Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Знаниевая и культурологическая парадигмы





В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю.

• Она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.

• Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.

• Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.

Технократическая и гуманистическая парадигмы

Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.

При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.



Альтернативной технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.

Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».

Педоцентристская и детоцентристская парадигмы

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.

При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристскаяпарадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

Социетарная и человекоориентированная парадигмы

В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.

Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.

Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях обр-я при определяющей роли одной из парадигм.

Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).

Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:

* ориентация пр-в социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;

* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;

* зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформир-ти мотивации учения шк-в (пассивной и активной установки на собственное интелл-ое развитие);

* сочетание элементов разл. парадигм в рамках конкретной технологии образования;

* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из кот. присущ свой, специфич.набор представл-й о целях, содержании и пр. ВиО

Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Традиционная парадигма:

Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами

Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"

Роль обуч-го: пассивная

Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З

Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"

Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.

Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный

Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное

Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль

Осн. Форма пед. д-ти: Монолог

Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая

Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом

Характер управления: Жесткое, однозначное

Личностно ориентир-я парадигма:

Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств

Ориентационные ценности: Личность и культура

Роль обучаемого: Активная

Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта

Характер приобретаемых знаний : Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"

Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему

Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий

Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное

Способы орг-ии УД:Проектные, исследовательские

Основная форма ПД: Диалог

Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений

Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.

Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление

 

Следует отметить факт зависимости выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.

Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять имманентную различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.

 

Преднаука.

Египетская, Шумерская цивилизации. Возникновение первых школ при дворцах царей и вельмож.

Накопление знаний в области в области математики, химии, медицины, фармакологии.

Шумеры – колесо, цветное стекло, бронза, длительность года: 365 дней, 6 часов, 15 мин.,41 сек.

Появление систем образования: Греческая, Римская.

Появление известных мыслителей: Пифагор, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон.

Развитие системы образования в Древнем Риме и развитие науки.

Варрон, М.Т. Цицерон, Л.А. Сенека, Квинтилиан.

Их учение формализовало новую систему знаний о мире.

Формирование основ научно-педагогического знания в эпоху Средних веков – это с одной стороны, стремление к постижению подлинного знания, а с другой – исследование текстов святого писания. Это период, где формируется жесткая цензура знания. Развитие церковных школ и церковной культуры. Начало Средневековья – падение Рима (476 г.) IV – X – «Темные века» XI – XIII – «Высокое средневековье» XIV – XV – «Позднее средневековье»

Наука в этот период сосредоточилась на развитии техники.

Ветряные мельницы, совершенная конная упряжка, доменные печи, огнестрельное оружие, книгопечатание… Развитие науки обеспечивалось системой профессионального обучения









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.