Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Об актуальных вопросах развития системы высшего образования





И действиях Профсоюза

Основные тенденции развития системы высшего образования

Государственная политика в сфере высшего образования направлена на повышение доступности, конкурентоспособности и качества высшего образования.

С целью формирования сети вузов, реализующих востребованные образовательные программы, одним из инструментов реализации государственной политики является мониторинг эффективности их деятельности.

Наряду с контролем за деятельностью вузов для обеспечения их эффективности осуществляется поддержка группы ведущих университетов и региональных образовательных организаций высшего образования.

Общий объем контрольных цифр приема (далее – КЦП), установленный на 2016/17 учебный год, составил 529 тыс. человек, на 2017/18 учебный год - порядка 530 тыс. человек.

В течение последних 3 лет отмечается рост потребности в выпускниках естественнонаучных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей.

Исходя из этого сложилась структура очного приема на программы бакалавриата и специалитета в 2016 году: 46,7% - КЦП на инженерные направления подготовки и специальности, 9,2% - на педагогические, 8,4% - на медицинские.

На 2017/18 учебный год 43,6% КЦП выделено на инженерные направления подготовки и специальности, 11,7% - на педагогические, 6,7% - на медицинские. При этом произошло увеличение объемов КЦП, выделенных на науки об обществе (13,8%).

Результаты проведенного в 2016 году мониторинга трудоустройства выпускников вузов подтверждают указанную тенденцию: доля трудоустройства выпускников вузов, завершивших обучение по образовательным программам медицинских направлений, а также по направлениям подготовки, связанным с техникой и технологиями, составляет свыше 80%.

О мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования

Для обеспечения качества высшего образования Минобрнауки России ежегодно проводит мониторинг деятельности вузов и их филиалов (далее - мониторинг деятельности вузов).

Система проведения мониторинга деятельности вузов постоянно совершенствуется, корректируются его показатели. В 2016 году в критерии оценки вузов включен такой показатель, как уровень среднемесячной заработной платы преподавателей.

В мониторинге деятельности вузов 2016 года приняло участие 830 государственных, муниципальных и частных вузов и 932 филиала, подведомственных 15 федеральным органам исполнительной власти, Правительству Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему арбитражному суду Российской Федерации, Российской академии художеств, муниципалитетам и субъектам Российской Федерации.

По результатам мониторинга деятельности вузов 2016 года 58 вузов и 186 филиалов вузов выполнили менее четырех показателей, из них 12 государственных вузов и 95 филиалов, 46 муниципальных и частных вузов, и их 91 филиал.

В период с 2012 по 2016 год количество вузов в Российской Федерации сократилось на 22%, филиальная сеть - на 52%. В государственном секторе высшего образования сеть вузов сократилась на 17,6%, сеть филиалов - на 41%, в негосударственном секторе - на 28% и 59% соответственно. При этом в общем количестве реорганизованных образовательных организаций доли государственного и негосударственного секторов системы высшего образования практически равны.

К настоящему моменту важным результатом мониторинговых мероприятий можно считать повышение качества приема в вузы: в 2014 году средний балл ЕГЭ зачисленных в вузы на все формы обучения за счет всех источников финансирования составил 60,4 балла, в 2015 году - 61,8 балла, в 2016 году - 62,6 балла. Более значительная динамика характерна для сети государственных вузов: средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места по очной форме обучения увеличился на 10 баллов с 56,6 балла в 2014 году до 66,6 балла в 2016 году (в 2015 году - 65,5 балла).

Поддержка ведущих университетов. Повышение международной конкурентоспособности

Общий объем средств федерального бюджета, направленный на развитие ведущих российских университетов в период 2007-2016 годов, составил 114 млрд. рублей. В 2016 году на реализацию программ развития ведущих университетов (МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Северо-Кавказский и Крымский федеральные университеты) выделено 4 млрд. рублей. В период 2014-2016 годов ведущие университеты выходят на этап реализации своих программ развития за счет внебюджетных средств.

В период 2017-2019 годов будет оказана государственная поддержка на реализацию программы развития Крымского федерального университета имени В.Н. Вернадского в объеме 3,5 млрд. рублей.

В 2016 году утверждены актуализированные программы развития 16 университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".

В 2016 году продолжена поддержка 21 вуза, отобранного по результатам конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Общий объем финансирования программ повышения конкурентоспособности в 2016 году составил 18,8 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 10,927 млрд. рублей (58,2% от общего объема финансирования).

 

Поддержка опорных региональных образовательных организаций

Высшего образования

Продолжается работа по формированию группы крупных конкурентоспособных на национальном уровне университетов, ориентированных на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

По результатам конкурсного отбора проектов программ развития вузов, направленных на формирование опорных университетов с целью социально- экономического развития субъектов Российской Федерации и удовлетворения потребностей регионов в высококвалифицированных кадрах победителями признаны 11 региональных университетов (Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет).

В 2016 году на реализацию программ развития опорных университетов из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания выделены субсидии общим объемом 1250 млн. рублей. Получили софинансирование от субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития в 2016 году 6 из 11 вузов-победителей в объеме свыше 230 млн. рублей, что подтверждает высокий уровень заинтересованности регионов в развитии университетов.

По итогам второго этапа конкурса, состоявшегося в апреле 2017 года, победителями объявлены еще 22 университета, получившие статус опорных, из которых 8 университетов получат дополнительную финансовую поддержку на реализацию программы развития из средств федерального и регионального бюджетов (Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Мурманский арктический государственный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Тульский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова),

а 14 университетов получат возможность подготовить управленческие команды за счет средств федерального бюджета, а также получить консалтинговое сопровождение разработки и реализации программ развития и ряд других преференций (Алтайский государственный университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, Кемеровский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Марийский государственный университет, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Петрозаводский государственный университет, Псковский государственный университет, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Сочинский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Тольяттинский государственный университет, Ульяновский государственный университет).

Кроме того, все опорные университеты заявили существенные объемы дополнительного финансирования программ развития за счет собственных средств, средств региональных бюджетов и других источников.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.