Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Фундаментальный анализ финансовых рынков и его использование при принятии решений





 

Понятие фундаментального анализа.

Этапы фундаментального анализа.

Методы проведения фундаментального анализа «сверху-вниз» и «снизу-вверх».

Макроэкономический анализ.

Индикаторы, используемые в фундаментальном анализе.

Отраслевой и региональный анализ.

Анализ эмитента.

Анализ ценных бумаг.

 

Фундаментальный анализ – это изучение макроэкономических тенденций, влияющих на движение цен, и их влияния на динамику стоимости ценных бумаг, изучение деятельности эмитентов и причин изменения цен на ценные бумаги, прогнозирование будущей доходности ценных бумаг на основании тенденций движения цен.

Основной целью анализа является определение ценных бумаг, которые в данный момент оценены неверно (чья оценка занижена или завышена). На этой основе прогнозируется вероятное направление движения курсов акций. Фундаментальный анализ базируется на следующих принципах:

1. Каждая ценная бумага обладает внутренней стоимостью. Какова бы ни была рыночная стоимость ценной бумаги, она обязательно рано или поздно должна приблизиться к ее внутренней стоимости.

2. Любой экономический фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос па ценную бумагу, ведет к повышению ее цены и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьшающий спрос, как правило, приводит к снижению цены. На этой основе устанавливается цена, которая соответствует определенному соотношению спроса и предложения.

Фундаментальный анализ является сложным, дорогим и трудоемким. Он позволяет прогнозировать цену на длительный период. Учитывая его трудоемкость, его обычно проводят специальные информационные агентства, которые затем продают готовые результаты в виде индексов, и других показателей. Его целью является прогноз доходов, которые будут генерироваться в будущем и определение на его основе будущей внутренней стоимости актива. После этого проводится ее сравнение с фактической ценой, сложившейся на рынке, и даются рекомендации о покупке или продаже активов. Недооцененные активы должны приобретаться, а переоцененные продаваться.

Фундаментальный анализ охватывает:

1) общеэкономический анализ, т. е. анализ и прогноз общеэкономического развития, изменения про цент ной ставки и денежной массы, валютных курсов и финансовой политики;

2) отраслевой анализ, включающий анализ поступления заказов и объемов производства соответствующей отрасли;

3) анализ отдельных компаний, изучающий динамику товарооборота, издержек и доходов, а также имущества и положения компании на рынке;

4) исследование качеств ценной бумаги и моделирование ее цены.

Последовательность этапов может быть следующей:

- Сверху-вниз

- Снизу-вверх

 

Общеэкономический, или макроэкономический, анализ строится на предположении, что курс ценной бумаги определяется ожидаемыми доходами компаний и устанавливаемой внутренней ценой акции, а ожидаемые доходы компаний зависят от общеэкономических воздействий. Положение экономики оценивается с учетом таких факторов, как ВНП, занятость, инфляция, процентные ставки, валютный курс и Т. д. Здесь же учитывается фискальная и монетарная политика страны и ее влияние на рынок ценных бумаг.

Таким образом, определяются социальные, политические, правовые, международные, научно-технические и финансово-экономические факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, эффективный рынок ценных бумаг. Увеличение занятости, рост заработной платы, снижение налогов способствуют притоку капитала на рынок, а высокий уровень инфляции может привести к тому, что все средства населения будут использованы на потребление. При использовании фундаментального анализа учитываются стоимостные показатели (опережающие, сопутствующие и запаздывающие).

Опережающие показатели сигнализируют о состоянии экономики в ближайшем будущем, ее возможных изменениях и колебаниях уровня инфляции. Сопутствующие и запаздывающие показатели отражают основные направления изменений в экономике и опровергают или подтверждают опережающие показатели.

Эти показатели называются индикаторами. Основные из них:

- динамика ВНП. Чем выше произведенный ВНП, тем больший объем инвестиций будет поступать на фондовый рынок.

- индикаторы инфляции: CPI, PPI;

- индикаторы занятости;

- торговый баланс;

- платежный баланс;

- результаты заседаний регуляторов;

- денежные агрегаты;

- индикаторы уверенности потребителей;

- индикаторы заказов и запасов;

- индикаторы продаж;

- индикаторы строительства и др.

 

Индустриальный (отраслевой) анализ предполагает изучение делового цикла в экономике различных отраслей и отсеивание отраслей, не представляющих интереса в данном плане. Отраслевой анализ необходим, так как экономическое развитие отрасли не всегда совпадает с общеэкономическим развитием. Среди отраслей есть такие, чье развитие как опережает развитие общеэкономической конъюнктуры, так и отстает, а также отрасли, развивающиеся параллельно. Индустриальный анализ позволяет классифицировать отрасли по отношению к уровню деловой активности и по стадиям развития. К опережающим отраслям относятся: промышленность потребительских товаров, текстильная промышленность, финансовая отрасль. К параллельно развивающимся относят химическую промышленность. К отстающим от экономического цикла отраслям относят: электропромышленность, машиностроение, строительную промышленность.

Таким образом, в зависимости от конъюнктуры, отрасли развиваются с опережением, параллельно или с отставанием, что, в свою очередь, влияет на движение курсов их ценных бумаг.

Монопольное положение на рынке влияет на изменение курсов ценных бумаг. Каждая отрасль или группа отраслей, имеющая монопольное положение на рынке (например, группа добывающих отраслей), в отдельные периоды может обеспечивать открытие нового сектора продаж, что усиливает их позиции на рынке и ведет к повышению курсов их ценных бумаг.

На изменение курсов ценных бумаг наряду с отраслевой прибылью влияет поступление отраслевых заказов и объем промышленного производства, так как они позволяют сделать оценку ожидаемой динамики товарооборота и прибыли соответствующей отрасли. От динамики поступления отраслевых заказов зависят будущие производственные показатели, а они, в свою очередь, влияют на движение курсов ценных бумаг.

Кроме того, прибыль отрасли зависит от движения валютных курсов и от того, ориентируется отрасль на экспорт или на импорт.

 

Анализ конкретного предприятия – это анализ и диагностика финансово положения и анализ состояния и перспектив развития менеджмента эмитента (изучение практики управления компанией-эмитентом), организационных и коммерческих условий работы.

Финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Он позволяет оценить ретроспективное, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; выявить критические точки в деятельности предприятия, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Анализ включает в себя: доскональное изучение балансов, отчетов о при былях и убытках и других материалов, публикуемых компаниями; тщательное изучение данных о состоянии активов, доходов, объеме продаж, производства конкретной корпорации; исследование состояние рынков, на которые выходит со своей продукцией данный эмитент.

Анализ состоит из четырех основных блоков.

1. Выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем.

2. Расчет этих показателей.

3. Сравнение полученных величин с аналогичными показателями предприятия за предыдущий, плановый период, со среднеотраслевыми и конкурентными величинами.

4. Использование показателей для определения возможных резервов деятельности предприятия, способов решения проблем и будущих возможностей предприятия.

Для анализа отчетности и определения финансового состояния предприятия используют расчет финансовых коэффициентов. Выделяют следующие виды показателей.

1. Показатели платежеспособности (ликвидности). Ликвидность это способность предприятия ответить по своим краткосрочным обязательствам. Она означает безусловную платежеспособность хозяйствующего субъекта и предполагает постоянное равенство между активами и обязательствами как по общей сумме, так и по срокам наступления.

2. Показатели финансовой устойчивости. Они показывают уровень привлечения заемного капитала и способности предприятия обслуживать этот долг.

3. Показатели деловой активности. Они говорят о том, насколько эффективно используются средства предприятия.

4. Показатели рентабельности. Они позволяют судить о прибыльности предприятия.

К другим показателям эффективности можно отнести отношение прибыли к численности персонала и др. Каждый показатель подчеркивает определённый аспект результатов деятельности предприятия.

Большой интерес представляют показатели, имеющие связь с движением акций. К ним относятся балансовые показатели; показатели, относящиеся к курсам; показатели, относящиеся к акциям. К балансовым показателям относят оборот, поток наличности и нетто-итог. Показатели, которые относятся к акциям, рассчитываются на одну акцию. К ним относят:

- дивиденд на одну акцию,

- кэшфлоу на одну акцию.

- коэффициент дивидендной отдачи, характеризующийся соотношением между величиной дивиденда и ценой акции

- коэффициент выплачиваемости, который позволяет оценить, какую долю в чистом доходе корпорации составляют выплачиваемые дивиденды.

Используя данные показатели можно сопоставить степень доходности акций различных эмитентов, а также различных фондовых инструментов и направлений инвестирования. Показателями, относящимися к курсам, являются:

дивидендный фактический доход (р/е-гаtio),

Показатель d/e-ratio

отношение «курс/прибыль»

отношение «курс/кэшфлоу».

Показатель p/e-ratio определяется как отношение курсовой стоимости к величине чистой прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию. Коэффициент выше у корпораций с более высокими перспективам роста и ниже с нестабильным положением.

Коэффициент цена/прибыль (англ. P/E ratio, P/E) – финансовый показатель, равный отношению рыночной капитализации компании к ее годовой прибыли.

P – рыночная цена акции

EPS – доход на одну акцию (earnings per share)

Коэффициент цена/прибыль является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании, больши́е – о переоценённости. Существенным недостатком P/E является то, что он не может применяться для компании, показавшей в бухгалтерском балансе убытки, так как стоимость компании при таком подходе будет отрицательной.

Доход в расчете на одну акцию (earnings per share, EPS) – чистая прибыль (т.е. за вычетом налогов и дивидендов по привилегированным акциям) в расчете на одну акцию. Если привилегированные акции не являются частью структуры капитала компании, то EPS определяется делением чистой прибыли на количество обыкновенных акций, находящихся в обращении. Он является показателем оценки операционной деятельности компании и ожидаемой величины дивидендов.

Аналитический показатель отношение «курс/прибыль» как соотношение между фактическим курсом и прибылью в расчете на 1 акцию зачастую используется для того, чтобы отличить заниженную акцию от завышенной акции. Отношение «курс/прибыль» показывает, какое кратное итога в данный момент платится за акцию. Иначе говоря, сколько лет потребуется фирме, чтобы при постоянном размере готовой прибыли заработать сумму, равную сегодняшней стоимости акции этого предприятия. После расчета этого коэффициента компании он сравнивается с аналогичными показателями других компаний данной отрасли или со средним отношением «курс/прибыль» на всем рынке. Это позволяет отличить относительно «дешевые» акции от относительно дорогих.

«Курс/кэшфлоу» рассчитывается на основе действительного курса акций, деленного на кэшфлоу в расчете на одну акцию компании. Сопоставление показателей КСУ компаний или предприятий, как и сопоставление показателей KGV, следует осуществлять лишь в рамках одной конкретной отрасли. Причина этого в делении отраслей на капиталоёмкие и зарплатоёмкие, а, следовательно, и в разнице в кэшфлоу, которые, в свою очередь, изменяют показатель. Капиталоёмкие отрасли (электропромышленность, машиностроение) за счет высоких амортизационных отчислений имеют значительно больший кэшфлоу и более низкий показатель курс/прибыль.

Показатель d/e-ratio исчисляется как отношение дивиденда по обыкновенной акции к ее курсовой стоимости. Дивидендный фактический доход показывает, какой процент на покупку одной акции выплачивается инвестору при постоянном размере дивиденда. Дивидендный фактический доход принимается во внимание лишь косвенно, поскольку он не имеет большого значения.

К инструментарию фундаментального анализа относятся также следующие коэффициенты.

Бета-коэффициент определяет влияние общей ситуации на рынке в целом на конкретную ценную бумагу. Если он положителен, то эффективность данной ценной бумаги аналогична эффективности рынка. Этот коэффициент считается мерой риска. Если бета-коэффициент больше единицы, то риск инвестиций выше, чем в среднем по рынку, а если меньше единицы, то наоборот.

R-квадрат характеризует долю риска вклада в данную ценную бумагу. Чем он ближе к нулю, тем более независимым является поведение акции по отношению к общей тенденции рынка. Поэтому предпочтительнее инвестировать в акции, для которых коэффициент выше.

Альфа-коэффициент характеризует соотношение биржевого индекса и акций отдельного предприятия. Если коэффициент положителен, то бумага недооценена рынком. Поэтому ценную бумагу со значением коэффициента больше нуля рекомендуется включать в портфель инвестиций в первую очередь.

Коэффициент К показатель свидетельствует об уровне ликвидности равен среднему геометрическому между количеством котировок на покупку и количеством котировок на продажу в процентах от числа котировок, представленных в базе данных. Меньшему значению спрэда соответствует большее значение показателя К.

Результаты анализа данных коэффициентов можно сравнивать со стандартами, с аналогичными показателями западных компаний или других эмитентов в исследуемом секторе рынка.

 

Моделирование цены ценных бумаг: используя соответствующие показатели и методы, финансовые аналитики делают следующее.

- Определяют внутреннюю стоимость ценной бумаги. Эта процедура включает в себя прогноз будущего потока денежных средств, оценку требуемой доходности ценной бумаги при заданных характеристиках риска, дисконтирование ожидаемых потоков денежных средств инвестиций в соответствии с требуемой доходностью.

- Сопоставляют внутреннюю стоимость с текущим рыночным курсом ценной бумаги.

- Оценивают соответствующие издержки и риски.

- Анализируют факторы, влияющие на цену ценной бумаги.

Делают главный вывод: занижена или завышена стоимость этой корпорации по сравнению с реальной стоимостью ее активов. Под недооцененными акциями понимаются ценные бумаги корпораций, рыночная цена которых значительно ниже их стоимости, определяемой как отношение дивиденда к проценту. Основной недостаток фундаментального анализа заключается в том, что он не учитывает реальных изменений, колебаний цен и предполагает, что стоимость ценных бумаг стабильная или равномерно изменявшаяся. Фундаментальный анализ является ведущим направлением в анализе акций на рынке ценных бумаг и помогает делать выводы в отношении оценки движения акций. Дополняет его технический анализ.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.