|
ЧТО ТАКОЕ КОНФОРМНОСТЬ, ИЛИ НОВЫЙ НАРЯД КОРОЛЯ
Многим из нас с детства известна сказка Ганса Христиана Андерсена о голом короле. Герои этой сказки подчинялись общему мнению и грешили против истины, расхваливая то, чего в реальности не существовало. Боязнь быть «не как все», получить наказание за несогласие с общим мнением существует не только в сказке, но и в реальной жизни. Человек, который согласен с мнением большинства, не создает проблем в общении, получает поддержку и одобрение группы. С желанием заслужить одобрение или избежать порицания и быть принятым в своей группе связано подчинение навязываемому группой мнению. Отношения, складывающиеся в группе, а также воздействие группы на людей, как утверждают исследователи, являются одним из особо сильных источников регулирования чувств, суждений и норм поведения человека. Сказка о голом короле — пример особого социально-психологического явления, называемого конформностью. Факт существования феномена конформности личности в группе был установлен американским психологом Соломоном Ашем (1907—1996 гг.). О конформности говорят тогда, когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, и этот конфликт преодолевается в пользу группы. Суть этого явления имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Наука определяет конформность как изменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других. Различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека. Внешнюю конформность отождествляют с уступчивостью в следовании требованиям группы при внутреннем неприятии их. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями. Конформное поведение играет как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, оно способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения, если более правильным оказывается мнение или действия большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Конформисты помогают принимать общие решения, но обычно не предлагают ничего нового. Есть и другая категория людей — те, кто идет против течения, зная, что могут встретить недовольство, отвержение и даже ненависть. К этим людям применимо выражение «дух противоречия»: они во что бы то ни стало поступают вопреки мнению окружающих, наперекор другим, любой ценой во всех случаях утверждают противоположную точку зрения. Таких людей называют нонконформистами. Ярким примером нонконформности служит просьба ребенка: «Пожалуйста, запретите мне рисовать, ведь мне так хочется немного порисовать». Характеризуя позицию индивида относительно позиции группы, ученые пишут о мере подчинения индивида групповому давлению. В литературе встречается мнение о том, что для индивида желательно проявление «разумной» конформности. Так, собираясь на дружеский вечер, полезно поинтересоваться, во что будут одеты его участники. Зная ответ на этот вопрос, вы сможете определить, как одеться вам, чтобы не выглядеть белой вороной.
«Из десяти тысяч человек не найти ни одного, который был бы настолько равнодушным и бесчувственным, чтобы сносить постоянные неприязнь и порицание своего окружения».
Джон Локк (1632—1704 гг., английский философ-просветитель и политический мыслитель)
| С чем связана степень конформности? Во-первых, степень конформности связывают с новизной группы — при вхождении в новую группу индивид пытается в своем поведении следовать за другими, потому что еще не знаком с групповыми ценностями и нормами. Кроме того, степень конформности связана с социальным статусом (чем он ниже, тем выше может быть конформность) и с привязанностью к группе, желанием во что бы то ни стало принадлежать ей, быть ее участником. Играют роль также личностные характеристики человека (интеллект, тревожность, внушаемость и др.), его пол, возраст (маленькие дети более конформны, чем взрослые). Важна и культура, представителем которой является человек. Представители коллективистских обществ Востока в большей степени конформисты, чем представители западного индивидуалистического общества. Наконец, степень конформности зависит от сплоченности группы: чем группа сплоченнее, тем выше конформность ее членов, тем сильнее влияние на них группы. Завершая разговор о влиянии группы на личность, отметим, что в зависимости от реакции на групповое давление член группы может выступать: 1) как конформист, т. е. соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления; 2) как нонконформист, т. е. оказывать сопротивление давлению группы, думать и действовать вопреки ему; 3) как самоопределяющаяся личность — избирательно реагировать на воздействия группы, соглашаясь с ее мнением или не принимая его — в зависимости от конкретной ситуации. Именно так поступил мальчик в упомянутой сказке, заявив о том, что король голый. Здесь мы употребляем термин «самоопределение личности» в узком смысле слова, лишь применительно к поведению индивида в группе в ситуациях ее давления. В широком смысле под самоопределением личности понимают сознательный процесс выбора социального положения, профессии, принципов и образа жизни, основанный на познании своих личностных качеств. Основные понятия: межличностная совместимость, групповая сплоченность, конформность. Термины: нонконформность, самоопределение личности.
1) Что представляет собой межличностная совместимость? 2) Почему сложные условия совместной деятельности предъявляют повышенные требования к межличностной совместимости? 3) Что влияет на совместимость людей в группе? 4) В чем проявляется групповая сплоченность? Что рассматривают в качестве ее показателей? 5) Что оказывает воздействие на уровень сплоченности группы? 6) При каких ситуациях можно вести речь о конформном поведении в группе? 7) Каковы достоинства и недостатки конформизма? 8) Что объединяет понятия «конформизм» и «нонконформизм»?
Подумайте, обсудите, сделайте
| 1. Опираясь на содержание известных вам литературных произведений и художественных фильмов, приведите примеры межличностной совместимости и сплоченности людей в группе. 2. Какое из двух определений групповой сплоченности, данных в параграфе, на ваш взгляд, более широкое? 3. Обсудите, какое совместное дело может увеличить сплоченность вашего класса. Подготовьте и проведите его. 4. Выскажите свои соображения о том, как влияют на сплоченность группы следующие музыкальные традиции: а) традиция пения любимых песен в кругу, в котором все участники стоят, положив руки на плечи соседей слева и справа; б) традиция вечеров песен под гитару у костра или при свечах. 5. В один из зимних дней исследователи попросили помощников в течение 60 секунд стоять и смотреть вверх, в ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности. 6. Г. М. Андреева называет нонконформность «конформностью наизнанку». Как вы думаете, что подчеркивается этим определением: независимость, самостоятельность позиции нонконформиста или его зависимость от группы? 7. Кого из ваших друзей вы можете отнести к конформистам, а кого — к нонконформистам?
Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных экспериментов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение человека групповому давлению.
Аш попросил студентов в группе из восьми человек сравнить линии разной длины. <...> Эта задача была достаточно легкой. В контрольной ситуации, когда группа не подталкивала человека к неверному выбору, 95% участников правильно нашли 12 одинаковых линий, а для участников экспериментальной группы ситуация менялась: они сталкивались с результатами социального соглашения, противоречащего их собственным глазам. Прежде чем испытуемые выносили свое собственное суждение, они слышали, как пять других студентов (в действительности помощники экспериментатора) единодушно соглашались с очевидно неправильным ответом. Держались ли обманутые испытуемые за свое собственное мнение и давали правильный ответ или шли вместе с толпой? <...> Лишь 25% этих участников не замечали очевидной ошибки группы и давали только правильные ответы. Другие 75% отвечали вопреки собственным чувствам и до некоторой степени уступали мнению группы. Хотя никто из участников не соглашался со всеми ответами группы, один испытуемый уступил мнению группы в 11 из 12 случаев. <...> Участник, уступавший мнению группы в 11 из 12 раз (больше, чем какой-либо другой), позже заявил, что он заколебался из-за кажущейся уверенности других членов группы. Он сказал, что действительно поверил, что остальные правы, и думал, что он один стал жертвой какой-то «иллюзии». Исследование Аша показало, что люди, сталкиваясь с ярко выраженным мнением группы, порой соглашаются, хотя и думают, что другие могут ошибаться. Кроме того, они иногда считают, что другие правы, и сомневаются в собственных чувствах, если члены их группы кажутся достаточно уверенными. Вопросы и задания: 1) Какое социально-психологическое явление, описанное в параграфе, изучал Соломон Аш? 2) Опираясь на знание предыдущего параграфа, определите, к какому виду социальной группы можно отнести группу студентов, собранную Ашем. 3) Сколько этапов эксперимента описано в тексте? Чем они отличались друг от друга по условиям и результатам? 4) Как распределились участники эксперимента в зависимости от подверженности влиянию группы? Какие выводы позволяет сделать эксперимент? 5) Аш проводил эксперименты с незнакомыми студентами, встретившимися во время короткого эксперимента. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение ее членов и существует групповое мнение.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|