|
Классификация невербальных средствНевербальные сигналы – это материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл. В научной литературе выделяется несколько видов невербальных сигналов: симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы). Симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.). Символы – невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям. Социальные символы непосредственно не участвуют в коммуникации, но они несут коммуникативно релевантную информацию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми. Например, иномарка, норковая шуба, собственная вилла — символ зажиточности; короткая стрижка — символ «крутизны»; длинные волосы у мужчин — символ артистической профессии. Социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную специфику. Знаки, или собственно невербальные сигналы, - автоматически и сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собеседнику. Невербальные знаки включают: · знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции с предметами); · знаки организации пространства общения (проксемические знаки); · знаки отсутствия говорения (молчания). Многие невербальные явления могут иметь как знаковую, так и симптоматическую функцию, а также могут играть и определенную символическую роль в общении, поэтому четко разграничить невербальные сигналы далеко не всегда удается. Однако, как правило, тот или иной сигнал имеет основную функцию, и по этой функции его можно отнести к определенному разряду. Если невербальный сигнал чаще продуцируется сознательно, он относится к знакам (собственно сигналам), если чаще бессознательно — к симптомам. Тем не менее, в ряде случаев разграничение оказывается условным. В паралингвистике принято различать три группы невербальных средств: · фонационные (интонация, темп речи и пр.); · кинетические (движения, включая жестовые и мимические, и позы); · графические (особенности почерка, типы шрифтов, небуквенные знаки и пр.). Среди невербальных знаков самую большую группу составляют жесты. Жесты— значимые движения тела. Жесты подразделяются на следующие группы: · номинативные — их функция заменять, дополнять или дублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно или вместе с вербальными средствами («большой палец», палец к губам - «тихо», покручивание пальцем у виска — «ненормальный» и др.). К номинативным относится и большой разряд изобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственный образ предмета, действия (изображение размера, формы); · эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) — огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы; · указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой); · риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом. Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории); · игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании); · вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца); · магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением). Мимика – это выразительные движения лицевых мышц. Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости, ядром которой является улыбка. Улыбка в общении выполняет следующие функции: · характеризует улыбающегося как носителя положительных признаков, хорошего человека (об улыбающихся людях все думают хорошо); · вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника, легко отражается; · поднимает настроение самому говорящему (функция самовоздействия); · стимулирует продолжение контакта (поэтому заставляют улыбаться продавщиц – от них тогда не хочется отходить, а ведь они стоят «при товаре»). Признак искренней улыбки – подвижность бровей в момент улыбки, если же брови неподвижны и человек улыбается одним губами – улыбка неискренняя. Жесты – динамические выразительные движения тела (не только рук). Жестовые сигналы подразделяются на: · оценочные сигналы (позитивные, негативные); · сигналы отношения; · сигналы намерений; · сигналы состояний; · риторические сигналы (усилительные, изобразительные, указательные). Эффективны сигналы положительной оценки, расположения к собеседнику. Это такие сигналы, как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней, любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в закрытой позе), наклон головы, движения кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед. Важны правильные риторические жесты, прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем, иначе это выглядит как проявление агрессивности. Важнейшим из невербальных жестов в коммуникации является рукопожатие. Рука, протянутая для рукопожатия ладонью вверх, так называемая «открытая» ладонь, является показателем покорности. Наоборот, «закрытая», повернутая книзу ладонь означает желание доминировать. Таким образом, в момент рукопожатия тот из деловых партнеров, чья рука оказывается сверху, претендует на превосходство. Поэтому партнеры часто поворачивают руки до вертикального положения, являющегося выражением равенства. А. Пиз приводит и другие типы рукопожатий: «Перчатка» — пожатие руки партнера двумя руками. Часто это еще называют рукопожатием политика. Разновидностью такого приветствия является пожатие левой рукой запястья, предплечья или плеча партнера как выражение дружбы, доброжелательности и близости. Такое рукопожатие, скорее, приемлемо для людей, уже знакомых и испытывающих друг к другу одинаково теплые чувства, в противном случае это рукопожатие вызывает только недоверие. «Дохлая рыба» — протянутая для приветствия рука вялая, холодная, иногда влажная. Обычно этот вариант рукопожатия характерен для людей со слабым характером. «Косточки хрустят» — очень сильное рукопожатие, вызывающее боль у партнера, является выражением агрессивности, а иногда и жестокости. «На вытянутой руке» — так здороваются, если хотят дистанцироваться или произвести впечатление человека скромного, знающего свое место. «За кончики пальцев» — этот вариант рукопожатия характерен для людей неуверенных в себе. Позы – фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, а слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту. Закрытые позы – руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. Авторитарные позы демонстрируют высокий статус говорящего, его превосходство над собеседником, стремление оказать на него давление. Примеры авторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной («поза армейского сержанта»), поза «руки в боки», взгляд поверх очков. Все они, как правило, призваны оказать давление на собеседника, подчинить его себе. Воспринимаются такие сигналы негативно. Интонация. Ряд исследователей относит к невербальным средствам общения интонацию, такие ее параметры, как мелодика, темп речи (быстро-медленно), тембр (высоко-низко), громкость (громко-тихо), паузы, логические ударения. Голосиграет огромную роль в речевом воздействии. В соединении с интонацией, мелодикой речи он может казаться приятным и неприятным, тихим и громким, уверенным и неуверенным, вкрадчивым и агрессивным, красивым и некрасивым и т.д. От того, нравится ли он слушателям, зависит сила его воздействия. Однако основной параметр голоса, определяющий его воздействующую силу, – несомненно, громкость. Громкость голоса создает впечатление убежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности. Часто (особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается как признак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им. Громкий голос также часто воспринимается как свидетельство решительности человека: он невольно заставляет слушать его обладателя. Фразы, произнесенные громко и безапелляционно, часто оказывают завораживающее действие на слушателей, лишают их возможности возразить собеседнику. Резкое повышение громкости голоса обычно усиливает воздействие на адресата. Высота голоса также относится к параметрам речевого воздействия. Если вы звоните в какую-либо фирму и вам отвечает девушка с тонким голоском, вы делаете вывод, что это девушка на побегушках. Слова Я директор фирмы, сказанные высоким мужским или женским голосом, не вызывают доверия: не возникает впечатления компетентности, надежности. Деловое общение должно вестись низким тоном. В заключение отметим, что, строя сообщение, необходимо так комбинировать различные каналы и средства коммуникации, чтобы они работали синхронно, согласованно. Тема 5 Успешность коммуникации
Рассматриваются следующие вопросы: понятие успешности коммуникации, условия успешности коммуникации, коммуникативные качества речи как условия успешной коммуникации, коммуникативный кодекс, принцип кооперации Грайса, принцип вежливости Лича, относительность правил успешной коммуникации. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|