|
Основные аргументы в пользу познаваемости и непознаваемости мира. Проблема познаваемости мира в истории философии.Предельный вопрос познания. Доступно ли человеку истинное знание о мире или он должен довольствоваться относительным и иллюзорным знанием? На этот вопрос возможен лишь антиномичный ответ. Тезис. У нас есть основания утверждать, что мир познаваем, что человек способен иметь истинное знание о мире. Антитезис. У нас нет достаточных оснований полагать, что мир познаваем. Человек обладает не истинным, абсолютным, а иллюзорным, относительным знанием о мире. Рассмотрим основные аргументы в пользу той и иной позиции Мир познаваем в силу закона тождества мышления и бытия. «Одно и то же - мыслить и быть» (Парменид).
В истории философии закон тождества мышления и бытия как основание и гарант познаваемости мира принимал различные выражения: • единосушее человека и природы, мышления и бытия (христианский тип философии); • единство субъективного духа (мышления) и отчужденного духа (природы) как моментов самопознания абсолютной идеи (Гегель); • предустановленная гармония между духом и природой, мышлением и бытием (Лейбниц); • гносеологическая координация между субъектом и объектом (Лосский); • взаимопринадлежность мышления и бытия (Хайдеггер); • единство теории (мышления) и практики (изменения мира человеком на основе знаний о мире); практика как критерий истины (марксистская философия).
Мир непознаваем в силу несоответствия между мышлением и бытием, субъектом и объектом. Мышление способно создавать только относительный, условный, символический, идеальный образ реального мира. Человек не способен познать мир «в подлиннике». Его знание о мире это всегда субъективно преломленный образ мира.
Такая позиция ведет либо к агностицизму, т. е. отрицанию познаваемости мира, либо к скептицизму в познании - сомнению в возможности истинного знания о мире, воздержанию от каких-либо утверждений как в пользу познаваемости, так и в пользу непознаваемости. Последовательную систему аргументов «десять троп», доказывающих невозможность истинного знания о мире у античного скептика Секста Эмпирика. Свои десять аргументов, «троп», Секст Эмпирик разделяет на три рода.
Первый род - аргументы «от субъекта»: 1) разнообразие живых существ (человеческий глаз воспринимает мир иначе, чем глаз пчелы); 2) различие между людьми (эскимос и бушмен видят мир по разному); 3) различное устройство органов чувств у людей (для одних мед более сладок, чем для других); 4) различие состояний субъекта (в радости и горе, усталости и болезни, сытости и голоде мир воспринимается по-разному). Второй род - аргументы «от объекта»: 5) различие между целым и частью объекта (например, цвет и форма слитка серебра и серебряных опилок); 6) различие в обычаях и законах народов (то, что считается нормой и истиной у одних, рассматривается как беззаконие и ложь у других);
Третий род - аргументы «от субъекта и объекта»: 7) зависимость познания от местоположения субъекта и объекта, от расстояния между ними, от среды пребывания и т.д. (звезды, кажущиеся рядом в силу определенного угла зрения; палка, кажущаяся преломленной в воде); 8) зависимость познания от примесей и условий среды: ни один объект не проявляется в чистом виде (например, звук в узком коридоре и широкой зале); 9) взаимозависимость вещей: невозможно судить о вещи самой по себе: она может быть больше или меньше, светлее или темнее, красивее или безобразнее, полезнее или вреднее в сравнении с другой вещью; 10) зависимость познания от постоянства или редкости встречаемой вещи (так, солнце - гораздо более поразительное явление, чем комета, но в силу постоянства первого и редкости второго эти объекты воспринимаются и познаются в различных отношениях и закономерностях).
Антиномия познаваемости или непознаваемости мира не разрешена в рамках противопоставленности мышления бытию, субъекта - объекту. Для того чтобы действительно «познать» мир, необходимо слиться с ним.
Определение понятия науки. Характерные черты и отличительные признаки науки. Метафизические корни науки. Наука - это и итог познания мира. система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений. Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины. Функии науки - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.
Особенности науки: 1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА — в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком. 2. Наука ФРАГМЕНТАРНА — в том смысле, что изучает небытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. 3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА — в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты. 4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА — в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания. 5. Наука СИСТЕМАТИЧНА—в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей. 6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА — в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать. 7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА — в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями. 8. Наука КРИТИЧНА—в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты. 9. Наука ДОСТОВЕРНА—в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам. 10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА — в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению. 11. Наука РАЦИОНАЛЬНА—в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня. 12. Наука ЧУВСТВЕННА — в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шести диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность —- фрагментарность, общезначимость — обезличенность, систематичность — незавершенность, преемственность — критичность, достоверность — вне-моральность, рациональность — чувственность. Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|