Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соловьев В. С. О первичных данных нравственности (В. С. Соловьёв «Оправдание добра: нравственная философия»).





Чувство стыда как естественный корень человеческой нравственности. Действительное бесстыдство всех животных и мнимое бесстыдство некоторых диких народов: последнее касается различия внешних отношений, а не самого чувства. Из фактических нравственных основ разум человеческий выводит всеобщие и необходимые принципы и правила нравственной жизни. альтруизм(без корысти жертв) Положительное значение жалости. – Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренно связывает его со всем миром живущих. Три общие момента нравственности: добродетель (в тесном смысле – как хорошее естественное качество), норма, или правило, добрых поступков и нравственное благо, как их следствие. Великодушие и бескорыстие как видоизменения добродетели. Щедрость как особое проявление альтруизма. – Различное нравственное значение терпеливости и «терпимости», смотря по предметам и положениям.

 

Философские предпосылки целостного понимания сущности религии. Религиозное сознание.

Философия религии задается вопросом существует Бог или нет, такое сомнение нужно для того, чтобы человек встал на путь приобретения веры, искания Бога и смысла жизни.

По Толстому.

1.религия-данное Богом истинное откровение и вытекающее богопочитание (верующие)

2.Религия свод суеверных почитаний, суеверное богопочитание (неверующие)

3.Религия свод нравственных законов созданных умными людьми для управления грубыми народными массами (безразличные)

 

Версии происхождения слова религия.

1.от reigere-почитать-богопочитание. Цицерон определил религию как благоговение перед бесконечным началом.



2.от слова связывать - Лактаций.

 

Эти версии не противоречат друг другу. Религия - определенная связь между человеком и Богом. именно так понимали ее многие мудрецы.

Толстой сам понимал религию как установление отношения человека как существа конечного к бесконечному существованию. Религия вкл. в себя: установление отношение человека к бесконечному существованию и деятельность вытекающую из этого отношения.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки воздействовать на эти силы. С помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.

В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом.

Религиозное сознание — это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе.

 

Понятие Бога. Способы доказательства бытия Бога.

С философской точки зрения Бог - бесконечное, абсолютное начало сущего в его соотношении с человеком как конечным духовным существом.

Понятие Бога включает в себя также отношение между обьективным природным началом и духовным личностным принципом. В зависимости от того, как соотносятся эти начала, можно говорить о трех типах понимания Бога:

1) Бог как природное, но безличное начало - пантеизм (от греч. Pan все и theos - Бог, т. е. Бог во всем). Согласно жму представлению, Бог пронизывает собой всю природу, растворяется в ней.

2) Бог как сверхприродное и безличное начало - деизи (от лат. Deus Bor). Бог деизма - это некая первопричина мира, подобно аристотелевскому «неп0движному перводвигателю»; он не принимает «участия» в мировом процессе. Ему безразличны судьбы мира и человека;

3) Бог как сверхприродное, но абсолютно личностное начало - теизм (от греч. theos - Bor). Это Бог таких религий, как иудаизм, христианство, ислам. К нему можно обращаться с молитвой, хотя и как к абсолютному, т. е. не имеющему телесной индивидуальности, но лицу. К «неподвижному перводвигателю» или к «мировой душе», растворенной

в природе, нельзя обратиться с просьбой или мольбой, в силу того что они абсолютно безличны.

В христианском образе Богочеловека - Иисуса Христа - Бог, оставаясь сверхприродным, являет миру свое природное, индивидуально-человеческое лицо. Всемогущество, всевидение и всеблагость Бога оказываются здесь соизмеримыми с человеческой природой в перспективе ее бесконечного совершенствования, обожения.

 

Доказательства Бога: объективные и субъективные, прямые и косвенные.

Объективное прямое - вочеловечивание, явление миру Бога (Бог очевиден для всех как солнце. Объяснение -воплотившись в образе человека, не утрачивая при этом своей сущности, Иисус Христос)

Субъективное прямое - переживания и восприятия Бога отдельными людьми

(Ощущение присутствия Бога: дуновение ветра, свет) относится к религиозной психологии.

Объективное косвенное (типично философский путь док-ва Бога. Бог действ-но существует он должен запечатлеть свой образ, идею своего бытия в сознании человека

 

Классические способы объективных косвенных (рациональных) доказательств бытия Бога.

Док-во 1. Онтологическое - Если Бог действительно существует, то он должен запечатлеть свой образ, идею своего бытия в сознании человека. (Августин, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Дуне Скот, Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель) реальность существования. Кант отрицал (к понятию Бога выражающему возможность ничего не может быть прибавлено)

Док-во 2. Космологическое - Бог-первая причина вещей. надо искать причины существования мира является его совокупность вещей. (Лейбниц)

Док-во 3. Теологическое (Сократ, Платон, Цицерон, стоики и др.) лежит факт в гармонии окружающего мира. Кант полагал, что телеологическое доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением. О Боге нельзя «знать», на Него можно только «надеяться» и в Него можно только «верить». Необходимо верить в личное бессмертие. считал, если отнять веру-всякое сущ-е теряет смысл. Достоевский(если Бога нет, то все позволено)

Мы не можем знать существует Бог сам по себе без человека. Бог не существует если нет человека нет и Бога, но если нет и бога то и нет человека как разумного существа.

 

Философские основания идеи образования. Сущность и смысл образования.

«Образование» означает образовывание, развертывающее формирование, соотносимое и соизмеряемое с неким «образом», «образцом» или идеальным «про-образом». Образование – это руководство к преобразованию всего человека в его существе, пробуждение в нем духовного начала, его духовное преображение.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.