|
Результат методики «Придумай сказку» ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Выводы об уровне развития словесного творчества: - Очень высокий уровень (10 баллов) – 0 детей. - Высокий уровень (8–9 баллов) – 1 ребенок. - Средний уровень (4–7 баллов) – 5 ребенка. - Низкий уровень (2–3 балла) – 8 ребенка. - Очень низкий уровень (0–1 балл) – 2 ребенок. Анализ методики «Придумай сказку» помогла выявить, что высокий уровень развития воображения только у одного ребенка находится на высоком уровне. Пятеро детей находятся на среднем уровне: их рассказы представляли собой вариации одной или нескольких знакомых сказок. Но эти рассказы были довольно короткие, предложения простые. На низком уровне развития словесного творчества находятся восемь детей, и на очень низком 2 ребенка. Дети на последних уровнях в основном рассказывали знакомые сказки. Уровень развития словесного творчества у детей отмечен как высокий у 6% детей, средний у 31%, низкий у 50 % детей, очень низкий- 13%. Кроме того, дети не владеют речевыми умениями в достаточной степени. Итак, опытно-экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию словесного творчества детей, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется сказке как средству развития словесного творчества старших дошкольников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей средний и низкий уровень развития словесного творчества. Это послужило основой приступить к разработке системы занятий по развитию словесного творчества с использованием сказок. Проект развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста С целью развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста нами разработан проект совместной деятельности с воспитанниками ДОО и их родителями на тему «По дороге в сказку». Проект разработан в соответствии с условиями ФГОС дошкольного образования, а также с учётом возрастных и индивидуальных аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Основные принципы развития детского словесного творчества: - Принцип развивающего образования; - Принцип интеграции образовательных областей; - Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие; - Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе; - Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей; - Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок; - Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка; - Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо. Ожидаемые результаты реализации проекта: - развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; - развитие интереса к художественной книге; - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; - совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей. - содействие развитию словесного творчества детей; - развитие эмоциональной отзывчивости; - повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОО по развитию словесного творчества дошкольников. - повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе развития словесного творчества, активное участие родителей в совместных творческих проектах. Основное содержание и методы реализации проекта «По дороге в сказку» Реализация проекта «По дороге в сказку» с воспитанниками ДОО и родителями предусматривает четыре этапа: 1 этап – диагностико-мотивационный; 2 этап - проектно-организационный; 3 этап – практический, 4 этап – итоговый.
Информационная карта проекта.
Срок реализации проекта: 10.01.2017-10.02.2017 Тип проекта: познавательно-творческий, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители. Возраст детей: 4-5 лет Этапы реализации проекта: 1 этап – диагностико-мотивационный, 2 этап – проектно-организационный, 3 этап – практический. Этап – диагностико-мотивационный. Целью этого этапа является изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества детей; изучение психолого-педагогических условий развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста; диагностика уровня словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Таблица 3 Диагностический план
Этап – проектно-организационный Целью данного этапа является разработка проекта «По дороге в сказку». Создание необходимых условий для реализации проекта. Таблица 4
Проектно-организационный план
Этап – практический. Реализация проекта. Целью практического этапа является реализация комплекса образовательной деятельности, направленной на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Пути реализации проекта: 1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров. 2. Оформление уголка «По дороге в сказку». 3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок. 4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Работа с детьми Содержание деятельности: 1. Чтение разных сказок. Рисование детьми героев сказок. 2. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 3. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка. 4. Самостоятельное составление сказок. 5. Рассказывание сказок собственного сочинения. 6. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. 7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. 8. Загадки о сказках, героях сказок. 9. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Работа с родителями Содержание деятельности: 1. Консультации: «Совершенствование связной речи у дошкольников», «Ребенок и книга-творчество Самуила Яковлевича Маршака», «Воспитание сказкой и радость встречи с книгой», «Развитие словесного творчества детей» 1.1. Индивидуальные консультации по проблеме развития словесного творчества детей. 2. Беседы: «Знакомство с проектом», «Любимые сказки». 3. Мастер-класс «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» 4. Практикумы, участие в творческих играх, совместное составление и придумывание сказок с детьми. 5. Посещения спектакля по мотивам известной сказки. 6. Конкурс «Семейные сказки». Проанализировав и отобрав для работы с детьми систему занятий, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработали календарно - тематический план на месяц. Таблица 5 Календарно-тематический план на месяц по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
Этап – итоговый Цель - анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта. На данном этапе проводится сравнительная диагностика словесного творчества и речевых умений воспитанников, обсуждаются вместе с родителями итоги проекта «По дороге в сказку». Родители приглашаются к участию в итоговых мероприятиях.
Вывод по главе
По итогам диагностики уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод: - уровень речевого развития детей достигает среднего и низкого показателя; - речь детей недостаточна точна и выразительна; - дети не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве; - дети не инициативны и не самостоятельны в придумывании сказок, рассказов; - дети затрудняются развивать сюжет, не повторяя рассказов других детей. Все данные свидетельствуют о низком уровне развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно создать новую линию повествования в соответствии с особенностями жанра сказки. Воспитатели и родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Эксперимент показал, что необходимо ведение систематической работы по развитию воображения, мышления и связной речи детей, по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с сказками, их анализа. На основании теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы: 1. Беседуя с воспитателями мы узнали, что у них недостаточно материалов и пособий для развития словесного творчества детей. 2. Исследование подтвердило, что для развития словесного творчества необходимо проведение целенаправленной работы с использованием технологии, которая предполагает создание следующих педагогических условий: - это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. - благоприятные среда, способствующая словесному творчеству; - эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора; - активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению. Связи с этим мы создали проект «По дороге в сказку», основной целью которого является развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: изучение развития словесного творчества детей дошкольного возраста посредством сказки. Наше исследование проводилось в МБДОУ «Кэскил» в старшей группе «Туосчаан». В исследовании участвовало 16 детей, возраст 5-6 лет. Для исследования уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику, включающую в себе следующие методики: анкетирование родителей и воспитателей по проблеме развития словесного творчества детей; беседа с воспитателями для выявления их методики, технологии развития словесного творчества детей; методику «Составление рассказа по картинке»; методику «Придумай сказку» Р.С. Немова. Полученные результаты по проведенным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы уровень развития словесного творчества, в основном, находится на среднем и низком уровнях. На низком уровне развития словесного творчества находится 50% детей (8 детей), на очень низком 13% (2 детей). На среднем уровне развития словесного творчества оказалось 31% детей (5 детей). 6% детей, т.е. только 1 ребенок находится на высоком уровне развития словесного творчества. Преобладание среднего и низкого уровней развития словесного творчества говорит о необходимости ее развития. Связи с этим мы создали проект по «По дороге в сказку», целью которого является развитие словесного творчества. Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней раскрыты особенности развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством сказки. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены уровни развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста и создан проект, включающий в себя систематические занятия по развитию словесного творчества старших дошкольников. Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, освоение культуры, ее самовыражения и самореализации. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что проблема формирования словесного творчества рассматривается учеными как частичные вопросы проблемы развития связной монологической речи (Л. Ворошнина, Н. Орланов, А. Ушакова, Л. Фесенко и др.). Это связано прежде всего с тем, что сказка дает образец художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы, способствует активизации и обогащению словаря, упражнения детей в использовании различных грамматических форм. В ряде научных работ (А. Богуш, Н. Гавриш, А. Запорожец, Н. Орланов, А. Ушакова, А. Шибицкая и др.). Сказка характеризуется как одно из средств развития словесного творчества дошкольника, поскольку благодаря фантастическому миру, наличии в ней вариативных элементов позволяет ребенку преодолеть стереотипы мышления, пробудить творческие способности, развить воображение, и тем самым способствует развитию его словесного творчества.
Список использованной литературы 1. Азарина, Т.Ю. Использование сказочных персонажей и ситуаций в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста / Т.Ю. Азарина // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции 27-28 апреля 2004 года / Под ред. Чесновского М.Э. - Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина». 2004. – С.210-213. 2. Азарина, Т. Формы и методы ознакомления детей старшего дошккольного возраста со сказками разных народов / Т. Азарина // Пралеска. - 2004. - №9. – С.37-44. 3. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б,И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 4. Алиева, Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу / Т. Алиева //Дошкольное воспитание. – 2010. - №5. – С.79-84. 5..Венгер,Л.А. Психология: учеб.пособие для пед. училищ/–Л.А.Венгер, В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1988. – 336с. 6. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1992. – 329 с. 7. Волков,Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н. Волков.- Издат. Центр Академия. – 2000. – 176с. 8. Ворошина, Л.В. Развитие образной монологической речи в процессе ознакомления детей с портретной живописью / Л.В. Ворошина // Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: Хрестоматия. / Под ред. Старжинской Н.С., Дубининой Д.Н. - Мн.: БГПУ, 2007. - С.207-217. 9. Ворошнина JI.B. Особенности овладения старшими дошкольниками творческим рассказыванием в условиях специального обучения // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста./ JI.B. Ворошнина — Пермь, 1978.-С. 45-48. 10. Ворошнина JI.B. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис.канд. пед. наук./ JI.B. Ворошнина -М., 1998. 149 с. 11. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1992. - № 2. - С. 102-109. 12. Выготский,Л.С. Психология / Л.С. Выготский.– М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 108с. 13. Гольцер,С.В. Методическое пособие по детской литературе / С.В.Гольцер.– Екатеринбург:2004. – 72с. 14. Гурович Л.М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду/ Л.М. Гурович -Л., 1985. С. 43-52. 15. Калинина, Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2013. – 144с. 16. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника / Н.С.Карпинская. – М.: Педагогика, 1992. – 150с. 17. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет/ Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2012. – 160с. 18. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста/ Н.Короткова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №8. – С.34-41. 19. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с. 20. Леушина,А.М. Развитие связной речи у дошкольника/ А.М.Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – С. 358 – 369. 21. Лурия, А.Р. Язык и сознание/ А.Р.Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с. 22. Ляховская,Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников/ Ю.С.Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр "Академия",2011. – С. 223 – 226. 23. Максаков,А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И.Максаков. – М.: Просвещение, 2012. – 160с. 24. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор/ М.Н.Мельников. - М.: Просвещение, 1999. – 240с. 25. Недоспасова,В.А. Растем играя / В.А.Недоспасова. - М.: Просвещение, 2002. – 96с. 26.Немов,Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб.заведений: В 3 т. / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т.1. – 576с. 27. Новиков, Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки / Н.В. Новиков. Л., 2009. 324 с. 28. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. М.: Просвещение, 2009. 372 с. 27. Петерс,В.А. Психология и педагогика / В.А.Петерс. – М.: Проспект, 2005. – 304с. 28. Пропп,В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп. – М.: Лабиринт, 1998. – 512с. 29. Пропп, В.Я. Мофология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. - 315с. 30. Поддьяков, Н.Н. Развитие идей Запорожца А.В. в исследовании творческой активности детей / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.113-117. 31. Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки /Фольклор и действительность. М. 1996. - 325 с. 32. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1998. 33. Романенко А.К вопросу об антропоморфизме и анимизме в детской х ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|