Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Введение в инженерную психологию.





ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Методические рекомендации к семинарским занятиям

для студентов всех специальностей

Могилев 2017

 

УДК

ББК

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 19. 06. 2017г.,

Протокол №____

 

Составители: ст. преподаватель Г.Я. Алексютина

 

Рецензент: канд. пед. наук, доцент С.О. Коминская

 

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Инженерная психология». Рассмотрены основные темы, дан перечень необходимой литературы.

 

Учебно-методическое издание

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Ответственный за выпуск Н.Н. Алексейчикова

 

Технический редактор Г.Я. Алексютина

 

Компьютерная верстка Г.Я. Алексютина

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл. печ. л.. Тираж экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

Изготовителя, распространителя печатных изданий

№1/156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2017

 

Содержание

 

Введение в инженерную психологию.

Основные характеристики системы «человек-машина».

Особенности деятельности человека в системе «человек-машина».

Специфика и функции познавательных процессов в деятельности человека в системе «человек-машина».

Работоспособность человека-оператора и проблема психических состояний.

Общение и взаимодействие операторов в малых группах.

Психология управленческой деятельности.

Инженерно-психологическая оценка рабочего места и организация рабочей среды.

Профессиональное становление личности.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Методические рекомендации к семинарским занятиям

для студентов всех специальностей

Могилев 2017

 

УДК

ББК

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 19. 06. 2017г.,

Протокол №____

 

Составители: ст. преподаватель Г.Я. Алексютина

 

Рецензент: канд. пед. наук, доцент С.О. Коминская

 

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Инженерная психология». Рассмотрены основные темы, дан перечень необходимой литературы.

 

Учебно-методическое издание

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Ответственный за выпуск Н.Н. Алексейчикова

 

Технический редактор Г.Я. Алексютина

 

Компьютерная верстка Г.Я. Алексютина

 

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл. печ. л.. Тираж экз. Заказ №

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

Изготовителя, распространителя печатных изданий

№1/156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2017

 

Содержание

 

Введение в инженерную психологию.

Основные характеристики системы «человек-машина».

Особенности деятельности человека в системе «человек-машина».

Специфика и функции познавательных процессов в деятельности человека в системе «человек-машина».

Работоспособность человека-оператора и проблема психических состояний.

Общение и взаимодействие операторов в малых группах.

Психология управленческой деятельности.

Инженерно-психологическая оценка рабочего места и организация рабочей среды.

Профессиональное становление личности.

Введение в инженерную психологию.

Долгое время психология развивалась в тесной связи с философией, естественными и общественными науками и почти не касалась техники. Новые социально-экономические условия конца 19 века стимулировали развитие прикладной психологии. Научные истоки инженерной психологии лежат в таких прикладных направлениях психологии как психотехника, эргономика и психология труда. Еще в предреволюционный период в России сложился багаж научных идей, методов, опыт изучения труда в прикладных целях. Этот опыт пытались применять и в Советском союзе. Как самостоятельная область исследования инженерная психология была определена в 1957 году, значительная роль в этом принадлежала созданной в Ленинградском государственном университете лаборатории индустриальной (инженерной) психологии под руководством Б.Ф. Ломова.

Инженерная психология изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ). Объект инженерной психологии – система «человек-машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство (калькулятор, самолет, компьютер и т.д.). Предмет инженерной психологии – психологические закономерности информационного взаимодействия человека и техники и пути оптимизации этого взаимодействия.

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в процессе трудовой деятельности и в период профотбора, обучения, тренировки; с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек-техника».

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы, т.е. максимального приспособления техники к человеку, человека к технике и рационального распределения функций между человеком автоматическими устройствами.

Как психологическая наукаинженерная психоло­гия изучает психические и психофизиологические про­цессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления тех­ники и условий труда к человеку.

Кактехническая наукаинженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.

Для инженерной психологии характерен системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процессов требует применения различных методов для возможно более полного изучения деятельности человека-оператора в системах «человек-машина» и, прежде всего, информационной стороны этой деятельности. Поэтому инженерная психология пользуется методами психологической науки, а также смежных областей (кибернетики, физиологии человека, математики, лингвистики и т.д.).

Инженерно-психологическое исследование обычно начинается с анализа реально существующих СЧМ. Здесь основными методами являются наблюдения, дополняемые специальными измерениями (например, освещенности рабочих помещений, расстояния контрольно измерительных приборов от оператора и т.п.), беседы с операторами и анкетирование. В процессе наблюдения формулируются вопросы, требующие специального изучения, при проведении которого основным становится эксперимент (лабораторный или естественный). Широко используется также метод моделирования СЧМ. Заканчивается инженерно-психологическое исследование конкретными рекомендациями, направленными на повышение эффективности и надежности СЧМ.

Для правильного понимания применяемых в инженерной психологии методов нужна, прежде всего, их классификация. В основу ее удобнее всего положить способ получения данных о деятельности оператора. С этой точки зрения можно выделить психологические, физиологические, математические и имитационные методы.

Основными психологическими методами являются наблюдение и эксперимент. Цель наблюдения как метода инженерной психологии − выявить профессионально значимые особенности различных психических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов труда. Наблюдение обычно дополняется беседами с операторами и анкетированием. Метод опроса является обычно вспомогательным при психологическом изучении деятельности.

Эксперимент в инженерной психологии – это изучение психологических особенностей деятельности оператора, вызванных изменением условий, цели или способа выполнения этой деятельности. Эксперимент может быть лабораторным или естественным.

Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора. Перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определенные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Но в силу искусственности результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека. Лабораторный эксперимент может быть двух видов: синтетический и аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Используют для этого различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы. При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности. Этот вид эксперимента применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности.

Разновидностью аналитического лабораторного эксперимента являются тестовые испытания. Тест задача или задание, с помощью которых проверяется уровень развития у оператора того или иного психологического качества. Тесты могут быть бланковыми (письменными) или аппаратурными. Последние позволяют более полно оценить качества оператора, однако они требуют больших материальных затрат на их изготовление и эксплуатацию. Тестовые испытания применяются для решения задач профессионального отбора, контроля состояния оператора.

Одним из наиболее продуктивных методов изучения деятельности оператора является естественный эксперимент,который может проводиться в различных формах (например, изменение регулировки, имитация неисправности и т.д.).

Правильно поставленный эксперимент включает в себя следующие стадии: постановка задачи, планирование эксперимента, собственно эксперимент, обработка результатов. В настоящее время, учитывая все возрастающую сложность человеко-машинных систем, широко используется сочетание естественного эксперимента с математическим моделированием.

Физиологические методы применяются с целью изучения физиологических процессов человека во время производственной деятельности, а также с целью выявления предельных возможностей организма при внештатных ситуациях. Проводятся следующие измерения: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма, электроокулограмма, пневмограмма, речевой ответ.

Когда система еще находится на стадии проектирования и в чертежах, применение психологических и физиологических методов просто невозможно. Именно в таких случаях имеют место математические методы. Под математическим моделированием понимается исследование деятельности оператора с помощью математических моделей, под которыми понимается некоторый математический объект (формула, уравнение, неравенство и т.д.), соотносимый с реальным процессом (деятельностью оператора). Исследование деятельности оператора в этом случае заключается в исследовании формул или решении уравнений и их систем. Применяются следующие методы математического моделирования: теория информации, теория массового обслуживания, теория автоматического управления, теория автоматов, теория статистических решений.

При решении конкретных инженерно-психологических задач очень часто приходится применять комбинацию тех или иных методов.

Рассмотренные ранее методы в ряде случаев не могут быть использованы для изучения и анализа деятельности оператора. В этих случаях весьма полезные результаты дает применение статистического моделирования. Оно базируется на методе статистических испытаний (метод Монте-Карло). Метод основан на розыгрыше (имитации) воздействия случайных факторов на деятельность оператора и функционировании человеко-машинных систем непосредственно в ходе моделирования. Этим объясняется другое название метода имитационное моделирование. Смысл метода заключается в многократной реализации с помощью ЭВМ моделируемого процесса. Каждая реализация носит случайный характер.

Имитационные методы занимают промежуточное положение между экспериментальными и математическими методами. По способу получения данных о деятельности оператора метод является математическим, а по характеру их получения и использования – экспериментальным. Поэтому имитационные методы называют также машинным или математическим экспериментом. Имитационные модели деятельности оператора в системе "человек-машина" можно разбить на два основных вида: модели решения оператором отдельной конкретной задачи и модели его функционирования в условиях потока таких задач (модели обслуживания). В результате моделирования вычисляются многие характеристики деятельности оператора: степень загрузки, периоды занятости, своевременность решения задач и др. Зная их, можно определить допустимую плотность (темп поступления) задач, произвести оценку загрузки оператора, выявить характер и частоту появления различных ситуаций в системе "человек-машина".

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.