|
Семинар 3. (4 часа) Методы научно-педагогического исследованияЦель: 1) актуализировать информацию о диагностических методах, процедурах, полученную студентами в курсе "Педагогические технологии"; 2) определить возможности различных методов научно-педагогического исследования: теоретических (анализ понятий, индукция, моделирование), эмпирических (психологических и социологических), статистических; эксперимента. 3) отработать навыки отбора методов исследования (в соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования) и их использования. План 1. Теоретические методы в педагогическом исследовании. Моделирование и терминологический анализ. 2. Эмпирические методы в педагогическом исследовании. 3. Математические и статистические методы в педагогическом исследовании. 4. Общее понятие об эксперименте как комплексном методе педагогического исследования. Литература 1. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1988. - С. 46-61. 2. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1980. 3. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. - М., 1986. - С. 278-313. 5. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в науч. исследование по педагогике. - М., 1988. - С. 107-122. 1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие. - М.: Академия, 2010. 2. Краевский В.В. общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. 3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.:Либроком, 2009.- 280с. 4. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. - М.: Эгвес, 2008.- 72 с. 5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 6. Педагогические теории и системы: учеб. Пособие/ авт.-составители Е.Н.Селиверстова, Л.И. Богомолова, Е.Ю. Рогачева; под общ. Ред. Е.Н. Селиверстовой, - Владимир: ВлГУ, 2012. Дополнительная литература 1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Изд. 2, перер. и доп. 2002 2. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К⁰», 2008 – 300с. 3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004 4. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: - Ростов н/Д: Издательский центр МарТ», 2006 – 224 с. 5. Куликэн Х. Методы исследований // Психология: комплексный подход / Под ред. М.Айзенка. Минск: Новое знание, 2002, с. 667-730 6. Научные работы: Методика подготовки и оформления (Авт. - составитель И.Н. Кузнецов). Мн., 2000. 7. Новиков А.М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М.: Эгвес, 2010.- 208с. 8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.- 136с. 9. Основы научных исследований: теория и практика/под ред. В.А. Тихонова, М., 2006 10. Сластенин В.А. И др. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов: под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с. 11. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005.
Задания для обсуждения в группе
I. "Рекомендация начинать изучение книги с оглавления имеет под собой глубокое психологическое обоснование". (Доблаев, Л. П. Психологические основы работы над книгой / Л. П. Доблаев. - М., 1970. - С. 19-20.) Какое обоснование имеет в виду автор этого суждения? Почему вы так думаете? II. Проанализируйте следующее высказывание о доказательстве. Подумайте, в какой части педагогического исследования используется доказательство в строгом смысле (т. е. дедуктивное умозаключение).
"Задача доказательства - исчерпывающе утвердить обоснованность доказываемого тезиса. Раз в доказательстве речь идет о полном подтверждении, связь между аргументами и тезисом должна носить дедуктивный характер. По своей форме доказательство - дедуктивное умозаключение или цепочка таких умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемому положению. <…>
Нередко в понятие доказательства вкладывается более широкий смысл. Тогда под доказательством понимается любая процедура обоснования истинности тезиса, включающая как дедукцию, так и индуктивное рассуждение, ссылки на связь доказываемого положения с фактами, наблюдениями и т. д. Расширительное истолкование доказательства является обычным в гуманитарных науках, но встречается и в экспериментальных, опирающихся на наблюдения, рассуждениях. <…>
Широкое употребление понятия "доказательство" само по себе не ведет к недоразумениям. Но только при одном условии. Нужно постоянно иметь в виду, что индуктивное обобщение, переход от частных фактов к общим заключениям, дает не достоверное, а лишь вероятностное знание".
(Ивин, А. А. Основы теории аргументации: Учеб. / А. А. Ивин. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 298.)
III. Познакомьтесь с приемами, при помощи которых ведется анализ и критика источников, проработанных на этапе изучающего чтения:
1) выделение критериев, определение характера связей анализируемого исследования с собственной темой (описывает ли источник сходный фактический материал или дает общую теоретическую базу, предлагает пригодный метод исследования или может быть взят за образец самого способа построения исследования); 2) выделение общих содержательных параметров (оснований) анализа литературных источников по теме исследования. Такими параметрами обычно служат те ключевые понятия, на базе которых формулируется тема; 3) составление сводных таблиц, содержательных параметров по различным авторам, на основе которых (таблиц) проводится сравнительно-сопоставительное изучение представленности и интерпретации этих параметров; 4) сопоставительный анализ и классификация определений, даваемых разными авторами одним и тем же или соотносительным понятиям и категориям, значимым для разработки темы. Создание на основе такого анализа описательных классификационных текстов; 5) составление рефератов и обзоров по одному источнику или по нескольким.
(Кац, Л. В. Азбука лингвистического исследования / Л. В. Кац. - М.: Онега, 1994. - Ч. 2. Основы научных исследований. - С. 85-86.)
Подумайте: а) какие из перечисленных приемов соответствуют методу терминологического анализа; б) можно ли сформулировать проблему исследования, не прибегая предварительно к анализу документальных источников информации.
IV. Прочитайте текст:
"Математическая модель, отображая объект исследования в идеальном виде, дает новую, хотя, возможно, и неполную информацию об этом объекте. При построении математической модели используются только те свойства объекта, которые могут быть описаны количественно, и только те связи между свойствами, которые поддаются описанию языком математики. Построение математической модели, т. е. формальная постановка задачи на языке математики, сегодня самое слабое место в теории эксперимента".
(Яковлев, Е. В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение / Е. В. Яковлев // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 51.)
Подумайте, какие свойства объекта педагогического исследования не могут быть описаны количественно.
Приведите примеры объектов, связи между свойствами которых поддаются описанию языком математики. Задания для обсуждения в микрогруппах
I. Важнейшими проявлениями склонности человека к той или иной профессии являются:
1) длительное и устойчивое стремление человека к определенной деятельности; 2) успешность ее выполнения; 3) проявление устойчивого интереса к той или иной области знания, стремление к постоянному накоплению знаний.
(По кн.: Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М., 1984.)
Подумайте, какие методы исследования помогут дать информацию по каждому из указанных проявлений. Аргументируйте свой выбор.
II. Прочитайте перечень требований к личности эксперта, которые используются при отборе экспертов. Какие основания использованы для этого перечня? Можно ли продолжить список? Можно ли его сократить? компетентность, т. е. степень квалификации в определенной области знаний или сфере деятельности; креативность - умение решать творческие, нестандартные задачи; эрудиция - информированность в смежных областях изучаемой проблемы; принципиальность и независимость, т. е. способность последовательно придерживаться определенных критериев, необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными потоками мнений; эвристичность и интуиция - способность обнаруживать неочевидные связи явлений, делать заключения об изучаемом объекте без осознания логического движения мысли к этому заключению; всесторонность и практичность - умение анализировать проблемы с различных точек зрения, применять многокритериальные оценки явлений, учитывать при этом потребности науки и практики.
(Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В. Н. Иванов. - М.; Белгород, 1995. - С. 253.) Практикум
I. Вам предлагаются следующие темы педагогического исследования:
а) "Педагогические условия организации обучения и воспитания "трудных" подростков";
б) "Организация индивидуальной работы на уроках физики (математики, черчения, литературы или др.) с одаренными детьми";
в) "Формирование навыков самопознания у старшеклассников".
Проанализируйте эти темы, сформулируйте основные методологические характеристики исследования и обоснуйте набор адекватных им методов исследования. II. "Опросные методы используются в ряде случаев:
1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;
2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;
3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.;
4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами".
(Радугин, А. А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1997. - С. 149.)
Конкретизируйте первые три ситуации выбора опросных методов в педагогическом исследовании. Приведите примеры. III. Ниже приведены три формулировки вопросов анкеты. Во всех трех допущена одна и та же ошибка. Какая?
1) Удовлетворены ли вы своими успехами по математике?
а) удовлетворен;
б) не удовлетворен;
в) не знаю.
2) Как вы думаете, улучшились ли за последний год отношения между учениками вашего класса?
а) думаю, что улучшились;
б) трудно сказать;
в) не улучшились, остались такими же.
3) Осознаете ли вы свои учебные цели?
а) да, осознаю;
б) нет, не осознаю;
в) затрудняюсь ответить.
Как можно переформулировать эти вопросы, чтобы избежать ошибки?
IV. С. И. Брызгалова в книге "Научно-педагогическое исследование" утверждает:
"В современном педагогическом исследовании чаще всего используются три разновидности тестов: собственно психодиагностические тесты. Они используются, как правило, в целях оптимального управления процессом формирования личности учащегося и коррекции стиля педагогической деятельности учителя; дидактические тесты. Они используются, как правило, в целях изучения результатов педагогико-образовательной деятельности, оптимизации процесса обучения. В эту группу входят: тесты способностей, тесты достижений, тесты интеллекта, ориентировочные тесты знаний (часто их комплекс по нескольким учебным предметам), прогностические тесты; функциональная проба в виде экспериментальных заданий, призванных активизировать умственные операции, мотивы, интересы и т. д.".
Учитывая указанные цели использования тестов разного типа, сформулируйте соответствующие темы педагогического исследования.
V. В книге А. Н. Комозина и А. И. Кравченко "Популярная социология" приведены различные модели вопросов, "которые не надо задавать". Проанализируйте две из этих моделей и подумайте, почему это "плохие" вопросы. 1. Зависит ли результат вашей учебы от взаимоотношений с учителями? а) да, хорошие отношения помогают мне в учебе; б) хорошие отношения помогают мне в учебе, но не очень сильно; в) отношения на учебе не сказываются. 2. Как вы оцениваете роль труда в жизни человека? а) труд - потребность человека; б) труд - источник богатства Родины и благосостояния человека; в) в труде человек становится мастером своего дела, творцом, личностью; г) затрудняюсь ответить. VI. В эссе Х.-Л. Борхеса "Аналитический язык Джона Уилкинса" упоминается некая китайская древняя энциклопедия под названием "Небесная империя благодетельных знаний". В ней написано, что все животные делятся на: принадлежащих Императору; набальзамированных; прирученных; сосунков; сирен; сказочных; отдельных собак; включенных в эту классификацию; бегающих как сумасшедшие; бесчисленных; нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти; прочих; разбивших цветочную вазу; похожих издали на мух. (Борхес, Х.-Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения / Х.-Л. Борхес. - СПб.: Северо-Запад, 1992. - С. 355-356.) Какие правила деления логического объема понятия нарушены в этой классификации? Темы для индивидуальных сообщений 1. Моделирование как метод исследования и как этап педагогического проектирования. (См.: статьи "Моделирование" в кн.: Философский энциклопедический словарь". - М., 1989. - С. 373; Кондаков, Н. Н. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. - М., 1975. - С. 360; Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - Т. 1. - С. 580; кн. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 1996. - С. 107-109). 2. Этические принципы проведения исследования на человеке. (По кн.: Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология: Учеб. по-собие / В. Н. Дружинин. - М., 1997. - Приложение. - С. 248-250.) 3. Дидактические тесты в научно-педагогическом исследовании. (По кн.: Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А. Н. Майоров. - СПб., 1997.) Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|