|
Постнеклассическая наука ХХ в. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Советская педагогика Н.К. Крупская – теория детских политических организаций А.С. Макаренко – теория детского коллектива П.П. Блонский – ведущий теоретик «Педологии» в образовании В.Н. Сорока-Россинский – создатель оригинальной системы воспитания трудных подростков
Традиционная модель образования Простая трансляция культуры Образование – часть культуры Образование как обучение Обучение как простое усвоение учащимися ЗУНов в различных областях В подготовке специалистов – знания разрозненные Обучение = образованию – обезличено: человек не субъект образования
8. Понятие о научных познавательных моделях.
9. Возникновение научных идей в педагогике и психологии. Роль идеи в научном поиске. 10. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. Проблема достоверности знания в науке. Ответы: Достоверность представляет собой доказательство того, что полученный результат не вызывает сомнения, надежен и реализуется всегда для выбранного класса объектов при обозначенных условиях и подтверждается корректностью системы доказательств как в части осуществления процесса исследования, так и в оценке самого результата. Достоверность обуславливается получением достоверной информации об исследуемом явлении (например, за счет всестороннего анализа работ предшественников в области исследования), обоснованным выбором исходных положений, использованием достижений фундаментальной науки и обоснованным применением уже апробированного научно-методического аппарата. Компоненты дост-ти: 1. Дост-ть рез-та (подтверждение набл-ми в практич. ситуациях; воспроизведение рез-в на моделях; натурная эксперим-я проверка рез-в; док-во научных рез-впри помощи аналит. методов) 2. Достов-ть процесса (обоснованное применение научно-методи. апп-та; использ. Фундамент-х достиж.; обоснов-й выбор исх-х положений; получ. Адекватной инф-ии об исслед-м) Достоверность может быть подтверждена верификацией, то есть повторяемостью результата в одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Но для явлений, которые не позволяют повторить результаты исследования в одних и тех же условиях, существуют другие методы доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные и подтверждение практикой. Суть аналитических методов заключается в доказательстве научного результата при помощи математических преобразований. Эти методы используются, когда построена соответствующая математическая модель исследуемого явления. Экспериментальные методы проверки достоверности состоят в воспроизведении на каких-либо моделях (физических, цифровых, аналоговых и т. д.) исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом должна быть оценена точность, определена погрешность, учтены реальные условия и обосновано число опытов (минимально достаточное, наименьшее из возможных). При подтверждении научного результата практикой необходимо совпадение выведенных теоретических положений с явлениями, наблюдающимися в практических ситуациях. Кроме того, «о достоверности исходной информации может свидетельствовать ссылка не только на характер первоисточника, но и на научный и профессиональный авторитет его автора, на его принадлежность к той или иной научной школе».[20] Достоверность также гарантируется надежностью и представительностью фактического и цифрового материала, силой логических доказательств и апробацией полученных результатов на практике.
Главными критериями достоверности любых научных результатов являются, прежде всего, аксиомы и постулаты. Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений. Из этого определения следует абсолютная достоверность аксиомы. Она сама защищает её очевидной связью с реальностью. Научная ценность аксиомы не зависит от её признания, поэтому игнорирование аксиомы, как критерия научной достоверности, эквивалентно бесплодному научному творчеству. Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается экспериментально или - совокупностью теоретических результатов, следующих из экспериментов. Достоверность постулата определяется уровнем признания его научным сообществом, поэтому его ценность не абсолютна. Гипотеза – недоказанное утверждение, которое не является постулатом. Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба эти доказательства не должны противоречить аксиомам и общепризнанным постулатам. Лишь после этого гипотетические утверждения получают статусы постулатов, а утверждения, обобщающие совокупность аксиом и постулатов, – статус достоверной теории. Первые аксиомы сформулировал Евклид. Вот некоторые из них: 1 - между двумя точками можно провести только одну прямую линию; 2– ограниченную прямую можно неограниченно продолжать в обе стороны;
11. Способы проверки достоверности научной информации. Критерии проверки достоверности знания. 12. Зарождение экспериментальной науки. Роль эксперимента в получении научного знания. Ответ: Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериме́нт - в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства. В состав эксперимента входят два элемента: средства познания и предметпознания. Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.
Этапы эксперимента: § Сбор информации; § Наблюдение явления; § Анализ; § Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление § Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане. Виды эксперимента: В зависимости от способа организации: лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля. Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента. Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования. В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.
13. Педагогическая теория и экспериментальная работа. 14. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования. Новое знание в педагогике и психологии. Ответ: Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения и/или конкретизации научных данных. -теоретическая новизна (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д) - практическая (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.). В зависимости от типа работы (фундаментальная, технологическая) на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна или оба вида одновременно. - детализация известного процесса, явления; подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям. Элементы новизны, которые могут быть представлены в научном исследовании: - новые следствия из известной теории в новых условиях;
15. Выбор методов исследования. Ответственность ученого за результат исследовательской работы. Ответ: Метод исследования – комплекс разнообразных познав-х подходов и практич-х операций, направл-х на приобретение науч. знаний. Выбор методов – с учетом специфики поставленных задач. Эмпирические методы исследования Эмпиризм – чувственный опыт… Набл-е, эксп-т, опрос, анкет-е, тест-е, беседа, интер-е, анализ содержания документов, изуч. шк. документации. Эти методы являются средством сбора эмпирического знания Исходный материал: множество многообразных явлений Эмпирические методы позволяют рассматривать один и тот же объект с различных (.) зр. Наблюдение - целенаправленное восприятия какого-либо пед. явл., в пр. кот. исследователь получает конкр. фактический мат-л. При этом ведутся записи (протоколы) набл. Набл. проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы набл.: определение задач и целей;выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа набл., наименее влияющего на исслед-й объект и наиболее обеспеч-ий сбор необх-й инф-ии; выбор способов регистрации рез-в набл.; обработка и интерпретация полученной инф-ии. Различают набл-е включ., невключ.; откр. и скрыт.; сплошное и выборочн. Беседа – сам-й или доп-й метод иссл., применяемый с целью получения необх. инф-и или разъяснения того, что не было достаточно ясным при набл. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Интервьюирование - разновидность беседы. При интервьюировании иссл-ль придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкет-ие - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом. Тестирование – целенаправленное обследование проводимое в строго контрол-х усл-х, позволяющее с помощью спец. Разраб-х заданий объективно измерять изучаемые хар-ки. (тесты успеваемости, элем-х У, диагностики уровня обуч-ти, восп-ти.) АПД - исследовательский метод, представляющий собой изучение материализованных результатов психической деят-ти учащихся. позволяет судить не только об уровне соответствующих ЗУН, но и диагностировать учебные способности и другие особенности личности. Особую роль в ПИ играет эксперимент – спец. организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эфф.ти. Пед. эксперимент – исслед-я деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явл-х Выделяют 4 этапа эксперимента: - теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; - методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получ-х результатов; - собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. По условиям орг-и различают эксп-т естеств-й (в усл. обычного ОП) и лабор-й (создание искус-х усл. для проверки, например, того или иного метода обучения). Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксп-т делится на констатирующий, -и преобразующий (развивающий). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|