Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Регулирование аудиторской деятельности в РФ





Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется.

Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 1.3

Как следует из приведенной таблицы, саморегулируемые организации аудиторов представляют собой наиболее многочисленную (но количеству вовлеченных участников) группу.

Согласно Закону 307-ФЭ саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:

§ объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации:

§ наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов:

§ обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

 

 

69. Правовое регулирование рекламной деятельности.

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»1 (далее - Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных2 и подзаконных актах3, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, -все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Действующий Закон о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.

Данный акт является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так, Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.

Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Помимо Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреплены в соответствующих специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др.

Среди подзаконных актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»1. Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).

Определенную роль в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц2, которым установлены требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что содержащееся в ст. 3 Закона о рекламе положение о федеральном уровне регулирования отношений в сфере рекламы рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4марта 1997 г. №4-П1 Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4-6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов:
- Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 г. №41-ПП2 «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве;
- Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене»3, которым утверждено Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.

Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики. Он пересматривался в 1949,1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного совета Международной торговой палаты. В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства.

 

70. Правовое регулирование инновационной деятельности.

Легального определения инновации, как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ нет.

Инновационной деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный реализованный на рынке товар, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные разработки.

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с «материальными» стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как цикл инновационной деятельности.

В инновационной деятельности присутствуют самостоятельность, риск и направленность на получение прибыли. Но получение прибыли возможно лишь при реализации конечного продукта инноваций и определяется качеством этого продукта. На первых стадиях деятельность, как правило, бесприбыльна. И все же инновационная деятельность нацелена на получение дополнительной прибыли посредством повышения эффективности производства и достижения преимуществ в конкурентной борьбе, и ее можно рассматривать как предпринимательскую.

«Патентный закон» РФ от 23.09.1992 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, типологий интегральных микросхем.

Объекты инновационной деятельности различаются по степени новизны и по уровню их правовой охраны.

Результатом инновационной деятельности является научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; продукция информатики. Выделяют два основных уровня новизны:

· совершенно новый вид товара;

· введение новых компонентов в уже известные на рынке товары.

Применяются три основных типа защиты интеллектуального продукта:

· патенты;

· авторское право;

· товарный знак.

К интеллектуальному продукту относится и ноу-хау — совокупность технических, коммерческих и других знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Но охрана ноу-хау не регламентируется законодательством.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации, а в остальных отраслях — продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат.

Законодательством не установлен круг лиц, участвующих в инновационном процессе. Субъектами инновационной деятельности могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПД в научно-технической сфере. Это — изобретатели, конструкторы, технологи и другие творческие личности, которые разрабатывают и реализуют нововведения. Научно-технические разработки могут создаваться гражданами. Однако ведущими субъектами инновационной деятельности являются независимо от форм собственности научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Правовые формы создания и реализации инноваций — это различные договоры, обеспечивающие взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. На стадиях фундаментальных и прикладных исследований наиболее важны договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ. Зачастую используются лицензионные договоры, при этом в зависимости от объема передаваемых прав различают исключительную и неисключительную лицензии. Возможны договоры на передачу научно-технической документации, договор на передачу ноу-хау, договор коммерческой концессии, инвестиционный договор, договор на оказание маркетинговых услуг и др.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства организаций. Второй источник — бюджетные инвестиции, а также средства внебюджетных фондов. Могут использоваться средства международных организаций. В развитых странах преобладающим источником финансирования инновационных разработок, как правило, являются промышленные компании. В России в 2000 г. на долю промышленных компаний приходилось 32,9% средств, затраченных на исследования и разработки, а на долю правительства — 54,8%. При этом расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех источников (частные компании, правительство, высшие учебные заведения, негосударственные организации) были в 25 раз меньше, чем в США.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними или крупными. Основная часть научно-технического потенциала в развитых странах сосредоточена в крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому кругу товаров. Действительно, малый бизнес может выжить только при условии использования новейшего оборудования, выпуска более выгодной продукции, что обеспечивает, хотя бы временно, хорошие доходы при быстром насыщении рынков сбыта конкурентоспособными товарами. Крупные же фирмы планируют развитие производства на высокой и эффективной основе, постоянно совершенствуя и обновляя выпускаемую продукцию. Но они медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительством РФ было принято Постановление от 31.12.1999 №1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».

Начало государственному регулированию инновационной деятельности в России было положено Постановлением Совета министров РСФСР от 27.03.1991 г. № 171, утвердившим Положение о Государственной инновационной программе. Правовые акты являются основной правовой формой регулирования инновационной деятельности. Правовые акты, связанные с государственным регулированием инновационной деятельности, либо содержат прямые директивные указания, либо оказывают на нее косвенное воздействие. К числу последних относятся нормативные акты, направленные на создание в сфере налогообложения выгодных условий для ведения инновационной деятельности. Несмотря на все это, инновационная политика государства остается малоэффективной.

 

71. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Основными законами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», Закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», Закон от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Инвестиционная деятельность регулируется нормами различных отраслей законодательства: предпринимательского, гражданского, бюджетного, налогового, административного, таможенного, международного частного.

Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом «О Бюджете развития Российской Федерации», Указом Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации», а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе налоговой. Коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50 % платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования.

Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

Комплексный характер правового регулирования инвестиционной деятельности и тот факт, что предмет правового регулирования включает как вопросы совместной компетенции Федерации и ее субъектов, так и вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Федерации и субъектов Федерации, а также предполагает правотворчество муниципальных образований, создают определенные сложности в законодательной деятельности и правоприменительной практике.

 

72. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование договорных обязательств занимает существенное место в гражданском праве любого государства. Нормы, регулирующие договорные обязательства, занимают важное место и в МЧП. С их помощью регулируется достаточно широкий круг гражданско-правовых отношений: международная купля-продажа, аренда, международная перевозка грузов и пассажиров, международные расчеты, отношения по использованию произведений литературы, науки и другие аналогичные отношения, осложненные иностранным элементом.

В нормах МЧП для обозначения договорных обязательств используются два термина: сделки и договоры. Ранее в российском законодательстве использовались термины “внешнеторговая сделка” и “внешнеэкономическая сделка”, охватывая и сделки, и договоры. Новое российское законодательство использует термин внешнеэкономическая сделка” лишь однажды, определяя форму данной сделки. Во всех остальных случаях коллизионные нормы определяют применимое право к любым сделкам и договорам, в том числе и к внешнеэкономическим.

Внешнеэкономическая сделка – это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. В международной практике более распространен термин международная коммерческая сделка.

Одним из главных вопросов, возникающих при регулировании подобной экономической деятельности, является проблема квалификации сделки как внешнеэкономической. Как уже отмечалось, внешний характер внешнеэкономической деятельности обусловлен наличием “иностранного элемента”. Другим отличительным признаком выступает местонахождение сторон в разных государствах. Помимо этого для целей таможенного регулирования и экспортного контроля юридически значимо перемещение товаров, услуг, финансовых средств через таможенную границу РФ и выполнение работ на территории иностранного государства.

Сделки международного характера можно подразделить на внешнеэкономические сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, и сделки, не имеющие предпринимательского характера. Центральное место среди международных коммерческих сделок занимает договор международной купли-продажи, что объясняется не только численностью такого рода договоров в мировых экономических связях. Помимо этого все остальные международные сделки либо напрямую связаны с куплей-продажей (например, перевозка, расчеты, страхование), либо являются разновидностью купли-продажи (договоры по предоставлению услуг), либо содержат элементы купли-продажи (международный финансовый лизинг). Следует также отметить, что именно договор международной купли-продажи наиболее разработан в международном частном праве.

Таким образом, к международным коммерческим сделкам (или внешнеэкономическим, трансграничным сделкам) относятся сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Данный критерий квалификации сделки как внешнеэкономической определен рядом международных конвенций (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.), а также и законодательство РФ содержит подобный критерий международности, в частности Закон о международном коммерческом арбитраже.

Наличие иностранного элемента во внешнеэкономической сделке серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок, что в результате порождает целый ряд дополнительных условий, к которым можно отнести следующие:

осложненность получения платежей, что приводит к стремлению включить в сделку условия по обеспечению платежа;

наличие валютных условий;

транспортировка товара через территорию двух или более государств;

проработанность условий по поводу страховки, так перевозимый на значительные расстояния и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения;

необходимость выполнения таможенных правил каждого из государств, границы которых товары или услуги пересекают;

наличие помимо основного договора ряда дополнительных контрактов, обеспечивающих выполнение всех обязательств по договору (договор перевозки, страхования и др.);

повышенный риск наступления непредвиденных событий (политические перевороты, вооруженные конфликты, изменение законодательства, регулирующего данную сферу и пр.);

необходимость включения в договор нормы о применимом праве и порядок рассмотрения споров;

особые правила о форме и порядке подписания международных коммерческих сделок.

Отличительными особенностями правового регулирования внешнеэкономических сделок является: взаимодействие норм международного и национального права; применение норм различной отраслевой принадлежности национального права; широкое распространение форм негосударственного регулирования (контрактных условий, обычаев международной торговли, судебная и арбитражная практика).

 

73. Правовое регулирование рынка ценных бумаг.

Законодательного определения рынка ценных бумаг в настоящее время не существует, и данный рынок представляет собой один из сегментов рыночных отношений, который, с одной стороны, решает свои собственные задачи, а с другой - является основой для существования иных сегментов общего рынка через обеспечение их финансирования (товарного рынка, рынка услуг и т.д.). В самом общем виде рынок ценных бумаг - сфера обращения определенных видов ценных бумаг в соответствии с установленными правилами.

Рынок ценных бумаг можно классифицировать на первичный (такой рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг) и вторичный (на данном рынке выпущенные в оборот ценные бумаги перераспределяются).

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в основном следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- Федеральным законом от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" - осуществляет обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Деятельность на рынке ценных бумаг также предполагает наличие профессионалов: брокера, дилера, управляющего ценными бумагами и денежными средствами, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли и фондовых бирж. В качестве данных субъектов могут выступать как юридические лица - коммерческие организации, так и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Брокер - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, осуществляющие от имени и за счет клиента (в качестве поверенного или агента) или от своего имени и за счет клиента (в качестве комиссионера или агента) на основании возмездных договоров с клиентом гражданско-правовые сделки с ценными бумагами.

Дилер - коммерческая организация, осуществляющая от своего имени и за свой счет сделки купли-продажи ценных бумаг путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Управляющий - коммерческая организация, осуществляющая от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, переданными ей во владение другим лицом, которому они принадлежат, в интересах данного собственника или указанного им третьего лица.

Клиринговая организация - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по определению взаимных обязательств, связанных с расчетами по операциям с ценными бумагами (сбору, сверке, корректировке информации поданным сделкам и подготовке бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарий - коммерческая организация, оказывающая услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Держатель реестра (регистратор) - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг).

Организатор торговли на рынке ценных бумаг - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, осуществляющие деятельность, направленную на организацию торговли на рынке ценных бумаг, и непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

В качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг выступает фондовая биржа. Фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства или АО. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Следует сказать, что профессиональные участники рынка ценных бумаг (числом не менее десяти) могут также на основе добровольного объединения осуществлять свои функции для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных целей. Подобное объединение именуется саморегулируемой организацией и действует на принципах некоммерческой организации. Учредителями данной организации выступают только профессиональные участники.

В силу специальной правоспособности прибыль, полученная данной организацией, используется ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяется среди ее членов.

Деятельность данного участника регулируется не только указанным законом, но и постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) от 01.07.1997 № 24 "Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг".

Следует учитывать, что указанные "роли" профессиональные участники рынка ценных бумаг могут совмещать, но при следующих условиях.

Брокер может осуществлять также и дилерскую деятельность, но при этом сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера; деятельность по управлению ценными бумагами; депозитарную деятельность.

Дилер может совмещать свою деятельность с деятельностью брокера, управляющего, депозитария.

Доверительное управление может совмещаться с брокерской деятельностью, с деятельностью по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельностью.

Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной деятельностью и деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность и деятельность валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговую деятельность, связанную с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельность по распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Если происходит указанное совмещение с данными видами деятельности, то и для их осуществления должны быть созданы отдельные структурные подразделения.

Деятельность по ведению реестра не может совмещаться ни с какой иной деятельностью.

К указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг государство предъявляет определенные требования, в частности установлены обязательные требования к деятельности данных субъектов и ее стандарты, определена необходимость лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В силу данных требований все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии.

На осуществление деятельности рассматриваемых субъектов выдают одну из трех видов лицензий: лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензию фондовой биржи.

Условием оказания брокером и (или) дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам). Следует иметь в виду, что брокеры (дилеры) - юридические лица, оказывающие данные услуги, - именуется также финансовыми консультантами.

Объектом отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, является эмиссионная ценная бумага. Как ценная бумага данный объект характеризуется тем, что представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные и некоторые неимущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. В определение эмиссионной ценной бумаги Закон о рынке ценных бумаг к указанным признакам добавляет следующие. Данный вид ценных бумаг: а) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; б) размещается выпусками; в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Ценная бумага может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом договоров, а в конечном итоге - служить источником получения регулярного или разового дохода. Инвестор, приобретая ценную бумагу, может рассчитывать на два вида дохода: инвестиционный (дивиденды от владения ценными бумагами) и курсовой (доход, полученный в результате перепродажи ценной бумаги по более высокой цене, чем та, за которую ее покупали).

Ранее пенные бумаги существовали только в осязаем







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.