Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.





Виктор Васильевич Горбатко (3 декабря 1934, пос. Венцы-Заря Краснодарского края - 17 мая 2017, Москва) - советский космонавт.

 

 

В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году - Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

 

В отряд космонавтов зачислен в 1960 году.

 

В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

 

Первый космический полёт совершил 12-17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа).

 

Второй - в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5».

Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

9 июня 1970 года участвовал в шахматной партии «Космос - Земля» - первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли».

 

На Земле в паре играли руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Н. П. Каманин и В. В. Горбатко, а в космосе - экипаж космического корабля «Союз-9» - А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов.

 

Все участники были приняты в почётные члены Центрального шахматного клуба СССР.

 

Решением исполнительного комитета Тираспольского городского Совета депутатов трудящихся 12 апреля 1974 года космонавту Виктору Васильевичу Горбатко было присвоено звание «Почётный гражданин Тирасполя».

 

В 1974 году был избран председателем Центрального правления Общества советско-монгольской дружбы.

 

В марте 1989 года избран народным депутатом СССР по квоте Всесоюзного общества филателистов.

 

На I съезде народных депутатов СССР стал членом Верховного Совета СССР.

Генерал-майор авиации, лётчик-космонавт СССР № 21, дважды Герой Советского Союза.

 

Председатель правления Всесоюзного общества филателистов (ВОФ; с апреля 1988 года), а после его реорганизации - председатель Центрального правления Союза филателистов СССР (с октября 1989 года по февраль 1992 года).

 

В 2001-2009 годах Президент, с 2009 - почётный президент Союза филателистов России (СФР).

 

Председатель Межгосударственного союза городов-героев и городов воинской славы.

 

 

Виталий Иванович Севастьянов (8 июля 1935, Красноуральск, Свердловская область - 5 апреля 2010, Москва) - лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук (1965).

 

В 1953 году, по окончании с золотой медалью сочинской средней школы № 9 имени Николая Островского, Виталий поступает в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

 

В сентябре 1958 года, ещё будучи студентом, он начал работать по совместительству техником 9-го отдела ОКБ-1.

 

По окончании МАИ имени С. Орджоникидзе, с апреля 1959 года работал инженером (с января 1964 года - старшим инженером) 9-го отдела ОКБ-1.

 

С 1960 по 1963 годы Виталий Иванович читал курс лекций по механике космического полёта космонавтам Центра подготовки космонавтов.

 

В июле 1964 года назначен на должность исполняющего обязанности начальника группы, а ноябре 1964 года был утверждён в должности начальника группы 90-го отдела.

 

В том же году Виталий Иванович Севастьянов окончил аспирантуру 102 кафедры МАИ, а в апреле 1965 года защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата технических наук.

 

В августе 1966 года Виталия Ивановича назначили на должность начальника сектора 731 отдела (отдел лётных испытаний) ЦКБЭМ.

 

В том же году он окончил один курс вечернего отделения Университета марксизма-ленинизма при Московском горкоме КПСС.

В январе 1967 года Виталий Иванович был зачислен в группу гражданских специалистов № 3 испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели), а в мае 1968 года - в отряд космонавтов.

 

В 1967-1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

 

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года.

 

Севастьянов входил в состав одного из трёх сформированных экипажей.

 

Но полёт (как и последующие) был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21-27 декабря 1968 года).

 

Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

 

Приоритет остался за США - «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

 

Севастьянов также входил в один экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на неё командира экипажа (Севастьянов должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

 

С февраля по октябрь 1969 года Севастьянов проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз» по программе группового полёта трёх кораблей со стыковкой в качестве бортинженера основного экипажа (вместе с Андрияном Николаевым).

 

С 13 по 18 октября 1969 года, во время полёта космического корабля «Союз-8», был дублёром Алексея Елисеева.

 

С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля «Союз» по программе автономного длительного полёта (вместе с Андрияном Николаевым).

 

После первого полёта («Союз-9»), который был отмечен очень тяжёлой реадаптацией космонавтов, инструктор-космонавт-испытатель (с июля 1970 года) В. И. Севастьянов продолжил тренировки в отряде космонавтов.

 

С сентября 1970 по март 1971 года он проходил подготовку в качестве бортинженера четвёртого (резервного), а с мая 1971 по июнь 1971 года третьего (резервного) экипажа для полёта на орбитальную станцию «Салют» (вместе с А. Вороновым и Г. Добровольским, с февраля 1971 с А. Губаревым).

 

С 6 по 30 июня 1971 года он вместе с А. Губаревым и А. Вороновым проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз-11» по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют», был дублёром Владислава Волкова.

 

В августе 1971 года экипаж расформировали по причине прекращения эксплуатации станции «Салют» после гибели экипажа корабля «Союз-11».

 

С октября 1971 по июль 1972 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на ДОС-2 в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа (вместе с Петром Ильичём Климуком), однако станция не вышла на орбиту из-за аварии ракеты-носителя.

 

С октября 1972 по апрель 1973 года проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Космос-557» в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком), однако и эта станция была потеряна из-за отказа в системе управления.

 

С декабря 1973 по май 1974 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Салют-4» в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком).

 

В связи с задержкой запуска станции в июле - декабре 1974 года проходил подготовку по той же программе в режиме поддержания тренированности.

С января по март 1975 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа для полёта на орбитальную станцию «Салют-4» (вместе с П. Климуком).

 

5 апреля 1975 года во время полёта космического корабля «Союз-18-1» был дублёром Олега Макарова.

 

С апреля по май 1975 года Виталий Иванович проходил тренировки в качестве бортинженера основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4».

 

После второго полёта («Союз-18») В. И. Севастьянов продолжил тренировки в отряде космонавтов.

 

С января 1977 по февраль 1979 года он был командиром отряда космонавтов-испытателей НПО «Энергия», оставаясь одновременно инструктором-испытателем-космонавтом.

 

Включался в составы экипажей, проходивших подготовку к полётам на орбитальную станцию «Салют-6».

 

С 1983 по февраль 1984 года Виталий Иванович проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа по программе экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7» (вместе с Александром Викторенко и, до ноября 1983 года, Римантасом Станкявичюсом).

 

С апреля 1985 года В.И. Севастьянов работал заместителем начальника отдела НПО «Энергия».

В 1988 году Виталий Иванович начал подготовку в составе группы космонавтов по программе длительного полёта на орбитальный комплекс «Мир».

 

С февраля по сентябрь 1989 года - в качестве бортинженера резервного экипажа (вместе с В. Афанасьевым и Р. Станкявичюсом), с сентября 1989 по февраль 1990 года - в качестве бортинженера резервного экипажа космического корабля «Союз ТМ-9» по программе шестой основной экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» (вместе с В. Афанасьевым).

С марта 1990 года В.И. Севастьянов проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМ-10» по программе седьмой основной экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» (вместе с В. Афанасьевым), однако в июне 1990 года по заключению врачей на Виталия Ивановича было наложено ограничение по длительности полёта.

 

Так как кратковременных полётов на орбитальный комплекс «Мир» в то время не было, В. Севастьянов от подготовки к полёту был отстранён.

 

30 декабря 1993 года Виталий Иванович уволился из НПО «Энергия» и отряда космонавтов в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации.

 

Много лет подряд В.И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная».

Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики.

 

Дважды Герой Советского Союза (1970, 1975).

 

Член КПСС с 1963 года.

 

Заслуженный мастер спорта СССР (1970).

 

Депутат Государственной Думы РФ первого - четвёртого (1993-2007) созывов.

 

Член фракции КПРФ.

Николай Николаевич Рукавишников (18 сентября 1932, Томск - 19 октября 2002, Москва) - советский космонавт.

 

 

Дважды Герой Советского Союза.

 

Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме - в апреле 1979 года при полёте на корабле «Союз-33».

 

В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ).

 

В 1957 году закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники».

 

После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва).

 

С июля 1957 года, работая инженером, он занимался вводом в эксплуатацию ЭВМ «Урал» (один из первых компьютеров), а также проектированием, разработкой, установкой и натурными испытаниями систем автоматического управления и защитой ядерных реакторов.

 

С октября 1964 года в качестве начальника группы руководил разработкой части систем контроля и управления космическими кораблями с применением ЭВМ.

 

В 50-х годах увлекался мотоциклетным спортом.

 

В 1967 году зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор).

 

Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

 

В 1965-1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

 

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года.

 

По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа.

 

Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21-27 декабря 1968 года).

 

Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

 

Приоритет остался за США - «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

 

Рукавишников также входил в один из экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на неё командира экипажа по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

 

Рукавишников должен был оставаться на окололунной орбите.

 

23-25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля «Союз-10».

 

Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем.

 

Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции «Салют-1».

 

Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена, и полёт был прерван.

 

После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля.

 

Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

 

После первого космического полёта продолжил подготовку к новым полётам.

 

С мая 1973 года проходил подготовку по советско-американской программе ЭПАС.

Был назначен бортинженером второго экипажа.

 

2-8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-16».

 

В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС.

 

Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

 

Являлся членом дублирующего экипажа при полёте космического корабля «Союз-19» (июль 1975).

 

В дальнейшем проходил подготовку по программам международных полётов.

 

Являлся членом дублирующего экипажа при советско-чехословацком полёте в марте 1978 года.

 

10-12 апреля 1979 года совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля «Союз-33».

 

Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции «Салют-6».

 

Во время полёта на этапе сближения со станцией «Салют-6», в 16 км от неё, на корабле произошло самопроизвольное отключение двигателей.

 

Корабль остался без основного двигателя, и о стыковке со станцией речь уже не шла.

 

Вопрос стоял о том, останутся ли вообще Рукавишников и Иванов в живых.

 

Центром управления полётами в это время руководил Алексей Елисеев, напарник Рукавишникова по полёту на «Союзе-10».

 

«Решение Центра следующее.

 

Посадка на резервном двигателе.

 

Экипажу отдыхать в течение 15 часов.

 

В случае необходимости срочного спуска с орбиты использовать резервную двигательную установку», - передал он экипажу.

 

Командир «Союза-33» Рукавишников из 15 часов, отведённых на отдых, проспал два.

 

Все остальное время Рукавишников просчитывал варианты развития событий.

 

«Если бы «Союз» надолго остался на орбите, то через несколько дней нам грозила мучительная смерть от удушья, - вспоминал космонавт. - Вот тогда и решил: при наихудшем варианте будем продолжать полёт до тех пор, пока сможем нормально дышать. А потом...

 

Я знал, где на корпусе корабля находится клапан перепада давления и как он устроен.

Клапан, как известно, срабатывает при спуске, уже в земной атмосфере.

 

Но для меня не представляло труда открыть его и в космосе.

 

Это гарантировало нам почти мгновенную смерть - в течение нескольких десятков секунд».

 

Рукавишников в уме рассчитал, как проведёт эту операцию, но ничего не сказал Иванову, рассудив, что не стоит волновать товарища подобными вариантами.

 

12 апреля 1979 года, в День Космонавтики, ЦУП сообщил окончательное решение: дублирующий двигатель запустить в 18:47.

 

В расчётном режиме он должен был отработать 188 секунд.

 

Если бы он отключился раньше, чем через 90 секунд, то это означало бы, что экипаж останется на орбите.

 

Если двигатель проработает более полутора минут, но менее 188 секунд, Рукавишникову рекомендовали вручную дать команду на повторное включение.

 

В 18:47 двигатель был включен, и произошёл третий вариант - через 188 секунд он продолжал работать.

 

Такое развитие событий тоже не сулило ничего хорошего, поскольку «Союз-33» мог свалиться на спуск по баллистической траектории, чреватой страшными перегрузками, которые космонавты могли просто не пережить.

 

Казалось бы, командир должен был вручную отключить двигатель через 188 секунд.

 

Но Николай Рукавишников, знал «Союзы» как никто другой.

 

Анализируя работу резервного двигателя, он пришёл к выводу, что тот даёт неполную тягу.

 

А это значит, что импульс может оказаться недостаточным для схода с орбиты.

 

Но и ждать до бесконечности нельзя по изложенным выше причинам.

 

Командир «Союза-33» дал команду на отключение двигателя через 213 секунд, ориентируясь исключительно на опыт и интуицию.

 

В мире нет других космонавтов и астронавтов, попадавших в аналогичную ситуацию.

 

Спуск действительно пошёл по баллистической траектории, с перегрузками до 10 g.

 

Но в той ситуации, в которой оказались Рукавишников и Иванов, это был не самый страшный вариант - к таким нагрузкам они были подготовлены.

 

На Земле в этот момент судорожно вычисляли место посадки, по некоторым прогнозам спускаемый аппарат должен был приземлиться с отклонением в 600 км.

 

От командира отряда поиска и спасения потребовали срочно перебросить все силы в новый район, однако он, на свой страх и риск, оставил два вертолёта в первоначально намеченном районе посадки.

 

И у командира поисковиков тоже оказалась блестящая интуиция - «Союз-33», словно решив, что приключений с него достаточно, сел в 320 км юго-восточнее Джезказгана, в районе, где обычно и заканчивали своё путешествие советские космические корабли.

 

Только чёткие и грамотные действия Рукавишникова обеспечили благополучное возвращение космонавтов на Землю.

 

Николай Николаевич первым в мире посадил вручную корабль на Землю по баллистической траектории с использованием резервного двигателя.

 

Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

 

За третий полёт Рукавишникову присвоили только звание Героя НРБ.

 

Объяснялось это существовавшим в советские годы правилом - космонавтам «Золотые Звёзды» Героев Советского Союза вручались только за первые два полета, а последующие космические путешествия отмечались только орденами Ленина.

К этому моменту Николай Рукавишников уже был дважды Героем Советского Союза, и получалось, что его самый героический и уникальный полёт высшим званием страны не мог быть отмечен.

 

После полётов проходил подготовку к советско-индийскому полёту, но из-за болезни в полёте не участвовал.

 

За 3 рейса в космос налетал 9 суток 21 час 10 минут 35 секунд.

 

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия».

 

Председатель Федерации космонавтики СССР (1981-1991).

 

Президент Федерации космонавтики России (1991 - 1999), a 20 марта 1999 года был избран Почётным Президентом ФК РФ.

 

Кроме того, в течение многих лет вёл на радио программу «На космических орбитах».

 

Почётный гражданин городов: Калуга, Томск, Кяхта, Караганда, Аркалык, Джезказган (Казахстан), Сухэ-Батор (Монголия), Хьюстон (США).

 

Георгий Тимофеевич Добровольский (1 июня 1928, Одесса, УССР, СССР - 30 июня 1971) - космонавт, Герой Советского Союза (посмертно), подполковник ВВС.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.