|
Общение как обмен информацией
Вспомните:
|
|
| что такое общение? Какую роль оно играет в становлении личности? Какую роль играет общение в передаче информации? Какие существуют средства общения? Какие барьеры препятствуют эффективному общению?
| | | | Из курса основной школы вы знаете, что общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных). Проблема общения является одной из базовых проблем социальной психологии. Она имеет междисциплинарный характер, составляя предмет исследований социологов, социальных психологов и специалистов по теории информации. С одной стороны, многозначность исходного понятия затрудняет исследование проблем общения, а с другой — дает дополнительные ресурсы для понимания этого феномена. Среди наиболее актуальных направлений современных исследований стоит назвать следующие: осуществление коммуникативных воздействий с использованием технических средств (телефона, Интернета и др.), трудности интерпретации невербального общения, сущность коммуникативной компетентности. Актуальны также проблемы диалогического, т. е. доверительного, общения. Интересуют специалистов и проблемы создания технологий эффективного общения в профессиональных сферах (управленческой, маркетинговой, политической, связи с общественностью и др.), и преодоление опасности превращения человека в объект манипулирования. В данном параграфе речь пойдет об общении как обмене информацией или о коммуникативной функции информационного обмена. Общение наряду с информационной стороной характеризуется еще интерактивной и перцептивной сторонами, о чем речь пойдет далее.
КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ
Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и другими результатами психической деятельности. Однако в общении людей коммуникация не сводится только к информационному процессу. В общении информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому при описании коммуникативной стороны общения необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой. Во всех подобных случаях возникают отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на его мотивы, цели, установки (в то же время не упуская из поля зрения своих собственных целей, мотивов, установок). Но и этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от партнера. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею. По мнению специалистов, главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль для каждого участника общения играет значимость информации. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Эффективность процесса измеряется именно тем, насколько удалось воздействие на партнера по общению. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» коммуникативных информационных процессах, когда, к примеру, информация передается с одного компьютера на другой. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования. На обыденном языке это правило выражается в словах: «важно находить общий язык». Это особенно важно потому, что участники общения в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь, если знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Для общения необходимы не только единая лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Поясним это на житейском примере. Жена встречает у двери мужа словами: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек». Эта фраза имеет не только буквальный смысл. Помимо известия о сделанной покупке, муж должен понять, что ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку. Или, возможно, семье требуются лампочки про запас, жена купила их впрок и ждет от мужа одобрения такой покупки. Понять точный смысл сказанного в данной ситуации можно, только зная предшествующую ситуацию. В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические барьеры в общении, о которых речь уже шла в курсе основной школы. Напомним, что барьеры могут быть не только психологическими, но и социальными, политическими, религиозными, профессиональными и порождать разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации. Барьер в обмене информацией может быть связан с различным мироощущением, миропониманием, мировоззрением. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии барьеров, ведь даже военные противники ведут переговоры, но при этом ситуация общения значительно усложняется. Барьеры в общеении могут быть напрямую вызваны индивидуальными психологическими особенностями общающихся. Например, общению мешают чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего. Могут возникать барьеры по причине сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п. В процессе общения происходит циркуляция информации между участниками этого процесса. В некоторых случаях информация распространяется от одного человека непосредственно к другому. Чаще всего такая информация носит сугубо личный характер. Значительно чаще в обществе информационные сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В этом случае говорят о сетевом коммуникативном процессе.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения общая схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию). Он, прежде чем сообщить что-либо, владеет определенной информацией, а затем воплощает ее в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» («говорящего» и «слушающего»). Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Одна из возможных моделей речевого общения включает пять элементов: 1) кто? (передает сообщение) — коммуникатор, 2) что? (передается) — сообщение, 3) как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно, 4) кому? (направлено сообщение) — адресат, 5) с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или неэффективное общение. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условий включения в систему деятельности, а это включение обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем. Речь дополняется не только экспрессивными реакциями, но и смыслом поступков. Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не уделяем должного внимания невербальным средствам.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Среди невербальных средств общения можно выделить оптико-кинетическую систему знаков, которая включает в себя жесты (жестикуляция руками), мимику (движения разных элементов лица), пантомимику (позы). Большинство движений различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение невербальных сигналов в ситуацию общения придает ему особую эмоциональную окраску. При этом нюансы невербального общения оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах.
Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» — это отрицание, и наоборот.
| Известные «добавки» к вербальной коммуникации дает паралингвистическая система — это качество голоса, его диапазон, тональность. Существует еще и экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все это придает дополнительную окраску значимой информации «околоречевыми» приемами. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных характеристик коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. Описаны, например, хронотоп «больничной палаты», хронотоп «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия, например не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик». Итак, обращение к средствам невербального общения показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|