виды организационных коммуникаций:

· личные и неличные коммуникации (личные коммуникации предполагают личный контакт «персона персоне», неличные коммуникации такого контакта не предполагают);

· текущие и ситуационные коммуникации (текущие осуществляются по графику в соответствии с текущим или среднесрочным планом, ситуационные связаны с происходящими изменениями, требуют экстренных, ситуационно детерминированных коммуникаций; возможна иная терминология для этих разновидностей коммуникации — плановые и неплановые);

· электронные и неэлектронные (электронные коммуникации отличает высокая скорость, адресность и потенциал широкого масштаба распространения информации, они используются не только для активности внешней, но применимы и во внутренних организационных коммуникациях);

· монокультурные и мультикультурные (коммуникации между участниками одной культуры или коммуникации, пересекающие границы культур, строящиеся для нескольких инокультурных аудиторий),

· отраслевые и функциональные (с одной стороны, отношения между «игроками» разных отраслей и сфер жизни общества, с другой — коммуникации, относящиеся к одной из функций управления: финансовые, маркетинговые, кадровые, операционные);

· локальные, региональные, национальные, глобальные коммуникации (критерий в данном случае — масштаб осуществляемых коммуникаций);

· вербальные и невербальные коммуникации (критерий – преобладающая система кодирования идеи).

Применительно к речевой коммуникации исследователи выделяют два принципиально различных вида коммуникации: личностную и метаязыковую.

Личностная (межличностная) коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например: «Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» - спрашивает учитель.

В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая, по словам Р.Якобсона, функция «толкования». Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцептивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

Очевидно, что все вышеперечисленные основания классификаций возможны, а в определенных ситуациях целесообразны. Они могут быть дополнены и другими основаниями, например: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и регулярные коммуникации, автономные и неавтономные коммуникационные программы (выполняемые своими силами или силами привлекаемых сторонних организаций; возможен смешанный вариант) и т. д.

 

Тема 3

Каналы речевой коммуникации

Существует два основных канала речевой коммуникации – вербальный (словесный) и невербальный. Считается, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный - для «обсуждения» межличностных отношений.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов общения (= сенсорным системам человека ), как обоняние, слух, зрение, моторика, кинестетика. Психологи даже выделяют три типа людей в зависимости от особенностей восприятия ими информации по ключевым каналам:

· визуальный тип: информация легче воспринимается в виде зрительных образов, представляемых картин, коммуникация более эффективна при использовании иллюстраций, фотографий, диаграмм, фильмов и др. средств визуализации;

· аудиальный тип: информация проще воспринимается на слух, основная характеристика – звуковая;

· кинестетический тип: информация усваивается через прикосновения, запоминаются движения, ощущения тела.

«Визуалу», например,необходимо пространство для конструирования образов, поэтому на эффективность восприятия влияет фактор пространства – его не должно быть мало. «Кинестетик», напротив, лучше воспримет информацию, если ее источник будет приближен к нему, вплоть до телесного контакта. Поэтому если быстро приближаться к первому и находиться вдалеке от второго, можно потерять контакт.

Безусловно, при общении используются все типы сенсорики, но один из них может быть ведущим, доминантным.

Следовательно, чтобы понять значение сообщения, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо уловить чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение. Известный нейрофизиолог П.В. Симонов утверждает, что область чувств, эмоциональная сфера, не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах – жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голосаи речи, которые невозможно подделать, вследствие чего доверие этому каналу передачи информации выше, чем обычному, вербальному.

Таким образом, невербальная коммуникация – это взаимодействие, осуществляемое с помощью сопровождающих (или замещающих) речь несловесных сигналов (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.).

Особенности невербальных сообщений: контекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность – предопределяют, как считает В.А. Лабунская, сложность процесса интерпретации невербального поведения. Установлено, что устойчивыми и более или менее однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и др. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию следующих факторов:

· общая ситуация общения;

· индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;

· пол;

· возраст;

· степень значимости партнеров друг для друга;

· культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.

Учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому мы постоянно ошибаемся в определении содержания многих невербальных сообщений, перепроверяем свои выводы, уточняем их, а иногда остаемся в заблуждении. Интерпретируя невербальные послания, необходимо иметь в виду следующие моменты:

· уникальность невербального языка;

· неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

· изменчивость способов невербального выражения;

· зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.

Интерпретация невербального поведения превращается в творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, т. е. того, что называют коммуникативной компетентностью.

В процессе невербальной коммуникации ее участники обмениваются следующей информацией:

1) о личности коммуникатора, включая сведения о его:

· темпераменте;

· эмоциональном состоянии в данной ситуации;

· «Я»-образе и самооценке;

· личностных свойствах и качествах;

· коммуникативной компетентности;

· социальном статусе;

· принадлежности к определенной группе или субкультуре;

2) об отношении участников коммуникации друг к другу, включая сведения о:

· желаемом уровне общения;

· характере, или типе, отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение);

· динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или «выяснять отношения» и т. д.);

3) об отношении участников коммуникации к самой ситуации, включая сведения о:

· включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес);

· стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

 

Тема 4

Тема 5

Успешность коммуникации

 

Рассматриваются следующие вопросы: понятие успешности коммуникации, условия успешности коммуникации, коммуникативные качества речи как условия успешной коммуникации, коммуникативный кодекс, принцип кооперации Грайса, принцип вежливости Лича, относительность правил успешной коммуникации.

Коммуникативный кодекс

Относительность максим

Принимая во внимание принцип кооперации и принцип вежливости как главные принципы коммуникативного кодекса, необходимо постоянно помнить, что ни одна из составляющих их максим не имеет абсолютного характера. А это значит, что сама по себе никакая максима не способна полностью гарантировать устойчивость контакта, тем более – благополучное завершение коммуникативного акта.

Более того, в реальном речевом общении принципы коммуникативного кодекса нарушаются. Относительность максим обусловлена во многом тем, что нельзя устанавливать правила речевого общения в одностороннем порядке, понимать их только как защиту прав адресата. По мнению известного лингвиста Н. Д. Арутюновой, многое дурное в языке (например, грубые, бранные слова и выражения, штампы и др.) лежит на совести не только говорящего, но и слушающего.

Любая из максим относительна и часто может не «согласоваться» с другими. Так, применительно к принципу кооперации постулат «Будь краток» может вступить в конфликт с постулатом «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется», поскольку краткость отнюдь не всегда гарантирует нужное количество информации, и если, например, адресата интересуют подробности, их трудно излагать кратко. Или постулат «Не отклоняйся от темы» иногда внезапно оказывается конфликтным по отношению к постулату «Избегай непонятных выражений».

Тема 6

Фактор внешности

Одежда

В целом коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и светлых тонов. Усиливают воздействие высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе. Выигрышно выглядит чистая, аккуратная одежда. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращенного к бытию.

Расстегнутый пиджак – стремление к контакту, застегнутый – стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак – готовность взаимодействовать. Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, по их наблюдениям, если мужчины до конца переговоров остаются в застегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.

Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды. Большое значение имеет стиль, в котором человек одевается (его общий внешний имидж). От стиля одежды во многом зависит восприятие человека. Производит положительное деловое впечатление контраст темного и светлого в одежде: темный костюм и светлая рубашка у мужчины; белый верх и темный низ у женщины. Женщина должна при этом еще иметь третий яркий элемент — косынку, какое-либо украшение, яркую помаду. Цвета, вызывающие наибольшее доверие в деловых отношениях, — темно-синий и серый. Женщина должна иметь юбку минимум до колена, платье или блузку с длинным рукавом.

Приведем наблюдения специалиста по имиджу И. Криксуновой.

Классический стиль подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален. Для мужчин классический стиль – это костюм темных тонов, рубашка светлого тона, галстук и носки в тон костюму и рубашке. Классический стиль для женщин — это юбка, блузка и пиджак. Классический стиль пользуется успехом у сильных мира сего, обычно нравится начальству.

Для классического стиля линии, формы, силуэты должны быть четкими и определенными (например, заутюженные складки на юбке или стрелки на брюках, четкие, прямые линии воротника, лацканов, идеально выработанная форма плеча и т. п.).

Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала. Однако в среде людей, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, его могут воспринимать как человека недоступного, властного, холодного и авторитарного.

Романтический стиль отличает некоторая старомодность. Он подходит стройной, выдержанной, спокойной и мягкой по характеру девушке или женщине, которая отличается негромким голосом, не резка в движениях, не очень активна и тем более не агрессивна в жизни. Романтический стиль не терпит никакой небрежности, он диктует сдержанную манеру поведения, предполагает (у женщины) и особые женственные, мягкие манеры.

В романтическом стиле могут одеваться и мужчины. Широкополые шляпы, длинные шарфы, длинные прямые пальто и плащи, косынка вместо галстука, шелковые рубашки с манжетами и широкими рукавами, длинные волосы по плечам — все это признаки мужского романтического стиля.

Оратор, одетый в романтическом стиле, производит впечатление человека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет восприниматься при этом как недостаточно компетентный и надежный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.

Экстравагантный стиль предполагает индивидуализм и независимость, смелость, наступательность, а иногда и агрессивность в поведении.

Экстравагантность в большей мере свойственна обычно молодежи, творческим личностям — художникам, поэтам, музыкантам. Приемы создания экстравагантного стиля: смелые цветосочетания, активное использование контрастов, нешаблонных фактур и орнаментов тканей, использование в одежде и прическе энергичных, динамичных, неожиданных линий (диагональные, волнистые, спиральные), широкое использование асимметрии: шаль, наброшенная на одно плечо, асимметричная прядь волос, одна серьга в ухе, асимметричный покрой, смелые стрижки, необычные прически и цвета волос.

Экстравагантный имидж будет восприниматься весьма благоприятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфической среде, где ценится яркая индивидуальность, незаурядность и непохожесть на других, обостренная эмоциональная восприимчивость — в среде искусства, богемы, в окружении людей творческих профессий: музыкантов, актеров, художни­ков, манекенщиц, фотографов.

Однако в среде, где ценится умение не выставлять свои эмоций на показ, способность быть непроницаемым, сдержанным, где действуют жесткие нормы и стандарты поведения (например, в управленческих и чиновных структурах, в возрастных аудиториях), носитель экстравагантного имиджа может восприниматься как персона бестактная, непредсказуемая, не заслуживающая доверия.

Спортивный стиль предполагает оптимистичность, раскованность, желание не ограничивать себя нормами, рамками и стандартами, стремление к свободе и независимости, но в то же время - стремление особо не выделяться.

Основа этого стиля — джинсовые вещи. Спортивный стиль не очень требователен к обстановке, достаточно легко вписывается почти в любую среду. Такой имидж уместен во многих ситуациях. Носитель спортивного стиля обычно воспринимается как человек свойский, оптимистичный, непосредственный, по-человечески доступный.

Неблагоприятной средой для носителя спортивного имиджа является та, где царит четкая структурная иерархия, где люди играют определенные роли и стараются им соответствовать. Деловая сфера, бизнес, управленческие структуры, возрастная аудитория — не место для оратора, одетого в спортивном стиле. Там носитель такого стиля будет восприниматься как непредсказуемая, несолидная и ненадежная личность.

Деловой стиль оптимален при публичном выступлении, так как нацелен на формирование максимального делового доверия к его носителю. Исследования показали, что положительное впечатление в деловых отношениях производит силуэт, приближающийся к прямоугольнику — с подчеркнутыми плечами. Это костюм для мужчины и костюм с подплечниками для женщины. Люди, одетые таким образом, вызывают большее доверие, нежели люди, силуэт которых округлен (свитер, рукав реглан).

Прическа, цвет волос

Высокая прическа повышает статус ее носителя. Цвет волос имеет значение для делового имиджа: при прочих равных условиях в деловых отношениях больше доверяют брюнетам и брюнеткам, чем блондинам и блондинкам: брюнетов считают более компетентными. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток — как более серьезных, умных, компетентных.

Короткая прическа мужчины сигнализирует о его деловитости, невысоком, преимущественно практическом интеллекте; длинные волосы — о творческом начале, интеллектуальности.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Фактор взгляда

Всем известно, что глаза — это окно в душу человека. Специалисты в области деловой коммуникации также называют глаза «вывернутым наизнанку мозгом», подчеркивая тем самым, что выражение глаз отражает процесс мышления. Прямой, открытый взгляд является проявлением отношений доверия, уверенности и интереса. Если партнер по коммуникации смотрит «вдаль», это отнюдь не означает, что он отвлекся от темы сообщения, скорее, он сосредоточен, что-то обдумывает, колеблется или сомневается. Взгляд, направленный «сквозь» партнера, часто является выражением неуважения и агрессивности. Взгляды, бросаемые сбоку, говорят о скепсисe, озабоченности и недоверии. Если человек смотрит снизу, исподлобья, то в зависимости от контекста это может быть выражение покорности, подчиненности или крайней степени агрессивности по отношению к своему собеседнику. Взгляд сверху вниз выражает отношение превосходства, высокомерия и презрения к окружающим. Уклоняющийся взгляд – это взгляд человека, испытывающего чувство страха, робеющего перед своим партнером.

Время контакта глаз также имеет немаловажное значение для понимания отношений, которые сложились между участниками коммуникации. Излишне продолжительный контакт может быть расценен как проявление восхищения, краткий - как обеспокоенность партнера, а прямой взгляд в течение более чем 10 секунд может вызвать дискомфорт. В целом контакт глаз занимает от 30-60% времени деловой коммуникации. При решении сложных проблем контакт глаз осуществляется реже. Слушающий человек смотрит больше, чем говорящий.

Наиболее уместным в деловой коммуникации, например, является взгляд открытый, твердый и решительный, направленный в центр лба и не опускающийся ниже глаз партнера. Именно такой взгляд называют деловым. При дружеском общении взгляд лучше опускать ниже – на треугольник глаза–рот, такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать. Взгляд от глаз до груди и ниже называется интимным, он показывает личную заинтересованность.

Фактор голоса

Прежде всего значение имеет интонация, в частности – голос и такой его параметр, как громкость. Громкий голос при прочих равных условиях всегда дает преимущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности.

Таким образом, коммуникативную позицию любой из участников коммуникации может изменить. Путем применения определенных правил и приемов ее можно усилить, защитить, точно так же можно ослабить коммуникативную позицию собеседника. Искусство заключается в умении усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника, а также в умении ослабить коммуникативную позицию своего собеседника.

Усиливая свою коммуникативную позицию, используя для этого различные вербальные и невербальные средства, мы повышаем эффективность речевого воздействия на собеседника — нас лучше слушают, нам больше доверяют, с нами охотнее соглашаются, наши просьбы выполняют. Усиливают коммуникативную позицию следующие приемы:

· повтор обращения (закон имени): – Ну, Анна Петровна, ну, Анна Петровна, ну, пожалуйста, ну, Анна Петровна;

· повышенная эмоциональность речи;

· приближение к собеседнику или физический контакт (правило «чем ближе, тем эффективнее»);

· открытые жесты, обращенные к слушателю;

· укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);

· повышение громкости голоса, придающее речи авторитетность и уверенность;

· демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

· привлекательность нашего внешнего вида и т.д.

Защищая свою коммуникативную позицию, мы не позволяем собеседнику оказывать на нас давление, помогаем себе устоять против его аргументации, нажима, можем защититься от навязчивого или просто неприятного собеседника. Защитить свою позицию можно при помощи следующих приемов:

· увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

· разместившись за препятствием (столом, букетом цветов и т.д.);

· отклоняясь назад при разговоре;

· принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику).

Коммуникативное равновесие

Эффективное речевое воздействие – такое, которое позволяет говорящему не только достичь поставленной цели, но и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), т.е. остаться с ним в нормальных отно







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.