НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУПП РАННЕГО РАЗВИТИЯ
В последние годы получают всё большее распространение детско-родительские группы раннего развития. Под руководством педагога в присутствии и с участием родителей малыши занимаются музыкой, гимнастикой, рисованием, апликацией, работают с "монтессори-материалами" и.т.д.
В сложный для родителей период времени от года (или несколько раньше) до трёх, посещение таких групп даёт возможность взрослым найти новых знакомых со сходными интересами и проблемами, а малышам в комфортной и интересной обстановке играть рядом с мамочками, приобретать новые умения и учиться общаться со сверстниками.
Наш опыт проведения комплексных музыкальных занятий по авторской программе «Музыка с мамой» с группами взрослых с детьми от года до пяти лет показал, что музыкальные подвижные игры, пение и музицирование в группе раскрепощают и радуют малышей, а также способствуют их хорошему общему развитию.
В группах 5-7 детей, курс для малышей одного - полутора лет рассчитан на 4 года, для приступивших к занятиям в два - два с половиной года - курс занятий может длиться 3 года, детишки, пришедшие на занятия в 3-4 года могут посещать курс два года.
В одной группе разница в возрасте детей, как правило, не больше 5-6 месяцев, а у малышей до двух лет - не более 3 - 4 месяцев. Занятие с детьми продолжается 45 - 60 минут (в зависимости от возраста). В процессе занятий у нас сложилась определённая "структура" урока, которая значительно не меняется. Вы можете взять за основу наш план, или придумать что-то своё.
РАЗМИНКА.
Это - "ритуальная" часть занятия, которая (как и заключительная часть) практически не меняется и создаёт "рамку" урока.
Эта часть включает в себя:
а - Звонок колокольчика: Звеним над головкой, "для мышек", наклонившись (на полу ковёр с мышами), прячем руку с колокольчиками за спину и слушаем, как у нас тихо. Можно (от 2,5 - 3 лет) петь песенки из серии "Прозвонил звонок - начался урок", поднимая руку с колокольчиком вверх на 1-ю фразу и опуская вниз - на вторую.
б - "Приветствие" Встаём в хоровод, берёмся за руки и под музыку качаем ручками, хлопаем, топаем, прыгаем, и.т.д. Родители помогают делать это ритмично, можно проговаривать (хлоп, топ, прыг). В начале учебного года в круг против воли не тянем. Если страшно - делаем вдвоём с мамой. С малышами до полутора - сидя на коленях. (Фонограмма: диск "Ёлка" - минусовые фонограммы - "караоке". Можно использовать №30, №40, №49.)
в - Песенки - игры на формирование хорошего настроения и/или концентрации внимания, например "Пора начинать" ("Аэробика") или "Разминка" ("Десять мышек")
г - Пальчиковая игра (из наиболее "скучных, но полезных"). С разминанием каждого пальчика, массажем рук. Например, "Пальчики" ("Десять мышек"), "Наши пальчики" ("Первые уроки") и др.
2. ГИМНАСТИКА
Блок упражнений под музыку на развитие разных групп мышц. С малышами до 2,5 лет в основном используем диск "Гимнастика для малышей", где все упражнения выполняются с помощью взрослого. От 2,5 лет берём в работу "Игровую гимнастику". Здесь помощь взрослого "не предусмотрена", но до 3 лет всё равно мамы "на подхвате".
ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ
Пальчиковые игры - спокойные(отдыхаем после гимнастики) и те, которые дети могут выполнять без помощи взрослого. Например, "Обезьянки" (диск "Десять мышек"). Жестовые - более активные, так как сидеть четыре - пять минут подряд малышам сложно. Например, "Где же ручки" или "Тук, ток" (диск "Десять мышек").
МУЗИЦИРОВАНИЕ
Выбираем музыкальные инструменты ("Себе и маме"). Если занимаемся несколько месяцев - просим называть тот инструмент, который нужен (от 2 лет). И под народную музыку или под фонограммы из "Ёлки", "Кошкиного дома" или "Нашего оркестра" - "музицируем". До 3-х лет - просто стараемся играть ритмично. Стучим по ладошке, по полу. Начинаем играть по очереди (взрослые - дети) или по группам (взрослый - ребёнок, по 2 - 3 ребёнка). От 3 - 3,5 лет начинаем учиться играть "по партиям" (диск "Кошкин дом", "Наш оркестр"). Сперва отрабатывая песню с движениями, имитирующими игру на инструментах, а затем - играем "живьём".
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ/ВОЗГЛАСЫ/ПЕНИЕ
Слушаем заставки из "Азбуки - потешки", подражаем (в микрофоны или шланги - чтобы было себя слышно). Слушаем песенку в записи. Потом поём вместе с родителями и "инсценируем" песенку. Например, если песня "Жук" летаем и жужжим, в песенке "Паровоз" - "едем, как паровозики", и.т.д. Потом эту песенку "исполняем" на металлофоне, ксилофоне или синтезаторе (мамы играют ручкой ребёнка или малыш - маминым пальцем).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Интенсивность подвижных игр, как и в гимнастике, должна быть разной. Начинаем с менее интенсивной - например"Погремушка" или "Пузырь" - диск "Забавные уроки", потом - более динамичная игра (или две игры) - например, "Зайцы и волк" и "Карусели" - диск "Весёлые уроки". А в конце - игра на "успокоение" и расслабление. Например, "Листочки" (диск "Забавные уроки") или "Качели" (диск "Весёлые уроки")
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ. ИЛИ АПЛИКАЦИЯ. ИЛИ ЛЕПКА.
Сюжет этой работы должен быть тематическим и пересекаться по сюжету с разучиваемой песней (например, делаем жука) или игрой (клеим разноцветные листики).
СОВМЕСТНЫЙ ТАНЕЦ (В ХОРОВОДЕ)
В начале года или для "трусишек" танец может проводиться (в индивидуальном порядке) с мамой или игрушкой. Но постепенно нужно "вытягивать" ребёнка в общий хоровод. Например, если не хочется давать руку незнакомой тёте или другому ребёнку на помощь приходит игрушка, которую дети всегда приносят с собой. С одной стороны её за лапу берёт ребёнок, а с другой - "чужой" взрослый.
ПРОЩАНИЕ.
Снова звенят колокольчики. Прощаемся также, как и здоровались, только на последний куплет машем руками «до свиданья».
Песенки - игры заменяются каждые 3 - 5 занятий. Желательно от занятия к занятию менять условия проведения игр, а также необходимый "реквизит". Таким образом обеспечивается закрепление нового материала или навыков и в то же время поддерживается интерес детей.
Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.
Желательно проведение тематических уроков, где игры-песенки и дополняющие их беседы и задания объединены общей темой. Как правило, это природное явление или животное, например: «Дождик», «Мышки» и др.
Педагогу необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые песенки- игры. Удобно вести несколько параллельных групп, что позволяет затрачивать меньше времени на подготовку к каждому уроку, а также отрабатывать, отшлифовывать «исполнение», проводя урок повторно. Проведение занятия с малышами требует от педагога, несмотря на предварительную подготовку плана урока, готовности к импровизации, способности учитывать настроение и возможности детей в данный момент. Необходима также выдержка и терпение в общении со взрослыми, а также поддержание определённой физической формы и запас оптимизма.
Организация и проведение занятий с детско-родительскими группами требует от педагога также решения разнообразных организационных и хозяйственных задач.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|