Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста





Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает.

Значение сказки в образовании и воспитании маленьких слушателей подчеркивается в трудах многих известных отечественных педагогов

(К.Д. Ушинского [42], Е.И. Тихеевой [37], Л.В. Ворошниной [11,12],

А.Е. Шибицкой [41], О.С. Ушаковой [39] и других).

«Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -писал К. Д. Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех... народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса» [42, с. 569].

Сказки воспитывают любовь к Родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями, укладом русской жизни; способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, творческой фантазии, художественного вкуса; учат ребенка преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, отзывчивым, честным, трудолюбивым, храбрым. Через сказки ребенок овладевает языком своего народа, начинает понимать его красоту, обогащает свою речь.



Рассказывание и чтение сказки всегда доставляет детям большую радость. Малыши внимательно слушают ее, активно переживают, быстро запоминают содержание, а затем с удовольствием пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют обороты сказок (тянем-потянем, большая-пребольшая, жить-поживать и т. д.), эпитеты (мышка-норушка, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка и пр.) в повседневной жизни.

В ряде педагогических исследований (Т.И. Алиева [3], Э. Иванова [18], О.С. Ушакова [41], Е. Шибицкая [43] и др.) подчеркивается влияние русских народных сказок на развитие словесного творчества у детей,

и рассматриваются приемы, которые способствуют формированию умения придумывать собственные сюжеты.

В этих работах отмечается, что художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении

и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние

на словесное творчество детей.

«Хороший стимул для самостоятельного творчества детей, даже

в простейшей его форме - рассказывании, - сказка, - отмечает Э. Иванова. Изменение и сплетение разных сюжетов в свой собственный - это тоже работа воображения. Известный немецкий сказочник В. Гауф в детстве очень много читал, а по вечерам рассказывал о прочитанном своим сестрам

и матери, но не так, как было написано в книгах, а по-своему, изменяя сюжет или переиначивая концовку, которая его не удовлетворяла. Это было начало его писательской деятельности» [18, с. 53].

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию К.Д. Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка

в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения. Широко известны мысли К.Д. Ушинского о роли народного творчества

в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, прибаутки, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка.

Другой известный отечественный педагог Е.И. Тихеева указывала

на то особое влияние сказки, народного творчества на развитие речи,

на культуру языка детей. Она отмечала, что между сказкой и психикой ребенка существуют едва уловимые связи [37].

«Поразительная мощь языкового, творчества русского народа ни в чем не проявила бы себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей первенствующего значения.

Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.

А.М. Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет

в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка»

[37 , с. 131].

Тихеева Е.И. [37] выдвигала требования к отбору сказок для чтения детям. В первую очередь детям необходимо читать народные сказки животного эпоса. Из сказок индивидуального творчества наиболее ценны

те, содержание которых великие мастера и художники слова заимствовали

у того же народного творчества, как-то: сказки А.С. Пушкина, «Конек-горбунок» П.П. Ершова, «Аленький цветочек» К.С. Аксакова, «Три медведя» Л.Н. Толстого; большинство их доступно уже детям дошкольного возраста.

В исследовании Т. Алиевой также подчеркивается значение сказки для развития ребенка: «Сказка созвучна естественному стремлению ребенка оживить и очеловечить весь окружающий мир. Не вызывает недоумения

у малыша живой, веселый колобок или печь, говорящая человеческим голосом; звери в сказке действуют, как люди. Ребенок отождествляет себя

с героями сказок, отдельные персонажи становятся его воображаемыми друзьями. Малыш фантазирует: «Я Никита Кожемяка. Я змея победил»; «Посмотри, я светлячок. Когда я надуваю щеки, я всем людям дорогу освещаю». Он зовет к себе в гости Оле-Лукойе, путешествует с гномом

и побеждает врагов вместе с героями сказок» [3, с. 83].

Представляет интерес положение Т. Алиевой [3] о том, что для развития творческого восприятия сказки имеет большое значение знакомство

с несколькими вариантами одного сюжета. Например, «Теремок» в обработке М. Булатова и «Теремок» в обработке Е. Чарушина; «Заюшкина избушка»

О. Капицы и «Лиса и Заяц» В. Даля; «Гуси-лебеди» М. Булатова

и «Привередница» В. Даля. Улавливая сходство и непохожесть предложенных сказок, ребенок удивляется, недоумевает. Но такое сопоставление разрушает стереотипность восприятия сказочного текста как канонического, неизменного, формирует в ребенке представления

о возможности вариативности в развитии действия, о разнообразии характеров персонажей. Эти представления помогут ему в дальнейшем самому фантазировать на основе известных сюжетов. Множество сказок, запечатленных в памяти ребенка - богатая почва для его собственной фантазии.

Основной целью исследования А.Е. Шибицкой [43] «Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок» было обучение детей 6-7 лет способам творческой словесной деятельности

на материале русских народных сказок. В этой работе описываются приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства.

На первом этапе рекомендуется активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. На этом этапе происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок.

На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого - к малому»

и «от малого к большому», традиционные зачины и концовка и т. д. Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие повествования сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет.

Экспериментальные данные, полученные в работе С. Алиевой [2,c.34-45], свидетельствуют о том, что использование продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) для усвоения содержания сказок и обогащения речи детей является эффективным средством, облегчающим детям усвоение родного языка.

О.С. Ушакова [39] уточняет, что фактором, который воедино связывает восприятие литературных произведений и словесное творчество, является развитый поэтический слух. В это понятие входит осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка,

т.е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности.

Чувство поэтического языка развивается путем практических упражнений при выполнении творческих заданий. Детям дошкольного возраста недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными способами выражения в слове образности вполне отвечает их возможностям. Для того чтобы ребенок стал активен в словесной творческой деятельности, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания.

А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии. Логических определений и терминов детям не дается, и вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане.

В исследовании Г.А. Куршевой [26,c.79-100], показано, что развитие словесного творчества, протекает в тесной взаимосвязи с формированием художественного восприятия фольклорных произведений. Разработанная ею методика формирования эстетического восприятия мордовского детского фольклора и на его основе развитие речи, а также словесного творчества детей показала, что планомерное систематическое использование фольклора в процессе развития речи детей, включающее ознакомление детей с жанрами фольклора и их особенностями, использование специальных упражнений, творческих заданий, соотнесение их с произведениями музыкального

и изобразительного национального искусства положительно повлияло

на развитие словесного творчества старших дошкольников.

В работе Л.В. Таниной [36] словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление

с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности,

что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

Развитие словесного творчества может быть плодотворным на основе воздействия синтеза искусств:

-восприятия литературных произведений, при котором основное внимание обращается как на содержание, так и художественную форму;

-использования музыки, соответствующей содержанию литературных произведений;

-подбора иллюстраций и последующего рисования сюжетов;

-постановки спектакля по сочинениям детей как итог всей художественной деятельности.

На всех этапах экспериментального обучения серьезное внимание уделялось развитию всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлению

с художественной литературой.

Для занятий по ознакомлению с художественной литературой автором были отобраны произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносились тематически, по имени разных героев, или объединялись общими персонажами, но имели разные сюжеты

и различное развитие действий (событий).

На каждом занятии по литературе детей знакомили с содержанием

и художественной формой произведения, обращали их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, давали творческие задания. После чтения произведений дети отвечали на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениям и самих детей.

Затем дети выполняли творческие задания, направленные на:

- уточнение понимания смысла образных слов и выражений

с переносным значением;

- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;

- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;

- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Развитие словесного творчества в работе Л.В. Таниной [36,c.56-90] осуществлялось как на занятиях, так и вне их. На фронтальных занятиях детей обучали включению в текст диалогов действующих лиц, развивали умение соединять структурные части высказывания (начало, середина, конец) разнообразными способами цепной (через местоимения, лексический повтор, синонимическую замену) и параллельной связи.

Вне занятий проводилась индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделялось развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.

Результатом проведенной работы стало сочинение детьми сценариев

по мотивам знакомых литературных произведений, постановка спектаклей

на их основе, умение импровизировать по ходу развития действия. Придумывание сказок рассматривается в методике как более сложный прием обучения, нежели чем придумывание рассказов. Поэтому некоторыми методистами рекомендуется начинать обучение рассказыванию с сюжетов реалистического характера с постепенным переходом к сказочным сюжетам. Например, с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты (М.М. Алексеева, В.И. Яшина [3]). Воспитатель дает начало рассказа

«Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах, рекомендуют исследователи, лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку

о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Л.В. Ворошнина [12,c.123] выделяет приемы, способствующие творческому воображению на основе литературных произведений.

 

 

Например:

- прослушать литературный текст и придумать свой рассказ, используя события, о которых говорилось в произведении, а героев придумать самим,

- героев произведения оставить, изменив только события.

Исследователь делает следующие выводы на основании анализа творчества детей под влиянием фольклора .

Сочинение собственных сказок является деятельностью, доступной детям дошкольного возраста. Эту деятельность можно считать художественно-творческой, так как её результатом являются сказки, отличающиеся оригинальностью и в некоторой степени новизной.

Анализ детских сказок дает основание рассматривать их содержательную сторону, выделение темы, образов главных героев

и действующих лиц (персонажей), форму детских сочинений, структуру повествования, изобразительные и выразительные средства языка.

Анализ детских сочинений обнаруживает несомненное влияние на них русского фольклора. В содержании и темах сочинений дети изображают мир народной сказки о животных, бытовые, мир волшебной сказки

с фантастическими царствами и чудесными превращениями. Героями детской сказки в основном являются излюбленные персонажи сказочного фольклора. Дети владеют (в той или иной степени) способом построения сказки: композицией, сюжетом, хотя сказочные стилистические средства используются в языке детских сочинений сравнительно ограниченно.

Итак, творческое воображение в детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическому воздействию. Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. К ним относятся следующие:

-обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.

-обогащение и активизация словаря.

-работа по овладению структурой связного высказывания.

-научить ребенка понимать задание «придумать», т.е. рассказать о том, чего на самом деле не было.

Л.М. Ворошнина выделяет следующие требования к устному сочинению детей:

-самостоятельность.

-целенаправленность изложения.

-композиционная целостность.

-художественная выразительность.

В трудах С.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, О.И. Соловьевой, М.И. Кониной, A.M. Бородич, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы:

- совместное рассказывание,

- образец рассказа,

- анализ образца рассказа,

- составление плана рассказа,

- коллективное составление рассказа,

- составление рассказа по частям,

- оценка составленных рассказов воспитателем и детьми,

- мотивационные установки,

- рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам,

- придумывание детьми продолжения авторского текста,

- придумывание продолжения и завершения рассказа,

- вспомогательные вопросы,

- план в виде вопросов,

- рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем,

- придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

 

 

Выводы по главе

 

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется

в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

Развитие словесного творчества детей с использованием сказки происходит поэтапно:

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета. Используются приемы совместного творчества.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования.

При обучении рассказыванию на материале сказок рекомендуется активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и в дальнейшем продолжать обогащать этот запас; анализировать принципы традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета, побуждать использовать эти приемы

в собственных сочинениях. Для развития творческого восприятия сказки большое значение имеет знакомство с несколькими вариантами одного сюжета.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.