|
Устройство стальных канатов нормы браковки.
Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются. ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов. Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам. Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами. Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характеристиками. Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и строительстве. Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР). Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| Рис. (08) Стальные канаты: а — крестовой свивки; б — односторонней свивки; в — кабельтовой конструкции; г — многопрядный (двухслойный); д — многопрядный (трехслойный); 1 — сердечник; 2 — прядь каната По виду свивки стальные канаты бывают: обыкновенные (раскручивающиеся); нераскручивающиеся. Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8... 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой. Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки. По направлению свивки канаты бывают: правой свивки; левой свивки.
По числу прядей канаты бывают: однопрядные (или спиральные); трехпрядные; пятипрядные; шестипрядные; восьмипрядные; восемнадцатипрядные.
Рис. (09)
Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки На монтажных работах чаще применяют шестипрядные канаты с пеньковым сердечником
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| По роду свивки проволок в прядях канаты бывают: с точечным касанием (ТК); с линейным касанием (ЛК); с точечным и линейным касанием (ТЛК). В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гибкость канатов. Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износостойкими, находят все более широкое применение в промышленности. Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61. Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек. Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений. На монтажных работах применяют следующие канаты: канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6х19 (1+9+9) + 1 о.с, т.е. 6х19 (1+9+9) проволок и один органический сердечник (ГОСТ 3077—80); канат двойной свивки типа ТЛК конструкции 6x37 (1+6+15+15) + 1 о.с. (ГОСТ 3079-80). Расчалки, ванты и тяги изготавливают из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3077-80 и ГОСТ 3070-74; полиспасты, стропы изготавливают из более гибких канатов конструкции (6x36) + 1 о.с. (ГОСТ 7668-80). С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаковки. Оформляют партию одним документом — паспортом. В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов. Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указывается наименование или товарный знак завода-изготовителя, ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| заводской номер, условное обозначение, длина (м), вес каната брутто (кг), отметка ОТК завода-изготовителя.
Браковка канатов Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии: характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок; разрыв пряди; поверхностный и внутренний износ; поверхностная и внутренняя коррозия; местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда. Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3. Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| Рис. (10) Определение числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двухкратное нарушение целости (поскольку нарушения целости принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной шести или тридцати диаметрам каната) При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
Рис. (11) Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| точность. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности,
Таблица (03)
причем
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %
| 10
| 15
| 20
| 25
| 30 и более
| Число обрывов проволок, % от норм
| 85
| 75
| 70
| 60
| 50
| допускается замена одного, более изношенного, каната. Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.
Рис. (12) Уменьшение площади по перечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия) При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| дальнейшей работе не допускается. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB> l,08dK, где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.
Рис. (13) Волнистость каната: dB — диаметр спирали волнистости; dK — номинальный диаметр каната; Hв — шаг спирали волнистости; Hк — свивка каната
Рис. (14) Корзинообразная деформация
Рис. (15) Выдавливание сердечника
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
|
Рис. (16) Выдавливание прядей: а — в одной пряди; б — в нескольких прядях
Рис. (17) Местное увеличение диаметра каната
Рис. (18)
Раздавливание каната
Рис. (19) Перекручивание каната ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
|
Рис. (20) Залом каната
Рис. (21)
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| Перегиб каната При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв > 4/3dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации; выдавливания сердечника; выдавливания или расслоения прядей; местного увеличения диаметра каната; местного уменьшения диаметра каната; раздавленных участков; перекручиваний;
заломов; перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ
| 5) Правила техники безопасности при выполнении погрузочно –
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|