|
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИСЛЕДОВАНИЯСтр 1 из 6Следующая ⇒
Методические указания к практическим занятиям, входящим в состав УМКД включают: 1. Цель практического занятия. 2. План проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем. 3. Используемые технологии преподавания. 4. Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на практических занятиях. 5. Вопросы, выносимые на обсуждение и список литературы с указанием конкретных страниц, необходимый для целенаправленной работы студента в ходе подготовки к практическим занятиям.
Объем методических указаний должен быть не менее 0,25 п.л., что составляет примерно 4 страницы текста формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 12 (на каждые 2 академических часа практических занятий). Методические рекомендации к семинарским занятиям В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у магистрантов культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для магистрантов — не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем. Готовясь к семинару, магистранты должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, взятому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение. Сообщение магистранта должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а проблемным идеям. В ходе семинара, в процессе собеседования осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента. На некоторых семинарах возможно проведение контрольных работ или тестирования. При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе. При подготовке к семинарским занятиям необходимо помнить о некоторых правилах и приемах самостоятельной работы, которая является непременным условием освоения теоретического педагогического материала и развития учебных умений каждого студента. Для рациональной организации подготовки к семинарам напомним некоторые приемы учебной деятельности, представив их в виде алгоритмов действий. Как работать над понятием (Понятие - логически оформленная мысль о предмете) Понятие - форм мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной реальности. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (например, "книга" "студент"). Признаки понятия (признак – все то, в чем предметы сходны или различны) В общем виде признаки могут быть сведены к свойствам (например, большой, белый, обладающий волей), состояниям (например, лежит, растет), действиям (например, работает, читает) и результатам действий (добился успеха, принес пользу). Поэтому работать над понятием нужно так: 1.Назовите рассматриваемое понятие, дайте его определение. 2.Вычлените ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. 3.Приведите пример, конкретизирующий данное понятие, найдите область его применения. 4.Попробуйте связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин. 5.Употребляя данное понятие, составьте небольшой рассказ. Основными логическими приемами формирования понятий являются: а) анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них тех или иных признаков; б) синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа; в) обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором более широком понятии; г) сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам или несущественным; д) абстрагирование – мысленное выделение одних (существенных) признаков предмета и отвлечение от других (несущественных, второстепенных) признаков. Как проводить анализ (Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмёта (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств) Порядок анализа: 1.Мысленно расчлените объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение. 2.Постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета. 3.Подумайте о причинах такого разделения на блоки. Как проводить синтез (Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое) Порядок синтеза: 1.Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое? 2.Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений. 3.Найдите связи между отдельными частями мления, объедините их, обобщите полученные сведения. Как проводить обобщение (Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях) Порядок обобщения: 1.Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях. 2.Определите их сходство. 3.Установите связь между ними. 4.Сформулируйте общий вывод. Как проводить сравнение (Сравнить - поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия) Сравнение – это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. "Сравнение – одно из естественнейших и действительнейших средств для описания", - указывал Л.Н.Толстой. С точки зрения стилистики, сравнения выражаются различными способами: 1)формой творительного падежа; 2)формой сравнительной степени прилагательного или наречия; 3)оборотами с различными сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, что, чем …); 4)лексически (с помощью слов "подобный", "похожий" …). Материал сравнительной работы может быть расположен по способу последовательного сравнения, но удобнее и рациональнее расположить материал по способу параллельного сравнения, потому что при последовательном рассмотрении объектов получается не одна, а две темы. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать изложение следует с черт сходства; если больше черт различия, - они и раскрываются вначале. Не забудьте: в конце сравнения делается обобщение. Сравнение двух объектов (действующих лиц, художественных произведений, предметов, явлений и т.п.) проводится всегда на каком- либо общем основании, что позволяет четко выделить в сравниваемых объектах черты сходства и черты различия. Порядок сравнения может быть таким: 1.Найдите ответ на вопрос: кто такой, что такое? 2.Сопоставьте определения двух предметов или явлений. Найдите основное сходство. 3.Выделите существенные признаки каждого предмета. 4.Сопоставьте оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5.Выясните все признаки сходства и различия объектов. 6.Найдите и объясните причины сходства и различия. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|