Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Охотники бесшумно шли по следу





И громким криком открывали бой,

И завершали трудную победу

Рисунком легким, тонкою резьбой.

В. Берестов

{41}

Мысленно представим себе физическую карту Евразии: западная половина нашей страны, где находится и Воронежский край, обрамлена с трех сторон, кроме северной, горными хребтами (Карпаты, Кавказ, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Урал). Разной высоты эти горы, но все они долгое время служили суровой границей на пути расселения первобытного человека, прародиной которого было южное полушарие Земли.

В неторопливом разбеге человеческой истории, казалось бы, не за что зацепиться вниманию археолога. Но изменения, пусть по малым и редким крупицам, накапливались непрерывно и все сильнее спрессовывали время. Эти крупицы — результат трудовой деятельности человека, — складываясь воедино, оказывались способными преобразовывать не только жизнь человека, но и его самого. Человек совершенствовался, приобретая все больше черт, характеризующих его современный физический облик.

Немаловажную роль в истории человеческих коллективов играло и усложнение природного окружения. В борьбе с трудностями наиболее жизнестойкие объединения людей проходили закалку, обогащался их общественный опыт.

Так было и в период последнего (и самого сурового) в истории Земли оледенения — Валдайского *. Это оледенение, по предположениям ученых, наступило около 70 тысяч лет назад и продолжалось вплоть до Х тысячелетия до н. э. Оно затронуло своим холодным дыханием лишь северное полушарие, сама {42} же ледяная шапка в пределах нашей страны едва достигала Валдайской возвышенности. Как ни покажется странным, но именно в это время проявилась особая активность древних людей (еще неандертальцев) в освоении новых пространств. Некогда непреодолимые горные барьеры остались позади. Обживались районы современной Молдавии, Крыма, Приазовья... Люди упорно продвигались на север. Они были вооружены уже достаточным опытом борьбы с силами природы, научились извлекать из окружающей обстановки необходимые средства для жизни.

Ко времени перехода людей от состояния первобытных стад к ранним родовым общинам, когда уже полностью сформировался человек современного типа, стали обитаемыми и берега Дона. Это случилось за 40—35 тысяч лет до наших дней, в эпоху позднего (или верхнего) палеолита. С того времени и начинается первая страница истории Воронежского края. Она прекрасно иллюстрирована результатами раскопок стоянок в селе Костенках.

Примечательно и само название села. Нет сомнения, что решающую роль тут сыграли давние и многочисленные находки костей весьма внушительных размеров. Вокруг находок появлялись разные домыслы и предположения. Старожилы села еще и сейчас могут поведать легенду об огромном чудовище Индере, которое, взявшись выпить Дон, лопнуло, и кости его разбросало на «семь верст окрест». Были и такие, кто придерживался мысли о принадлежности костей боевым слонам Александра Македонского, совершавшего поход на земли саков и массагетов. Пробелы в географических и исторических познаниях у сторонников этой версии налицо, поскольку Средний Дон не лежал на пути военных предприятий знаменитого полководца древности. Однако заметим, что отнесение костей к такому зоологическому виду, как слон, не столь далеко от истины.

Тем не менее, сам факт наличия костей, поражавших воображение своей величиной, очевиден. Этот факт в свое время заинтересовал царя Петра I, побывавшего здесь в период строительства первых кораблей русского военного флота (кстати, он и подал мысль о слонах Македонского). {43}

На диковинные находки обратил внимание и современник Петра I, академик Российской Академии наук Иоганн Георг Гмелин, специально побывавший в Костенках с целью выяснить происхождение костей. Вояж его оказался неудачным, и затем многие десятилетия разговоры о громадных костях не выходили далеко за пределы села. Но настало время, и Костенки благодаря археологам получили образное название «жемчужины русского палеолита».

Привольно раскинулось это большое красивое село. Асфальтовая лента центральной улицы, следуя абрису берега, вьется по-над Доном. От нее в глубь логов далеко расходятся ряды утопающих в садах усадеб. А над зеленым морем листвы возвышается правый коренной берег с меловыми обнажениями.

Представим себе, что здесь было многие тысячелетия назад (такой экскурс предпринять не так уж и трудно, если опираться на реконструкции ученых).

Перед нами — та же крутизна береговых отрогов, так же невозмутимо катит свои воды Дон. За Доном — неоглядные дали низкого левобережья. На верху и по склонам правого берега мшистые проплешины чередуются с зарослями карликовой березы и колючих кустарников. Типичный тундровый ландшафт приледниковой зоны! Но вот первозданную тишину пронзает резкий трубный звук и на проплешину неторопливо выходит огромный зверь. За ним еще один, еще... Целое стадо! Мамонты. Могучие великаны, покрытые длинной буро-рыжей шерстью, вооруженные бивнями, достигавшими в длину 4,5 метра! Ну что может стать преградой на их пути? Казалось бы, всесокрушающая сила предопределила им роль властителей здешних мест. Если бы не одно обстоятельство, ставшее в конечном счете роковым для мамонта. Это — он сам, но уже с точки зрения интересов древнего человека: масса вкусного и питательного мяса; теплая, непроницаемая для холодных ветров шкура; целая гора костей, которые потребуются при сооружении жилищ и для поддержания огня; бивни, из которых получатся всевозможные поделки!

Именно мамонты привлекли сюда первопроходцев каменного века. Люди давно, очень давно постигли приемы охоты на крупных стадных животных. Еще {44} на своей южной прародине предки их с помощью огня, ям-ловушек, камней и копий устраивали облавы на слонов, бизонов, антилоп. Поэтому мамонты не только не пугали людей, но притягивали к себе как желанный охотничий объект.

И началась непримиримая борьба, где силе и свирепости мамонта человек противопоставил коллективность действий, отвагу, смекалку, ловкость.

Мамонт, как правило, избегал низменных топких участков, предпочитал обитать на сухих возвышенных местах, но недалеко от источника воды. Вот как здесь, на правом берегу Дона, где спустя тысячелетия раскинется село Костенки.

Древний человек очень хорошо знал повадки зверей. К тому же он не упускал возможности оптимально использовать окружающую обстановку в своих целях. Правый берег реки с его крутыми овражными склонами как нельзя лучше подходил для загонной охоты. Близ таких участков, на пути к водопою, и подстерегали люди мамонтов. Слепшие от страха и боли, неумолимо подхлестываемые камнями, копьями и криками охотников, животные находили свою гибель, срываясь с крутых склонов.

Удачная охота давала продукты впрок и надолго. Громадные туши мамонтов, как их ни расчленяй, бессмысленно было переносить на большие расстояния. Вот и устраивали люди свои стойбища в пределах охотничьих угодий. В этом легко убедиться, взглянув на схему расположения костенковских стоянок (рис. 2). Обнаружить же многие из них как раз и помогли скопления костей мамонтов, поскольку археолог не упускает из виду исторически сложившейся взаимосвязи судеб человека и мамонта — охотника и добычи.

Обратимся теперь к конкретным археологическим источникам и постараемся выяснить, каким образом из них можно извлечь историческую информацию.

Люди палеолитической эпохи на Дону в своей практике использовали три основных вида сырьевых источников: камень, кость и дерево. Следов деревянных сооружений или изделий из дерева той поры не сохранилось совсем. А вот каменные и костяные на-{45}ходки на месте стоянок встречаются в большом количестве.

В производстве каменных орудий использовался главным образом кремень и очень редко кварцит.

Рис. 2. Карта местонахождения палеолитических стоянок в с. Костенки:

1 — стоянки, 2 — четвертая терраса (высота более 20 м от уровня реки), 3 — третья терраса (высота 15—20 м»), 4— вторая терраса (высота 10—15 м). {46}

Кремень привлек к себе внимание человека очень давно благодаря твердости, свойству сравнительно легко расщепляться, получать определенную форму при целенаправленных ударах по нему другим куском камня или при его «отжимании». Кремневые отщепы, сколы и пластины всегда имеют острые края, пригодные для целого ряда производственных операций. Возможности использования кремня становятся еще шире, когда человек постигает его структуру, верно определяет качество выбранной заготовки, осваивает целый арсенал приемов его обработки.

В палеолитическую эпоху люди практически применяли все виды обработки кремня, за исключением разве что шлифовки. К первичным приемам относятся оббивка кремневых желваков и скалывание пластин, а ко вторичным — различные виды ретуши, резцовые сколы, подтеска и т. д. Для получения пластин прибегали к «посреднику»: сложному орудию, где составными частями являлись упор, стержень и прикрепленный к его концу небольшой заостренный кусок кремня. С помощью посредника производилась и отжимная ретушь — прием, когда с поверхности изделия снимали мелкие плоские «чешуйки». Этим достигалась большая симметрия и изящество продукции. Краевая же ретушь наносилась ретушером — специально подобранным куском камня, направленным почти вертикально к плоскости заготовки.

Для того чтобы получить пластины — основной вид заготовок для производства кремневых орудий, брался кремневый желвак и обрабатывался таким образом, чтобы на его поверхности появились плоские участки. Последние и служили ударными площадками для скалывания или отжимания пластин. Сам желвак (нуклеус) * приобретал призматическую форму. Это основная форма нуклеуса, характерная для поздне-палеолитической эпохи (рис. 3).

Вообще облик и набор палеолитических кремневых орудий далеко не примитивен. Не будет преувеличением сказать, что некоторые современные орудия, которыми мы пользуемся, не только по своему {47} функциональному назначению, но даже и по внешнему виду сохранили сходство с прототипами той далекой эпохи. Сменился лишь материал, из которого они изготавливаются. Среди них можно назвать, например, нож и резец.

Кремневые ножи имели приостренные концы, с подработкой одного или двух параллельных лезвий. Резцы предназначались главным образом для работы с костью.

Чрезвычайно широко были распространены такие орудия, как скребки, с помощью которых обрабатывался мягкий материал — шкуры животных. Края скребков округло-выпуклые,

Рис. 3. Призматический нуклеус и производная от него пластина. {48}

оформлены специальной крутой ретушью, что исключало порезы на поверхности шкур. К этой группе орудий примыкают скобели, рабочая часть которых, наоборот, была вогнутой. Ими можно было обрабатывать предметы не плоские, а с округлой поверхностью: кости и дерево.

Вполне понятно и назначение таких орудий, как острия и проколки: ими делались отверстия.

Достаточно часто на стоянках встречаются и наконечники метательного оружия: дротиков и копий.

Всего же типов позднепалеолитических изделий очень много. Их перечисление заняло бы не одну страницу. Но мы назвали главные из них, которые определяют состав большинства вещевых комплексов позднепалеолитических стоянок (рис. 4).

Эти орудия (за исключением предназначенных для производства самих орудий) имеют между собой органическую взаимосвязь, вытекающую из единства их назначения, а именно: для обработки продукции охотничьего хозяйства.

Костяные орудия всецело соответствуют тем же хозяйственным потребностям. На Костенках 1, например, найдено несколько массивных предметов из бивня мамонта, очень напоминающих мотыги. Они использовались при земляных работах, в частности, при строительстве жилищ, ям-кладовых и охотничьих ям-ловушек. Здесь же были обнаружены обломки наконечников копий, костяные кинжалы и даже рогатина длиной 75 сантиметров из бивня мамонта!

Частыми находками являются костяные шилья и иглы с просверленными ушками. Назначение их не вызывает сомнений: ими сшивались кожи. В качестве же ниток могли использоваться сухожилия животных. Такое предположение подтверждается многочисленными примерами из практики недалекого прошлого народностей арктического Севера. Нередко на стоянках встречаются и костяные лощила, с помощью которых шкурам животных придавали эластичность.

Все это, в совокупности с огромным количеством костей животных из слоев стоянок, позволяет сделать вывод о том, что люди палеолитической эпохи на {49} Дону были прежде всего охотниками на крупных стадных животных.

Однако древние люди охотились и на мелких животных. Так, при раскопках костенковских стоянок обнаружены кости 36 видов зверей, среди которых наряду с мамонтом, лошадью, северным оленем и другими крупными млекопитающими были грызуны (включая суслика, сурка и бобра), а также лисица, песец и особенно много — донской заяц, родственник нынешнему зайцу-беляку. Следовательно, древние костенковцы владели способами ловли этого зверька.

Рис. 4. Верхнепалеолитические кремневые изделия:

1 нож, 2—4 — резцы, 5 — скребок, 6 — скобель, 7 — проколка, 8, 9 — наконечники копий.

Сейчас в распоряжении археологов имеются убедительные доказательства и того, что палеолитические люди в качестве вспомогательного средства пропитания использовали собирательство. Они заготавливали ягоды, зерна диких злаков, молодые побеги растений, извлекали из-под земли съедобные корни, дополняли свой рацион даже пресноводными моллюсками! При раскопках стоянок найдено большое количество каменных предметов, использовавшихся для размельчения и растирания растительной пищи. Среди них терочники и «зернотерки». Особенно много их найдено на Костенках 1.

В самом конце палеолита люди все больше стали приобщаться и к рыболовству, хотя способов лова с помощью крючков или сетей они еще не знали. Добыча рыбы велась самыми простейшими способами в периоды икрометания, когда рыбы, теряя осторожность, косяками заходили на мелководье. В таких случаях обычно применяли костяные остроги и гарпуны (гарпун, в отличие от остроги, имел не один, а несколько клювовидных зубцов). Эти типы орудий изредка встречаются на палеолитических стоянках Евразии. Интересно, что кости рыб были обнаружены на стоянке Костенки 8.

Да, люди палеолитической эпохи расширяли базу своего пропитания собирательством, а позднее и рыболовством, но говорить о комплексном хозяйстве, где сбалансированы в необходимом соотношении и постоянстве разные отрасли, еще не приходится. Охотничий уклад являлся основой экономики палеолитических коллективов, и он определял развитие их общественного устройства и духовной жизни.

Коснемся еще одной стороны производственной деятельности людей того времени — строительной. Остатки палеолитических жилищ хорошей сохранности известны по раскопкам многих памятников на Русской равнине. Но только на Дону они представлены во всем многообразии типов. Огромное (длина 31, ширина 8 метров) наземное жилище с несколькими парами очагов-костров внутри и в окружении ям-кладовых выявлено на стоянке Костенки 1. Здесь же в более раннее время функционировало жилище круглой формы. Другое длинное жилище, тоже больших {51} размеров (187 квадратных метров) обнаружено в верхнем слое стоянки Костенки 4. На Костенках 2 и Костенках 11 открыты округлые костно-земляные постройки. На ряде других стоянок жилища имели простейший тип, напоминающий чумы, но с нехарактерным для переносных жилищ большим скоплением вокруг них культурных остатков. Наконец, в нижнем слое Костенок 4 выявлены округлые жилища диаметром по 6 метров, слегка углубленные в землю, с одним очагом в центре и с пристройкой у входа в виде сеней.

При сооружении как больших наземных жилищ, так и небольших полуземлянок широко использовались кости мамонтов. Предпочтение отдавалось бивням, черепам, лопаткам животных. Их вкапывали в землю рядами или укладывали «поленницей» в основании стен невысоких, типа современных яранг, жилищ. Наряду с костями строительным материалом служили дерево, шкуры животных и земля.

Каким же было общество обитателей древних костенковских стоянок? Трудно себе представить, чтобы люди сохранили стадный образ жизни ко времени завоевания таких отдаленных северных пространств, как бассейн Дона, где суровые условия требовали коренного изменения производства и быта. Важнейшим его проявлением явилась охота на стадных животных. Она включала в себя четкое взаимодействие, выполнение строго дифференцированных действий при облавах и загонах. Она же предопределяла и оседлый образ жизни человеческих коллективов. Численность коллектива лимитировалась пищевыми ресурсами доступной к освоению территории, оптимальным использованием приемов добывания необходимого продукта и другими производственно-бытовыми операциями, связанными с ведением такого рода хозяйства. Все это требовало и определенных форм разделения труда. Первоначально оно возникло на основе разных физических возможностей людей, делившихся на половозрастные группы.

Если взрослые мужчины занимались охотой, производством необходимых орудий из камня и кости, строительством жилищ и обработкой шкур крупных животных, что требовало больших физических уси-{52}лий, то женщины приготавливали пищу, заготавливали топливо, собирали съедобные растения, шили одежду, обрабатывали шкуры пушных зверей, а главное, заботились о детях. Заметим, что воспитательные функции пронизывали весь быт коллектива. С самых ранних лет дети приобщались к трудовой жизни. Они помогали в домашнем хозяйстве, учились изготавливать орудия. Формированию ловкости, смекалки, выносливости, навыков ведения охоты способствовали игры, которым взрослые придавали большое значение. Из среды старшей возрастной группы, как правило, выделялись опытные и заслуженные лица, хранители традиций и исполнители культовых отправлений. Они пользовались всеобщим уважением, к их советам прислушивались.

Итак, быт людей к тому времени представлял собой сложный, многогранный процесс. Совершенно очевидно, что новые требования жизни были уже не по плечу такой ранней форме человеческой организации, каким являлось первобытное стадо.

Мощные наслоения культурных остатков на целом ряде костенковских стоянок, характер жилых сооружений, использовавшихся непрерывно по нескольку лет, окончательно отвергают суждения о бродячем образе жизни людей того времени.

Оседлость, в свою очередь, ограничивала контакты между коллективами, затрудняла переход индивидов из одного коллектива в другой, столь легко осуществлявшийся при стадной организации. Люди стали осознавать связь между собой по кровному родству. Так возникли ранние родовые общины. Зарождение и вызревание новой формы общественного устройства проходило еще в недрах предшествующей эпохи, а ко времени позднего палеолита (40—35 тысяч лет назад) родовой строй сложился окончательно на всей территории расселения человечества.

Открытие остатков жилищ на костенковских стоянках, изучение техники домостроительства свидетельствуют о высоком развитии домашне-хозяйственной деятельности, о многообразии форм ее организации. Сами размеры жилищ позволяют предполагать, что большие из них (рис. 5) соответствовали совместному проживанию всей родовой общины, а меньшие мог-{53}ли принадлежать группе близких родственников — семье. Таким образом, в то время существовали не зародышевые формы родовых структур, а достаточно развитые — большесемейнообщинные.

Рис. 5. Костенковское палеолитическое жилище (реконструкция).

{54}

Для выяснения социального устройства древних обществ необходимо знать не только формы производства, но и другие, самые разные сферы жизнедеятельности человека. В связи с этим обратимся к еще одному интересному источнику — палеолитическим погребениям. Сначала попробуем представить себе, как они совершались.

...Лучи весеннего солнца только еще вступили в борьбу со сковавшим землю холодом приполярной зимы. Промерзший грунт не хочет поддаваться ударам мотыг и тяжелых деревянных кольев. Но руки людей неутомимы: к заходу солнца надо подготовить пристанище для покинувшего мир ребенка. Поочередно сменяя друг друга, несколько мужчин копают яму. Не так уж и редко смерть забирает детей у обитателей стойбища. Но это всегда воспринимается как большая потеря. Вот и опять не суждено стать мальчику отважным охотником или искусным мастером. Все стойбище готовится к исполнению скорбного обряда. Кто-то перетирает куски заготовленной впрок ярко-красной земли. Такая земля, подобно огню, своей очистительной силой облегчит ребенку переход в иной мир. Старейшины рода держат совет по поводу того, какие вещи будут сопровождать умершего. Женщины хлопочут у очагов над приготовлением поминальной пищи, а самые близкие родственники обряжают умершего в лучшие одежды.

Наконец один из старейшин, хранитель традиций и обрядов рода, отдает последние распоряжения. К овальной яме, дно которой уже успели посыпать порошком красной краски, подносят тело ребенка. На голове его круглая кожаная шапка с меховой опушкой, украшенная в несколько рядов просверленными зубами песца. Расшиты бусинками из бивня мамонта кожаные малица и короткий плащ, скрепленный у горла костяной застежкой. Столь же пышно расшиты штаны и даже унты на ногах ребенка. Умерший не должен возвращаться к живым и пугать их: его крепко-накрепко связали. Вот глухо ударил барабан. {55} Ему отозвался второй, третий... В ритмический хор ударников вплелся протяжный голос флейты. Люди стойбища в такт все убыстряющейся музыки исполняют ритуальный танец прощания с сородичем. Затем умершего в положении сидя устраивают в яме. Отныне она будет для ребенка не просто ямой, а жилищем. Только без входа. Поэтому яму нужно будет плотно прикрыть лопаткой большого мамонта, а сверху присыпать землей. А предварительно нужно еще положить сюда много вещей. Очень много. В другом мире тоже надо охотиться, обрабатывать шкуры, делать полезные вещи из кости и твердого камня. Обязательно пригодятся большое копье, мотыга, игла, ножи и резцы... А чтобы охота всегда была удачной, пусть рядом с мальчиком лежат маленькие мамонт и лошадь, сделанные из камня. И пусть знают в ином мире, что род мальчика не из слабых. В нем есть и отважные охотники, и искусные мастера, и мудрые старейшины. Об этом расскажут богатая одежда, много разных украшений, жезлы с резьбой по рукояти...

То, о чем мы сейчас рассказали, не плод фантазии. Разве что могло все происходить не ранней весной, а осенью, а сами действия, возможно, шли в несколько иной последовательности. Мы сделали попытку прокомментировать известные археологам факты из жизни людей древнекаменного века, хотя факты в некоторой степени обобщены. Но действительно, на стоянке Костенки 15 (Городцовской) было открыто захоронение сидящего связанного ребенка в овальной яме, перекрытой лопаткой мамонта и землей, а дно ямы было посыпано красной охрой. Действительно, на умершем реконструируется шапка по наличию рядов песцовых зубов, а в яме находились костяная лопаточка, игла с ушком, множество кремневых изделий. А на палеолитической стоянке Сунгирь во Владимирской области, исследованной известным советским археологом Отто Николаевичем Бадером, парное захоронение детей включало массу всевозможных вещей, среди которых были и те, о которых мы упомянули выше. Одежда детей хорошо реконструировалась по расположению рядов костяных нашивных бусин. Она представляла собой прототип одежды сов-{56}ременных арктических народов. И, наконец, действительно археологам встречаются палеолитические музыкальные инструменты: флейты, ударники. Археологу С. Н. Бибикову, например, удалось обнаружить на Мезинской стоянке в Черниговской области целый «оркестр» инструментов из костей мамонта!

Всего же пока в пределах Русской равнины известно только пять достаточно хорошо сохранившихся погребений того времени, три из которых найдены в Костенках. Единичность таких находок и то обстоятельство, что все погребения располагались в пределах площади стоянок (а одно из них — на Костенках 2 — непосредственно примыкало к жилищу), оставляет пока открытым вопрос: а где и каким образом хоронили остальных членов коллектива? Надо добавить, что даже и пять найденных погребений отделены друг от друга, возможно, не одним тысячелетием! Можно лишь надеяться, что археологов еще ждет открытие мест палеолитических погребений. Нельзя исключать и тот факт, что в древние времена умерших оставляли на поверхности, а не закапывали, как это практиковалось у целого ряда народов в недалеком прошлом.

Как бы то ни было, выявленные погребения чрезвычайно интересны для изучения социального устройства древнего общества.

Прежде всего отметим, что то общество, где появляется обычай хоронить своих сородичей в сопровождении большого количества ценных предметов, не может являться слабо организованным. Каждый из таких предметов, будь то орудие производства или украшение, представляет собой овеществленный сгусток человеческого труда, умения и времени. Он представлял собой не только и не столько индивидуальную значимость, сколько общественную. Лишь крепко спаянный коллектив мог пойти на пожертвование части своего богатства, а следовательно, и благополучия. Проявляется глубокое осознание взаимосвязи между членами коллектива, потребность постоянного сохранения связи даже тогда, когда умерший член становился бесполезным в процессе производственной деятельности.

Возьмем на себя смелость предположить и следу-{57}ющее. Из пяти известных погребений два детских сопровождались вещами, что, допустим, можно отнести на счет издавна принятой заботы о загробной жизни детей. Но с вещами оказалось и одно погребение взрослого человека, а два других таких же — без них. Не является ли это отражением определенного социального различия между членами коллектива? Весьма показательно и то, что при богатом погребении детей на Сунгире находились роговые жезлы (жезл издавна и у всех народов символизирует социальный приоритет), а погребению мужчины на той же стоянке сопутствовал преднамеренно положенный череп женщины, смерть которой была обставлена, следовательно, совсем иными ритуалами. Видимо, различие погребальных обрядов можно рассматривать не только как отражение их зародышевого состояния, а наоборот, развитости их форм. В любом же случае позднепалеолитические погребения служат важным подтверждением существования родового строя, причем не в раннем своем проявлении.

А теперь попытаемся рассказать о духовной жизни людей той далекой эпохи. Какие источники могут поведать о ней?

...В руках у старого мастера с куском бивня мамонта происходило чудо. Точным движением резца мастер наносит последний штрих, и человеческая фигурка ложится к группе таких же готовых изделий. В том, что фигурки женские, сомневаться не приходится: чуть наклоненная вперед головка, сознательно увеличенные пропорции груди, бедер, живота. Живот у некоторых настолько велик, что определенно указывает на состояние беременности. А это конкретизирует символ плодородия! Правда, лица у фигурок почему-то не проработаны. Возможно, в этом не было необходимости? Ведь дело не в индивидуальных признаках человека, а в обобщенном образе, в котором надо подчеркнуть главное. Сидящие кружком подростки с неослабевающим интересом следят за движениями мастера. Тот добродушно поглядывает на притихших зрителей. Он совсем не намерен держать при себе секреты мастерства. Он стар, очень стар и скоро перейдет в иной мир. Но и после его ухода другие должны уметь делать такие фигурки. {58} В их полезности старик не сомневается: они нужны каждой семье, чтобы рожали жены отважных охотников, чтобы не иссякал род людей. Пусть эти маленькие женщины оберегают каждый очаг. А для удачной охоты он вырежет фигурки мамонтов, медведей, носорогов. Если во время заклинаний их разбить, то и настоящие звери станут легкой добычей охотников стойбища...

Неторопливо текут мысли старика, а руки делают свое дело. Но вот кремневый резец дольше обычного задержался над оформлением головы фигурки и... раздались возгласы удивления: лицо фигурки стало оживать! Хорошо виден нос, глаза... А теперь и рот появился! Кажется, еще немного — и фигурка заговорит! С какой целью мастер подарил ей лицо, сказать трудно. Вряд ли он думал о том, что творение рук его переживет тысячелетия. Но это стало фактом.

В Костенках и Гагарино найдены прекрасные образцы первобытного искусства. Среди них — небольшие фигурки женщин (рис. 6), а также мамонтов и других животных из кости и мергеля (рис. 7, 1—4). Особенно много их на стоянке Костенки 1. Здесь же нашли и женскую статуэтку с хорошо переданными чертами лица, и головку львицы, проработанную до деталей. Такие находки говорят о способности древнего человека воспроизводить конкретные окружающие его образы как в условной, так и в реалистической манере. О достаточно развитом эстетическом уровне людей того времени свидетельствуют изделия с гравировкой и резьбой. На Костенках 21, например, было обнаружено изображение зверя (скорее всего дикой лошади), выгравированное на песчаниковой плитке (рис. 7, 5), и навершие костяного жезла с нарезками «в елочку» (рис. 7, 6). Много костяных изделий с резьбой на стоянках Костенки 1 и Костенки 14. На некоторых из предметов орнамент включает какую-то символику, то есть в условной, стилизованной манере передает смысловую информацию. Правда, ученым пока еще не удалось ее расшифровать.

Таким образом, древнейшие жители донской земли были хорошо знакомы с искусством мелкой пластики (скульптуры) и гравировки (резьбы). Но изве-{59}стно, что в позднем палеолите люди владели и живописью, изображая красками силуэты животных, сцены охоты, геометрические орнаменты. На Дону такого рода находок нет, но археологами убедительно доказано, что и здесь люди в своей деятельности использовали краски, причем четырех цветов: белую, черную, желтую и красную различных оттенков. Краски брали готовые, созданные самой природой, но умели и добывать их путем отжигания железистых конкреций и других минералов. Интересно, что при раскопках стоянки Костенки 21 было найдено ребро мамонта, окрашенное в красный и черный цвета. Орнаменты создавались также и на одеждах с помощью нашивных костяных бусинок и зубов животных. Не исключено, что людьми уже в то время применялась и татуировка для украшения лица и тела. Пока только на основании аналогий можно говорить о существовании у древних жителей Костенок таких форм искусства, как музыки и неизменного ее спутника — танца.

Рис. 6. Палеолитические «Венеры»:

1 — Гагарино, 2 — Костенки. {60}

Рис. 7. Искусство палеолита (Костенки):

1 — голова львицы, 2 — голова медведя, 3, 4 — фигурки мамонтов, 5 — изображение животного на гальке, 6 — роговой жезл. {61}

В первобытном искусстве заложены представления людей об окружающем мире. Искусство служило важнейшей формой передачи из поколения в поколение знаний и навыков, средством общения между людьми. Вместе с тем первобытное искусство тесно переплетается с религиозными верованиями и обрядами. Так, костенковские женские статуэтки отражают культ женщины-прародительницы и хранительницы родового и семейного очага, что, судя по этнографическим сравнениям, было характерно для периода господства материнской родовой общины. Скульптурные изображения животных, преднамеренно разбитые, говорят о совершении магических обрядов и одновременно о существовании тотемистических представлений — вере в изначальное родство человека с каким-либо животным.

Духовный мир людей формировался на основе труда — предметной деятельности человека. И искусство, и религиозные представления не были изначальными, они возникли на определенном этапе развития человеческой истории. В позднем палеолите такие формы общественного сознания уже определились. Древнейшие обитатели Подонья миновали дорелигиозный период, что подтверждают и палеолитические статуэтки, и обрядовые признаки упоминавшихся нами погребений: сопровождение вещами (обряд сохранился до позднейших времен), использование красной краски (символ очищения), связывание умерших (боязнь возвращения душ), придание им определенной позы и ориентировки (представления о месте пребывания душ), сооружение погребальных ям (прообраз реальных жилищ) и т. д. Названные обряды могли появиться лишь с возникновением представлений о душе и о существовании потустороннего, загробного мира. Не противоречит такому выводу и то, что погребения располагались на площади стоянок. Случаи захоронения сородичей в жилых сооружениях или {62} близ них отмечались до недавнего прошлого у многих народов, имевших вполне сформировавшиеся религиозные верования. Жилища чаще всего потом покидались.

И, наконец, выясним, какой расовой принадлежности были древние костенковцы.

Они уже приобрели облик современного человека с преобладанием черт, характеризующих европеоидную расу. Но вот что интересно. В строении черепа одного из костенковских погребений учеными зафиксированы отдельные признаки негроидной расы, а у детей из Сунгиря — признаки монголоидности. Позволяет ли это предположить существование в то далекое время связей между людьми, уже разделившимися на расы и расселившимися на разных континентах вдали друг от друга? Думаем, что нет. Видимо, зародышевые признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно-климатической среде у людей произошел естественный отбор наиболее соответствующих природной специфике признаков, которые в комплексе стали отличать человеческие расы.

Мы попытались дать общее представление о палеолитической эпохе на Дону. За многие тысячелетия здесь оставили следы пребывания многие и разные человеческие коллективы, порой не связанные родством. Но общая тенденция — поступательное развитие человечества — улавливается хорошо. В целом палеолитическая эпоха, хотя и отражает еще замедленные темпы развития истории, но дает достаточные основания, чтобы оценить ее как важный этап, наполненный титанической борьбой за высвобождение человека из плена биологической стихийности. {63}

———— {64}

Полет стрелы

Лук из ясеня он сделал,

Стрелы сделал он из дуба,

Наконечники — из яшмы,

Тетиву — из кожи лани.

Г. Лонгфелло {65}

Примерно двенадцать тысяч лет назад завершился последний ледниковый период, а вместе с ним и эпоха палеолита. Ледник окончательно отступил, обнажив широкие пространства еще бесплодной земли. На Дону, в недавней приледниковой зоне, наступило потепление.

Откочевали к северу стада оленей, мускусных быков... Инстинкт уводил их от тревожных изменений в новые, но наполненные столь привычными запахами края. Последние стада мамонтов, сильно поредевшие от ударов копий и коварства ям-ловушек, покинули обжитую землю еще раньше.

Это было время великих изменений и передвижений.

Как же новая обстановка отразилась на жизни людей?

В ходе исторического развития человеческие коллективы вооружались значительным опытом в борьбе с силами природы и, как правило, выходили победителями. Но победы давались за счет приспосабливания древних людей к окружающей среде. Вопрос, следовательно, заключается в том, насколько скоротечен был процесс природно-климатических сдвигов на Дону и сумели ли люди к нему примениться.

Наука добилась больших успехов в выяснении общей картины завершения ледникового периода. В Карелии геологам удалось даже подсчитать скорость д







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.