|
ОБЩЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Особенно остро ощущается потребность в общении в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте окончательно происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая потребность возникает раньше и с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Сохраняет свое значение общение и в юношеском возрасте. Почему же интерактивное общение со сверстниками так важно для юношества? Во-первых, это очень важный специфический канал информации, который дает возможность подросткам и юношам узнать многие необходимые сведения, не сообщаемые взрослыми. Во-вторых, в совместной со сверстниками деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В общении со сверстниками постоянно приходится доказывать свою привлекательность, необходимость группе. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание принадлежности к группе, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей — это вопрос, который имеет решающее значение для самоуважения в этом возрасте. Общение в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в стремлении освободиться от контроля старших. Однако оно может действовать и в отношениях со сверстниками. Исследователи отмечают, что в переходном от подросткового к юношескому возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений об одиночестве растет, а негативных — уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша часто ценит уединение. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства, стремлении иметь собственную комнату. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Как утверждал поэт, только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия. От спокойного, умиротворенного уединения следует отличать мучительное и напряженное одиночество (тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости). Как показывают данные опросов, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают молодежные газеты и радиостанции: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...» Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, среди которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженную потребность в общении некоторые исследователи даже считают ведущей деятельностью юношеского возраста. Острая потребность в общении превращается у многих ребят в непобедимое чувство: они не только дня, но одного часа не могут пробыть без своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков. При сходстве внешних проявлений социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в принадлежности к группе, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий в ней черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Подробнее о группах речь пойдет впереди. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть «грубо и зримо». Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительное «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей. Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести. Самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей — застенчивость. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским» качеством. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей. Во-первых, будучи постоянно озабоченными собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, они обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию. Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Подростковое и юношеское общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит первым и т. п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток или юноша нередко сам запутывается, проявляет на первый взгляд немотивированную ложь или немотивированную жестокость.
ФОРМЫ ЮНОШЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Для юношеского общения типичен интерес к интимно-личностному, стихийно-групповому и социально ориентированному общению. Первая из названных форм общения предполагает взаимодействие, основанное на личной симпатии, привязанности, близости интересов, взглядов, ценностей (по формуле «я и ты»). Именно в юношеском возрасте люди активно стремятся найти близкого по духу человека, который поймет, который поддержит, придет на помощь в случае необходимости. Дружба, привязанность, влюбленность — все эти виды межличностного взаимодействия для юношеского возраста представляют безусловную ценность, а их отсутствие воспринимается как одиночество, предмет глубоких переживаний. Стихийно-групповое общение обычно происходит по формуле «я и случайные они». Оно чаще всего носит характер контактов с приятелями, которых легко меняют на других. Что касается содержания взаимодействия при этой форме общения, то оно состоит в проведении досуга, необязательных встречах («тусовках»), посещении дискотек, кино, «гулянии» по улицам, а на самом деле часто бесполезном времяпрепровождении во дворе или на улице. Несмотря на то что такая форма общения вызывает неприятие многих взрослых, молодым людям она доставляет удовольствие и нередко заменяет интимно-личностное общение. Однако социологи отмечают, что при количественном преобладании стихийно-группового общения среди молодых людей доминирует тяга к более тесным контактам на личной основе. Во всяком случае, при проведении опросов выясняется неудовлетворенность необязательным характером и отсутствием ясной цели стихийно-группового общения. По мере взросления предполагается включенность в социально ориентированное общение («я и общество»). Эта форма общения основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход в более широкие общественные сферы. Примером такого общения может служить позитивная социальная деятельность, в которой человек может по-настоящему проявиться как самостоятельная и самоценная личность. Исследования психологов и социологов указывают на явный дефицит возможностей для молодых людей в сфере социально ориентированного общения, что приводит к замещению его стихийно-групповым общением со всеми его недостатками и негативными последствиями для полноценного формирования личности. Приведем типичное мнение молодого человека, отражающее ситуацию: «...Негде провести свободное время, кроме как во дворе или на танцах. Хочу, чтобы у меня было много-много друзей, но очень трудно найти настоящего друга. Мои одноклассники еще с шестого класса стали курить, потом выпивать, думая, что это делает их взрослыми... Скучно, иногда противно, но все вокруг такие». В этом признании сквозит как разочарование ситуацией, так и нежелание что-то менять, а вероятно, и отсутствие возможностей для этого. К сожалению, современное общество с его нерешенными социальными противоречиями и объективными проблемами в сфере общения не всегда создает благоприятные условия для полноценного общения и взаимодействия. Основные понятия: общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте. Термины: интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт.
1) В чем заключается интерактивная функция общения? 2) Охарактеризуйте сущность кооперации в общении. 3) Чем опасна конкуренция в общении? 4) Какие качества человека способствуют взаимодействию в общении, а какие препятствуют? 5) В чем состоят особенности общения в юношеском возрасте?
Подумайте, обсудите, сделайте
| 1. Предложите несколько советов, которые помогут организовать интерактивное общение для группы, в которую входят: — сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о здоровье; — застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была тяжелая травма; — опытный массажист, но при этом доминантный собеседник; — интроверт, плохо владеющий русским языком специалист по восточной медицине, которому непременно нужна практика. Результаты своей работы обсудите, разбившись на группы (не более 5 человек). После проведения групповой дискуссии обсудите ее итоги в классе. 2. Проанализируйте с точки зрения интерактивной стороны общения следующую ситуацию, описанную А. П. Чеховым в рассказе «Тоска». Определите, какие факторы мешали, а какие способствовали общению. Имело ли место взаимодействие? Ответ аргументируйте. У извозчика Ионы Потапова умер сын. Весь он полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нем... Интереса у седоков то, что хочет им поведать Иона, не вызывает. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» Не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней: «— Так-то, брат, кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей все...» 3*. Выполните следующее упражнение. Представьте, что ваш дом занесло снегом. Все выходные ни с кем не удастся пообщаться, и помощь придет не раньше понедельника. Вы один, и никаких запланированных заранее дел у вас нет. Представьте, каким образом эти дни можно провести с пользой. У вас нет ни телевизора, ни радио, ни телефона, но есть достаточное количество еды, книг, бумага и ручка, все бытовые удобства. Составьте план своего времяпрепровождения. Какое место в нем будет отведено взаимодействию? Кто или что может рассматриваться как партнер по взаимодействию в данном случае?
Прочитайте отрывок из книги А. Батаршева.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|