Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интонирование гаммы на сольфеджио





 

К ссылкам Е.Давыдовой на рекомендации П.Чеснокова интонирования гаммы (Методика сольфеджио. 6, с.57-58), надо относиться с осторожностью. Хоровой строй не совсем певческий. Он имеет иную природу, обусловленную коллективным пением, и отличительную от сольного вокального интонирования. Не все в методике хорового интонирования (даже если это установки корифея русской хоровой музыки П.Г.Чеснокова) приемлемо для сольфеджио. Не приемлемы также и рекомендации Пигрова и Шипа (Сольфеджио для хоровых отделений, М.,1970,с.6) непременно «остро повышать» отдельные ступени гаммы, когда у кого-то «тенденция понижать». Они не для сольфеджио и по своей сути, и противоречат самой природе интонирования мажорной гаммы.

Для нас убедительна точка зрения А.Островского (повторим еще раз): «Пение отдельных ступеней лада (звукоряда) есть пение интервала по отношению к тонике» (12,с.160). Мажорная восходящая гамма, (см. пример 7, с.15), представленная системой векторов – это, скорее, звукоряд ионийского лада, одного из монодийных средневековых модальных ладов. Векторы на схеме фиксируют два тетрахорда-модуса: нижний с устоем на IV ступени и верхний с движением к устою I ст.

Мажор и минор – лады гармонической музыки, музыки многоголосного склада. Мажорная гамма – это не мелодия, это звуковой материал лада, это первые 10 обертонов (кроме 7-го) натурального звукоряда (фундаментальный вывод Рамо. См.14,с.58), акустическая база гармонической ткани. Устой гармонического лада, его центр – аккорд, тонические три звука.

III--я ступень, терцовый тон – один из них, акустически жестко при­вязанный к своей гармонической вертикали мажорного трезвучия с нату­ральными частотными соотношениями 6/5 в большой терции, 5/4 в малой терции, 3/2 в квинте. Эта зависимость тона от гармонической вертикали одновременно есть условие его функциональной индивидуальности. В системе классического мажора и минора каждая ступень (в гамме, в мелодии или аккорде, хотим мы или нет) – неразрывная и взаимозависимая часть триединства: ступень, аккорд, тональность, имеющее ладово-функциональную и фоническую общность.(С.Григорьев. 5,с.164; 1,с.32-37). Мы поем МИ и слышим в нем «свет» ми-минора, «сияние» Ми-мажора. Мы поем МИ, и слышим, как этот прекрасный свет, «ровный спокойный» тембр (Гловер,Кервен. 2,с.93) дополняет звучание До-мажорного трезвучия, где МИ терцовый тон. Мы поем МИ и слышим, как его мягкое сияние окрашивает тембр медиантового трезвучия III-ей ступени и, будучи секстой в аккордах D группы с замененным тоном, преобразует их колорит, наделяя полетностью, пространственностью.

Повышенная значительно, взвинченная, жесткая III-я ступень (тоническая терция) внесет диссонантность, фальшь в гармоническую основу мажорного лада, разрушит всю систему.

Чистый строй, с натуральной терцией в основе, строй «совершенной гармонии» уступил главенство темперированному, имеющему качества более значимые для профессиональной инструментальной музыки. Однако натуральная терция чистого строя и мажорное трезвучие с соотношениями частот натурального обертонового звукоряда всегда будут оставаться идеалом строя. Это недостижимо для инструментов с фиксированной частотой звучания в темперированной настройке, но показатель интонационного совершенства оркестра, ансамбля, хора. «Мажорное трезвучие с очень высокой терцией звучит жестко, цитируем хормйстера В.И. Краснощекова (Вопросы хороведения. М., 1969, с. 253). Плохое в акустическом отношении дает чрезмерно низкое интонирование терции в минорном трезвучии». Натуральное соотношение частот в терциях, - 5/4, 6/5, - идеал их звучания и «является необходимым компонентом музыкального строя»,- Н.Переверзев (14,с.58).

 

Острое интонирование восходящего вводного тона вопреки мнению ряда методистов не проблема на сольфеджио. Гораздо сложнее научить слышать и интонировать б2 с частотами 5/4 и 6/5; натуральные м3 и б3, слышать те же VII и III ступени как терции доминантовой и тонической гармонии, именно в качестве гармонических звуков, и лишь после этого примерять к ним зону, строго исходя из контекста. «Музыкальная чистота не может быть обнаруженной вне интервала,- А.Островский развивает тезис С.Майкапара. (Курсив А.О.). Говоря о чистоте данного звука в музыке, мы имеем в виду его точность в отношении других звуков мелодии или звуков музыкального строя. (…) Верность музыкальной интонации проявляется на чистоте, по крайней мере, интервала (по большей – аккорда, добавим мы), звуки которого взаимно выравниваются и уточняются в строе в процессе передачи смыслового момента музыки. Отделять чистоту звука от чистоты интервала неправильно» (12,с.166).

«Каждый музыкальный звук по своей природе является гармоничным, так как в нем заключена и квинта, и натуральная терция, то есть полное мажорное гармоническое трезвучие». Жан Филипп Рамо (14,с.197).

 

Вернемся к нашим вопросам-тезисам во введении; сверим наши ответы.

 

Первые 3 вопроса связаны с биениями (см.с.11-12, 18-20, 23-24, 41) и предполагают теоретической и практическое их знание.

 

На хорошо настроенном фортепиано (2-й вопрос) унисонные 3 струны каждого звука (т.н. хоры) не должны давать биений. То же - октавы. В звучании темперированной (чуть заниженной) квинты (в зоне настройки) отчетливо слышно 1 биение в секунду. Правильный их строй обеспечит интонационную равность звучания и полутонов хроматического звукоряда, и всех созвучий во всех тональностях.

Биения, вернее, отсутствие их в звучании ч5 открытых струн – показатель точности строя скрипки. Так утверждает В.Г.Порвенков, автор руководства «Акустика и настройка музыкальных инструментов» (15,с.140).

 

В любом случае критерий строя – биения, вернее, отсутствие их. И в квинте трезвучия, и в терциях натурального строя биений не должно быть, звуки должны застыть в стройной гармоничной недвижности частотных соотношений натурального обертонового звукоряда, в завораживающей красоте покоя, в божественной простоте и совершенстве.

 

Какова оптимальная зона вводного тона, какой терции отдать предпочтение (пифагоровой, чистой, темперированной) - эти вопросы решать Вам. Наше мнение достаточно ясно изложено на страницах 36-38, и может быть, даже слишком категорично и не в меру эмоционально в предыдущем абзаце и на странице 25.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица 1

 

Сравнительная величина интервалов разных строев в центах (14,с.63)

 

  Пифагоров строй Темперированный строй Чистый строй
Малая секунда      
Большая секунда     182 (204)
Малая терция     316 (194)
Большая терция      
Чистая кварта     498 (520)
Чистая квинта     702 (680)
Малая секста      
Большая секста     884 (906)
Малая септима     1018 (996)
Большая септима      
Чистая октава      
Увеличенная кварта      
Ум. квинта      

 

Величина в центах интервалов натурального обертонового звукоряда:

 

 
 

 


Таблица 2

 

Биения в интервалах темперированного строя в области настройки

(в первой октаве). Зависимость биений от регистра (15,с.67)

Нижний тон интервала Малая терция Большая терция Чистая кварта Чистая квинта Большая секста Малая секста
ля до1 -11,87 до-диез1 +8,73 ре1 +0,99 ми1 -0,74 фа-диез1 +9,98 фа1 -13,86
ля-диез до-диез1 -12,58 ре1 +9,25 ре-диез1 +1,05 фа1 -0,79 соль1 +10,58 фа-диез1 -14,68
си ре1 -13,32 ре-диез1 +9,79 ми1 +1,12 фа-диез1 -0,83 соль-диез1 +11,21 соль1 -15,56
до1 ре-диез1 -14,12 ми1 +10,38 фа1 +1,18 соль1 -0,89 ля1 +11,87 соль-диез1 -16,48
до-диез1 ми1 -14,96 фа1 +11,00 фа-диез1 +1,25 соль-диез1 -0,94 ля-диез1 -12,58 ля1 -17,46
ре1 фа1 -15,84 фа-диез1 +11,66 соль1 +1,33 ля1 -1,00 си1 +13,33 ля-диез1 -18,50
ре-диез1 фа-диез1 -16,79 соль1 +12,35 соль-диез1 +1,41 ля-диез1 -1,05 до2 +14,12 си1 -19,60
ми1 соль1 -17,78 соль-диез1 +13,08 ля1 +1,49 си1 -1,12 до-диез2 +14,96 до2 -20,77
фа1 соль-диез1 -18,85 ля1 +13,86 ля-диез1 +1,58 до2 -1,18 ре2 +15,84 до-диез2 -22,0
фа-диез1 ля1 -19,96 ля-диез1 +14,68 си1 +1,67 до-диез2 -1,25 ре-диез2 +16,79 ре2 -23,31
соль1 ля-диез1 -21,15 си1 +15,55 до2 +1,77 ре2 -1,32 ми2 +17,79 ре-диез2 -24,69
соль-диез1 си1 -22,41 до2 +16,48 до-диез2 +1,87 ре-диез2 -1,40 фа2 +18,84 ми2 -26,16
ля1 до2 -23,74 до-диез2 +17,46 ре2 +1,98 ми2 -1,48 фа-диез2 +19,96 фа2 +27,72
ля-диез1 до-диез2 -25,16 ре2 +18,50 ре-диез2 +2,10 фа2 -1,58 соль2 +21,16 фа-диез2 -29,37
си1 ре2 -26,64 ре-диез2 +19,58 ми2 +2,24 фа-диез2 -1,66 соль-диез2 +22,42 соль2 -31,11

 

 

Диаграмма 1

 

Графическое изображение варианта полного восходящего и нисходящего хроматического звукоряда 19 ступенного Мажора и минора пифагорова строя и 18 ступенного чистого строя в сравнении с темперированным строем (13,с.39)

 

 
 

 

Литература

 

 

1. Вашкевич Н. Выразительность тональностей. Минор. Рукопись, 1996

2. Вейс. П. Абсолютная и относительная сольмизация. В сб. Вопросы методики воспитания слуха. М., 1967

3. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М., 1948

4. Гарбузов Н. Музыкальная акустика. М., 1954

5. Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М., 1981

6. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986

7. Касеян Н. Ручная двусторонняя столбица. Вашкевич Н. Болгарская «столбица» в гармоническом сольфеджио. М.,1993

8. Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969

9. Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., 1964

10. Мострас К. Интонация на скрипке. М., 1962

11. Музыкальная энциклопедия. М., 1973 – 1982

12. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Изд. 2, Л., 1970

13. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966

14. Переверзев Н. Исполнительская интонация. М., 1989

15. Порвенков В. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М., 1990

16. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952

17. Шерман Н. Формирование равномерно-темперированного строя. М., 1964

 

 

Вашкевич Николай Львович

 

Музыкальные строи







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.