Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Железнова Екатерина Сергеевна





Железнова Екатерина Сергеевна

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
А) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
Б) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
В) Формируются навыки вербального и/или невербального общения.
Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также
слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Музыкально - ритмическая деятельность имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

 

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи
распознавание букв, слов, элементов целого зрительное восприятие предмета в целом
осознаваемые движения комбинации движений автоматизированные движения
запоминание слов и фраз запоминание музыки, картин, запахов
логическое мышление интуиция

 

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Исследователями отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные - употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины.
Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.
Музыкально - ритмические игры и в условиях семьи, и в родительских группах являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

На занятиях с малышами, кроме других видов деятельности, мы обязательно используем три типа музыкально - ритмических игр.

Это подражательные или жестовые игры, игра на шумовых инструментах, и пальчиковые игры.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любая мамочка или бабушка без специальной методической или музыкальной подготовки, а с группой малышей и родителей вести занятия педагог или воспитатель без музыкального образования.
Конечно, необходимо учитывать основные особенности детского возраста: нужна частая смена видов игр во время «занятия», идти часто навстречу желаниям ребёнка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания.

Для малышей 2-4 лет используется более простой вариант для музицирования - сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом. Дело это хоть и весёлое, но очень полезное:
Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах - занятие творческое и весьма эмоциональное.
Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма.
Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память.
Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики.
Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.
Занятие в целом творческое и малыши с удовольствием придумывают и новые сказки и варианты к старым.

Для успешного проведения таких игр - занятий необходимо соблюдать следующие правила:
1. Подбирать сказочку или рассказ, учитывая доступность для ребёнка и удобство для шумового оформления
2. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия. Такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
3. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
4. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
5. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

 

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану или пустой коробке)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки. МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по нескольким бокалам)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок. ТРЕУГОЛЬНИК (или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.Они грызли орешки, ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
грызли зёрнышки РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки. ШУРШИМ БУМАГОЙ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер, ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Дают возможность родителям и воспитателям играть малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Проводя развивающие занятия с малышами, мы обнаружили, что весёлых и разнообразных пальчиковых игр для постоянных занятий явно недостаточно. Предлагаемые пальчиковые игры создавались для своих маленьких учеников, но, надеемся, пригодятся родителям и другим педагогам.

ЧЕРВЯЧКИ

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). Раз, два, три,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять.
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) Вдруг ворона подбегает
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз Каркает:"Ну, вот обед!"
разводим руками Глядь
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди. а червячков уж нет!

У ЖИРАФОВ

Во время 1-го куплета - хлопают ладошками по всему телу (пятна). Во время 2-го - "собирают складки" - щипают себя. Во время 3-го - поглаживают всё тело (шёрстка). Во время 4-го - проводят пальцами или ребром ладони по телу (полоски). Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев

ШАРИКИ
Дети играют с шариками или мячами в соответствии с текстом песни.

Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой -
С горохом, рисом и крупой.

Поднимите шарик свой
Высоко над головой,
На носик можно положить,
Но только, чур, не уронить.

Наши шарики берём и т.д.

Шар перед собой кладём,
И вокруг него идём
И даже можно проскакать,
Но только шар не задевать.

Наши шарики берём и т. д.

Прыгай, прыгай высоко,
Прыгать с шариком легко,
Так прыгай, прыгай веселей
И даже ножек не жалей.

Наши шарики несём и т.д.

На ладошке шар несём
И другой ладошкой бьём,
И дружно говорим слова
«И раз и два и раз и два».

Наши шарики берём и т.д.

 

Пальчиковые игры

ЗАЙЦЫ

Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: «Вон человек с ружьём» Двое закричали: «Давайте убежим!», Двое прошептали «Давайте помолчим!», Двое предложили: «Мы спрячемся в кустах!» А двое вдруг спросили: Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
"Вдруг выстрелит он - «Бах»?" «Бах» - выстрелил охотник, Нажав ружья курок, Хлопаем в ладоши.
И десять серых зайцев Пустились наутёк. Бежим пальчиками по столу или коленям.

 

ЖУЧОК

Этот маленький жучок по земле* гуляет, Листик сладенький найдёт Перебирать пальцами по ступням
И его кусает. Щипать ступни
Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть. Перебирают пальчиками по ногам (со ступней до коленей)
Этот маленький жучок по траве* гуляет... Перебирать пальцами по коленям
Этот маленький жучок по кустам* гуляет... Перебирать пальцами по животу
Этот маленький жучок Выше залезает, Перебирают пальцами по груди
Вот он ямочку нашёл, "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи
Лёг и отдыхает. Пальчики сжимаются в кулаки
Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать. Опускаем голову вниз, глаза закрываем

 

 

ШАРИК

В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала "шарик" правая рука, затем - левая.

 

Вот шарик маленький смешной, Он хочет поиграть с тобой. Кончики пальцев соединить (шарик). "Показывают" шарик (вращательные движения кистью).
Он вверх летел, он вниз летел И на твою макушку сел.* Движения в соответствии с текстом
...И на твой носик шарик сел... На твой животик шарик сел Он надоел, и вот смотри:  
Игла явилась раз, два, три. Вытянуть указательный палец другой руки
И вот один короткий взмах, Кольнуть «шарик»
Игла кольнула, шарик - бах! Хлопнуть в ладоши

 

ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.

 

Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста.
Двое толстых поросят Снизу в щёлочки глядят, Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.
Бегают туда - сюда: "Где же вкусная еда?" Поднять большие пальцы, качать ими.
Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат, Стучать большими пальцами по ладошкам.
Вдруг открылась эта дверь: Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
"Можно выбежать теперь!" Большие пальцы стучат по столу.
Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: Вращать большими пальцами
"Вот корыто, да, да, да, А в нём вкусная еда!" Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри"корыта", гладить ладони.

 

БОКАЛ ИЛИ ТРЕУГОЛЬНИК

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая - поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы можем сыграть вместе песенку», - и они зазвенели.

ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

«Мы тоже умеем играть», - вдруг сказали две деревянные ложки и простучали что-то весёлое.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«А вот послушайте-ка меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня небольшой, но очень интересный голос». И она загремела, вот так:

СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела, и это был самый лучший голос.

ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

 

Жестовые игры производят яркое впечатление на малышей и укрепляют эмоциональную связь между родителями и ребёнком.


Жестовые игры ("Ладушки" и др.) легче пальчиковых и могут раньше выполняться ребёнком самостоятельно.


Жестовые игры ребёнок воспринимает и зрением и слухом и тактильно - мышечно, что способствует хорошему сенсорному развитию. Игровые движения вызывают у малыша желание говорить, а темп и ритм стишков определяет темп и ритмичность движений.


Даже выполнение жестовой игры малышом 1 - 2 лет с помощью взрослого вызывает у ребёнка интерес и желание повторения.


Дети 3-4 лет с большим удовольствием слушают и запоминают весёлые стишки, сопровождаемые жестами, и стараются повторить их сами.

 

СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ


Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены
ко лбу. Идём вперёд
Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону

Под копытами - трава,
Опускаем подбородок
А над головой - листва.
Поднимаем подбородок вверх
Наклонись - капусту кушай,
Наклоняемся вниз
А вверху - большие груши.
Встаём на носочки, тянемся вверх

Сзади огурцы растут,
Поворачиваемя назад
Впереди кусты цветут,
Возвращаемся обратно
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.
Полуобороты вправо-влево

Здесь - сто ягодок, там - двести,
Наклоны вправо-влево
Козлик крутится на месте.
Крутимся
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
Наклонив голову, убегаем от "пса"


ДОМ

Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком"
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко"
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх

Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс" мизинец отсоеденить от других пальцев
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены
дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх

 

КРОЛИК

 

Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки
Розовым носом,
Указательными пальцеми дотронуться до носа
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени)

Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку"
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами"
Слышит шаги и лисиц, и волкОв
Прячется в норку свою от врагов
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки

 

РАДУГА

 

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты
Домами,
Руки сложены над головой крышей
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы


МОИ ВЕЩИ

 

Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой,
сгибаем её (зонтик)
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по
правой (зонтику)

А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой"
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.


Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
Его я бросаю
Над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь
о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре

А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.

 

 

ЗАГАДКА


Как дерево высокий,
Встать на носочки, поднять руки вверх
Как бегемот широкий,
Опустившись на всю ступню, руки развести в стороны
Маленький как мышка,
Присесть, сжавшись в комочек
Тоненький как книжка.
Встаём на ноги, ладони прижимаем друг к другу

 

РАЗМИНКА.


Это - "ритуальная" часть занятия, которая (как и заключительная часть) практически не меняется и создаёт "рамку" урока.


Эта часть включает в себя:


а - Звонок колокольчика:
Звеним над головкой, "для мышек", наклонившись (на полу ковёр с мышами), прячем руку с колокольчиками за спину и слушаем, как у нас тихо. Можно (от 2,5 - 3 лет) петь песенки из серии "Прозвонил звонок - начался урок", поднимая руку с колокольчиком вверх на 1-ю фразу и опуская вниз - на вторую.


б - "Приветствие"
Встаём в хоровод, берёмся за руки и под музыку качаем ручками, хлопаем, топаем, прыгаем, и.т.д. Родители помогают делать это ритмично, можно проговаривать (хлоп, топ, прыг).
В начале учебного года в круг против воли не тянем. Если страшно - делаем вдвоём с мамой. С малышами до полутора - сидя на коленях.
(Фонограмма: диск "Ёлка" - минусовые фонограммы - "караоке".
Можно использовать №30, №40, №49.)


в - Песенки - игры на формирование хорошего настроения и/или концентрации внимания, например "Пора начинать" ("Аэробика") или "Разминка" ("Десять мышек")


г - Пальчиковая игра (из наиболее "скучных, но полезных").
С разминанием каждого пальчика, массажем рук. Например, "Пальчики" ("Десять мышек"), "Наши пальчики" ("Первые уроки") и др.

 


2. ГИМНАСТИКА


Блок упражнений под музыку на развитие разных групп мышц. С малышами до 2,5 лет в основном используем диск "Гимнастика для малышей", где все упражнения выполняются с помощью взрослого.
От 2,5 лет берём в работу "Игровую гимнастику". Здесь помощь взрослого "не предусмотрена", но до 3 лет всё равно мамы "на подхвате".

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ


Пальчиковые игры - спокойные(отдыхаем после гимнастики) и те, которые дети могут выполнять без помощи взрослого. Например, "Обезьянки" (диск "Десять мышек").
Жестовые - более активные, так как сидеть четыре - пять минут подряд малышам сложно. Например, "Где же ручки" или "Тук, ток" (диск "Десять мышек").

 

МУЗИЦИРОВАНИЕ


Выбираем музыкальные инструменты ("Себе и маме"). Если занимаемся несколько месяцев - просим называть тот инструмент, который нужен (от 2 лет). И под народную музыку или под фонограммы из "Ёлки", "Кошкиного дома" или "Нашего оркестра" - "музицируем".
До 3-х лет - просто стараемся играть ритмично. Стучим по ладошке, по полу. Начинаем играть по очереди (взрослые - дети) или по группам (взрослый - ребёнок, по 2 - 3 ребёнка).
От 3 - 3,5 лет начинаем учиться играть "по партиям" (диск "Кошкин дом", "Наш оркестр"). Сперва отрабатывая песню с движениями, имитирующими игру на инструментах, а затем - играем "живьём".

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


Интенсивность подвижных игр, как и в гимнастике, должна быть разной. Начинаем с менее интенсивной - например"Погремушка" или "Пузырь" - диск "Забавные уроки", потом - более динамичная игра (или две игры) - например, "Зайцы и волк" и "Карусели" - диск "Весёлые уроки". А в конце - игра на "успокоение" и расслабление. Например, "Листочки" (диск "Забавные уроки") или "Качели" (диск "Весёлые уроки")


7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ. ИЛИ АПЛИКАЦИЯ. ИЛИ ЛЕПКА.


Сюжет этой работы должен быть тематическим и пересекаться по сюжету с разучиваемой песней (например, делаем жука) или игрой (клеим разноцветные листики).

 

ПРОЩАНИЕ.


Снова звенят колокольчики.
Прощаемся также, как и здоровались, только на последний куплет машем руками «до свиданья».

Песенки - игры заменяются каждые 3 - 5 занятий.
Желательно от занятия к занятию менять условия проведения игр, а также необходимый "реквизит". Таким образом обеспечивается закрепление нового материала или навыков и в то же время поддерживается интерес детей.


Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.


Желательно проведение тематических уроков, где игры-песенки и дополняющие их беседы и задания объединены общей темой. Как правило, это природное явление или животное, например: «Дождик», «Мышки» и др.


Педагогу необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые песенки- игры. Удобно вести несколько параллельных групп, что позволяет затрачивать меньше времени на подготовку к каждому уроку, а также отрабатывать, отшлифовывать «исполнение», проводя урок повторно.
Проведение занятия с малышами требует от педагога, несмотря на предварительную подготовку плана урока, готовности к импровизации, способности учитывать настроение и возможности детей в данный момент. Необходима также выдержка и терпение в общении со взрослыми, а также поддержание определённой физической формы и запас оптимизма.


Организация и проведение занятий с детско-родительскими группами требует от педагога также решения разнообразных организационных и хозяйственных задач.

 

Комплектация групп.


Для успешной работы лучше иметь хотя бы по две группы каждого возраста и расположить их в учебном графике подряд - чтобы можно было их, при необходимости, без труда соединить в одну. Особенно это важно на начальном этапе, когда часть детей "отсеивается".
Педагогу, не имеющему опыта работы с малышами первый год лучше работать с группами детей 3-х лет и 4-х лет и проводить занятия с каждой группой 1 раз в неделю.
Занятия с малышами двух и особенно года и полутора лет значительно сложней.

 

В АФРИКЕ 27

 

Где живут жирафы? В Африке!
Где живут крокодилы и обезьяны? В Африке!
Где живут бегемоты и попугаи? В Африке!
(песня Красной шапочки)
Давайте отправимся в Африку!

Африка очень, очень далеко.
Давайте поедем в Африку все вместе.
Сначала надо ехать на поезде*** (паровозик). Поезд едет мимо деревьев и столбов***. (взрослые)
Заезжает в туннель*** (пары взрослых держатся за руки, подняв их) и едет по мосту *** (полоска бумаги или гимнастическая скамейка) через реку.
А теперь нужно лететь на самолёте (бегать, гудеть и приземлиться на живот)
Чтобы быстрей добраться до леса, где живут звери, мы поедем на велосипеде***(лечь на спину и крутить ногами).
А вот и лес. В Африке в лесу темно. Приходиться идти на голос проводника, ничего не видя*** (глаза закрыты).
Чтобы не потеряться, лучше идти
друг за другом, держась за верёвки***(идти цепочкой с поворотами).
Но вот зашли в такую чащу, что дальше можно пробираться только на четвереньках.***
Добрались до речки. Лес кончился, но через речку надо переходить по мостику. В речке крокодилы. Сделали мостик из верёвок и пошли.***
А на берегу ползают змеи (взрослые или часть детей тянут верёвочки по полу). Попробуем поймать змею***(наступать ногой на верёвки)
А вот и обезьяны. Охотник разложил сети, чтоб поймать обезьян, а они ловко прыгают, не касаясь сетей.*** (верёвочки разложить как клеточки)
Мы разбудили носорога и теперь, чтоб он нас не забодал, надо залезть на дерево*** (повесить верёвку на шею и залезть на взрослого с его помощью или на стул).
Бедный носорог попал в болото, давайте его вытащим ***(дать концы верёвок взрослому, сидящему на полу и вытянуть его).
Нужно пройти мимо льва тихо-тихо, чтоб не услышал (на цыпочках)
Пора домой. Улетаем на самолёте***(бегать по кругу, разведя руки и гудеть, затем приземлить на живот).

Вы можете также сочинить рассказы для движения на темы: «Цирк», «Приключения Буратино», «Пираты», «Привидения» и др.

 

Урок №1.

1. Дети с родителями сидят полукругом, дети могут сидеть на коленях у родителей. Педагог - перед группой, в руках у него колокольчик. «Когда начинается урок, у нас звонит колокольчик» (показ) Предложить позвонить одним пальчиком (сидя на местах), обойти детей по очереди. Пригласить детей выйти и взять по колокольчику, позвонить в них. Колокольчики могут быть у куклы «би –ба –бо», которая знакомится с детьми и родителями и предлагает колокольчики.  

 

2.«А сейчас нам нужно друг с дружкой познакомиться и поздороваться. Когда мы здороваемся, то можем пожать друг другу руки (как?). Мы будем здороваться, держа друг друга за обе ручки» (со взрослым). Также можно здороваться с игрушкой, которую дети принесли с собой. «Топ-топ» - «Приветственная песенка»  

 

4. «Мы с вами поздоровались друг с другом, а теперь давайте поздороваемся со своими пальчиками». Садимся удобно (на колени к родителям, на подушечки). Предлагаем найти ребёнку (у себя или мамы) все пальчики (родители их называют). Проводится игра «Наши пальчики» («Первые уроки») в изменённом варианте. Родители поглаживают пальчики ребёнка сначала на одной, потом – на другой ручке, постепенно помогая сжать кулачок.  

5. Игрушка би – ба –бо предлагает детям и родителям поиграть. Нужно взять своих кукол и под тихую музыку ходить тихо – тихо, а под громкую – высоко прыгать. Родители придерживают детей за ручку.
Разучивание игры "Тихо, куколка" ("Весёлые уроки")
После этой игры объясняем, что игрушки устали и надо их уложить спать – убаюкать и
Спеть колыбельную. Песенка «А - а» («Песенки - возгласы»). Убаюкивая куклу, побуждаем
детей подпевать.

6. Знакомство с буквой О. Нарисовать на доске, показать звукопроизношение
(круглый ротик). «Эту букву можно спеть» - попросить родителей спеть буковку.
Буква О похожа на кольцо, обруч, бублик…. Лепим букву О (надо скатать одну колбаску и свернуть в колечко). Лепка под фонограмму «Азбука из пластилина».

7. Разучивание комплекса с обручами – с участием родителей («Игровая гимнастика» - музыка комплекса «Играем с палочкой») · «Едем на машинке» (обруч – руль) · «Отнимаем и крутим обруч» · «Пролезем в обруч» (нагибаясь и перешагивая) · «Покатаем обруч» (по полу ручками, догоняя обруч)  


8. После гимнастики надо отдохнуть – сесть на подушечки или стульчики. «Послушаем– что это так шумит» (звучит фонограмма шума дождя). Когда прозвучат ответы (родителей) предлагаем посмотреть картинку с дождиком, послушать песенку про дождик и показать, как дождик капает на ладошку (во время слушания).
Песня – «Кап-кап» (Песенки – возгласы).

9. Можно задать вопрос – «Что у нас появляется на земле после дождика» (лужи). Предлагаем детям помочь разложить разноцветные лужи по полу (вырезанные из цветного картона). Объясняем: «Чтобы не намочить ножки, надо бегать вокруг луж и перепрыгивать через них». Проводим игру «Дождик» («Весёлые уроки»). В конце игры – просим детей собрать «лужи», называем их цвета.

10. Предлагаем детям «сделать дождик»: рисуем на бумаге методом «тычка» (ватной
палочкой) или размазывать кусочки пластилина на картоне (разноцветные капельки)

11. «Осенью у нас не только дождик идёт, но ещё листочки на деревьях меняют цвет: становятся жёлтыми, красными… и начинают опадать». (Показываем детям листочки с разных деревьев, называем цвета, показываем, как красиво они падают, кружась в воздухе). Разучиваем игру «Листочки» («Забавные уроки»). Для игры – вырезаем из цветной бумаги листочки (3 – 5 цветов). Рассматриваем листочки, называем цвета, показываем, как мы будем дуть на листочки, (положив на кулачок или ладошку себе или взрослому). Проводим игру под фонограмму.  

12. Песня «Аты-баты». Слушаем песню и следим по картинкам («Азбука-потешка»).
Родители поют и, придерживая ручки ребёнка, помогают играть ритмично. Можно также стучать ложками по полу, столику, стульчику.

13. «Идём на парад» (как солдаты). Можно использовать для музицирования ложки, можно раздать маракасы. Музыка – «Ёлка» - «Солдатики» или любой марш со сменой частей. На 1 часть - марш, 2 часть – остановка и игра на музыкальных инструментах.

14. Вместе с детьми «находим» (в ящике или под материей) воздушные шары. Шары должны быть плотными, не лопаться. Под плавную, спокойную музыку дети и родители перекидывают шары друг другу.  

15. Прощаемся («Топ-топ» - «Прощальная песенка»)

 

 

ДОЖДИК.

Напевая песенку, можно постучать пальчиками по ладошке малыша, или предложить ему «покапать» на вашу ладонь.

 

 

ЖУК.

Перед песенкой покажите жука-игрушку или картинку и пожужжите. Можно полетать по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа.

 

 

НА ЛОШАДКЕ.

Посадите ребёнка к себе на колени и дайте ухватиться за ваши большие пальцы. Во время пения подбрасывайте ребёнка на коленях. Можно также надеть ленту на себя или на ребёнка, как вожжи, и поездить вдвоём по комнате.

 

В МАШИНЕ.

Посадите малыша к себе на колени. Возьмите, как руль, бубен или кольцо пирамидки. Напевая песенку, подбрасывайте малыша на коленях и крутите «руль». Побуждайте малыша «бибикать» и стучать по бубну или кольцу.

 

 

Железнова Екатерина Сергеевна

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
А) Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
Б) Развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
В) Формируются навыки вербального и/или невербального общения.
Г) Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Д) Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также
слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Музыкально - ритмическая деятельность имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

 

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи
распознавание букв, слов, элементов целого зрительное восприятие предмета в целом
осознаваемые движения комбинации движений автоматизированные движения
запоминание слов и фраз запоминание музыки, картин, запахов
логическое мышление интуиция

 

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Исследователями отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные - употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины.
Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.
Музыкально - ритмические игры и в условиях семьи, и в родительских группах являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

На занятиях с малышами, кроме других видов деятельности, мы обязательно используем три типа музыкально - ритмических игр.

Это подражательные или жестовые игры, игра на шумовых инструментах, и пальчиковые игры.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любая мамочка или бабушка без специальной методической или музыкальной подготовки, а с группой малышей и родителей вести занятия педагог или воспитатель без музыкального образования.
Конечно, необходимо учитывать основные особенности детского возраста: нужна частая смена видов игр во время «занятия», идти часто навстречу желаниям ребёнка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания.

Для малышей 2-4 лет используется более простой вариант для музицирования - сказочки-шумел







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.