Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возрастосообразность в психическом сопровождении развития. Организация образовательной деятельности как возрастнонормативной.





Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями[1]. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертатный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти.

Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис семи лет; позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. Еще позже был изучен кризис тринадцати лет.

Структура возрастного кризиса

Представление о критическом этапе как однородном этапе, в котором будто бы имеются лишь процессы возбуждения, брожения, взрывов, — одним словом, такие явления, с которыми справиться неимоверно трудно, — неверно.

Процессы развития вообще, в критический период в частности, отличаются неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более тонкой структурой. Процесс развития в критический период неоднороден, в нем одновременно протекают три типа процессов, и каждый из них требует своевременного и целостного учета в связи со всеми другими при проработке методов воспитания.



Три типа процессов, из которых складывается критический период в развитии, следующие:

• нарастающие стабилизационные процессы, закрепляющие прежние приобретения организма, делающие их все более фундаментальными, все более стабильными;

• процессы действительно критические, совершенно новые; причем очень быстро, бурно растущие изменения;

• процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов, которые являются основой для дальнейшей творческой деятельности растущего человека.

Содержание коррекционной работы в кризисные периоды

К.Н. Поливанова отмечает, что цели действий участников взаимодействия в ситуации возрастного кризиса практически всегда неосознанны. Цель ребенка – осуществление иного поведения, отличного от привычного, выступающего как символ взрослости. Такое поведение привлекательно для ребенка, поскольку позволяет непосредственно почувствовать себя взрослым.

В поведении ребенка выделяются две цели: объективная – построение новой формы поведения, необходимой для развития; субъективная – превращение во взрослого. Эти цели осознаются человеком, переживающим кризис развития, весьма редко, лишь на высоких ступенях возрастного развития (частичное осознание возникает только в юношеском возрасте). Для осознания необходим высокий уровень развития личностной рефлексии, т. е. способности видеть основания собственных действий. Ребенок же, как правило, действует непосредственно.

Цели взрослого также можно условно разделить на две.

Одна из них состоит в создании условий для превращения действий ребенка в пробующие, поскольку такое превращение является условием развития.

Другая цель взрослого заключается в сохранении привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком.

Цели взрослых внутренне конфликтны. Они противоречат друг другу. Чем настойчивее взрослый удерживает прежние формы отношений, тем меньше он помогает ребенку осуществить свою задачу развития в критический период. И наоборот, чем легче идет на новые формы сотрудничества, тем меньше возможностей сохранить привычные отношения в семье, поскольку затрагивается не только связь ребенок-взрослый, но и многие другие стороны семейного уклада. Эти цели также являются, как правило, неосознаваемыми. В большинстве случаев взрослый может вербализовать побудительные причины своего поведения словами: «Я ему добра хочу».

Суть коррекционной работы в период возрастного кризиса заключается не в преодолении симптомов кризиса, а в использовании его положительного эффекта для решения задачи развития.

Многие взрослые в период возрастного кризиса своего ребенка сталкиваются с кризисом собственной системы воспитания, поскольку изменения в поведении ребенка начинают свидетельствовать о неэффективности старой стратегии воспитания. Субъективное переживание этой ситуации приводит к пробам построения новых поведенческих стратегий и тактик, переходу к новым формам взаимодействия с ребенком.

Течение критического периода является успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т. е. взрослый выходит из него с помощью новых, более продуктивных способов взаимодействия с ребенком. Таким образом, можно считать, что развитие ребенка в период возрастного кризиса способствует развитию воспитательной позиции взрослых. Если взрослые осознанно или неосознанно пытаются сохранить прежние способы взаимодействия с ребенком, это препятствует установлению благополучных взаимоотношений с ним, вызывает собственные эмоциональные проблемы, препятствует развитию ребенка.

В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия.

Выбор типа коррекционной работы зависит от возраста ребенка, но место и позиция взрослого определяют особенности коррекции. Кризисы новорожденности, одного года, трех лет, как правило, протекают в семье, соответственно взрослый, к которому обращен кризис, — родитель. Кризис семи лет, подростковый кризис и кризис семнадцати лет проходят и в школе, и дома, ребенок «адресуется» и к родителям, и к учителям. Воспитатели детского сада в наименьшей степени встречаются с трудновоспитуемостью детей вследствие критического синдрома, но им часто приходится согласовывать свои действия с родителями, поскольку ребенок много времени проводит вне дома. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка, особенности стиля семейного воспитания.

Кризис новорожденности проходит в домашних условиях. Психологическая составляющая вплетена в существенные физиологические изменения, происходящие с ребенком. Разрешение кризиса знаменуется возникновением улыбки как первой социальной реакции. К этому приводит активное общение с ребенком с самых первых дней его жизни. Несмотря на то, что ребенок кажется совершенно безразличным к стараниям взрослых привлечь его внимание, следует при любой возможности эмоционально общаться с ним, разговаривать, улыбаться. Эти усилия вознаградятся улыбкой ребенка и, несколько позже, появлением комплекса оживления – двигательных реакций, вокализаций, эмоциональных проявлений в ответ на лицо взрослого.

При кризисе одного года рост двигательных возможностей приводит к расширению пространства, появляется стремление к недоступным предметам. Условием разрешения кризиса является весьма жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое. При ярких аффективных вспышках необходимо отвлечение, переход к другим привлекательным предметам, организация первых элементарных занятий с ребенком. Если отвлечь ребенка не удалось, запрет все равно не стоит отменять, иначе могут закрепиться разнообразные поведенческие формы (плач, крик, агрессия и т. д.), провоцирующие родителей предоставить требуемое.

При кризисе трех лет развитие речи, опережающее развитие представления о себе, приводит к экспериментированию с собственной самостоятельностью, появляется «Я сам!», личное действие, гордость за достижение. Негативизм в поведении связан с внешне немотивированными требованиями самостоятельности. Часто проявляется в отказе от действия, даже начатого по собственному желанию. Поведение характеризуется действием по собственному произволу (в противоположность произвольному действию). Родители (а в редких случаях аналогичного поведения в детском саду — воспитатели) четко выделяют ситуации, в которых необходимо твердо и спокойно настоять на запрете, не реагировать на провоцирующее поведение ребенка. Ребенок нуждается в эмоциональном принятии, ласке. Очень полезны для него совместные игры: предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как действовать с игрушками. Можно предоставить малышу возможность играть самостоятельно (пусть поначалу 1-2 минуты).

В целом кризис трех лет объективно завершается с возникновением у ребенка полноценной игры. Для этого необходим перевод личного действия в игровой план. В течение кризиса выделяются две линии: линия становления личного действия и линия возникновения игры. Первая линия оформляется в столкновении намерения ребенка и запрета, вторая возникает в совместных со взрослым игровых действиях. Соответственно строится и поведение взрослого. Как правило, протестное поведение адресовано близкому взрослому (родителю), а с началом игровой деятельности может возникать и с родителями, и в детском саду.

В период кризиса семи лет поведение характеризуется различными формами негативизма, возникновением самостоятельных занятий и расширением сферы интересов. Трудности в поведении (негативизм) касаются домашней ситуации. Кризис семи лет первый из критических возрастов, когда возможны вербальные формы помощи ребенку в проживании трудного периода. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад.

Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время «забудет» о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, напомните ему об этом, мягко подчеркните сложность взрослой позиции, но и выразите надежду на то, что ребенок может с этим справиться.

На протяжении подросткового кризиса в силу особых социальных условий его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. Современный социум не предоставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру возрастного кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т. п.

Подростковый возраст — время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована таким образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой, проектной формой деятельности подростков. Такие разработки существуют уже в практике образования. Их суть сводится к созданию условий для свободного авторского действия на учебном, но привлекательном для подростка материале. При возможности строить собственное авторское действие, т. е. осуществлять замысел и реализацию проектов, возникают наиболее адекватные условия для превращения исполнительского (результативного) действия в пробующее. Такое превращение обеспечивает полноценное и адекватное задачам возраста развитие в подростковом возрасте.

При подобных условиях проба переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности:, общение со взрослым становится партнерским, позиции взрослого и ребенка меняются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемости подростков, но неприменимое в индивидуальной коррекции.

В период кризиса семнадцати лет основная проблема заключается в профессиональном и личностном самоопределении. Поэтому на данном этапе необходима скоординированная помощь родителей, педагогов, психологов, профконсультантов в решении данной проблемы. Важно обеспечить постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению и подготовку к будущей трудовой жизни в широком плане, психолого-педагогическую помощь в конкретных профессиональных выборах.

При этом используют все методы психологического профессионального консультирования: информационно-справочные и просветительские (профессиограммы, справочная литература, про-фессиональная реклама, экскурсии и др.); диагностические (наблюдение, беседы, опросники, тесты и др.); методы морально-эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги, групповая и индивидуальная психотерапия, профориентационные игры и др.); методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития и личностного роста (построение различных вариантов действий, схемы альтернативного выбора, анализ ситуаций личностного и профессионального самоопределения и др.).

Кризисы взрослости существенно отличаются от детских возрастных кризисов тем, что они в основном протекают во внутреннем плане личности. Взрослый человек в период возрастного кризиса предпринимает действия по осознанию собственных позиций и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, характеризуется значительными индивидуальными различиями. Видимых изменений в поведении может не происходить, но может проявляться эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчивость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т. д. В этих случаях показаны различные формы психотерапевтической помощи, психологическое консультирование.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.