|
В 1933–1945 гг. проф. С.С. Халатов и его коллеги по кафедре опубликовали три издания учебника по патофизиологии для медицинских вузов.В 1933 г. в I Московском медицинском институте (I ММИ) им. И.М. Сеченова (организованном в 1930 г. на базе медицинского факультета Московского университета и отделившемся от него в самостоятельное учебное заведение) по инициативе проф. С.С. Халатова и его ученика С.И. Чечулина при кафедре патофизиологии была организована первая в России Центральная научно‑исследовательская лаборатория (ЦНИЛ). Целью ЦНИЛ являлось теоретическое и методическое руководство, а также создание экспериментальной базы по разработке медицинских проблем совместными силами клиницистов и патофизиологов. С этого времени практически все крупные научные работы клиницистов (в том числе и диссертационные) включали патофизиологическую разработку клинических проблем. Проф. С.С. Халатов рассматривал патофизиологию как основную теоретическую дисциплину, формирующую естественнонаучную базу для понимания клинической патологии и ведения практической деятельности врача. Проф. С.С. Халатов был руководителем и автором оригинальных исследований роли холестерина в развитии атеросклероза. Результаты их учитываются и в современных концепциях патогенеза атеросклероза. Свою точку зрения по этой проблеме проф. С.С. Халатов изложил в монографии «Холестериновая болезнь в её патофизиологическом и клиническом значении» (1946). С 1943 г. ассистент В.А. Неговский проводил на кафедре разработку методов оживления организма. По материалам исследований В.А. Неговский опубликовал книгу «Опыт терапии состояния агонии и клинической смерти в войсковом районе» (1945). За эту работу был награжден орденом Красной Звезды. Позднее проф. В.А. Неговский организовал первый в стране Институт реаниматологии, ставший главным в разработке методов восстановления жизнедеятельности организма. В годы заведования кафедрой проф. С.М. Павленко (1947–1976) и проф. Н.И. Лосевым (1976–1990), проводилась методическая и организационная работа по дальнейшему развитию клинико‑экспериментального направления в медицинских научных исследованиях, а также в преподавании патофизиологии. В эти годы были опубликованы методические указания (руководства) к практическим занятиям по патофизиологии, созданы современные учебные программы по патофизиологии, общей патологии и патологии для медицинских и фармацевтических вузов страны (1984, 1987, 1990). Проф. С.М. Павленко совместно с руководимым им коллективом кафедры разрабатывал научные проблемы роли реактивности и сенсибилизации в развитии патологии, учения о саногенезе и предболезней. Он был инициатором создания и первым руководителем Всесоюзного (сейчас Российского) научного общества патофизиологии. Сотрудниками кафедры патофизиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова разработана и реализуется концепция многоуровневого преподавания патофизиологии в медицинских вузах: 1) базисного: на III курсе обучения; 2) цикла «Клиническая патофизиология» (посвящённого изучению наиболее распространённых у человека патологических синдромов) на выпускных курсах; 3) цикла «Клиническая патофизиология» в системе послевузовской специализации врачей (интернов, клинических ординаторов и аспирантов), целью которого является изучение патофизиологии наиболее распространённых у человека болезней. Эта концепция получила поддержку Международного общества по патофизиологии и внедрена в большинстве стран. В 2007 году в ММА имени И.М. Сеченова создана уникальная система преемственного преподавания патофизиологии (патологии) на додипломном и послевузовском этапах подготовки, а также в процессе непрерывного профессионального развития специалистов. С этой целью создана кафедра патофизиологии (переименованная в 2010 г. в кафедру «Патология человека») на факультете послевузовского профессионального образования врачей (организатор и заведующий – член-корр. РАМН, проф. П.Ф. Литвицкий). На кафедре преподается учебная дисциплина «Патология», включающая материалы патофизиологии, патоморфологии и патобиохимии. Цель этой дисциплины – обучить врачей владению методикой и методологией эффективного решения профессиональных врачебных задач, а также – умению проводить научно обоснованный диагностический поиск, формулировать принципы, методы и алгоритмы лечения и профилактики различных форм патологии. Учебный процесс реализуется в соответствии с национальной Программой «Патология», с использованием специализированных Руководств как для преподавателей медицинских вузов, так и для слушателей системы послевузовского профессионального образования и непрерывного профессионального развития, разработанных сотрудниками кафедры (Программа и Руководства утверждены УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России и согласованы с Минздравсоцразвития). Клиническая учебная база для дисциплины была любезно предоставлена кафедрой терапии и профболезней Академии (зав. – академик РАМН, профессор Н.А. Мухин). Сотрудники кафедры патофизиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова совместно с клиницистами разрабатывают научную проблемy «Механизмы развития, принципы профилактики и патогенетической терапии наиболее социально значимых болезней человека» – коронарной и сердечной недостаточности, атеросклероза, иммунопатологических процессов, бронхиальной астмы, наркоманий и др. Прогресс патофизиологии в России определяли многие крупные учёные и руководимые ими коллективы. Не имея возможности назвать всех (это сделано в специальных изданиях), упомянем здесь лишь наиболее яркие, на наш взгляд, личности. Это проф. В.В. Пашутин — организовавший в 1874 г. в Казанском университете, а в 1879 г. в Петербургской медико‑хирургической академии кафедры общей и экспериментальной патологии, опубликовавший руководство по общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии); проф. И.И. Мечников, разработавший оригинальный метод сравнительно‑эволюционного анализа и применившего его при разработке проблем воспаления, иммунитета, инфекционного процесса и расстройств их течения; проф. А.А. Богомолец — автор учения о роли в норме и патологии системы соединительной ткани (ретикуло–эндотелиальной системы –РЭС), разрабатывавший вопросы патогенеза анафилактического и постгемотрансфузионного шока; проф. А.Д. Сперанский, показавший важную роль нервной системы в развитии не только приспособительных (адаптивных), но и патогенных процессов в организме при развитии болезней от момента их возникновения до выздоровления (результаты своих исследований А.Д. Сперанский обобщил в книге «Элементы построения теории медицины», 1935); профессора И.Р. Петров (1893–1970) и В.К. Кулагин, много внёсшие в развитие проблем гипоксии и шоковых состояний; проф. А.М. Чернух (1916–1982), разрабатывавший основы патофизиологии микроциркуляции, а также отдельные проблемы расстройств регионарного кровообращения и воспаления; проф. Н.А. Фёдоров (1904–1983), выявивший и описавший ключевые звенья патогенеза постгемотрансфузионных реакций и ожогового процесса; проф. П.Д. Горизонтов, заложивший основы патофизиологии лучевых поражений организма, а также внёсший важный вклад в развитие концепции стресса; проф. А.Д. Адо, один из создателей учения об иммунопатологических процессах, разрабатывавший вопросы патогенеза аллергии и методов её лечения; проф. В.А. Неговский, заложивший основы и разработавший ключевые положения реаниматологии, учение о терминальных состояниях, сформулировавший концепцию о постреанимационной болезни; проф. Г.Н. Крыжановский, продуктивно разрабатывающий проблемы патофизиологии нервной системы и создавший концепцию о болезнях нарушенной регуляции; проф. Б.Б. Мороз, исследующий проблемы лучевой болезни, а также патофизиологии состояний, возникающих при воздействии на организм различных экстремальных факторов; проф. Ф.З. Меерсон, плодотворно разрабатывавший проблемы механизмов приспособления организма к воздействию различных экстремальных факторов, кардиологии, стресса, создавший концепцию адаптивной медицины. Глава 2. Предмет, задачи, методы и разделы патофизиологии Общим объектом изучения всех медицинских дисциплин является человек. Часть этих дисциплин (например, анатомия и физиология) исследует и описывает законы жизнедеятельности человека в норме, т.е. разрабатывает «нормологию» человека. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|