Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностико-развивающего занятия





Группы первокурсников по маршрутной карте проходят следующие этапы диагностико-развивающего занятия:

ü «Школа полководцев»

Тактическая задача педагога: диагностика профессиональной направленности и развитие основных компонентов педагогических способностей.

Тактическая задача студента: учиться руководить другими людьми, ставить перед ними задачи и добиваться их выполнения.

ü «Штурм способностей»

Тактическая задача педагога: диагностика познавательных процессов; развитие памяти, внимания, мышления.

Тактическая задача студентов: развивать у себя способность быстро запоминать материал и решать логические задачи.

ü «Мобилизация эмоций и воли»

Тактическая задача педагога: диагностика эмоционально-волевой сферы; развитие невербальных средств передачи эмоций и чувств.

Тактическая задача студентов: учиться рефлексировать собственное эмоциональное состояние и состояние другого человека, развивать способность к концентрации воли.

ü «Мирные переговоры»

Тактическая задача педагога: диагностика коммуникативных способностей; развитие группового взаимодействия.

Тактическая задача студента: учиться общению и сотрудничеству в микрогруппе, развивать нерефлексивное слушание, эмпатию.

 

Процедура оценивания:

Студенты получают «Аттестационный лист кандидата в полководцы», где фиксируются набранные баллы по каждому этапу и подводится итог выполнения заданий. За каждое правильно выполненное задание студент получает 1 балл.

Работа группы оценивается по сумме индивидуальных баллов отнесенных к числу студентов в группе.

 

Время прохождения этапов – 30 минут.

 

Методы: упражнение, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.

 

Методики:

ü ДДО (Дифференциальный диагностический опросник) Е.А.Климова,

ü КОС (Коммуникативные и организаторские способности) по Д. Я. Райгородскому,

ü Тест «Сила воли» по Р. С. Немову,

ü Тест «Педагогические ситуации» по Р. С. Немову.

ü Тест на определение объема внимания по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко.

ü Тест на определение уровня развития зрительной памяти по М. В. Гамезо, И. А. Домашенко.

ü Развивающие игры по В.В. Петрусинскому.

 

Диагностический аспект занятия:

Диагностические материалы, полученные в ходе исследования, обрабатываются с целью получения психологических данных о первокурсниках 2002/2003 учебного года и разработки рекомендаций для преподавателей, работающих с первокурсниками.

Ход проведения:

I. Представление преподавателей и деятельности кафедры психологии.

II. Сообщение темы и цели занятия. Информационно-эвристическая беседа о героях Бородинской битвы 1812 года.

III. Вручение маршрутной карты группы и «Аттестационных листов кандидатов в полководцы».

IV. Проведение «Психологических баталий», выполнение комплекса диагностико-развивающих заданий:

Этап диагностико-развивающего занятия «Школа полководцев» вводит первокурсников в область Педагогической психологии и профориентации. Студентов знакомят с пятью выделяемыми профессиональными ориентациями: Человек-Человек, Человек-Образ, Человек-Знак, Человек-Природа, Человек-Техника. Студенты имеют возможность определить свою профессиональную направленность (с помощью методики ДДО), а также выявить уровень развития педагогических способностей.

Структура этапа:

1. Диагностика профессиональной направленности.

Цель: определить профессиональную направленность студентов.

Материалы: тест ДДО, бумага, ручки.

Ход исследования: Студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество баллов по каждой из пяти профессиональных направленностей, чтобы определить для себя основную. Результаты заносятся в аттестационный лист студента.

2. Решение педагогических ситуаций.

Цель: определить уровень развития педагогических способностей.

Материалы: тест «Педагогические ситуации» (Немов Р.С. «Психология т.3, с.429), бумага, ручки.

Ход исследования: Студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество полученных баллов, чтобы определить уровень развития своих педагогических способностей. Результаты обсуждаются с группой и заносятся в аттестационный лист студента.

3. Игра «Объясни без слов».

Цель: развивать навыки работы с аудиторией.

Инструкция: Из группы выбирается ведущий, которому дается задание без слов объяснить аудитории, что от нее требуется.

Примеры заданий:

1. Попросить одного участника группы выйти к доске и написать свое имя (число, месяц и т.п.);

2. Попросить всех встать и сесть;

3. Попросить достать из портфеля учебник (книгу) и открыть ее (закрыть книгу и убрать ее в сумку).

Этап диагностико-развивающего занятия «Штурм способностей» посвящена диагностике познавательных процессов студентов: внимания, зрительной памяти, логического мышления. Для этого используются таблицы, а также задачи на логику.

1. Диагностика внимания.

Цель: определить объем внимания.

Материал: таблица, листы бумаги, ручки.

Инструкция: Сейчас вам в течении 2 сек. будет показана таблица с картинками. Внимательно посмотрите на нее. После того, как таблица будет закрыта, напишите на бумаге все предметы, которые вы успели заметить.

Обработка результатов: Подсчитывается число точно воспроизведенных картинок, полученный результат заносится в аттестационный лист студента.

2. Диагностика зрительной памяти.

Цель: определить уровень развития памяти

Материал: таблица, листы бумаги, ручки.

Инструкция: На листе бумаги нарисуйте таблицу 4*4. Сейчас вам в течение 20 сек. будет показана таблица с картинками. Внимательно посмотрите на нее. После того, как таблица будет закрыта, в течение 1 минуты зарисуйте на бумаге все предметы, которые вы успели запомнить.

Обработка результатов: Подсчитывается число точно воспроизведенных картинок (1-5 – ниже нормы, 6-10 – норма, 11-16 – выше нормы). Результат заносится в аттестационный лист студента.

Л огические задачи:.

1. Женщина приходит к вам в группу и кому-то говорит: «Я тебе мать, но ты мне не дочь». Может ли это быть правдой? Почему?

2. У двух зрячих есть брат, но у него братьев нет. Как это понять?

3. У тракториста есть только один брат Андрей. Но Андрей отрицает, что у него есть брат. Почему?

4. Кирпич весит полкилограмма и плюс еще полкирпича. Каков его общий вес?

5. Имеет ли право мужчина-мусульманин жениться на сестре своей вдовы?

6. Вы входите в малознакомую затемненную комнату, в ней есть две лампы: газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь?

7. Из Москвы в Уфу вышел скорый поезд, одновременно ему навстречу из Уфы в Москву вышел пассажирский поезд, скорость которого в полтора раза ниже, чем у скорого. Какой поезд будет ближе к Москве в момент их встречи?

8. Под каким кустом сидит заяц во время теплого и мелкого дождя?

9. Быстро ответьте: «Горело семь свечей, ветер задул три из них. Сколько осталось свечей?»

10. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце и в каком году есть 29-е число?

Этап диагностико-развивающего занятия «Мобилизация эмоций и воли» посвящена ознакомлению с психологией эмоций и воли.

1. Игра «Угадай эмоцию»

Цель: развивать сензитивность к эмоциональным состояниям другого человека.

Инструкция: Группа разбивается на две подгруппы, в каждой выбирается ведущий. Он берет карточку с названием эмоции и невербально пытается передать эмоциональное состояние. Выигрывает подгруппа, угадавшая большее количество эмоций.

Эмоции: гнев, радость, горе, злость, раздражение, смущение, удивление, презрение, огорчение, страх, удовольствие, грусть, стыд.

Каждый студент, правильно назвавший эмоцию, получает один балл, вся группа получает общее количество баллов.

2. Игра «Назови больше песен».

Группе надо назвать как можно больше песен, в которых упоминаются названия эмоций. Каждый назвавший получает 1 балл. Игра идет до тех пор, пока называются песни. Группа получает общее количество баллов.

Например: «Вместе весело шагать по просторам…», «Не плачь, девчонка..», «Не надо печалиться – вся жить впереди…» и т.п.

3. Диагностика воли.

Цель: определить уровень развития воли.

Материалы: Тест на силу воли (Немов Р.С. «Психология т.3, с.450), бумага, ручки.

Ход исследования: студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество баллов. Результаты заносятся в Карточку студента.

4. Игра «Гляделки»

Цель: развивать волевые качества студентов.

Инструкция: Группа разбивается на пары, каждая пара играет в «гляделки» (кто кого пересмотри, не моргая), победившие получают по 1 баллу и объединяются в новые пары до тех пор, пока не определится 1 победитель.

Этап диагностико-развивающего занятия «Мирные переговоры» знакомит студентов с проблемами Социальной психологии – психологии общения и психологии групп.

1. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС)

Цель: определить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.

Материалы: тест КОС (Овчарова «Настольная книга психолога»), бумага, ручки.

Ход исследования: студентам предлагается ответить на вопросы теста, а затем подсчитать количество баллов. Результаты заносятся в аттестационный лист студента.

2. Игра «Оригинальное приветствие»

Цель: развивать спонтанность и сплоченность в группе.

Инструкция: Каждому участнику группы предлагается с помощью жестов и слов поприветствовать группу, стараясь сделать это оригинально, остальные члены группы должны как можно точнее повторить это приветствие.

3. Игра «Печатная машинка»

Цель: развивать сплоченность и внимательность в группе.

Инструкция: Группа, имитируя действие печатной машинки, должна напечатать стихотворение, которое заучивается группой. После этого группе необходимо договориться об условных обозначениях таких знаков, как запятая, точка, тире, пробел. Например, называя заглавную букву - студент встает; строчную – произносит сидя; пробел – встаёт вся группа; запятая – один хлопок; точка – топнуть ногами; тире – поднять руку вверх. Эти условные обозначения записываются на доске.

Упражнение заканчивается, когда весь текст будет «напечатан» без ошибок. Для «печати» предлагается стихотворение А. Барто:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мячик.»

 

Завершение диагностико-развивающего занятия.

На последнем этапе диагностико-развивающего занятия каждой группе предлагается, используя карандаши, фломастеры, мелки, создать групповой портрет, а также придумать девиз своей группы.

В это время подводятся итоги, определяется лучшая группа и наиболее активные студенты.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.