|
Часть VI «Простите, что Вы сказали?» (разговорные и дикционные упражнения)
Упражнение 1. «Лесенка», или «Взлетел, взмыл, вжился»
Произнесите три слова: «Взлетел, взмыл, вжился». Сделайте это длинно, слитно, но не натужно, не выдавливая из себя последний воздух. Если организм хочет вдохнуть, позвольте ему это сделать в любой момент. Важно, чтобы каждое следующее слово было ниже предыдущего, чтобы получилось своеобразное движение по лестнице, по ступенькам вниз. Помогайте себе рукой, жестикуляцией. «Взлетел» – рука на одном уровне; «взмыл» – на ступень ниже; «вжился» – рука в землю, и интонация – в землю. Обратите внимание, – ударные гласные должны быть ниже и длиннее, согласные звуки должны быть насыщены дыханием. Старайтесь их удлин‑н‑н‑н‑нять:
Особое внимание завершению фразы. Частенько звучит примерно так:
Завершайте мысль, поставив точку, снижая тон. Каждый следующий звук свободно выливается из предыдущего, внутри слова и на стыке слов. Не мельчите, не суетитесь, чтобы не получалось: «летел – мыл – жися». Освоив это, двинемся дальше. Совершили с одной ступени два шага вниз по «лестнице», повторите всё, начиная со ступеньки повыше: два шага вниз. Затем начните ещё выше, спускаясь на два тона. Таким образом двигайтесь по всему диапазону – шаг вверх, два вниз, ещё один вверх и два вниз. При всём этом не забывайте представить себе, кто куда «взлетел», как «взмыл», во что «вжился». Мелодический речевой тренинг можно продолжать, используя самые простые расхожие слова, такие как: «аг А», «уг У», «так‑т А к», «ну‑н У», «вот‑в О т» И другие, тому подобные. Первый слог безударный, второй – акцентированный, ниже и длиннее. Полезно сопровождать звучание движением руки. Точно так же произнесите: «свЕрху вн И‑И з» Сопровождайте слова жестом руки. Освоение этих и подобных мелодических конструкций очень несложно и бесспорно поможет вытеснить из вашей речи стереотип, предполагающий раздражающее завышение ударных гласных и, особенно, безударных окончаний. Воспользуйтесь фонограммой 8 «Лесенка» аудиоприложения.
Упражнение 2. «Радист»
Упражнение из арсенала 3. Савковой. Произнесите позывные: «я – А ист, я – А ист, я – А ист! При Ё м!» Или: «я – А стра, я – А стра!..» В качестве микрофона можете использовать, например, карандаш. Попробуйте произносить всё с нарастанием активности. Первая попытка спокойная, уверенная, вторая – с нетерпением («Кажется, сейчас ответит», но не отвечает), третья – ещё более настойчиво («Требую ответа!»). И так далее. Обратите внимание, если трижды произнести одинаково одну и ту же фразу, это будет звучать монотонно, – занудство. Надо меняться, правда? Изменяется действие. Сначала дежурно выбросить в эфир: «я – А ист!» Нет ответа. Активнее добиваться связи с адресатом: «я – А ист!» Снова нет ответа. Уже с беспокойством, – может быть, что‑то неисправно: «я – А ист!» Всегда по‑разному должны звучать слова, тем более, одинаковые. В жизни люди общаются разнообразно. Если фраза несколько раз повторяется одинаково, это всё равно, что долго‑долго играет заезженная пластинка или компьютер «завис» при воспроизведении фонограммы. Можно с этим текстом двигаться по диапазону – из нижнего регистра в верхний и наоборот. Например, начните низко, потом настойчивее и выше, ещё более требовательно и ещё выше. Так же от тихого звучания – громче и ещё громче, потом тише. Этим упражнением (как и многими другими) пробуйте отрабатывать движение по звуковысотному диапазону на одной громкости. И на одном тоне изменять громкость – движение в динамическом диапазоне. Ниже – выше, тише – громче. Только оправдывайте такие изменения. Не забудем, что окончание «ст» или сочетание «стр» должны быть произнесены, накормлены дыханием и энергией. Позывные могут быть любые: «я – Ай сб е рг» (не промахнём «сб», «рг») или «я – Анкер» и множество других вариантов. Для развития голоса важно сочетание «я» с ударным «А», а для дикции – «пучки согласных» (упражнение с таким названием впереди, на стр. 127–128).
Упражнение 3. «Диалоги»
Следующее упражнение нужно выполнять в паре. Выберите себе партнёра или, если занимаетесь индивидуально, придумайте, вообразите, но реальный партнёр лучше. У каждого в руке телефон, вы сообщаете партнёру новость: Один говорит: «Тебя исключили из института!» Другой: «Как?!! Меня исключили из института?!!» Первый подтверждает: «Да, тебя исключили из института». Можете меняться ролями. Текст должен свободно выливаться, с удлинением ударных гласных. Обратите внимание на пресловутую вопросительную и утвердительную интонации и следите за тем, чтобы микрофон смотрел на источник звука. Первый не спрашивает, а сообщает, утверждает! При этом не надо кривляться, верещать, сообщая или переспрашивая. Говорите в микрофон, там «ухо слушателя» – этот навык вам немедленно потребуется на практике, поэтому его нужно тренировать, сформировать рефлекс. Попробуйте, произнося диалог, выделять разные ударные слова. Один вариант – первое слово ударное, другой вариант, иной смысл – другое слово ударное. Любое слово может быть ударным, акцентом, коего требует смысл произносимого: «Теб Я исключили из института!», «Тебя исключ И ли из института!» или «Тебя исключили из инстит У та!» И вопросы с такими же акцентами: «Мен Я исключили из института?», «Меня исключ И ли из института?» или «Меня исключили из инстит У та?!!» Сравнивайте утвердительную и вопросительную интонации, утверждая или спрашивая, только теперь каждым словом: «Теб Я!.. Исключ И ли!.. Из инстит У та!!!» И вопросы так же: «Мен Я?.. Исключ И ли?!.. Из инстит У та?!!» Четырёхкратное, безапелляционное подтверждение: «Д А!.. Теб Я!.. Исключ И ли!.. Из инстит У та!!!» Графически выделять снижение или повышение тона на ударных гласных здесь мы уже не будем с надеждой на то, что это вами уже освоено, во всяком случае, понято. Можно с нарастанием активности на каждом утверждении и вопросе. На улице или на базаре иногда бывает очень мило и симпатично эдакое вопросительное задирание ударных слов. В художественном произведении тоже может быть прекрасный образ Попандопуло из Одессы, – «Шо‑то мне не нравится здэшний режим?!!» – в исполнении народного артиста СССР Михаила Водяного. Но в телерадиоэфире человек должен уметь утверждать, а не только спрашивать. Надо следить за этим и ставить интонационные точки в нужных местах текста. Те же манипуляции с фразами: – Первая премия – твоя! – Как! Первая премия моя? – Да, первая премия – твоя! Включайте воображение! Ведь «моя первая премия!» В теле – физический покой, а эмоции – внутри, они не в физкультуре выражаются, их нельзя изображать. Но жест на ударном слове будет полезен. Воспроизведите парами и упомянутый в другом контексте диалог: – Наша река широка, как Ока! – Как! Как Ока широка наша река?!! – Да! Как Ока широка наша река! Только разойдитесь как можно дальше друг от друга. И представьте себе, что вы – деревенские бабы, стоите на разных берегах реки и хотите докричаться до своей подруги или соседки, сообщая о таком эпохальном открытии. С детской, первобытной наивностью. Так же выделяйте в своей реплике то одно, то другое слово, изменяя смысл диалога. – Любое слово может быть ударным! – Что? Любое слово может быть ударным?!! – Конечно, любое слово может быть ударным. Убедитесь, прослушав фонограмму 9 «Ударные слова» аудиоприложения. Придумайте другие диалоги в качестве сюрпризов партнёрам и наиграйтесь от души и с пользой для дела. – С любыми фразами можно экспериментировать! – Как?! С любыми фразами модно экспериментировать? – Да! С любыми фразами можно экспериментировать! Или даже так: – Ну что? Ты здесь?!! – Ну что, я – здесь! – Ну что ты здесь!!!
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|