|
Как гормоны делают женщину сексуальнойСамки абсолютного большинства животных занимаются сексом только тогда, когда они способны к зачатию. Зато уж в этот момент они своего не упустят, и их желание совер- шенно очевидно для всех окружающих: все видели кошку в течке. У человека, к счастью, поведенческий эструс, то есть демонстрация готовности к спариванию в момент овуляции, отсутствует (иначе наша социальная жизнь сильно осложнилась бы). Но зато женщины могут заниматься сексом на любой стадии цикла. Эта способность, вероятно, была очень полезным и важным эволюционным приобретением – об этом еще пойдет речь в следующих главах. Тем не менее, как и все остальные животные, мы проявляем максимальную готовность к сексу именно в тот период, когда зачатие наиболее вероятно. Это практически невозможно установить в ходе опросов, потому что такие мелкие изменения в поведении остаются неосо- знанными, но зато можно проверить экспериментально. Когда Кристина Дюрант из Университета Техаса набирала испытуемых для своей докторской диссертации, она говорила им, что речь идет об исследовании, посвященном отношениям, моде и здоровью. Тем не менее, как почти во всех исследованиях, в которых участвуют женщины, она уточняла в предварительном телефонном интервью, принимает ли женщина таблетки, регулярный ли у нее цикл и когда была последняя менструация. После этого даты посещения лаборатории для каждой женщины назначались таким образом, чтобы один визит пришелся на период высокой фертильности, а другой – на период низкой фер- тильности. Чтобы убедиться в том, что расчеты верны, у женщин еще и брали образец мочи – якобы для оценки общего состояния здоровья, но на самом деле ради анализа половых гормонов. Все эти шпионские методы понадобились для того, чтобы женщины не знали, что они участвуют в исследовании 14, посвященном влиянию овуляции на стратегии выбора товаров в магазинах, иначе они могли бы (более или менее неосознанно) исказить резуль- таты, руководствуясь своими представлениями о том, должна или не должна овуляция вли- ять на поведение. В первой серии экспериментов испытуемых сажали за компьютер со специально сге- нерированной страницей интернет-магазина одежды и просили выбрать десять предметов, которые они бы купили для себя. На сайте присутствовали вещи, заранее поделенные на две группы – “сексуальные” и “несексуальные”. Выяснилось, что овуляция действительно ока- зывает статистически достоверный эффект на выбор одежды: при усреднении результатов всех испытуемых получилось, что в период готовности к зачатию в их корзинах в среднем присутствовало 59,8 % сексуальных нарядов, а в другие дни – только 51,3 %.
Во второй серии экспериментов Кристина Дюрант и ее коллеги выясняли, с чем свя- зано предпочтение сексуальной одежды во время овуляции – с прямым желанием произво- дить впечатление на мужчин или с желанием конкурировать с другими женщинами. Они набрали еще одну группу испытуемых, но теперь женщинам сначала предлагали другое задание: ранжировать по привлекательности десять фотографий других людей. При этом четверть испытуемых оценивали фотографии красивых женщин, четверти достались некра- сивые, а остальные оценивали мужчин – или привлекательных, или уродливых. Сразу после этого участницы переходили к следующему заданию – выбору одежды в интернет-магазине, так же как и в первой части исследования. Оказалось, что просмотр фотографий мужчин, равно как и просмотр фотографий некрасивых женщин, не оказывает какого-то статистиче- ски значимого влияния на выбор одежды. Но зато после просмотра фотографий красивых женщин эффект был огромным. Испытуемые, рассматривавшие эти фотографии в те дни, когда они не были способны к зачатию, кажется, стали интересоваться сексуальной одеждой еще меньше: во время шопинга они выбрали только 38,2 % таких вещей. Зато, когда те же самые женщины проходили исследование во время овуляции, изучение фотографий краса- виц заметно повысило их интерес к сексуальной одежде: они выбирали ее в 62,7 % случаев. По-настоящему женщин беспокоят только красотки, живущие неподалеку.
Потом задачу усложнили еще больше. Студенткам, участвовавшим в исследовании, не только показывали фотографии привлекательных или непривлекательных женщин, но и сообщали, что эти женщины учатся в том же университете, что и испытуемые, или в дру- гом, за тысячу километров отсюда. И выяснилось, что по-настоящему беспокоят женщин только те красотки, которые учатся в одном здании с ними. Только их фотографии повли- яли на выбор одежды на разных стадиях цикла, спровоцировав женщин во время овуляции выбирать 65,8 % сексуальных нарядов, а при отсутствии овуляции – только 39,1 %. Общий
вывод исследования таков: во время овуляции женщины склонны выбирать более сексуаль- ную одежду, и это стремление подкрепляется присутствием потенциальных конкуренток – красавиц, живущих по соседству. Прикладной вывод для мужчин еще проще: если вы хотите, чтобы ваша жена покупала более сексуальную одежду, предложите ей прогуляться по мага- зинам в компании красивых подруг где-нибудь через две недели после менструации. Но женщины во время овуляции не просто стремятся быть более сексуальными – они на самом деле более привлекательны! В 2007 году психологи из университета штата Нью- Мексико продемонстрировали это, в течение двух месяцев собирая информацию о чаевых, которые получали лэп-дансеры – девушки, исполняющие эротические танцы на коленях у мужчин 15. Построенные ими графики демонстрируют резкое увеличение заработков в период наибольшей готовности танцовщиц к оплодотворению. Если во время менструации танцовщицы зарабатывают за пятичасовую смену около 185 долларов, то во время овуляции сумма полученных чаевых возрастает в среднем до 335 долларов – почти вдвое. Привлека- тельность танцовщицы заметно снижается, если она принимает оральные контрацептивы, которые подавляют овуляцию, – в этом случае она зарабатывает только 250 долларов в сере- дине цикла и 150 во время менструации, а в целом график доходов становится более ровным, пик сексуальной привлекательности практически полностью исчезает. Авторы исследова- ния отмечают, что построенный ими график доходов практически точно повторяет график изменения уровня эстрадиола во время менструального цикла, однако не предлагают ника- ких конкретных механизмов, которые могли бы влиять на сексуальную привлекательность. Теоретически это может быть все что угодно – неосознаваемые изменения запаха женщины, ее поведения или даже ее внешности. Требуется больше лэп-дансеров для проведения тща- тельных исследований.
Я не истеричка, у меня просто прогестерон упал! Вот, допустим, сидите вы на работе и разговариваете в скайпе с молодым человеком, в которого вы страшно влюблены и с которым планируете жить долго и счастливо. Но вам как-то тревожно, что он вас, наверное, не любит, и вы пытаетесь вытянуть из него знаки внимания. Юноша честно пишет вам абзац комплиментов, но параллельно замечает, что его раздражают прямые требования о них. И тут вы начинаете по-настоящему рыдать! Выруба- ете скайп! Пишете ему эсэмэску о том, что вы должны расстаться, потому что вы друг другу не подходите! Пишете подробное письмо об этом! Отказываетесь от встречи! Через два дня приходите в себя, думаете: “Что это было?!” и пытаетесь наладить контакт – и вам еще очень повезло, если ваш собеседник не успел к этому моменту снять квартиру, полностью согла- сившись с вами в том, что да, вы не можете быть счастливы вместе. До таких трагических проявлений доходит не у всех женщин, но риск конфликтов с окружающими очень велик. Это предменструальный синдром, совершенно официально признанное заболевание, включенное в Международную классификацию болезней. Спектр возможных симптомов, ассоциированных с ПМС, потрясает воображение. Женщины испы- тывают головные боли и боли в мышцах, тошноту, боль в молочных железах, утомляемость, бессонницу, неадекватный голод, они не могут сосредоточиться, испытывают беспокойство, раздражительны, плаксивы и т. д. По данным Медицинского университета в Южной Каро- лине 16, по меньшей мере один симптом ПМС – чаще всего, нарушения поведения – еже- месячно переживают 85 % женщин. Около 5 % страдают от предменструального дисфо- рического расстройства, самой тяжелой формы ПМС, при которой женщина вынуждена принимать антидепрессанты, потому что в противном случае ее плохое самочувствие в соче- тании с паническими атаками и перепадами настроения лишает ее возможности нормально работать и вообще поддерживать социальные связи.
Причины возникновения всех разнообразных физиологических симптомов ПМС до сих пор полностью не исследованы, потому что здесь имеет значение целый комплекс фак- торов: помимо собственно изменения гормонального фона в последние дни менструаль- ного цикла большой вклад вносят индивидуальные генетические особенности женщины, ее диета, уровень стрессов в ее повседневной жизни, количество употребляемого алкоголя и кофе и многое другое. Но уже можно считать доказанным, что ключевую роль в поведенче- ских сдвигах при ПМС играет резкое падение уровня прогестерона перед менструацией 17. Прогестерон вообще-то нужен для того, чтобы предотвратить сокращения матки. В середине цикла, после выхода яйцеклетки из яичника, на ее месте формируется желтое тело, которое еще две недели будет вырабатывать прогестерон. Если яйцеклетка была оплодотво- рена, то желтое тело продолжит работать, а потом его функцию перехватит плацента, и уро- вень прогестерона будет оставаться высоким в течение всей беременности. А вот если жен- щина не забеременела, то желтое тело прекращает свою работу, уровень прогестерона резко падает, и начинается менструация. Сам прогестерон на психику никак не влияет. Но зато он превращается в организме в аллопрегнанолон, и это вещество воздействует в мозге на рецепторы к гамма-амино-мас- ляной кислоте. Эти рецепторы уже упоминались в главе про алкоголь и его успокаиваю- щее действие. То же самое и здесь: продукты переработки прогестерона, как и алкоголь, как и бензодиазепиновые транквилизаторы, действуют на самую главную тормозную систему нашего мозга и оказывают колоссальный противотревожный эффект. То есть пока в организме поддерживается высокий уровень прогестерона и его метабо- литов, женщина как будто бы живет на успокоительных препаратах. Если бы их концентра- ция изменялась плавно, психика успевала бы адаптироваться к переменам, и существенного влияния на настроение не наблюдалось бы. Но перед менструацией (а также вокруг родов или аборта) уровень прогестерона падает резко, и в этой ситуации мозг вполне искренне убежден, что все плохо и жизнь не удалась. И даже если биологически подкованная женщина осознает, что падение прогестерона повышает тревожность, это ей не особенно помогает. Нормальная женщина в такие дни думает: “Муж меня не любит, дети уродились глупыми и злыми, работодатель меня еле терпит, да и я сама какая-то дура и уродина”. Женщина-био- лог думает: “Вот, мало того что муж – совершенно объективно! – меня не любит (и далее по тексту), так вдобавок ко всем неприятностям у меня еще и ПМС!” Стакан, как всегда, не только наполовину пуст, но и наполовину полон. Да, падение уровня прогестерона наращивает тревожность, и это печально. Но, с другой стороны, высо- кий уровень прогестерона ее снижает, и вот это очень хорошо. Эксперименты на крысах подтверждают, что в поведенческих тестах, позволяющих оценить уровень стресса, бере- менные животные с их повышенным уровнем прогестерона ведут себя так же спокойно, как животные, получившие дозу синтетического прогестерона или дозу стандартных противо- тревожных препаратов – и намного более уравновешенно, чем обычные животные, не бере- менные и не получившие лекарств 18. Нервничать во время беременности очень-очень вредно. Гормоны стресса подавляют выработку половых гормонов у матери и могут проникать через плаценту и напрямую воз- действовать на плод. В результате стресс может привести к выкидышу, порокам сердца, сни- женному весу при рождении, задержкам в развитии ребенка и ряду других нарушений 19. Это означает, что способность прогестерона к снижению тревожности – невероятно важное преимущество, которое должно было интенсивно поддерживаться естественным отбором, потому что оно позволяет женщинам при прочих равных рожать более здоровых детей.
Нервозность во время беременности передается плоду – почти в буквальном смысле!
Так что, если вы женщина и испытываете сильную тревожность во время ПМС, это означает, что именно ваша психика хорошо реагирует на присутствие прогестерона, что поз- волит более спокойно пережить беременность. А если вы мужчина и каждый месяц вам выносят мозг – относитесь к этому философски и поставьте себе в телефон напоминалку на соответствующие даты: “Она меня не ненавидит, ей просто так кажется”. И пусть вас уте- шает мысль о том, что у вас с этой тревожной барышней могут быть прекрасные дети.
Глава 6 Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|