Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Развитие средств коммуникации





 

В 60-е годы прошлого столетия известный канадский социолог и культуролог Херберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) заметил, что «общественная жизнь зависит в большей мере от характера средств, при помощи которых люди поддерживают между собой связь, чем от содержания их сообщений» [Маклюэн 2004: 341]. Дейст ительно, достижения науки и техники, которые создают языки общения или меняют способы производства, трансляции, хранения и использования информации, оказывают наибольшее влияние на человеческое мышление. Наиболее значимыми из них считаются переходы от устной культуры к буквенной и от буквенной – к цифровой.

 

Качественные скачки в изменении технических способов производства и передачи информации, социальных условий ее распространения и потребления ученые называют коммуникационными революциями. История социальной коммуникации насчитываетчетыре коммуникационных революции, каждая из которых связана с появлением новых средств общения, удовлетворявших самые насущные потребности своего времени:

 

Коммуникационная Средство Общественное значение    
революция Общения                
    появляется   совершенная система  
    знаков для мгновенной реакции на  
  Язык происходящие события и участия в  
    текущей ситуации (охоте, обороне,  
Первая   совместных трудовых действиях)    
  появляется технология сохранения  
     
    информации, далеко превосходящая  
  письменность память отдельного человека;  
    происходит   переход   от  
    первобытности к цивилизации    
Вторая печать, печатное начинается     развитие   средств  
размножение массовой коммуникации        
         
    человечество   начинает жить в  
  Пресса «печатном     океане» социальной  
    информации            
    люди   приобщаются   к  
    информационному богатству путем  
  Радио слухового восприятия   событий;  
  время и расстояние перестают быть  
     
Третья   препятствием для   передачи  
    сообщений              
    люди   приобщаются   к  
    информационному богатству путем  
  телевидение зрительного восприятия событий;    
  человечество   начинает жить в  
       
    «электронном океане» социальной  
    информации            
                   

  персональные люди получают доступ к мировым  
  информационным ресурсам;  
Четвертая компьютеры,  
появляется возможность обратной  
(компьютерная) Всемирная сеть  
связи; открывается перспектива  
  «Интернет»  
  нового цифрового мира    
       

 

Первая коммуникационная революция прекратила господство невербальнойкоммуникации, характерное для первобытного общества. На смену мимике, жестам и ритуальным танцам пришла речь – процесс говорения, выраженный в звуковой форме. Организованная по законам языка, она позволила использовать его средства для выражения определенного смысла, т.е. реализовать мысль в слове.

 

Появление языка стало одним из важнейших этапов становления челов ка как разумного существа. «Увеличивавшийся словарный запас давал простор для совершенствования мозговой деятельности: в языковых знаках закреплялись мыслительные единицы (понятия) и целые структуры (суждения, умозаключения). В то же время накапливавшаяся в языке и его продуктах (текстах) информация непосредственно помогала человеку приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды; хомо сапиенс получал дополнительный шанс выжить» [Норман 2009: 109].

 

Однако для закрепления опыта, накопленного предками, древним людям требовалась более совершенная технология сохран ния информации, чем память отдельного человека. Неустойчивость устных продуктов во времени позволило преодолеть письмо.

 

Изначально его функцию выполняли разнообразные предметы и явления природы (камни, зерно, плоды, цветы, зарубки на деревьях, следы животных, охотничьи знаки и пр.), которым коммуниканты (как правило, жрецы) придавали условное значение. Например, сухая ветка сообщала о смерти вождя, стрела – о приглашении на охоту или объявлении войны. Яркими примерами такого предметного письма являются вáмпум ирокезов и кúпу инков и майя. Отправляя гонцов, ирокезы использовали пояса или жезлы

 

с прикрепленными или на изанными на них раковинами и бусами, цвета которых имели определенное значение. Так, белый означал мир и здоровье, черный – смерть вождя, а красный – начало войны. Древние инки и майя пользовались палочками с навязанными на них разноцветными шнурками с узелками. Характер сплетения таких узлов, их форма и уровень расположения имели символические значения.

 

Однако возможности подобных носителей информации были сильно ограничены: с их помощью можно было передавать только очень простые сообщения (указания, сигналы бедствий и пр.). Поэтому около 5 тысяч лет назад на смену предметному письму пришло начертательное. Оно передавало звучащую речь при помощи графических знаков.Наукеиз естно три типа начертательного письма: пиктография (письмо рисунками), идеография (письмо понятиями) и фонография (буквенно-звуковое письмо).

 

Пиктография (от лат. pictus ‘писанный красками’,греч. grapho ‘пишу’)возникла вIV тысячелетии до н.э. Ее знаки – пиктограммы – похоже изображали предметы и явления действительности: живых существ (людей, животных), вещи (весло, лодка, оружие), жизненные ситуации (поездка, охота, война, труд). В связи с тем, что пиктограммы передавали только общую, основную идею высказывания, у них не было четкого значения. Они не принадлежали к конкретным частям речи и соответствовали не только словам, но и более крупным единицам языка (словосочетаниям, предложениям, текстам).

 

 


К примеру, знак солнца мог обозначать «солнце», «день» или «на следующий день, завтра». Знак птицы – «птица» или «летать».

 

Несвязанность пиктографии с формами языка, обучением чтению и письму делала ее удобной для общения разноязычных племен, но затрудняла графическую передачу отвлеченных понятий, потребность в которой все больше возрастала с развитием у людей абстрактного мышления. Эту задачу решила идеография (от греч. idea ‘идея’ и grapho ‘пишу’), знаки которой передавали не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения, которые за ними стоят.

 

Вначале эту функцию выполняли идеограммы – рисунки, которые могли передавать то, что изображено (наглядное содержание, прямое значение), или сопутствующее явление (отвлеченное содержание, переносное значение). Например, изображение глаза могло означать «глаз» или «зоркость», «бодрствование». Потребность в убыстрении письма и передаче более длинных и сложных текстов обусловила схематизацию рисунков. В результате возникли условные значки – иероглифы (от греч. hieroglyphoi ‘священные письмена’).Для того,чтобы читать и писать иероглифы,жрецам,которые овладевали этим «тайным» знанием на протяжении всей жизни, нужно было знать очень большое количество знаков.

 

Однако в связи с развитием торговли, п р движений и с установлением государственности количество людей, которым было необходимо пользоваться письмом, значительно возросло. Это обусловило необходимость упростить способ письма. Наиболее эффективно эту задачу решала фонография (от греч. phone ‘звучание’ и grapho ‘пишу’), которая передавала звучание человеческой речи. Это позволяло ограничить количество используемых знаков и создать удобный для запоминания алфавит.

 

«Самые древние алфавиты как эквивалентные системы между графическими знаками (буквами) и соответствующими им звуками, – это алфавиты, обнаруженные в Сирии (1450 г. до н. э.), консонантное (т.е. состоящее только из согласных) письмо семитских языков, финикийский алфавит (около 1300 г. до н.э.) и греческий консонантно-вокалический алфавит, 24 буквы которого содержали и гласные, и согласные звуки. От греческого письма ведут происхождение все системы письма европейских народов»

 

[Гнатюк 2010: 44].

 

Вторая коммуникационная революция началась с изобретения немецкимювелиром Иоганном Гуттенбергом (между 1397 и 1400-1468) техники подвижного шрифта. В воей мастерской Гуттенберг изготовлял из металла подвижные выпуклыебуквы, вырезанные в зеркальном отображении, набирал из них строки и с помощью спец ального пресса оттискивал текст на бумаге. Библия, напечатанная на его станке в

 

взможность1456году,ознаменовала переход от устной культуры к книжной. Люди получили массово производить и передавать информацию в компактной, сохраняемой

 

долгое время и общедоступной для дальнейшего использования форме.

 

Третья коммуникационная революция связана с активным развитием печатных

 

и электронных средств массовой информации. Наиболее ранним из них является пресса (от лат. pressāre ‘давить, выжимать’) – совокупность массовых периодических печатных и электронных изданий, предназначенных для массового читателя, – которая зародилась в XVII веке. Уже к началу первой мировой войны периодические издания (газеты, журналы

 

и пр.) стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран. Благодаря прессе сведения об окружающем мире и происходящих событиях в скором времени поступали к

 


широкой аудитории, которую во много раз увеличили электронные формы трансляции – радийное и телевизионное вещание.

 

Звуковое вещание – радио – было бы невозможно без изобретения телеграфа, созданного американским изобретателем и художником Самуэлем Финли Бризом Морзе (1791-1872) в 1835 году. На рубеже XIX-XX веков беспроволочные телеграфные сообщения азбуки Морзе, которой пользовались моряки, получили дальнейшее развитие.

 

В 1895 году в Петербурге инженер Александр Степанович Попов (1859-1905) осуществил первый сеанс беспроволочной радиосвязи. До этого момента обмен сведениями между людьми носил локальный характер. Возможность передавать на расстоянии речь и музыку стала сенсационным открытием, обусловившим бурное развитие систематического радиовещания по всему миру. В 1920 году оно появилось в США, в 1922 году – в Англии, Франции и России, а в 1923 году – в Германии. К 1925 году в мире вещало около 600 радиостанций. Вскоре радио начало активно транслировать новости, рекламу, развлекательные и обучающие программы, мыльные оперы и викторины.

 

Следующим технологическим изобретением, существенно изменившим способ обмена сведений между людьми и государствами, стало телевидение (ТВ), передававшее изображение и звук посредством радиочастотных и электромагнитных волн или по электрическому кабелю. Термин «телевидение» был вв ден в научный обиход нашим соотечественником – военным инженером Константином Дмитриевичем Перским (1854-1906) в уже конце XIX века. Однако научная теория передачи изображения на большом расстоянии была разработана несколько позже, в 1907 году, выдающимся отечественным физиком, инженером и педагогом Бори ом Львовичем Розингом (1869-1933). Он осуществил свою идею в 1911 году, а пятью годами позже его талантливый ученик Владимир Кузьмич Зворыкин (1888-1982) создал электронно-лучевую трубку (кинескоп) – изобретение, позволившее начать массовое промышленное производство телевизоров.

 

Новое мощнейшее аудиовизуальное средство передачи информации получало все большее распространение, постоянно совершенствовалось и становилось доступнее. Черно-белое телевидение ачало регулярно вещать в Германии в 1935 году. Британская широковещательная корпорация (Би-Би-Си) была создана всего год спустя, а Национальная радио и телевещательная компания США (Эн-Би-Си) – в 1939 году. С появлением цветного изображения телевидение стало популярнее кино и радио. Прямые трансатлантические передачи и охватившие весь мир спутниковые трансляции позволили миллионам людей по всему миру оперативно получать новости из любой точки земного шара на любом языке. В результате «возникла сложная система международных связей в области информации, оказывающая большое и многообразное влияние на судьбы человечества» [Новиков 2011: 21].

 

Четвертую коммуникационную революцию совершили электронная вычислительная машина (ЭВМ),изобретенная в середине40-х годовXXвека, персональный компьютер,созданный основателем фирмы«Apple»Стивом Джобсом в

 

1981 году, и Всемирная сеть «Интернет» (Internet – сокращение от Interconnected Network – «соединенные сети»), разработка концепции которой в 1973 году.

 

В отличие от классических масс-медиа, Интернет является цифровым, интерактивным средством общения. Если телевидение, радио и телефон «достигают стабильности благодаря внутреннему схематизму, а интерактивные медиа обретают стабильность благодаря обратной связи. Масс-медиа делают возможной мировую

 


коммуникацию путем расширения вещания, Интернет делает возможной мировую коммуникацию, связывая отдельные миры в сеть» [Больц 2011: 10].

 

Использование компьютеров в сетях – сетевой компьютинг – позволило обеспечить адресацию тысяч профессиональных и непрофессиональных абонентов одновременно, предоставив им легкий доступ к большим распределительным базам данных. Сеть становится многофункциональным глобальным хранилищем мировых информационных ресурсов, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических, политических и административных операций, средством социализации, местом проведения досуга и религиозных действий. «Сетевой компьютинг

 

– мощное средство информационного объединения стран и народов, предпосылка их экономической и политической интеграции и вражды» [Новиков 2011: 22].

 

Литература

 

1. Ажеж К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 304 с.

2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Книжный дом

«ЛИБРОКОМ», 2010. – 392 с.

3. Больц Н. Азбука медиа. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.

4. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2001. – 288 с.

5. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – М.: КНОРУС,

2010. – 256 с.

6. Маклюэн М. Средство само есть одержание // Информационное общество. –

СПб. – М.: АСТ, 2004. – С. 341-348.

7. Новиков В.К. Информационное оружие – оружие современных и будущих войн. – М.: Горячая линия – Телеком, 2011. – 264 с.: ил.

8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука,

2009. – 296 с.: ил.

9. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 7. Народы и культуры. – М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2002. – 416 с.

10. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 536 с.

11. Стариченок В.Д. Большой лингвистический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 811[1] с. – (Словари.)

12. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2005. –

704 с.: ил.

 

Тема 3. Модели общения

 

 

Специалисты по теории коммуникации создали множество моделей, отражающих наиболее общие закономерности передачи информации в различных системах. Их объединяет наличие инициатора (отравителя, адресанта, передатчика), который составляет и отправляет набор знаков (послание, сообщение) через определенный канал

 

к реципиенту (получателю, адресату, приемнику)сообщения,который воспринимает иинтерпретирует значение послания.

 

Одна из первых таких моделей – лингвистическая – была разработана выдающимся отечественным языковедом Романом Осиповичем Якобсоном (1896-1982), который ввел понятие коммуникации в языкознание. Ученый заметил, что люди кодируют


передаваемую информацию посредством языковых знаков, выявил базовые элементы акта коммуникации и соотнес их с основными функциями языка. Однако ориентация разработанной на речевое общение не позволяла перевести эту модель в количественные понятия и применить к техническим коммуникациям.

 

Специфику передачи сигналов в инженерно-технических теле- и радиосистемах отразила линейная информационно-математическая модель коммуникации, созданная американским инженером Клодом Элвудом Шенноном (1916-2001) в 1949 году. Стремясь отделить шумы (искажения, помехи в техническом канале коммуникации), ученый определил информацию как уменьшение неопределенности и абстрагировался от смысла передаваемых сообщений. Поставив информацию в один ряд с такими физиче кими величинами, как масса и энергия, Шеннон сосредоточился на ее количестве и пропускной способности канала. В результате получилась схема, аналогичная системе транспортировки бревен из лесозавода в другой пункт:

 

 

Как пояснял Шеннон, она «состоит из источника информации, который вырабатывает первичную информацию, или сообщения, предназначенные для передачи; передатчика, который кодирует или модули ует эту информацию подходящим для канала способом; и канала, по которому закодированная информация, или сигнал, передается к пункту приема. Во время передачи с гнал может быть искажен шумом <…>. Принятый сигнал идет к приемнику, который декодирует или демодулирует его, чтобы восстановить первоначальное сообщение, а затем к пункту назначения информации» [Шеннон 2004: 24]. При этом ученый подчеркивал, что введенные им элементы связи следует интерпретировать, опираясь на канал коммуникации. «В телевидении, например, источником информации является передаваемая сцена, сообщением – выходной сигнал телекамеры и сигналом – выходной сигнал передатчика» [Там же: 24-25]. Таким образом, модель, созданная Шенноном, позволяла описывать коммуникацию во всех системах. Благодаря подобной универсальности ее считают базовой.

 

Дост пной интерпретацией и популяризацией научных трудов Шеннона, написанных сложным языком математических формул, занимался директор Отдела естественных наук Фонда Рокфеллера Уоррен Уивер (1984-1978). Поэтому сейчас линейная информационно-математическая модель коммуникации известна как «модель Шеннона-Уивера»или«информационно-кодовая (сокращенно– кодовая) модель».

 

Она широко используется в современных технических моделях связи, поскольку позволяет измерить качество перемещения информации от источника к получателю и выявить технические и семантические (смысловые) барьеры, т.е. оценить эффективность коммуникации.

 

В соответствии с моделью Шеннона-Уивера, коммуникация считается успешной, если к получателю сообщение пришло в том же виде, в каком его отправил источник. Случаи, когда отправленное сообщение не было получено или подверглось искажению (замене части знаков на другие и т.п.), называются коммуникативными неудачами. В технических устройствах, машинах и механизмах они могут быть обусловлены

 


неисправностью передающего и принимающего устройств или влиянием посторонних физических явлений, искажающих или полностью «забивающих» сигнал. В общении между людьми коммуникативная неудача представляет собой «полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего» [Формановская 2007: 353]. Это может быть обусловлено недостаточно острым слухом получателя сообщения, плохой дикцией или неразборчивым почерком его отправителя, а также различными социально-культурными, психосоциальными и собственно языковыми причинами. Например, участники общения могут владеть разными вариантами одного языка, говорить на разных языках или принадлежать к разным культурам.

 

Важно отметить, что при всей своей универсальности информационно-кодовая модель не дает полного представления о социальной коммуникации. Общаясь друг с другом, люди обмениваются отдельными высказываниями. Каждый разговор представляет собой цепочку попеременных действий каждого участника, где действие одного влечет ответное действие второго. Люди то и дело меняются ролями получателя и отправителя. При этом, исполняя роль адресата, человек не просто декодирует посланный сигнал, а понимает цель адресанта и отвечает не столько на само сообщение, сколько на понятое глобальное коммуникативное намерение собеседн ка. Активная роль получателя заключается в том, чтобы понять, т.е. «найти те отноше ия (связи) между сообщением и ситуацией общения, которые с точки зрения автора высказывания делают это высказывание целесообразным, оправданным в данных конкретных условиях» [Гольдин, Сиротинина, Ягубова 2008: 14]. Именно они сос авляют смысл послания. «О понимании можно говорить лишь тогда, когда улавливае ся и смысл сообщения» [Там же]. Таким образом, понимание является сутью социальной коммуникации, наиважнейшей ее составляющей. Как заметил в своем инте вью выдающийся отечественный лингвист, семиотик, антрополог и философ Вячеслав Всеволодович Иванов (род. в 1929), «в каждом из нас есть нечто, что больше мозга, сознания. В моем мозге, например, помещаются способности, которые реализуются в том, что я – ученый. А вот в том, что мы с вами можем сейчас общаться и, даже не всегда находя верные слова, понимать и доверять друг другу, – в этом уже состоит выдающаяся особенность человека. Которая вряд ли находится в мозге или каком-то другом органе. А где же? Я не знаю» [Иванов 2014: 83].

 

Вот почему кодовую модель необходимо усовершенствовать за счет включения в нее следующих компонентов:

 

1) когнитивного (совокупности знаний участников коммуникации о языке, мире и пр.);

2) функционально-коммуникативного(мотивовкоммуникативногоповедения

 

участников общения, их целей, планируемых ими результатов, и оценки реальных результатов их информационного взаимодействия);

 

3) социального (сведений об общественной обусловленности коммуникативного вза модействия получателя и отправителя);

 

4) психологического (индивидуально-психологических особенностей участников общения: их темпераментов, профилей функциональной асимметрии мозга, характеров и пр.);

 

5) дискурсивного (сведений об условиях, ситуации общения).

 

Литература:

 

1. Бурлак С. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. – М.: Астрель:

CORPUS, 2011. – 464 с.

2. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ,

2008. – 216 с.

 


3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

4. Иванов В.В. Мы развиваемся рывками – и не всегда это рывки вперед //

Psychologies, 2014. – № 101. – С. 81-83.

5. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 320 с.

6. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 7. Народы и культуры. – М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2002. – 416 с.

7. Седов К.Ф. К основаниям лингвистики индивидуальных различий (о принципах ролевого портретирования) // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. науч. сб. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 7. – С. 6-29.

8. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. – М.: Икар, 2007. – 480 с.

9. Шеннон К.Э. Современные достижения теории связи / И формационное общество. – СПб. – М.: АСТ, 2004. – С. 23-40.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.