Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Знаниевая и культурологическая парадигмы





В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю.

• Она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.

• Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.

• Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.

Технократическая и гуманистическая парадигмы

Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.

При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.

Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».

Педоцентристская и детоцентристская парадигмы

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.

При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристская парадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

Социетарная и человекоориентированная парадигмы

В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.

Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.

Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях обр-я при определяющей роли одной из парадигм.

Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).

Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:

* ориентация пр-в социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;

* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;

* зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформир-ти мотивации учения шк-в (пассивной и активной установки на собственное интелл-ое развитие);

* сочетание элементов разл. парадигм в рамках конкретной технологии образования;

* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из кот. присущ свой, специфич.набор представл-й о целях, содержании и пр. ВиО

Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Традиционная парадигма:

Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами

Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"

Роль обуч-го: пассивная

Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З

Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"

Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.

Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный

Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное

Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль

Осн. Форма пед. д-ти: Монолог

Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая

Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом

Характер управления: Жесткое, однозначное

Личностно ориентир-я парадигма:

Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств

Ориентационные ценности: Личность и культура

Роль обучаемого: Активная

Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта

Характер приобретаемых знаний: Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"

Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему

Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий

Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное

Способы орг-ии УД:Проектные, исследовательские

Основная форма ПД: Диалог

Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений

Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.

Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление

 

Следует отметить факт зависимости выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.

Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять имманентную различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.

 

Преднаука.

Египетская, Шумерская цивилизации. Возникновение первых школ при дворцах царей и вельмож.

Накопление знаний в области в области математики, химии, медицины, фармакологии.

Шумеры – колесо, цветное стекло, бронза, длительность года: 365 дней, 6 часов, 15 мин.,41 сек.

Появление систем образования: Греческая, Римская.

Появление известных мыслителей: Пифагор, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон.

Развитие системы образования в Древнем Риме и развитие науки.

Варрон, М.Т. Цицерон, Л.А. Сенека, Квинтилиан.

Их учение формализовало новую систему знаний о мире.

Формирование основ научно-педагогического знания в эпоху Средних веков – это с одной стороны, стремление к постижению подлинного знания, а с другой – исследование текстов святого писания. Это период, где формируется жесткая цензура знания. Развитие церковных школ и церковной культуры. Начало Средневековья – падение Рима (476 г.) IV – X – «Темные века» XI – XIII – «Высокое средневековье» XIV – XV – «Позднее средневековье»

Наука в этот период сосредоточилась на развитии техники.

Ветряные мельницы, совершенная конная упряжка, доменные печи, огнестрельное оружие, книгопечатание… Развитие науки обеспечивалось системой профессионального обучения







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.