|
Подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
(углубленная подготовка)
Казань
Автор:
Барышев Сергей Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Закиров Радик Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедры гражданского права КФ ФГБОУВПО «РАП».
Серкова Юлия Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ФГАОУ ВПО К(П)ФУ.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).
© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013
© Барышев С.А., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….…......4
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………..………..…....6
Тематический план и содержание учебной дисциплины….…………….…......6
Программа курса…………………………………………………………………15
Планы семинарских (практических) занятий…………………………….……26
Методические рекомендации изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ……………………………………………….….…..66
Задания для выполнения контрольных работ…………………………………68
Примерная тематика курсовых работ…………………………………………..69
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации…………………………………………………………………………...........73
Информационное обеспечение обучения. Литература……………..………...74
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………….……….…105
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: отграничивать исполнительную (административную) деятельность от иных видов государственной деятельности; составлять различные административно-правовые документы; выделять субъекты исполнительно-распорядительной деятельности из числа иных; выделять административно-правовые отношения из числа иных правоотношений; анализировать и применять на практике нормы административного законодательства; оказывать консультационную помощь субъектам административных правоотношений; логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по административно-правовой проблематике
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
понятие и источники административного права; понятие и виды административно-правовых норм; понятия государственного управления и государственной службы; состав административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний, понятие и виды административно-правовых отношений; понятие и виды субъектов административного права; административно-правовой статус субъектов административного права
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 94 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
1.4 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, зала судебных заседаний;
1.5 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результат обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Студент должен уметь отграничивать исполнительную (административную) деятельность от иных видов государственной деятельности; составлять различные административно-правовые документы; выделять субъекты исполнительно-распорядительной деятельности из числа иных; выделять административно-правовые отношения из числа иных правоотношений; анализировать и применять на практике нормы административного законодательства; оказывать консультационную помощь субъектам административных правоотношений; логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по административно-правовой проблематике
Студент должен знать:
понятие и источники административного права; понятие и виды административно-правовых норм; понятия государственного управления и государственной службы; состав административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний, понятие и виды административно-правовых отношений; понятие и виды субъектов административного права; административно-правовой статус субъектов административного права
|
Опрос, обсуждение,
контрольные работы,
экзамен
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе
|
| лекции
|
| Семинарские занятия
|
| Курсовая работа
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| Форма итогового контроля
| Экзамен
|
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Названия разделов и тем
| Содержание учебного материала, семинарские (практические) занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
| | Объем
часов
| Уровень освоения
| Тема 1.
Предмет и метод административного права
| Содержание учебного материала:
1.Административное право как отрасль права.
2. Предмет административного права.
3. Исполнительная власть как самостоятельная ветвь государственной власти: понятие, основные черты. Государственное управление и исполнительная власть.
3.Метод административно-правового регулирования.
4. Система административного права. 5.История развития административного права России.
6.Административное право как наука.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 2.
Административно-правовые нормы и отношения
| Содержание учебного материала:
1. Понятие, особенности и структура административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм.
2. Действие административно-правовых норм во времени и в пространстве.
3. Понятие, особенности и виды источников административного права. Федеральные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Международно-правовые источники административного права. Нормативные административные договоры как источники административного права. Административные регламенты.
4. Систематизация и кодификация норм административного права России. Состояние и перспективы.
5. Понятие, основные черты и виды административно-правовых отношений. 6. Субъекты административно-правовых отношений.
7. Административная правоспособность и дееспособность субъектов административно-правовых отношений
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 3.
Административно правовой статус гражданина Российской Федерации
| Содержание учебного материала:
1.Понятие, признаки и структура административно-правового статуса гражданина. Виды административных прав и обязанностей граждан.
2.Специальные административно-правовые статусы граждан: военнослужащие, инвалиды, члены многодетных семей.
3.Роль органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
4.Защита прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
5.Правовой статус Уполномоченного по правам человека в России.
6. Административный порядок рассмотрения обращений граждан органами исполнительной власти.
7. Судебный порядок защиты прав граждан в сфере исполнительной власти.
8.Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 4.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти
| Содержание учебного материала:
1.Понятие, характерные черты и виды органов исполнительной власти, принципы их организации и деятельности.
2. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.
3.Компетенция органа исполнительной власти.
4.Правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти.
5. Система федеральных органов исполнительной власти.
6. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти: порядок образования, состав, функции, структура.
7. Федеральные министерства: порядок образования, руководство, компетенция. 8. Федеральные службы: порядок образования, руководство, компетенция.
9.Федеральные агентства; порядок образования, руководство, компетенция.
10. Общая характеристика системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок замещения должности и компетенция.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 5.
Государственная служба
| Содержание учебного материала:
1. Понятия «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и «должность государственной службы».
2.Система государственной службы РФ.
3.Элементы правового статуса государственных служащих. Права и обязанности государственных служащих, запреты, связанные с гражданской службой. Классификация государственных служащих.
4.Поступление на государственную службу.
5.Понятие, стороны, форма заключения, продолжительность и основные содержательные аспекты служебного контракта государственного гражданского служащего.
6.Прохождение государственной службы: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания, аттестация, квалификационный экзамен, государственные гарантии.
7.Прекращение государственно-служебных отношений: основания и последствия.
8.Поощрения и награждения за государственную службу. Административная, материальная и уголовная ответственность государственных служащих. Служебная дисциплина. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.
9.Особенности правового регулирования государственной гражданской службы РФ.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 6.
Административно-правовой статус юридических лиц
| Содержание учебного материала:
1.Понятие и признаки административной правосубъектности юридических лиц.
2.Правовые основы взаимоотношений юридических лиц с органами исполнительной власти.
3.Административно-правовой статус государственных и муниципальных коммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
4.Административно-правовой статус некоммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
5.Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 7.
Формы и методы административно-правового регулирования
| Содержание учебного материала:
1.Правовые и неправовые формы административно-правового регулирования: понятие и виды.
2.Понятие и признаки акта государственного управления как правовой формы деятельности органа исполнительной власти.
3.Виды административно-правовых актов.
4.Требования, предъявляемые к административно-правовым актам, и последствия их несоблюдения.
5.Юридическая сила административно-правовых актов. Действие административно-правовых актов: понятие, сферы, пределы.
6.Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления административно-правовых актов в силу. Прекращение и приостановление действия административно-правовых актов.
7.Административный договор как правовая форма административно-правового регулирования: понятие и признаки.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 8.
Административное принуждение. Административная ответственность
| Содержание учебного материала:
1.Административное принуждение как вид государственного принуждения, его характерные черты. Цели, основания и виды административного принуждения. 2.Административно-предупредительные меры. Административно-пресекательные меры.
3.Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
4.Общая характеристика административной ответственности, ее отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности.
5.Законодательное регулирование административной ответственности. Принципы административной ответственности.
6. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав.
7.Виды административных наказаний и принципы их применения. Основные и дополнительные наказания.
8. Основания освобождения от административной ответственности.
9. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 9.
Административный процесс
| Содержание учебного материала:
1.Общая характеристика административного процесса и его видов. Основные концепции административного процесса в теории административного права.
2. Структура административного процесса. Соотношение понятий «административный процесс» и «административное производство».
3. Виды административного процесса: административные процедуры, административная юрисдикция и административное судопроизводство, их соотношение и взаимосвязь.
4. Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Виды административных процедур.
5.Административно-юрисдикционный процесс.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 10.
Производство по делам об административных правонарушениях
| Содержание учебного материала:
1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, принципы и правовое регулирование.
2.Правовое положение и виды субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Понятие и виды подведомственности дел об административных правонарушениях.
3.Подведомственность дел об административных правонарушениях судьям, и несудебным органам.
4. Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях: общая, альтернативная и специальная.
5.Виды участников производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
6.Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях.
7.Стадии производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, общая характеристика.
|
|
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Курсовая работа
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 11.
Обеспечение законности в сфере деятельности органов исполнительной власти
| Содержание учебного материала:
1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор: понятие, особенности, их соотношение и взаимосвязь, виды.
3. Парламентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти. 4. Президентский контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
5. Общий, надведомственный и ведомственный контроль в системе органов исполнительной власти.
6.Прокурорский надзор.
7.Формы общественного контроля в сфере исполнительной власти.
8.Роль Конституционного Суда РФ в оценке конституционности актов органов исполнительной власти и в разрешении споров с участием этих органов.
9.Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в деятельности органов исполнительной власти.
10.Административная юстиция как правовое средство защиты прав граждан в сфере исполнительной власти: понятие, организационные формы осуществления.
|
|
| Лекции
| -
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| Тема 12.
Административно-правовое регулирование и государственное управление в сфере здравоохранения и социальной защиты граждан
| Содержание учебного материала:
1.Конституционные основы государственного управления в социально-культурной сфере.
2.Государственное управление в сфере здравоохранения.
3.Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4.Компетенция органов исполнительной власти в сфере организации труда, обеспечения занятости населения. Решение проблем миграции.
5.Государственное управление в сфере социальной защиты населения. Система органов исполнительной власти, осуществляющих функции социальной защиты населения. Права граждан в сфере социальной защиты.
|
|
| Лекции
| -
|
| Семинарские занятия
|
|
| Контрольная работа
| -
|
| Самостоятельная работа
|
|
| ИТОГО
| Лекции
|
|
| Семинарские занятия
|
|
| Курсовая работа
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| | Всего
|
|
|
ПРОГРАММА КУРСА
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|