|
Диагностико-развивающего занятияГруппы первокурсников по маршрутной карте проходят следующие этапы диагностико-развивающего занятия: ü «Школа полководцев» Тактическая задача педагога: диагностика профессиональной направленности и развитие основных компонентов педагогических способностей. Тактическая задача студента: учиться руководить другими людьми, ставить перед ними задачи и добиваться их выполнения. ü «Штурм способностей» Тактическая задача педагога: диагностика познавательных процессов; развитие памяти, внимания, мышления. Тактическая задача студентов: развивать у себя способность быстро запоминать материал и решать логические задачи. ü «Мобилизация эмоций и воли» Тактическая задача педагога: диагностика эмоционально-волевой сферы; развитие невербальных средств передачи эмоций и чувств. Тактическая задача студентов: учиться рефлексировать собственное эмоциональное состояние и состояние другого человека, развивать способность к концентрации воли. ü «Мирные переговоры» Тактическая задача педагога: диагностика коммуникативных способностей; развитие группового взаимодействия. Тактическая задача студента: учиться общению и сотрудничеству в микрогруппе, развивать нерефлексивное слушание, эмпатию.
Процедура оценивания: Студенты получают «Аттестационный лист кандидата в полководцы», где фиксируются набранные баллы по каждому этапу и подводится итог выполнения заданий. За каждое правильно выполненное задание студент получает 1 балл. Работа группы оценивается по сумме индивидуальных баллов отнесенных к числу студентов в группе.
Время прохождения этапов – 30 минут.
Методы: упражнение, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.
Методики: ü ДДО (Дифференциальный диагностический опросник) Е.А.Климова, ü КОС (Коммуникативные и организаторские способности) по Д. Я. Райгородскому, ü Тест «Сила воли» по Р. С. Немову, ü Тест «Педагогические ситуации» по Р. С. Немову. ü Тест на определение объема внимания по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. ü Тест на определение уровня развития зрительной памяти по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. ü Развивающие игры по В.В. Петрусинскому.
Диагностический аспект занятия: Диагностические материалы, полученные в ходе исследования, обрабатываются с целью получения психологических данных о первокурсниках 2002/2003 учебного года и разработки рекомендаций для преподавателей, работающих с первокурсниками. Ход проведения: I. Представление преподавателей и деятельности кафедры психологии. II. Сообщение темы и цели занятия. Информационно-эвристическая беседа о героях Бородинской битвы 1812 года. III. Вручение маршрутной карты группы и «Аттестационных листов кандидатов в полководцы». IV. Проведение «Психологических баталий», выполнение комплекса диагностико-развивающих заданий: Этап диагностико-развивающего занятия «Школа полководцев» вводит первокурсников в область Педагогической психологии и профориентации. Студентов знакомят с пятью выделяемыми профессиональными ориентациями: Человек-Человек, Человек-Образ, Человек-Знак, Человек-Природа, Человек-Техника. Студенты имеют возможность определить свою профессиональную направленность (с помощью методики ДДО), а также выявить уровень развития педагогических способностей. Структура этапа: 1. Диагностика профессиональной направленности. Цель: определить профессиональную направленность студентов. Материалы: тест ДДО, бумага, ручки. Ход исследования: Студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество баллов по каждой из пяти профессиональных направленностей, чтобы определить для себя основную. Результаты заносятся в аттестационный лист студента. 2. Решение педагогических ситуаций. Цель: определить уровень развития педагогических способностей. Материалы: тест «Педагогические ситуации» (Немов Р.С. «Психология т.3, с.429), бумага, ручки. Ход исследования: Студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество полученных баллов, чтобы определить уровень развития своих педагогических способностей. Результаты обсуждаются с группой и заносятся в аттестационный лист студента. 3. Игра «Объясни без слов». Цель: развивать навыки работы с аудиторией. Инструкция: Из группы выбирается ведущий, которому дается задание без слов объяснить аудитории, что от нее требуется. Примеры заданий: 1. Попросить одного участника группы выйти к доске и написать свое имя (число, месяц и т.п.); 2. Попросить всех встать и сесть; 3. Попросить достать из портфеля учебник (книгу) и открыть ее (закрыть книгу и убрать ее в сумку). Этап диагностико-развивающего занятия «Штурм способностей» посвящена диагностике познавательных процессов студентов: внимания, зрительной памяти, логического мышления. Для этого используются таблицы, а также задачи на логику. 1. Диагностика внимания. Цель: определить объем внимания. Материал: таблица, листы бумаги, ручки. Инструкция: Сейчас вам в течении 2 сек. будет показана таблица с картинками. Внимательно посмотрите на нее. После того, как таблица будет закрыта, напишите на бумаге все предметы, которые вы успели заметить. Обработка результатов: Подсчитывается число точно воспроизведенных картинок, полученный результат заносится в аттестационный лист студента. 2. Диагностика зрительной памяти. Цель: определить уровень развития памяти Материал: таблица, листы бумаги, ручки. Инструкция: На листе бумаги нарисуйте таблицу 4*4. Сейчас вам в течение 20 сек. будет показана таблица с картинками. Внимательно посмотрите на нее. После того, как таблица будет закрыта, в течение 1 минуты зарисуйте на бумаге все предметы, которые вы успели запомнить. Обработка результатов: Подсчитывается число точно воспроизведенных картинок (1-5 – ниже нормы, 6-10 – норма, 11-16 – выше нормы). Результат заносится в аттестационный лист студента. Л огические задачи:. 1. Женщина приходит к вам в группу и кому-то говорит: «Я тебе мать, но ты мне не дочь». Может ли это быть правдой? Почему? 2. У двух зрячих есть брат, но у него братьев нет. Как это понять? 3. У тракториста есть только один брат Андрей. Но Андрей отрицает, что у него есть брат. Почему? 4. Кирпич весит полкилограмма и плюс еще полкирпича. Каков его общий вес? 5. Имеет ли право мужчина-мусульманин жениться на сестре своей вдовы? 6. Вы входите в малознакомую затемненную комнату, в ней есть две лампы: газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь? 7. Из Москвы в Уфу вышел скорый поезд, одновременно ему навстречу из Уфы в Москву вышел пассажирский поезд, скорость которого в полтора раза ниже, чем у скорого. Какой поезд будет ближе к Москве в момент их встречи? 8. Под каким кустом сидит заяц во время теплого и мелкого дождя? 9. Быстро ответьте: «Горело семь свечей, ветер задул три из них. Сколько осталось свечей?» 10. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце и в каком году есть 29-е число? Этап диагностико-развивающего занятия «Мобилизация эмоций и воли» посвящена ознакомлению с психологией эмоций и воли. 1. Игра «Угадай эмоцию» Цель: развивать сензитивность к эмоциональным состояниям другого человека. Инструкция: Группа разбивается на две подгруппы, в каждой выбирается ведущий. Он берет карточку с названием эмоции и невербально пытается передать эмоциональное состояние. Выигрывает подгруппа, угадавшая большее количество эмоций. Эмоции: гнев, радость, горе, злость, раздражение, смущение, удивление, презрение, огорчение, страх, удовольствие, грусть, стыд. Каждый студент, правильно назвавший эмоцию, получает один балл, вся группа получает общее количество баллов. 2. Игра «Назови больше песен». Группе надо назвать как можно больше песен, в которых упоминаются названия эмоций. Каждый назвавший получает 1 балл. Игра идет до тех пор, пока называются песни. Группа получает общее количество баллов. Например: «Вместе весело шагать по просторам…», «Не плачь, девчонка..», «Не надо печалиться – вся жить впереди…» и т.п. 3. Диагностика воли. Цель: определить уровень развития воли. Материалы: Тест на силу воли (Немов Р.С. «Психология т.3, с.450), бумага, ручки. Ход исследования: студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество баллов. Результаты заносятся в Карточку студента. 4. Игра «Гляделки» Цель: развивать волевые качества студентов. Инструкция: Группа разбивается на пары, каждая пара играет в «гляделки» (кто кого пересмотри, не моргая), победившие получают по 1 баллу и объединяются в новые пары до тех пор, пока не определится 1 победитель. Этап диагностико-развивающего занятия «Мирные переговоры» знакомит студентов с проблемами Социальной психологии – психологии общения и психологии групп. 1. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС) Цель: определить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Материалы: тест КОС (Овчарова «Настольная книга психолога»), бумага, ручки. Ход исследования: студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество баллов. Результаты заносятся в аттестационный лист студента. 2. Игра «Оригинальное приветствие» Цель: развивать спонтанность и сплоченность в группе. Инструкция: Каждому участнику группы предлагается с помощью жестов и слов поприветствовать группу, стараясь сделать это оригинально, остальные члены группы должны как можно точнее повторить это приветствие. 3. Игра «Печатная машинка» Цель: развивать сплоченность и внимательность в группе. Инструкция: Группа, имитируя действие печатной машинки, должна напечатать стихотворение, которое заучивается группой. После этого группе необходимо договориться об условных обозначениях таких знаков, как запятая, точка, тире, пробел. Например, называя заглавную букву - студент встает; строчную – произносит сидя; пробел – встаёт вся группа; запятая – один хлопок; точка – топнуть ногами; тире – поднять руку вверх. Эти условные обозначения записываются на доске. Упражнение заканчивается, когда весь текст будет «напечатан» без ошибок. Для «печати» предлагается стихотворение А. Барто: «Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь – Не утонет в речке мячик.»
Завершение диагностико-развивающего занятия. На последнем этапе диагностико-развивающего занятия каждой группе предлагается, используя карандаши, фломастеры, мелки, создать групповой портрет, а также придумать девиз своей группы. В это время подводятся итоги, определяется лучшая группа и наиболее активные студенты. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|