Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Область профессиональной деятельности выпускника магистерской программы.





Ростов-на Дону 2013


Рекомендовано к утверждению решением учебно-методического совета факультета социологии и политологии     Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры моделирования социальных процессов  
     
протокол заседания №____ от   протокол заседания №__7_ от
«__22__» апреля 2013 г.   «__20__» марта 2013 г.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

 

Учебно-методическое пособие разработано на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению магистерской подготовки 034000 – Конфликтология, магистерская программа «Социальное моделирование конфликтных ситуаций».

В учебно-методическом пособии подробно изложены этапы выполнения, требования к содержанию и принципы оценивания магистерской диссертации.

Пособие предназначено для магистрантов, преподавателей – научных руководителей, консультантов, рецензентов членов государственных аттестационных комиссий, организаторов учебного процесса.

Учебно-методическое пособие разработано на основе следующих документов:

 

1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года№125-ФЗ);

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 034000 «Конфликтология» высшего профессионального образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2009 г. № 823;

4. Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минобразования России № 65.
2005-10-03. - М.: Минобрнауки России 2005. (http://www.library.ru/help/docs/n17430/diplom.doc).

5. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации: Утверждено Приказом Минобразования РФ от 25 марта
2003 г. № 1155 [Текст] // Российская газета Плюс – 2003, 2003, 15 мая.

6. Об образовательной программе высшего профессионального образования специализиро-ванной подготовки магистров [Электронный ресурс]: Приказ № 62 2006-22-03. – М.: Минобрнауки России 2006, Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m62.html.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ........................................

1.1 Выбор темы, требования к названию...........................................................................................

1.2 Разработка рабочего плана............................................................................................................

1.3 Содержание основных разделов работы......................................................................................

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.......................................

2.1 Оформление работы.......................................................................................................................

2.2 Библиографический поиск: сбор, анализ и обобщение литературных источников...............

2.3 Рекомендации по составлению компьютерной презентации (КП) магистерской диссертации с помощью пакета Microsoft PowerPoint...............................................................................................

3 ЗАЩИТА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ....................................................................................

3.1 Подготовка к защите магистерской диссертации

3.2 Справка о внедрении результатов магистерской диссертации

3.3 Процедура публичной защиты магистерской диссертации......................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рабочая карта магистерской диссертации..................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец оформления титульного листа.....................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Образец оформления оглавления................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Образец оформления библиографии..........................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Образец отзыва научного руководителя....................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Форма 16 (список публикаций)...................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Образец рецензии на магистерскую диссертацию....................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Схема доклада на защиту магистерской диссертации……………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Образец справки о внедрении результатов магистерской диссертации................

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Список документов, предоставляемых на защиту..................................................

ВВЕДЕНИЕ

 

Итоговая аттестация выпускника высшего профессионального учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня и качества подготовки выпускника высшего профессионального учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация выпускника магистратуры проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). По результатам ее защиты Государственной аттестационной комиссией выпускнику присваивается степень магистра.

Подготовка магистров по направлению 034000 - «Конфликтология» осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, определяющим характеристики, область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника, а также требования к его профессиональной подготовленности, включая перечень компетенций, знаний, умений и навыков, которые выпускник должен приобрести в процессе обучения и продемонстрировать при прохождении процедуры подготовки, написания и защиты магистерской диссертации.

 

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Конфликт как система и процесс негативного взаимодействия между индивидами, являющийся в действии (столкновении) и противодействии, нацеленных на удовлетворение потребностей и достижение социального статуса индивидов в системе культивируемых социальных, экономических, политических, этнических, культурных, организационных связей;

Совокупность объективных и субъективных факторов, обусловливающих конфликтные системы и процессы, влекущие снижение уровня социального консенсуса, толерантности, безопасности и усиление социальной агрессии, интолерантности, протеста, оппозиционности, экстремизма и терроризма;

Совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий, обусловливающих снижение уровня конфликтогенности социальных процессов, достижение социального, политического, этнополитического, экономического консенсуса, компромисса, укрепление неконфронтационных стратегий взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности;

Совокупность альтернативных (не насильственных, помимо правовых) технологий урегулирования конфликтов в различных сферах жизнедеятельности, требующих совершенствования, в рамках задач дальнейшей демократизации социальных, экономических, политических, этнополитических, культурно-духовных процессов и институтов.

 

Глава 1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Основные части работы

 

Каждая структурная часть магистерской диссертации имеет свое назначение. Оформляя работу, магистрант должен помнить, что структурная часть (содержание, введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.

Аннотация должна содержать сведения об объеме диссертации (количество страниц, иллюстраций и таблиц), перечень ключевых слов и текст реферата. Перечень ключевых слов должен включать до 20 слов в именительном падеже, прописными буквами и расположенных в строку через запятые (ключевые слова используются при автоматизированном поиске научно-технической информации).

Текст должен содержать краткое изложение цели и формулировки полученных научных результатов, их новизны и практической ценности, области практического применения и ожидаемые технико-экономические результаты. Рекомендуемый объем текста - до 600 знаков

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 2).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и разделов диссертации и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по сравнению с текстом.

Содержание (или оглавление) включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов
и т.д.), содержащихся в работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания (или оглавления) названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности (Приложение 3).

Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена работа. А именно: актуальность выбранной темы, степень ее научной разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, исследовательская гипотеза, тезисы новизны, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

Актуальность - обязательное требование к любой магистерской диссертации. В применении к магистерской диссертации понятие «актуальность» имеет одну особенность. Магистерская диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности темы должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц текста показать во-первых, причины обращения к этой теме именно сейчас; во-вторых, следует раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к потребностям науки (накопление информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах с применением новых методов и методик исследования и т.д.). Наиболее эффективной работа магистранта окажется в том случае, если рассмотрение выбранной проблемы будет связано с профилем той области знания, в которой он специализируется.

За актуальностью должно следовать рассмотрение степени научной разработанности темы.

Степень разработанности проблемы. Краткий обзор литературных источников позволяет автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и требует дальнейшей разработки. Во введении необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных и практических исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых социально-экономических, юридических (правовых), политических и иных условиях и т.д. В этом разделе введения необходимо перечислить прошлых и современных исследователей, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные аспекты исследуемой проблемы.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство магистранта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, критически оценивать, сопоставлять разные концепции, научные направления, методологические подходы, связанные с темой исследования, аргументированно вырабатывать собственную точку зрения.

Однако здесь необходимо не просто осветить имеющуюся литературу, но и провести аналитический обзор ее содержания и, таким образом, продемонстрировать собственную компетентность в данной сфере научного исследования. Рекомендуется сделать ссылки на наиболее значимые для данного направления работы из числа фундаментальных разработок, выделить их главные достоинства и недостатки.

После рассмотрения степени научной разработанности темы осуществляется плавный логический переход к формулировке проблемы.

Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который пока неизвестен, и на который нужно ответить. Проблема – обобщенное множество сформулированных научных вопросов как область будущих исследований, соответствует постановке и решению крупных задач теоретического и прикладного характера, требующих получения новых знаний. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, уместно перейти к формулировке цели магистерсого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в связи с этим. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., вывести формулу... и т.п.). Также следует помнить, что цель исследования не должна дословно повторять название темы диссертации.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе проведения НИР.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. В классическом варианте количество задач должно быть не меньше числа параграфов диссертации, т.к. каждый параграф должен последовательно содержать решение отдельной задачи в процессе движения к общей цели исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования — это, прежде всего, уточнение «места и времени» действия. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационной, правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Они соотносятся как общее и частное

Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи. Но при формулировке предмета исследования важно помнить, что он должен отличаться от названия работы, хотя в смысловом значении предмет исследования не может выходить за рамки темы диссертации.

Цель исследования, объект и предмет представляют собой единое целое и должны строго коррелировать друг с другом.

Важную часть введения составляет исследовательская гипотеза. Ее наличие может признаваться необязательным, однако, это является признаком высокого научного уровня работы, т.к. гипотеза дает представление об авторском видении проблемы.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Магистрант после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме формулирует предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине.

Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований:

· Гипотеза должна быть применима к некоторому классу предметов или явлений;

· Должна быть сформулирована в научных терминах;

· Должна удовлетворять принципам верифицируемости (подтверждаться) и фальсифицируемости (опровергаться).

Различаются научные и статистические гипотезы. Научная гипотеза формулируется как предполагаемое решение проблемы. Статистическая – утверждение, сформулированное на языке математической статистики.

Одним из наиболее сложных, но важных разделов введения диссертации выступает методология исследования, которая позволяет судить об адекватности используемого автором методологического инструментария поставленным задачам. Для этого автору необходимо определиться с метапарадигимой исследования. Наиболее известная классификация метапарадигм содержит: классическую, неоклассическую, постклассическую, неклассическую, постнеклассическую. Автор может использовать комбинацию метапарадигм, что также следует указать, обосновав это спецификой предмета исследования. Затем автор конкретизирует, какие теоретические подходы и концепции были им использованы в рамках выбранной метапарадигмы и при решении каких задач.

Также во введении представляются методы исследования, которые будут использованы в процессе выполнения работы и послужат инструментом в добывании необходимого фактического материала. Любой метод - это совокупность приемов.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

Самой важной частью введения, в которой наиболее ярко отражены достигнутые автором научные результаты, являются тезисы новизны. В данном разделе в сжатом виде отражается логика, ход и результат всего исследования, позволяющие судить о научной ценности и значимости магистерской диссертации.

При написании этого раздела следует учитывать следующие моменты. Научная новизна применительно к самой диссертации – это признак, наличие которого дает автору право на использование характеристики полученных им результатов как «полученных впервые». Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации.

Применительно к магистерской диссертации новизна может сводится к так называемому элементу новизны. Таковым может быть введение в научный оборот новых понятий, использование новых методологических подходов к данной теме, обогащение данными смежных наук, практическая часть работы (самостоятельно проведенный эксперимент, разработанная модель и т.п.).

Необходимо также помнить, что тезисы новизны должны соответствовать ранее поставленным задачам. В комплексе создается единая логическая цепочка: тема – проблема – гипотеза – цель, объединяющая поэтапное выполнение задач в соответствии со структурой работы, отраженной в плане (оглавлении) – положения новизны. Все это создает некоторое поле, в рамках которого выстраивается сценарий, стратегия и полученные результаты.

Также принципиально важно, чтобы в тезисах новизны не было банальной, всем известной информации, а также цитат, чужих мнений и выводов. Тезисы должны содержать информацию о том, что сделано автором, в отличие от того, что было сделано до него, т.е. показывать приращение научного знания. Но недопустимо просто перефразировать соответствующую задачу.

Образец

Тема исследования: Формирование межкультурной компетенции профильных специалистов в в поликультурном бизнес-простанстве современного российского общества.

Объект исследования: процесс формирования межкультурной компетенции специалистов.

Предметом исследования выступают социокультурные и социолингвистические аспекты, влияющие на подготовку способного к профессиональной деятельности в поликультурном бизнес-простанстве современного специалиста.

Целью исследования является анализ социокультурных и социолингвистических аспектов формирования межкультурной компетенции российских специалистов для их успешной адаптации к профессионально-ориентированной деятельности в современном поликультурном бизнес-пространстве. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Систематизировать теоретико-методологические проблемы формирования межкультурной компетенции.

2. Выделить индикаторы культурного разнообразия бизнес-среды, незнание которых детерминирует социокультурные различия в профессиональном межкультурном взаимодействии.

3. Выявить и охарактеризовать наиболее типичные ошибки, препятствующие осуществлению межкультурной коммуникации в профессиональной среде.

4. Разработать кластерную модель определения основных и вторичных механизмов для формирования межкультурной компетенции профильных российских специалистов.

5. Определить функцию билингвального образования как механизма формирования межкультурной компетенции и выделить его социокультурные параметры.

Научная новизна диссертационного исследования определяется совокупностью полученных результатов, раскрывающих роль межкультурной коммуникации в формировании современного профильного специалиста, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в поликультурном бизнес-пространстве.

В содержательном плане научная новизна состоит в следующем:

1. систематизированы теоретико-методологические проблемы формирования межкультурной компетенции;

2. выделены индикаторы культурного разнообразия бизнес-среды, незнание которых детерминирует социокультурные различия в профессиональном межкультурном взаимодействии;

3. выявлены наиболее типичные ошибки, а также социокультурные факторы, препятствующие осуществлению межкультурной коммуникации в профессиональной среде;

4. предложена кластерная модель определения основных и вторичных механизмов, влияющих на формирование национальных профессиональных (деловых) культур в различных сообществах;

5. обоснована функция билингвального образования как механизма формирования межкультурной компетенции и выявлены его социокультурные параметры.

 

Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная магистерская диссертация теоретической или практической. В этом разделе следует показать, как возможно использовать полученные результаты, какие технологии, и методики были им разработаны, каковы перспективы их использования в дальнейшем. В конце введения кратко обозначается структура диссертации, состоящая из введения, 2 глав, параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

Объем введения для магистерской диссертации составляет 5-7 страниц выровненного по ширине компьютерного текста.

Основная часть. Основная часть работы по объему должна составлять не менее 70% всего текста.Основная часть исследования должна соотноситься в своей структуре с планом диссертации и с поставленными задачами. Она обычно делится на 2 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Каждую главу целесообразно разделить на 2-3 параграфа. Предварительная структура основной части работы (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые побуждают не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы, увеличить ее объем.

В основной части подробно излагается ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требования к содержанию основной части работы являются логическая последовательность, доказательность, наличие кратких выводов по параграфам и главам, выступающих своеобразными логическими «мостиками» при переходе от одной части работы к другой.

Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы приводится в основной части исследования. Разделяют обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимают тексты, которые являются объектом исследования. К ним относятся исторические документы, законодательные и иные нормативные документы. Под вторыми – литературные источники, которые используются, но при этом не являются предметом исследования. Умение различать эти две группы источников чрезвычайно важно.

В главах основной части магистерской диссертации подробно анализируется литература по теме, рассматривается методика и техника исследования, обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме магистерской диссертации, полностью ее раскрывать. Эти главы призваны показать умение магистранта сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Содержанием первой главы основной части магистерской диссертации является обзор, анализ литературы по теме, сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие научного направления, в рамках которого проходит исследование, на методологию изучения проблемы.
В содержании приводится обоснование или разработка собственных алгоритмов решения поставленных в магистерской диссертации задач, обоснование достоверности и репрезентативности используемой информации. Другими словами, в первой главе основной части приводится теоретическое осмысление проблемы.

Во второй главе диссертационной работы дается изложение эмпирического и фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный практический материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию.

Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы. Вторая глава содержит детальное описание эмпирического исследования, проведенного лично (или в составе творческого коллектива) автором. Также в данном разделе работы представляются конкретные эмпирические результаты в виде модели, концепции и т.д., выступающие основным практическим итогом исследования. При этом здесь же должна быть представлена оценка результатов исследования с точки зрения доказанности (или опровержения) гипотезы исследования, а также реализации заявленных во введении исследовательских задач.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.

Объем основной части выпускной квалификационной работы для магистров – 90-100 страниц.

Заключение. Магистерская диссертация заканчиваетсязаключительной частью. Как и всякое заключение, эта часть магистерской диссертации выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной и практической информации. Эта часть самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически обоснованной форме представляются на суд ГАК итоговые результаты труда магистра.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает элементы научной новизны, их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Заключение может включать в себя научные и практические предложения, что повышает ценность магистерской диссертации. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично магистрантом и внедренных на практике.

Заключительная часть магистерской диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Это своего рода синтез, органично сочетающий в себе отдельные результаты по теме и совокупный итог работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое выводы, оценить успешность работы. Допустимо также построить заключение как перечень выводов, разбив его на подпункты, каждый из которых является обоснованием одного конкретного вывода. Также следует оценить перспективу дальнейших исследований по данной проблеме, обозначить встающие в этой связи новые результаты с перспективой выхода на исследование уровня кандидатской диссертации.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. А объем заключения примерно равен объему введения.

Глоссарий. В ЮФУ при выполнении учебно-научных работ предусмотрено составление глоссария, он является не обязательным, но желательным компонентом магистерской диссертации.

Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов.

Используя в тексте магистерской диссертации термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень включенности в сферу профессии и готовность к научной деятельности. Данный термин происходит от греческого слова "глосса", что означает язык, речь. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием. Каково назначение глоссария? Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий вашу работу, мог без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов, которыми так и кишит ваш документ.

Как составить глоссарий? Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в различных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законодательного характера.

Количественное и качественное наполнение глоссария учитывается при оценивании как учебно-научных, так и научно-исследовательских работ обучающихся.

Опыт аттестации магистерских диссертаций показывает, что глоссарий магистерской диссертации должен содержать не менее 25 основных понятий и терминов, используемых в контексте исследуемой проблемы.

Список использованных источников. Список использованных источников является обязательным атрибутом любой учебно-исследовательской работы. Этот список составляет одну из существенных частей магистерской диссертации и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта.

Данный список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

Довольно часто этот раздел незаслуженно игнорируется соискателями магистерской степени, демонстрирующими формальный подход к его оформлению. Однако именно по этому разделу можно сразу определить уровень исследовательской культуры автора. Во-первых, в списке литературы обязательно должны находиться те источники, которые были использованы автором в ходе работы над диссертацией. Во-вторых, по списку использованной литературы видно, насколько глубоко автор знаком с самыми последними достижениями в проблемной области, насколько активно он использовал наработанный в этой сфере опыт. Если среди источников основная масса представлена работами 10-20-летней давности, это может означать, что автор недостаточно знаком с последними достижениями науки в разрабатываемом им научном направлении. Это может послужить основанием для замечания рецензента, а, возможно и снижения итоговой оценки работы на защите. Чтобы этого избежать, необходимо использовать «свежие» источники в самой работе и в списке литературы. Кроме того, достоинством диссертации в научном сообществе считается, если соискатель демонстрирует знакомство с работами региональных ученых, в том числе тех, с которыми он непосредственно взаимодействовал в процессе подготовки магистерской диссертации.

Для магистерской диссертации данный список должен включать не менее 50 источников (Приложение 4).

Список сокращений, если он окажется необходимым в диссертационной работе, должен включать в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в работе сокращенных наименований документов, научно-исследовательских институтов, предприятий, акционерных обществ, понятий, слов и т.д. В магистерской диссертации следует использовать сокращение русских слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-93. Из со­кращенных названий учрежде­ний и предприятий следует у







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.