Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Часть VI «Простите, что Вы сказали?» (разговорные и дикционные упражнения)





 

 

Упражнение 1. «Лесенка», или «Взлетел, взмыл, вжился»

 

Произнесите три слова: «Взлетел, взмыл, вжился». Сделайте это длинно, слитно, но не натужно, не выдавливая из себя последний воздух. Если организм хочет вдохнуть, позвольте ему это сделать в любой момент. Важно, чтобы каждое следующее слово было ниже предыдущего, чтобы получилось своеобразное движение по лестнице, по ступенькам вниз. Помогайте себе рукой, жестикуляцией. «Взлетел» – рука на одном уровне; «взмыл» – на ступень ниже; «вжился» – рука в землю, и интонация – в землю.

Обратите внимание, – ударные гласные должны быть ниже и длиннее, согласные звуки должны быть насыщены дыханием. Старайтесь их удлин‑н‑н‑н‑нять:

 

Особое внимание завершению фразы. Частенько звучит примерно так:

 

Завершайте мысль, поставив точку, снижая тон. Каждый следующий звук свободно выливается из предыдущего, внутри слова и на стыке слов. Не мельчите, не суетитесь, чтобы не получалось: «летел – мыл – жися».

Освоив это, двинемся дальше. Совершили с одной ступени два шага вниз по «лестнице», повторите всё, начиная со ступеньки повыше: два шага вниз. Затем начните ещё выше, спускаясь на два тона. Таким образом двигайтесь по всему диапазону – шаг вверх, два вниз, ещё один вверх и два вниз.

При всём этом не забывайте представить себе, кто куда «взлетел», как «взмыл», во что «вжился».

Мелодический речевой тренинг можно продолжать, используя самые простые расхожие слова, такие как:

«аг А», «уг У», «так‑т А к», «ну‑н У», «вот‑в О т»

И другие, тому подобные. Первый слог безударный, второй – акцентированный, ниже и длиннее. Полезно сопровождать звучание движением руки. Точно так же произнесите:

«свЕрху вн И‑И з»

Сопровождайте слова жестом руки. Освоение этих и подобных мелодических конструкций очень несложно и бесспорно поможет вытеснить из вашей речи стереотип, предполагающий раздражающее завышение ударных гласных и, особенно, безударных окончаний.

Воспользуйтесь фонограммой 8 «Лесенка» аудиоприложения.

 

Упражнение 2. «Радист»

 

Упражнение из арсенала 3. Савковой. Произнесите позывные:

«я – А ист, я – А ист, я – А ист! При Ё м!»

Или:

«я – А стра, я – А стра!..»

В качестве микрофона можете использовать, например, карандаш. Попробуйте произносить всё с нарастанием активности. Первая попытка спокойная, уверенная, вторая – с нетерпением («Кажется, сейчас ответит», но не отвечает), третья – ещё более настойчиво («Требую ответа!»). И так далее.

Обратите внимание, если трижды произнести одинаково одну и ту же фразу, это будет звучать монотонно, – занудство. Надо меняться, правда? Изменяется действие. Сначала дежурно выбросить в эфир: «я – А ист!» Нет ответа. Активнее добиваться связи с адресатом: «я – А ист!» Снова нет ответа. Уже с беспокойством, – может быть, что‑то неисправно: «я – А ист!» Всегда по‑разному должны звучать слова, тем более, одинаковые. В жизни люди общаются разнообразно. Если фраза несколько раз повторяется одинаково, это всё равно, что долго‑долго играет заезженная пластинка или компьютер «завис» при воспроизведении фонограммы.

Можно с этим текстом двигаться по диапазону – из нижнего регистра в верхний и наоборот. Например, начните низко, потом настойчивее и выше, ещё более требовательно и ещё выше. Так же от тихого звучания – громче и ещё громче, потом тише. Этим упражнением (как и многими другими) пробуйте отрабатывать движение по звуковысотному диапазону на одной громкости. И на одном тоне изменять громкость – движение в динамическом диапазоне. Ниже – выше, тише – громче. Только оправдывайте такие изменения.

Не забудем, что окончание «ст» или сочетание «стр» должны быть произнесены, накормлены дыханием и энергией. Позывные могут быть любые: «я – Ай сб е рг» (не промахнём «сб», «рг») или «я – Анкер» и множество других вариантов. Для развития голоса важно сочетание «я» с ударным «А», а для дикции – «пучки согласных» (упражнение с таким названием впереди, на стр. 127–128).

 

Упражнение 3. «Диалоги»

 

Следующее упражнение нужно выполнять в паре. Выберите себе партнёра или, если занимаетесь индивидуально, придумайте, вообразите, но реальный партнёр лучше. У каждого в руке телефон, вы сообщаете партнёру новость:

Один говорит:

«Тебя исключили из института!»

Другой:

«Как?!! Меня исключили из института?!!»

Первый подтверждает:

«Да, тебя исключили из института».

Можете меняться ролями. Текст должен свободно выливаться, с удлинением ударных гласных. Обратите внимание на пресловутую вопросительную и утвердительную интонации и следите за тем, чтобы микрофон смотрел на источник звука.

Первый не спрашивает, а сообщает, утверждает! При этом не надо кривляться, верещать, сообщая или переспрашивая. Говорите в микрофон, там «ухо слушателя» – этот навык вам немедленно потребуется на практике, поэтому его нужно тренировать, сформировать рефлекс.

Попробуйте, произнося диалог, выделять разные ударные слова. Один вариант – первое слово ударное, другой вариант, иной смысл – другое слово ударное. Любое слово может быть ударным, акцентом, коего требует смысл произносимого:

«Теб Я исключили из института!», «Тебя исключ И ли из института!» или «Тебя исключили из инстит У та!»

И вопросы с такими же акцентами:

«Мен Я исключили из института?», «Меня исключ И ли из института?» или «Меня исключили из инстит У та?!!»

Сравнивайте утвердительную и вопросительную интонации, утверждая или спрашивая, только теперь каждым словом:

«Теб Я!.. Исключ И ли!.. Из инстит У та!!!»

И вопросы так же:

«Мен Я?.. Исключ И ли?!.. Из инстит У та?!!»

Четырёхкратное, безапелляционное подтверждение:

«Д А!.. Теб Я!.. Исключ И ли!.. Из инстит У та!!!»

Графически выделять снижение или повышение тона на ударных гласных здесь мы уже не будем с надеждой на то, что это вами уже освоено, во всяком случае, понято. Можно с нарастанием активности на каждом утверждении и вопросе.

На улице или на базаре иногда бывает очень мило и симпатично эдакое вопросительное задирание ударных слов. В художественном произведении тоже может быть прекрасный образ Попандопуло из Одессы, – «Шо‑то мне не нравится здэшний режим?!!» – в исполнении народного артиста СССР Михаила Водяного. Но в телерадиоэфире человек должен уметь утверждать, а не только спрашивать. Надо следить за этим и ставить интонационные точки в нужных местах текста.

Те же манипуляции с фразами:

– Первая премия – твоя!

– Как! Первая премия моя?

– Да, первая премия – твоя!

Включайте воображение! Ведь «моя первая премия!» В теле – физический покой, а эмоции – внутри, они не в физкультуре выражаются, их нельзя изображать. Но жест на ударном слове будет полезен.

Воспроизведите парами и упомянутый в другом контексте диалог:

– Наша река широка, как Ока!

– Как! Как Ока широка наша река?!!

– Да! Как Ока широка наша река!

Только разойдитесь как можно дальше друг от друга. И представьте себе, что вы – деревенские бабы, стоите на разных берегах реки и хотите докричаться до своей подруги или соседки, сообщая о таком эпохальном открытии. С детской, первобытной наивностью. Так же выделяйте в своей реплике то одно, то другое слово, изменяя смысл диалога.

– Любое слово может быть ударным!

– Что? Любое слово может быть ударным?!!

– Конечно, любое слово может быть ударным.

Убедитесь, прослушав фонограмму 9 «Ударные слова» аудиоприложения.

Придумайте другие диалоги в качестве сюрпризов партнёрам и наиграйтесь от души и с пользой для дела.

– С любыми фразами можно экспериментировать!

– Как?! С любыми фразами модно экспериментировать?

– Да! С любыми фразами можно экспериментировать!

Или даже так:

– Ну что? Ты здесь?!!

– Ну что, я – здесь!

– Ну что ты здесь!!!

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.