Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА





КПЗ 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ.

Вопросы для самоподготовки

Назовите предмет изучения возрастной психологии.

Перечислите задачи возрастной психологии.

3. Назовите детерминанты и механизмы психического развития.

4. Перечислите и охарактеризуйте виды психического разви­тия человека.

Назовите методы исследования возрастной психологии. Дайте им краткую характеристику

1. Что является движущими силами психического развития?

2. Каковы условия психического развития?

3. Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?

4. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

5. Какова сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

6. Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

7. Какова характеристика закономерностей психического развития?

8. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

9. Каковы основные виды деятельности?

10. Назовите представителей биогенетической концепции, раскройте суть их теорий

11. Назовите сторонников социогенетической концепции, раскройте суть их теорий

12. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Письменные задания

1. В словарь терминов запишите определения новых понятий.

Нарисуйте схему, отражающую связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками.

Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии. Оформите ответ в виде таблицы.

4. Составьте и заполните таблицу по основаниям: исторический период, теория, автор, основные положения, периодизация.

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Разделами возрастной психологии не являются:

а) детская психология;

б) психология подросткового возраста;

в) психология юности;

г) психология зрелого возраста;

д) геронтопсихология;

 

2. Возраст в психологии – это категория, обозначающая:

а) уровень физического развития;

б) хронологический возраст;

в) ступень онтогенетического развития;

г) уровень социального развития;

д) уровень психического развития.

 

3. Хронологические границы психологических возрастов:

а) варьируют в зависимости от культурных;

б) экономических факторов;

в) жестко фиксированы;

г) изменяется в зависимости от социальных факторов.

 

4. Возрастная группа – это группа людей одного поколения:

а) да;

б) нет.

 

5. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов:

а) да;

б) нет.

 

6. Категория «развитие» включает в себя следующие процессы:

а) становление;

б) образование;

в) преобразование;

г) формирование;

д) реализация;

е) усвоение.

 

7. Факторами развития являются:

а) среда;

б) наследственность;

в) активность развития.

 

8. Обобщенный результат психического развития в соответствующие период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности человека – это:

а) кризис развития;

б) ведущая деятельность;

в) новообразование;

г) социальная ситуация развития

 

9. Процесс развития имеет следующие стороны:

а) новообразование;

б) кризис развития;

в) социализация;

г) деятельность;

д) преобразование.

 

10. Основными принципами психического развития являются:

а) принцип устойчивого динамического равновесия;

б) принцип цельности;

в) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению;

г) принцип активности.

 

11. Закономерностями психического развития являются:

а) гетерохронность;

б) устойчивость;

в) избирательность;

г) сенситивность;

д) равномерность;

е) неустойчивость.

 

12. Возрастная норма включает в себя три аспекта:

а) социологический;

б) социокультурный;

в) социальный;

г) среднестатистическое значение;

д) индивидуально-личностный;

е) индивидуальное значение.

 

13. Основными методами возрастной психологии считаются:

а) беседа;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) метод тестов;

д) изучение продуктов деятельности.

 

14. Предметом изучения возрастной психологии являются:

а) человек;

б) процессы психического развития;

в) закономерности психического развития;

г) особенности психического развития;

д) ребенок

 

15. Филогенез и онтогенез являются:

а) формами психического развития;

б) этапами психического развития;

в) сторонами психического развития;

г) процессами психического развития.

 

16. К организационным методам относятся:

а) беседа;

б) лонгитюдный метод;

в) структурное описание;

г) эксперимент.

 

17. Биографический метод относится к группе:

а) организационных методов;

б) эмпирических методов;

в) интерпритационных.

1. Согласно концепции Э. Эриксона развитие активной инициативы и в тоже время переживание чувства вины, моральной ответственности за свои желания является задачей:

а) раннего возраста;

б) дошкольного возраста;

в) младшего школьного возраста;

г) подросткового возраста;

д) юности

 

2. Утверждение о том, что источником психического развития является обучение принадлежит представителю:

а) биогенетического подхода в психологии;

б) психоаналитического подхода;

в) теории социального научения;

г) культурно-исторического подхода

 

3. Детское развитие подчиняется действию:

а) биологических законов;

б) общественно-исторических законов.

4. Представителями биогенетического подхода являются:

а) Э. Эриксон;

б) Л. Колберг;

в) К. Бюллер;

г) С. Холл;

д) П. Жане.

 

5. Для биогенетического подхода характерно:

а) содержание законов развития заданы генетически;

б) возрастные изменения зависят от наследственных факторов;

в) возрастные изменения зависят от поведения окружающих людей;

г) возрастное развитие связано с познавательной деятельностью.

 

6. Для культурологического подхода характерно:

а) развитие ребенка возможно только в контакте со взрослыми;

б) развитие ребенка повторяет развитие человеческого общества в целом;

в) движущей силой психического развития ребенка является собственная деятельность ребенка;

г) возрастное развитие зависит от уровня социализации ребенка.

 

7. Автором теории рекапитуляции является:

а) Э. Дюркгейм;

б) Ж. Пиаже;

в) С. Холл;

г) В. Штерн;

д) Д. Брунер.

 

8. Гетчинсон К. в своей теории выделял следующие периоды развития:

а) охоты;

б) дрессуры;

в) пастушества;

г) инстинктов.

 

9. Положение о том, что переход от одной возрастной ступени к другой зависит от развития коры головного мозга принадлежит:

а) В. Штерну;

б) З. Фрейду;

в) К. Бюллеру;

г) Л. Колбергу.

 

10. З. Фрейд считал, что психическое развитие ребенка связано с:

а) влечениями;

б) инстинктами;

в) обучением;

г) потребностями;

д) развитием Супер-Эго

 

11. В возрастной периодизации З.Фрейда присутствуют следующие периоды:

а) либидозная;

б) оральная;

в) сексуальная;

г) генитальная;

д) интимная;

е) скрытая.

 

12. Представитель какого направления считал, что управление поведением человека происходит через управление окружающие средой?

а) биогенетического;

б) социогенетического;

в) социологического;

в) когнитивного;

г) культурно-исторического.

 

13. Представителями социогенетического подхода являются:

а) А. Бандура;

б) Д. Боулби;

в) Б. Скиннер;

г) Г. Спенсер;

д) К. Бюллер

 

14. А. Бандура в своей теории доказывал, что для развития и обучения наиболее важным является:

а) оперантное обучение;

б) априорное обучение;

в) викарное обучение;

г) латентное обучение.

 

15. В теории какого ученого существует положение о том, что зависимые формы поведения играют решающую роль в развитии психики:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Спенсер;

в) Б. Скиннер;

г) Р. Сирс;

д) К. Бюллер.

 

16. Основной фазой социализации Р.Сирс считал:

а) фазу рудиментарного поведения;

б) фазу первичных мотивационных систем;

в) фазу вторичных мотивационных систем.

 

17. Формирование групповой и Эго-идентичности является основной движущей силой развития личности, согласно теории:

а) Э. Эриксона;

б) Р. Сирса;

в) Ф. Боаса;

г) А. Бандуры;

д) Б. Скиннера.

 

18. Согласно теории Э. Эриксона, для каждой стадии жизненного цикла характерна своя:

а) ведущая деятельность;

б) форма поведения;

в) специфическая задача;

г) социальная позиция.

 

19. Согласно теории Э. Эриксона, автономность и независимость формируется на:

а) пятой стадии развития;

б) третьей стадии развития;

в) четвертой стадии развития;

г) первой стадии развития;

д) второй стадии развития.

 

20. Ключевым понятием в теории Э. Эриксона является:

а) идентичность;

б) самоидентичность;

в) диффузная идентичность;

г) Эго-идентичность.

 

21. Диффузная идентичность, согласно теории Э. Эриксона, может возникнуть:

а) школьном возрасте;

б) подростковом возрасте;

в) юношеском возрасте;

г) зрелом возрасте;

д) в период старости.

 

22. Представителями когнитивного подхода являются:

а) Э. Эриксон;

б) Л. Колберг;

в) Д.Б. Эльконин;

г) Ж. Пиаже;

д) А. Валлон

 

23. Согласно теории Ж. Пиаже, основой психического развития является:

а) развитие интеллекта;

б) генетические предпосылки;

в) влияние социального окружения;

г) воспитание;

д) обучение.

 

24. Основными процессами, определяющими развитие интеллекта, Ж. Пиаже считал:

а) адаптацию,

б) аккомодацию,

в) ассимиляцию,

г) социализацию,

д) идентификацию.

 

25. В своей теории Ж. Пиаже выделил следующие стадии:

а) дооперациональное мышление,

б) операциональное мышление,

в) период формальных операций,

г) период систематизированных операций,

д) период общих операций.

26. В основу своей периодизации Л. Колберг положил степень развития:

а) интеллекта,

б) социального опыта,

в) нравственности,

г) мышления,

д) индивидуальности.

27. Согласно теории Л. Брунера развитие познавательной деятельности и психического развития в целом происходит с помощью становления следующих средств:

а) образные действия,

б) образы восприятия,

в) символические действия,

г) предметные действия,

д) символы.

28. Представителями социологического подхода являются:

а) П. Жане,

б) Ж. Пиаже,

в) А. Валлон,

г) К. Бюллер,

д) Б. Скинер.

 

29. Для социологического подхода характерны следующие положения:

а) развитие психики происходит под влиянием наследственных факторов,

б) развитие ребенка происходит через усвоение коллективных представлений,

в) на развитие психики влияют взаимоотношение между людьми,

г) развитие психики происходит через развитие интеллекта,

д) развитие определяется внутренними природными задатками и внешним миром.

 

30. П. Жане выделяет следующие уровни развития:

а) моторных реакций,

б) социально-личностный,

в) потребностно-мотивационный,

г) сенсорных реакций,

д) поведение.

 

31. Движущей силой перехода на новые стадии развития А. Валлон считал:

а) интеллектуальное развитие,

б) генетические факторы,

в) взаимодействие ребенка с усложняющимися социальными условиями,

 

32. Основными детерминантами психического развития А. Валлон считал:

а) аффективность,

б) перцепцию,

в) познание,

г) движение,

д) индивидуальность.

 

33. Р. Заззо считал, что развитие происходит в результате:

а) взаимодействия окружающей среды и наследственности,

б) влияния наследственности,

в) развития познавательной сферы,

г) влияния социальных факторов,

 

34. Согласно чьей теории различия между людьми детерминированы культурой, в которой происходит развитие личности?

а) К. Роджерс,

б) Ф. Боас,

в) Л. Колберг,

г)К. Бюллер,

д) М. Мид.

 

35. Движущей силой психического развития согласно теории Выготского является:

а) деятельность взрослых,

б) деятельность сверстников,

в) познавательная деятельность,

г) перцептивная деятельность,

д)собственная деятельность ребенка.

36. Выготский сформулировал следующие законы психического развития:

а) закон метаморфозы в детском развитии,

б) закон равномерности детского развития,

в) закон постоянства детского развития,

г) закон неравномерности детского развития,

д) закон избирательности детского развития.

37. Понятие «зона ближайшего развития» ввел:

а) С.Л. Рубинштейн,

б) Д.Б. Эльконин,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Л.С.Выготский,

38. В основе усвоения ребенком культурных форм, согласно теории Выготского, лежит процесс:

а) обучения,

б) экстериоризации,

в) интериоризации,

г) интраспекции,

д) идентификации.

39. В группу деятельностей в системе «ребенок – общественный взрослый» входят, по мнению Д.Б. Эльконина:

а) ролевая игра,

б) учебная деятельность,

в) интимно-личное общение,

г) учебно-профессиональная деятельность,

д) непосредственно-эмоциональное общение.

40. Эльконин Д.Б. рассматривал каждый возраст, исходя из следующих критериев:

а) тип ведущей деятельности,

б) кризисы,

в) уровень созревания,

г) новообразование возраста,

д) интеллектуальное развитие.

41. Представителями культурно-исторического подхода являются:

а) Л.С. Выготский,

б) Э. Эриксон,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Ф.Ф. Эрисман,

д) Ж. Пиаже.

 

42. Рубинштейн С.Л. считал, что:

а) психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий,

б) все в развитии психики обусловлено внутренними факторами,

в) наследственность определяет развитие психики ребенка,

43. Понятие амплификациии в психологию ввел:

а) А.Н. Леонтьев,

б) Д.И. Фельдштейн,

в) С.Л. Рубинштейн,

г) А.В. Запорожец,

д) Л.С. Выготский.

44. Согласно Д.И. Фельдштейну, развитие личности происходит по двум направлениям:

а) социализхация,

б) адаптация,

в) персонализация,

г) индивидуализация,

д) ассимиляция.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Обухова Л.Ф Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013

Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2012

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д Психология развития. - М.: Академия, 2014

Эл.версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

 

Дополнительная литература:

Абдулова Т.П., Гавриченко О.В., Гармаева Т.В. и др./ Под ред. Марцинковской Т.Д.Возрастная психология. - М.: Академия, 2014

Урунтаева Г.А.Детская психология. – М.: Академия, 2014







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.