|
Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания. Основные разделы философии.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания. Основные разделы философии. Философию можно предварительно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого. Философия как «мыслящее рассмотрение предметов» есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом. Объект философии –мир как целое и место человека в нем. Предмет философии – закон, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира. Проблемное поле философии – мир как единое целое Основные проблемы философии: 1) Проблема БЫТИЯ (существования) Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология) Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. • Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. • В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. • В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает. • В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-х реальностей: I. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека. II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений). III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей. 2 ) Проблема первоначала, первоосновы. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное: • Фалес - вода; • Анаксимен - воздух; • Гераклит - огонь; • Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля. • Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей. 3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя(вещество, поле)пространство, время, движение.
Философия с древне-греческого переводиться как «любовь к мудрости». Впервые термин предложил Пифагор.
Структура философского знания В философии существует некое центральное ядро, называемое метафизикой. Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии, гносеологии и аксиологии (философия ценностей ). Взаимоотношения между тремя разделами метафизики: онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология - как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей. Основные разделы философии 1. История философии - 1) как объективный процесс развития философских идей, учений, школ; 2) как особая наука об этом объективном процессе; 3) как особая философская дисциплина, имеющая своим предметом философию как процесс; 2. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования; 3. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания; 4. Социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. 4.1. антропология – философское учение о человеке; 4.2. философия истории – область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества, очищенную от зигзагов и случайностей. 4.3. философия ценностей (аксиология) – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой 4.4. нравственная философия (этика) - философская дисциплина о морали, нравственности как особой форме художественного сознания. 4.5. философия религий 4.6. философия права Философия хозяйства Философия образования
Сократовский метод исследования человеческой мудрости (по работе Платона «Апология Сократа»). Сократовский метод заключается в обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. Сократовский метод заключается в последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство» (искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.). Испытывая других на мудрость, Сократ отнюдь не претендует на звание мудреца, оно по его мнению, приличествует Богу. Если человек самодовольно полагает, что на всё он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший. «Я знаю, что ничего не знаю». Это излюбленное выражение Сократа. «Я ничего не знаю»-это значит, что как далеко я не продвинулся в лабиринтах мысли, я не успокоюсь на достигнутом. Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще. «Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» - это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения». Смерть Сократа После смерти Сократа не только этика, но и философия вынужденно сталкиваются с проблемой выявления смысла и значения смерти. Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал сильное нравственное потрясение. "Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость"? - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью? " Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.
Философия и метафизика (М. Хайдеггер Основные понятия метафизики) Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»). Составными частями метафизики являются: онтология, космология, философия, антропология, теология. Существует заблуждение, что философия и метафизика это синонимы, однако, к метафизике относятся вопросы онтологии (наука о бытии), теологии (наука о Боге), т.е. того, что находится за пределами человеческого познания. По Хайдеггеру, Метафизический вопрос обладает тремя основными характеристиками, отличающими его от любого другого вопроса: 1. В этом вопросе затрагивается вся философская проблематика; 2. Сам спрашивающий также ставится под вопрос; 3. На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, он всегда будет противоречивым. бессмертна ли душа? Или в чем причина зла? Суть таких вопросов в том, что они захватывают и вовлекают и самого вопрошающего, что они не могут быть решены на основании опытных данных и что в силу этого на них нельзя однозначный завершенный ответ. Такие вопросы называются предельные, а способность разума задаваться такими вопросами – предельным метафизическим вопрошанием. Антиномия – предельное метафизическое противоречие. Антиномичность человеческого сознания была открыта Кантом. Антиномия состоит из тезиса и антитезиса, которые доказываются с равной степенью значимости. Знаменитые антиномии Канта: Антиномия конечности и бесконечности: тезис – мир ограничен в пространстве и имеет начало, и конец во времени; антитезис – мир безграничен в пространстве и не имеет начала и конца во времени. И тезис, и антитезис можно одинаково обосновать и доказать, и оба они имеют право на существование. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Хайдеггер предлагает разобрать отдельный метафизический вопрос. "Тем самым – замечает он, – мы сумеем, если удастся перенестись непосредственно в метафизику. Только так мы дадим ей реальную возможность представить саму себя". Начинать нужно с "развертывания" определенного метафизического вопроса. Всякое метафизическое вопрошание обладает двояким свойством. Во-первых, всякий метафизический вопрос охватывает всю метафизическую проблему в целом. Во-вторых, всякий метафизический вопрос может быть задан только так, по Хайдеггеру, что спрашивающий – в качестве спрашивающего – вовлекается в метафизику, т. е. подпадает под вопрос. Хайдеггер считает, что всякий метафизический вопрос затрагивает особое свойство метафизики – ее целостность, вопрошающий идет от этой целостности. Этим метафизика отличается от науки, например, от физики. В физике мы можем рассматривать вопросы, не затрагивая всю физику в целом. А в метафизике этого сделать нельзя. Метафизика, по Хайдеггеру это центр учения в сфере философии. Что характерно для философии? – Шаткость ее принципов. Одни философы принимают одни принципы, другие – иные принципы. И в этой ситуации невозможно что-либо доказать или опровергнуть.
Агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); • сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: • идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; • материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
Мир непознаваем в силу несоответствия между мышлением и бытием, субъектом и объектом. Мышление способно создавать только относительный, условный, символический, идеальный образ реального мира. Человек не способен познать мир «в подлиннике». Его знание о мире это всегда субъективно преломленный образ мира.
Такая позиция ведет либо к агностицизму, т. е. отрицанию познаваемости мира, либо к скептицизму в познании - сомнению в возможности истинного знания о мире, воздержанию от каких-либо утверждений как в пользу познаваемости, так и в пользу непознаваемости. Общество как система Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума – его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения. Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям. Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования. Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.
Арнольд Джозеф Тойнби Отличие от Шпенглера.: 1) Тойнби не рассматривает культуры как обособленные системы (он — универсалист); 2) Тойнби не разделяет понятия "культуры" и "цивилизации", для него они синонимичны; 3) Тойнби не разделяет пессимизма Шпенглера по поводу "заката культур", т.к. культуры у него вытекают друг из друга: одна культура является основанием другой (процессуальность, переход из одной культуры в другую).
Тойнби выделял 5 культур: западно-христианская православно-христианская исламская индусская дальневосточная
В основе развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии. Им выделяется 5 значимых в данном отношении религий: 3 мировые (христианство, ислам, буддизм), а также индуизм и зороастризм
Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: 1) рождение 2) рост 3) расцвет 4) надлом 5) разложение.
Структура этики Моральные ценности - предельно широкие требования к поведению личности, которые поддерживаются мнением социальной группы или общества в целом. - это исходное положение, на котором строится вся мораль и все моральное поведение человека. Этический (нравственный) идеал - это представление о неком нравственном совершенстве, высший моральный образ. Категория этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали, а так же они составляют теоретический аппарат этической науки. Пример: • Добро и зло • Долг • Честь • Достоинство • Справедливость • Счастье
Нормы морали (регулятивы) - формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Это частные правила, которые предписывают общеобязательный порядок поведения. Нравственные нормы - правила поведения ориентированные на моральные ценности.
Воспитание как целостный В русской философии идею целостного воспитания развивал С. И. Гессен. Он рассматривал воспитание как многоплановый процесс, протекающий на уровне биологического, социального, духовно-культурного и духовно-религиозного бытия. На первом уровне воспитание выступает в форме обучения навыкам, формирования привычек, «опеки» и «дрессировки». На втором – социальном – уровне воспитание связано с формированием члена социальной группы, с «обработкой» молодого поколения соответственно потребностям социума. На третьем – духовно-культурном – уровне воспитание означает приобщение к культурным ценностям, осуществляемое посредством образования, т. е. впитывания культурного наследия человечества. На четвертом – духовно-религиозном – уровне смысл воспитания заключается в спасении души, т. е. в духовном преображении человека, его втором, духовном, рождении Сакральный смысл воспитания Согласно Демокриту, природа и воспитание подобны: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу. Многие философы, в том числе и Гегель, определяли воспитание как «второе, духовное, рождение». В этом языковом выражении сохранилась память о значении обряда инициации (посвящения), в котором воссоздавалась ситуация физической смерти и нового, духовного, рождения посвящаемого в «знание жизни». Следы такого посвящения запечатлелись также в христианском обряде крещения.
О сакральном значении воспитания говорит и Кант, утверждая, что в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, замечает он, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
Кризис культуры По самой своей природе, по своему духу культура может существовать только благодаря конфликту с жизнью. Попытка разрешения этого конфликта, снятие трагедии приводит к кризису культуры. Основная причина кризиса современной культуры связана с осуществлением культурой «воли к жизни», перерождением ее в цивилизацию. Культура становится все менее символичной и все более реалистической. Наука почти полностью поставлена на службу хозяйству, материальным потребностям жизни. Искусство все более и превращается в массовое зрелище, игровое и развлекательное, внедряясь в саму жизнь. Нравственность становится предельно упрощенной, «демократичной», лишенной иерархически ценностной основы. Поэтому приземление и падение нравов не кажется уже столь возмутительным. Религия перестает быть аскезой и откровением духа, являясь в лучшем случае психологической отдушиной или обрядовой формальностью. Таким образом, кризис современной культуры характеризуется пре- обладанием материального прогресса над духовным. Парадокс, однако, в том, что условием и предпосылкой такого кризиса является внедрение культуры в жизнь, подстраивание ее под нужды и требования жизни. Пытаясь преодолеть конфликт с жизнью, культура уничтожает себя и вырождается в цивилизацию. В этом ее трагическая судьба.
Шпенглер «Закат Европы» Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией, плебейской морали над трагической. Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания. Основные разделы философии. Философию можно предварительно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого. Философия как «мыслящее рассмотрение предметов» есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом. Объект философии –мир как целое и место человека в нем. Предмет философии – закон, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира. Проблемное поле философии – мир как единое целое Основные проблемы философии: 1) Проблема БЫТИЯ (существования) Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология) Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. • Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. • В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. • В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает. • В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-х реальностей: I. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека. II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений). III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей. 2 ) Проблема первоначала, первоосновы. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное: • Фалес - вода; • Анаксимен - воздух; • Гераклит - огонь; • Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля. • Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей. 3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя(вещество, поле)пространство, время, движение.
Философия с древне-греческого переводиться как «любовь к мудрости». Впервые термин предложил Пифагор.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|