Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из-за плохого самочувствия В. М. Жолобова, заболевшего после ликвидации последствий аварии на борту, полёт был прерван через 49 суток.





В 1981 был уволен в запас из рядов Советской Армии с должности командира группы слушателей-космонавтов и инструктора-космонавта с правом ношения военной формы.

 

В 1982 переехал в Киев.

 

С 1983 по 1987 работал заместителем генерального директора научно-производственного объединения «Маяк», избирался депутатом Киевского горсовета народных депутатов.

 

В 1986 - участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

 

В 1987-1991 - начальник аэрокосмогеологической партии в г. Ноябрьск Тюменской области РСФСР.

 

В 1991-1992 - заведующий кафедрой филиала Института повышения квалификации Министерства геологии России.

 

С 1993 - председатель Совета Героев Советского Союза г. Киева.

 

В 1993 избран действительным членом Транспортной академии Украины.

 

В 1994 году избран в Херсонской области Председателем Херсонского областного совета - главой Херсонской областной администрации.

Занимал эту должность до 1996 года.

 

С 12 июня 1996 года по 4 февраля 1997 года занимал должность заместителя Генерального директора Национального космического агентства Украины.

 

С 1999 - председатель совета Киевской организации «Слава», с 2001 - президент Всеукраинского объединения «Слава».

 

С 11 апреля 2002 года является президентом Аэрокосмического товарищества Украины.

 

 

Владимир Викторович Аксёнов (род. 1 февраля 1935, с. Гиблицы, Рязанская область, РСФСР, СССР) - бортинженер космического корабля «Союз-22» и космического корабля «Союз Т-2», 36-й лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 

В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум, в 1953-1955 годах учился в 10-й военной авиационной школе первоначального обучения в г. Кременчуге, в 1955-1956 годах в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков, откуда в декабре 1956 демобилизован в связи с сокращением ВС СССР.

 

В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт (по специальности - инженер-механик).

 

В 1957-1973 годах работал в ОКБ-1.

 

С 1959 - член КПСС.

 

Принимал участие в разработке и испытаниях космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», станций «Салют».

 

В качестве технического руководителя испытаний и испытателя занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей, отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации.

 

Разрабатывал методики работы космонавтов и занимался их обучением по выполнению программы полётов.

 

В отряде космонавтов с марта 1973 года.

 

В 1974-1976 годах проходил подготовку к полёту по программе 7К-С («Союз Т») в составе экипажа вместе с Л. Д. Кизимом, одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе.

 

С января 1976 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (ГДР) вместе с В. Ф. Быковским.

 

15-23 сентября 1976 года совместно с В. Ф. Быковским совершил свой первый полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-22» продолжительностью 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд (позывной - Ястреб-2).

 

Полёт производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

 

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнову было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая Звезда» (№ 11278).

 

В 1976-1978 годах продолжил подготовку в группе по программе 7К-С и 7К-СТ («Союз Т»).

 

С 1978 проходил подготовку в качестве бортинженера по программе первого пилотируемого испытательного полёта космического корабля «Союз Т» вместе с Ю. В. Малышевым.

Второй космический полёт совершил 5-9 июня 1980 года совместно с Ю. В. Малышевым в качестве бортинженера на КК «Союз Т-2» (позывной - Юпитер-2).

 

Была осуществлена стыковка с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» - «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции в составе Л. И. Попова и В. В. Рюмина.

 

Продолжительность полёта - 3 суток 22 часа 19 минут 30 секунд.

 

Основная задача - произвести первые испытания в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного космического корабля типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

 

За успешное проведение испытания усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм В. В. Аксёнов награждён второй медалью «Золотая Звезда».

 

17 октября 1988 года отчислен из отряда космонавтов в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.

 

В 1983-1992 - заместитель председателя Правления Советского фонда мира.

 

С октября 1988 - директор Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГосНИИЦИПР) Госгидромета СССР, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли.

 

В 1990-1992 - генеральный директор НПО «Планета», объединившего ГосНИИЦИПР и ряд предприятий.

 

В 1990-1996 - заместитель председателя совета директоров Мосбизнесбанка.

 

С 1992 - заместитель председателя исполкома Ассоциации «космос».

С 1996 - председатель президиума общественной организации «Духовное движение России».

 

 

Вячеслав Дмитриевич Зудов (родился 8 января 1942, г. Бор, Горьковская область) - лётчик-космонавт СССР.

 

 

 

В 1960 году окончил среднюю школу № 3 города Электросталь и поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков.

С 1963 года - служба в частях военно-транспортной авиации Советской Армии.

 

В 1965 году зачислен в отряд советских космонавтов.

 

Прошёл полный курс космической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз».

 

В 1970-е годы проходил подготовку к полётам на военной орбитальной станции типа «Алмаз».

В июле и августе 1974 года входил в экипажи поддержки при полётах космических кораблей «Союз-14» и «Союз-15».

 

С 14 по 16 октября 1976 года вместе с Валерием Рождественским совершил полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-23».

 

Программа полёта предусматривала работу на борту орбитальной станции «Салют-5», однако из-за нештатной работы системы сближения стыковку корабля и станции осуществить не удалось.

 

Из-за нерасчётного режима посадки спускаемый аппарат приводнился в озере Тенгиз.

 

При подходе к станции отказала система автоматической стыковки «Игла».

 

Выполнение ручного причаливания было возможно с 1200 метров по сигнальным огням.

 

Корабль находился на расстоянии более двух километров.

 

Выполнить стыковку не удалось.

 

Когда стало понятно, что рабочее тело двигателей израсходовано на манёвры, было принято решение возвращать корабль.

 

Производить посадку необходимо было быстро - прошло уже двое суток полёта, а регенерационные патроны системы жизнеобеспечения космического корабля имели ресурс трое суток.

 

Имелся резервный вариант - производить посадку ночью.

 

Посадку предполагалось провести в ночное время на третьи сутки в районе города Аркалык.

 

Когда из ЦУПа пришло сообщение, что над южной оконечностью Африки включена тормозная двигательная установка и корабль пошёл на спуск, вертолёты со спасателями вылетели в предполагаемый район посадки.

 

Корабль произведёт посадку с перелётом от расчётной точки на 121 км в озеро Тенгиз.

 

Необходимо было спуститься к аппарату, чтобы оценить возможность эвакуации.

 

Но на борту вертолёта не было плавательных средств.

Надувные лодки забыли в Аркалыке.

 

Вертолёт попытался зависнуть в темноте над вспышками СА.

 

В условиях снежной метели это ему не удалось.

 

Инструктор Иосиф Давыдов, одетый в гидрокостюм, сидел на обрезе двери вертолёта в подъёмном устройстве-кресле, прикреплённом к лебедке, готовый спуститься к СА.

 

Топливо было на исходе, вертолёт был вынужден приземлиться на берегу.

 

Выработав горючее, другие вертолёты садились неподалеку.

 

На одном из этих вертолётов оказались лодки и гидрокостюмы.

 

Спасатели с тремя лодками устремились к озеру.

 

На одной из них был командир вертолёта Николай Чернавский, которому ещё ночью удалось добрался до спускаемого аппарата.

 

Остальные застряли в ледяных заторах.

 

Попавшая в отверстия барометрического блока вода привела в действие запасную парашютную систему.

 

Вывалившийся запасной парашют резко увеличил крен СА, что в свою очередь привело к тому, что отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой.

 

Прекратилась подача забортного воздуха.

 

Через два часа после отстрела запасного парашюта у экипажа появились первые признаки кислородного голодания, которые переходили в удушье от накапливающегося углекислого газа.

 

Командир корабля Вячеслав Зудов сообщил, что экипаж переоделся в гидрокостюмы и готов покинуть СА.

 

Но это было невозможно, так как при открытии люка, находящегося на две трети в воде, в аппарат хлынул бы поток воды, который космонавты преодолеть не смогли бы.

 

Утром снежные заряды прекратились, температура снизилась до -22° C.

 

Рождественский доложил, что от удушья потерял сознание Зудов.

 

В это время прибыл вертолёт из Караганды.

 

Пилотировал его один из опытнейших вертолётчиков-спасателей подполковник Николай Кондратьев - начальник Карагандинского спасательного комплекса.

 

Был произведён осмотр спускаемого аппарата сверху.

 

Его положение на воде исключало эвакуацию космонавтов на борт вертолёта.

 

С борта вертолёта опустили толстый капроновый фал, спасатель-водолаз закрепил его за трос стренги парашютной системы.

 

Выход только один: срочно буксировать спускаемый аппарат вместе с экипажем на берег.

 

Но такая буксировка была запрещена инструкциями по эвакуации экипажей космических кораблей вертолётами.

 

Незадолго до этого в Феодосии проводились испытания по буксировке спускаемого аппарата с экипажем на борту вертолётами и катерами, но рекомендации по результатам испытаний ещё не были внесены в действующие инструкции спасателей.

 

Времени на согласования с руководством полёта не было.

 

Давыдов предложил Николаю Кондратьеву начать буксировку.

 

Кондратьев перевёл вертолёт из режима висения в режим медленного движения вперёд.

 

Буксировка едва не закончилась катастрофой из-за того, что вывалившийся запасной парашют внезапно наполнило ветром, только мастерство пилота спасло экипаж и космонавтов от гибели.

 

На берегу озера группа спасателей помогла космонавтам выбраться из СА.

 

Позже они были эвакуированы с места посадки.

 

После полёта Вячеслав Дмитриевич Зудов продолжал работу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, являлся командиром группы отряда космонавтов.

 

В апреле 1980 года и в марте 1981 года входил в состав дублирующих экипажей при полётах космических кораблей «Союз-35» и «Союз Т-4».

 

В 1980 году окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина, затем Академию общественных наук при ЦК КПСС.

 

В 1987-1991 - заместитель начальника политотдела ЦПК им. Гагарина.

 

С 1992 - в отставке.

 

 

Валерий Ильич Рождественский (13 февраля 1939, Ленинград, РСФСР, СССР - 31 августа 2011, Звёздный городок, Московская область, Россия) - 38-й советский лётчик-космонавт, 81-й космонавт мира, бортинженер космического корабля «Союз-23» (1976), Герой Советского Союза.

 

С 10 июля 1956 года - курсант Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского.

 

 

12 октября 1961 года окончил 3-й факультет ВВМИУ по специальности «Военное кораблестроение надводных кораблей» и получил квалификацию «военный инженер-кораблестроитель».

 

С 14 октября 1961 года - заместитель командира аварийно-спасательной партии 446-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы тыла военно-морской базы «Балтийск» Краснознамённого Балтийского флота.

 

С 25 ноября 1961 по 25 мая 1962 года - слушатель 6-месячных офицерских курсов водолазных специалистов 39-й аварийно-спасательной школы Черноморского флота.

 

С 3 августа 1962 по 25 октября 1965 года - командир водолазной группы аварийно-спасательной службы спасательного судна «СС-87» 446-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Лиепайской военно-морской базы.

 

28 октября 1965 года приказом Главкома ВВС № 942 капитан-лейтенант Валерий Рождественский зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушателя-космонавта.

 

С 30 декабря 1967 космонавт 2-го отряда космонавтов.

 

С 30 марта 1976 космонавт группы КЛА спецназначения.

 

Прошёл курс подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальной станции «Салют».

 

С января 1968 года - подготовка по программе «Алмаз».

 

В сентябре 1972 - феврале 1973 проходил подготовку в качестве бортинженера 4-го экипажа для полёта на ОПС-101 «Алмаз» («Салют-2») вместе с В. Д. Зудовым.

 

Полёты были отменены из-за разгерметизации станции на орбите в апреле 1973.

 

В августе 1973 - июне 1974 года проходил подготовку в качестве бортинженера 4-го экипажа для полёта на ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») вместе с В. Д. Зудовым.

 

В июле-августе 1974 года проходил подготовку по программе 2-й экспедиции на ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») в качестве бортинженера дублирующего экипажа.

 

В январе 1975 - июне 1976 года проходил подготовку по программе полёта на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») в качестве бортинженера дублирующего экипажа.

 

В июле-октябре 1976 года проходил подготовку по программе полёта на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») в качестве бортинженера в качестве бортинженера основного экипажа.

 

14-16 октября 1976 года совершил полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-23» совместно с командиром экипажа В. Д. Зудовым.

 

Целью запуска космического корабля «Союз-23» являлось продолжение научно-технических исследований и экспериментов на орбитальной научной станции «Салют-5», начатых в июле 1976 года при совместном полёте корабля «Союз-21» и ОС «Салют-5».

 

Стыковка не состоялась из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла» (у системы не было возможности ручного режима управления).

 

Экипаж вынужден был возвратиться на Землю.

 

Продолжительность полёта составила 2 суток 00 часов 06 минут 35 секунд.

 

Позывной - Родон-2.

 

Спускаемый аппарат «Союз-23» произвёл посадку в 195 км юго-западнее Целинограда, впервые приводнившись в озеро Тенгиз.

 

В условиях холодной погоды, ночи, снегопада, отсутствия связи с поисково-спасательной службой, истощённого ресурса системы жизнеобеспечения космонавты В. Рождественский и В. Зудов находились в спускаемом аппарате около 12 часов.

 

Успешно эвакуировать его вместе с экипажем удалось лишь с помощью вертолёта.

 

5 ноября 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту СССР полковнику-инженеру Рождественскому Валерию Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11280).

 

В 1977-1983 года готовился в группе по программе «Алмаз».

 

Принимал участие в управлении полётом ОС «Салют-6» и «Салют-7» в качестве заместителя сменного руководителя полётом и главного оператора.

 

С 30 января 1979 инструктор-космонавт группы КЛА спецназначения.

 

7 мая 1980 года лётчику-космонавту, Герою Советского Союза В. И. Рождественскому решением поссовета присвоено звание «Почётный гражданин посёлка Красная Горбатка».

 

С 25 января 1982 командир группы управления (деятельность экипажей пилотируемых КА в полёте), космонавт-испытатель.

 

В 1983-1985 проходил подготовку в составе группы космонавтов для полёта по обслуживанию аппаратуры «Пион-К», установленной на ТКС-4 («Космос-1686»).

 

24 июня 1986 года отчислен из отряда космонавтов.

 

С 24 июня 1986 - начальник 1 отдела, ведущий инженер-испытатель 1 управления ЦПК.

 

С 9 октября 1986 - начальник 11 отдела.

 

С 20 июля 1988 - заместитель начальника управления по подготовке космонавтов.

 

Внёс большой вклад в создание тренажёров и других технических средств подготовки экипажей.

 

С 9 марта 1989 - начальник 2 управления.

 

31 октября 1992 уволен в запас в звании полковника.

 

С 1993 - сотрудник компании «Мегаполис Индастри».

 

 

Юрий Николаевич Глазков (2 октября 1939, Москва - 8 декабря 2008, там же) - советский космонавт, генерал-майор ВВС, Герой Советского Союза (1977).

 

 

 

В 1953 году поступил в Ставропольское суворовское военное училище.

 

С 1957 года учился в Харьковском высшем авиационном инженерном военном училище, которое окончил в 1962 году.

 

После училища несколько лет служил в авиационных частях.

 

В 1965 году был зачислен в отряд космонавтов (группа ВВС № 3), где прошёл полный курс общекосмической подготовки и курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз (космический корабль)» и орбитальных станциях «Салют».

 

При прохождении обучения освоил профессию лётчика.

 

В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию.

 

Проходил подготовку к полётам на военной орбитальной станции «Алмаз».

 

С июля по октябрь 1976 года проходил подготовку как бортинженер дублирующего экипажа для полёта на ОПС-103 («Алмаз»).

 

В октябре этого же года входил в состав дублирующего экипажа «Союза-23».

 

Космический полёт совершил с 7 по 25 февраля 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и борту орбитальной станции «Салют-5» как бортинженер.

 

В экипаж также входил Виктор Васильевич Горбатко.

 

Общая продолжительность полёта составила 17 дней 17 часов 25 минут и 58 секунд.

 

С мая 1978 по январь 1982 - заместитель командира отряда космонавтов по политической части, старший инструктор-космонавт.

 

26 января 1982 отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением начальником 1-го отдела и ведущим инженером-испытателем 1-го управления Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.

 

Затем служил заместителем начальника 2-го управления ЦПК по научно-исследовательской и испытательной работе, а в конце сентября 1987 назначен начальником 2-го (тренажного) управления ЦПК.

 

С марта 1989 - заместитель начальника ЦПК по научной работе.

 

19 февраля 1990 полковнику-инженеру Ю. Н. Глазкову присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».

 

В октябре 1991 Ю. Н. Глазков защитил докторскую диссертацию с присвоением учёной степени «доктор технических наук».

 

В апреле 1992 генерал-майор авиации Ю. Н. Глазков назначен 1-м заместителем начальника ЦПК, начальником космической и лётной подготовки.

 

Он являлся членом международных комиссий по проектам «Мир - Шаттл», «Мир - NASA», «Международная космическая станция» (МКС), по безопасности полётов и ряда межведомственных комиссий Российской Федерации.

 

Работал по экспертизе Федеральных космических программ России.

 

Со 2 марта 2000 генерал-майор авиации Ю. Н. Глазков - в запасе.

С мая 2000 работал главным научным сотрудником Российского государственного научно-исследовательского института ЦПК.

 

Являлся профессором кафедры «Педагогика и психология высшей школы» и профессором кафедры «Аналитическая механика» Государственного Московского авиационно-технологического института им. К. Э. Циолковского.

 

Автор книг «На орбите вне корабля» (в соавторстве с Евгением Хруновым и Леоном Хачатурьянцем) и «Земля над нами», а также рассказов, которые публиковались в журналах «Смена», «Юность», «Техника - молодёжи», «Космоград», в сборниках серии «Школа Ефремова» и позднее были изданы в виде отдельных сборников «Чёрное безмолвие» и «Деньги ниоткуда».

 

 

Юрий Викторович Романенко (род. 1 августа 1944, пос. Колтубановский, Бузулукский район, Оренбургская область) - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

 

В 1962 году поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков.

 

После окончания военного училища с отличием оставлен в нём в должности инструктора.

 

Должность космонавта в отряде космонавтов получил 6 июля 1972 года, а до этого с 27 апреля 1970 года был на должности слушателя-космонавта.

 

Первый космический полёт совершил в 1977 году на космическом корабле «Союз-26» в качестве командира корабля к орбитальной станции «Салют-6», вместе с Георгием Михайловичем Гречко.

 

Во время этого полёта выполнил один выход в открытый космос продолжительностью 1 час 28 минут.

 

Возвращение на Землю происходило на спускаемом аппарате космического корабля «Союз-27».

 

Общая продолжительность полёта составила 96 суток 10 часов и 7 секунд.

 

После успешного завершения полёта 16 марта 1978 года, за проявленное мужество и героизм, ему было присвоено воинское звание - полковник, почётное звание Герой Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и награждением орденом Ленина, почётное звание Лётчик-космонавт СССР и присвоен класс «Лётчик-космонавт 3 класса».

 

Также в этом году он был удостоен почётного звания «Герой ЧССР».

В честь этого полёта Гречко и Романенко, одна из улиц города Северодвинска была названа улицей Советских космонавтов.

 

Второй космический полёт происходил с 18 по 26 сентября 1980 года.

 

В этом полёте Юрий Викторович был командиром космического корабля «Союз-38» и советско-кубинской экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6», вместе с кубинским космонавтом-исследователем Арнальдо Тамайо Мендесом.

 

Этот полёт продолжался 7 суток 20 часов 43 минуты 24 секунды.

 

После успешного завершения полёта 26 сентября 1980 года он стал дважды Героем Советского Союза, был удостоен вручения второй медали «Золотая Звезда» и был награждён вторым орденом Ленина, а 30 сентября ему был присвоен класс «Лётчик-космонавт 2 класса».

 

Также в этом году он был удостоен почётного звания «Герой Республики Куба».

 

Третий полёт происходил с 5 февраля по 29 декабря 1987 года.

 

Юрий Викторович в этом полёте был командиром основной экспедиции на орбитальном комплексе «Мир».

 

Космический полёт к комплексу происходил на космическом корабле «Союз ТМ-2», вместе с бортинженером Александром Ивановичем Лавейкиным.

С ним они проработали на орбите до июля, а затем Лавейкина сменил прибывший с экспедицией посещения на «Союз ТМ-3» Александр Павлович Александров.

 

Это была первая частичная замена основного экипажа орбитальной станции в истории космонавтики.

 

Во время полёта совершил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 8 часов 48 минут.

 

Возвращение на Землю происходило на спускаемом аппарате космического корабля «Союз ТМ-3» вместе А. П. Александровым и А. С. Левченко, прибывшим на станцию на «Союз ТМ-4».

 

Общая продолжительность полёта составила 326 суток 11 часов 37 минут 59 секунд.

 

По завершении полёта 29 декабря 1987 года был награждён третьим орденом Ленина, а 30 декабря ему присвоен класс «Лётчик-космонавт 1 класса».

 

Также в этом году он был удостоен почётного звания «Герой Сирийской Арабской Республики».

 

Отчислен из отряда космонавтов 11 октября 1988 года в связи с переходом на руководящую работу.

 

В книге рекордов Гиннесса за 1998 год Юрий Романенко был признан самым опытным космическим путешественником, так как за 3 полёта провёл в космосе 430 суток 18 часов 20 минут.

 

Сын - космонавт Романенко Роман Юрьевич.

 

 

 

Владимир Александрович Джанибеков, урождённый Кры́син (род. 13 мая 1942, посёлок Искандер, Южно-Казахстанская область, Казахская ССР) - лётчик-космонавт СССР (1978), дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), генерал-майор авиации (1985).

 

 

 

Общая продолжительность полётов - 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд.

Общая продолжительность 2 выходов в открытый космос - 8 часов 34 минуты.

 

Командир корабля во всех пяти своих полётах, по состоянию на 2015 за 30 лет этот рекорд лишь однажды повторён, но не превзойдён.

 

В 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище.

 

Не пройдя по конкурсу в военное училище, поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, но через год, выдержав вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков, стал курсантом.

 

По окончании училища в 1965 году, служил лётчиком-инструктором в ВВС СССР.

 

30 апреля 1974 года был назначен космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления.

 

С 1970 года - в отряде космонавтов.

 

Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на КК типа «Союз» и ОС типа «Салют».

 

Самый опытный космонавт СССР, совершивший наибольшее число космических полётов - пять, причём все - в качестве командира корабля.

 

Это непревзойдённый пока мировой рекорд.

 

Даже летавшие 6 и 7 раз астронавты и космонавты этот рекорд не превзошли, а повторил его один лишь Джеймс Уэзерби, но в шестом полёте, поскольку в первом он не был командиром.

 

Рекорд был повторён лишь через 17 лет.

 

Большее число полётов среди отечественных космонавтов (6) совершил один Сергей Крикалёв, но уже в России, а не в СССР.

 

Первый полёт на корабле «Союз-27» (командир корабля) и орбитальной станции «Салют-6» (10—16 января 1978 года).

 

Продолжительность полёта 5 суток 23 часа.

 

Второй полёт на корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6» (22-30 марта 1981 года).

 

Третий полёт на корабле «Союз Т-6» и орбитальной станции «Салют-7» (24 июня - 2 июля 1982 года).

 

Четвёртый полёт в качестве командира корабля на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» (17-29 июля 1984 года).

 

Пребывание в открытом космосе 3 часа 35 минут.

 

Пятый полёт в качестве командира на корабле «Союз Т-13» и орбитальной станции «Салют-7» (6 июня - 26 сентября 1985 года).

 

Продолжительность полёта 115 суток.

После сбоя основного оборудования командной радиолинии, сбоя по питанию и выдачи неверных команд из ЦУПа станция «Салют-7» перешла в полностью неуправляемый полёт.

 

Для восстановления контроля над станцией была отправлена экспедиция на модифицированном под эти цели корабле «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных.

 

С корабля демонтировали систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, были улучшены средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки: на иллюминатор справа от командира корабля установили лазерный дальномер и прибор ночного видения, размещены дополнительные запасы воды, питания и кислорода.

 

Подвод корабля к станции был осуществлён при участии наземных и космических средств системы ПРО, что доказало, в том числе, принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами.

 

В ходе полёта им был неожиданно для него самого обнаружен эффект вращения тела, закрученного вокруг оси со средним моментом инерции.

 

«Эффект Джанибекова» не являлся открытием, а всего лишь демонстрацией, которая наиболее эффектна в условиях невесомости.

 

Сложное вращение математически описано впервые в теореме вращения Эйлера в 1775 году.

За успешное выполнение задач этого полёта Джанибеков получил звание генерал-майора авиации.

 

Бортинженер Виктор Петрович Савиных за этот полёт получил вторую звезду Героя, а командиру Владимиру Александровичу Джанибекову третью звезду Героя Советского Союза не дали.

 

С 1985 по 1988 год - командир отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

 

С 1988 по 1997 год - начальник Управления теоретической и научно-исследовательской подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

 

С ноября 1970 по 1991 год - член КПСС.

 

На выборах Государственной думы 1995 года возглавлял (вместе с Ириной Хакамадой и Роланом Быковым) избирательный блок «Общее дело».

 

С 1 мая 1997 года В. А. Джанибеков по совместительству состоит профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского государственного университета, с 27.04.2011 года ему присвоено звание «Почётный доктор ТГУ».

 

После выполнения второго полёта в космос и присвоения Владимиру Джанибекову звания дважды Героя Советского Союза в центре Ташкента на проспекте Космонавтов в 1984 году был установлен памятник-бюст в честь летчика-космонавта.

 

Член Союза художников СССР.

 

Является автором эскизов для советских (№ 5007, 5008, 5109, 5110 по каталогу почтовых марок СССР) и американских почтовых марок.

 

В 1991-1994 годах в составе американо-российского экипажа участвовал в нескольких попытках совершить кругосветный беспосадочный перелёт на воздушном шаре.

 

В США прошёл необходимую подготовку и сдал экзамены на сертификат пилота аппаратов легче воздуха с допуском к испытательным полётам.

 

На различных летательных аппаратах этого типа налетал около 100 часов.

 

Председатель Попечительского совета Общества дружбы с Непалом.

 

Президент Ассоциации музеев космонавтики России (2010).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.