Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оформление отчета по педагогической практике





Приложение 1

Оформление отчета по педагогической практике

Отчет по любому виду педагогической практики следует представить в напечатанном и сброшюрованном виде (в папке).

Например:

1 лист - титульный. (Приложение 2)

2 лист – Дневник практики (Приложение 3)

3 лист (ы) – план конспект учебного занятия (в зависимости от вида практики) (Приложение 5)

4 лист (ы) – план конспект воспитательного мероприятия (Приложение 6)

5 лист – план диагностических мероприятий и их результаты (в зависимости от вида практики) (Приложение 7)

6 лист (ы) – карта-отчет о прохождении практики. (Приложение 8) 7. отчет руководителя практики. (Приложение 9) 8. Характеристика (пишется в свободной форме).

 

 

Приложение 2

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

(ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

(ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ)

 

Студент (ка)

Шифр зачетной книжки

Курс

Направление

Профиль

Место прохождения практики

 

Отчет выполнил (а) ()

Руководитель практики от МГУТУ ()

Руководитель практики ()

 

 

М.П.

Организации/

предприятия

 

 

Москва 20___ год

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

(ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

ОТЧЕТ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

(ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ)

Студента (Ф.И.О.)

Направление:

Курс:

Практику проходил (а) в:

Ответственный за практику:

Срок практики по учебному плану:

Назначен на должность:

 

Дата Содержание работы Сроки выполнения Форма отчетности Подпись руководителя
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Дата сдачи «___»___________20___ года. Оценка _______

Руководитель

Дополнения и рекомендации

 

Приложение 4

Критерии оценки деятельности студентов на педпрактике

На основании представленных документов и характеристик комиссия в составе заведующего кафедрой, преподавателей кафедры, руководителя практики проводит зачет с дифференцированной оценкой.

Оценка определяется на основе инструкции по педагогической практике студентов государственных университетов. Приказ Министерства образования РФ от 25. 03.2003 № 1154 (Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования пункт 3, абзац 17).

Оценка "5".

Студент самостоятельно и эффективно проводит работу с учащимися:

• определяет цели и ведущие образовательные задачи;

• целесообразно выбирает формы учебно-воспитательной работы и спосо­бы организации деятельности учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики работы студенческих коллективов. Учитывает уровень подготовленности, развития, обученности и воспи­танности учащихся, анализирует учебно-воспитательную работу;

• обладает организаторскими способностями преподавателя, широтой кругозора и эрудицией, умением использовать идеи педагогов-новаторов.

Оценка "4".

• В отдельных случаях студент показывает недостаточную глубину знаний по теории и методике учебно-воспитательнойработы, проявляет меньшую самостоятельность и творчество в подготовке и прове­дении работы с аудиторией;

• допускает незначительные ошибки в определении целей и выборе методов обучения и воспитания, затрудняется в решении педагогических задач.

Оценка"3".

• Студент затрудняется в определении целей и образовательных за­дач, выборе методов обучения и воспитания, допускает ошибки в планирова­нии и проведении мероприятий, не учитывает в достаточной сте­пени возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

• отсутствует инициатива, стремление использовать дополнитель­ные методические пособия.

Оценка "2".

• Студент не знает теории и методики учебно-воспитательной работы;

• отсутствуют необходимые организаторские способности, умение управлять работой коллектива, выдвигать перспективы, организовы­вать образовательную и самостоятельную деятельность учащихся, устанавливать с ними контакт;

• обладает недостаточно высоким уровнем общей и педагогической культуры, проявляет низкую активность, не умеет анализировать учебно-воспитательную работу с учетом предметного и воспитательного результата.

 


 

Приложение 5

Схема плана-конспекта учебного занятия

Дата ________________________

Тема учебного занятия__________________________________________

Тип учебного занятия __________________________________________

Цели занятия:

образовательные (обучение):__________________________

воспитательные:_____________________________________

развивающие:_______________________________________

Методический инструментарий (демонстрационный и раздаточный материал, ТСО, схема размещения записей, наглядных пособий, смена их на протяжении всего занятия)

Литература:

для педагога:______________________

для студентов:_____________________

 

Конспект занятия

 

Этап учебного занятия Время Методы обучения Основное содержание деятельность преподавателя Вопросы и задания для студентов
         
         

*Примечание.

1. Название и количество этапов зависит от типа учебного занятия.

2. Обязательно следует по ходу конспекта прописать задания, вопросы к студентам, выделить время использования наглядного материала, ТСО и пр.

3. Переход от этапа к этапу занятия целесообразнее выделить чертой или пробелом.


Пример оформления плана-конспекта занятия

Титульный лист

 
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО (ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)   План-конспект учебного занятия по предмету: Технологии профессионально-педагогического общения студентки 3 курса Ивановой Марии Ивановны (ДФО, СКР)     Преподаватель: Иванова П.Р. _________________________ (подпись) Руководитель практики: Петрова О.К. _________________________ (подпись)   Москва, 2017  


Дата 15.02.2010

Тема учебного занятия Коммуникативная компетентность специалиста

Тип учебного занятия Аналитическая лекция

Цели занятия:

образовательные (обучение): формировать знания студентов об общении как социально-психологическом механизме взаимодействия в профессиональной деятельности; раскрыть сущность разных видов и барьеров общения; развивать умения студентов характеризовать особенности вербального общения собеседников;

развивающие: развивать аналитическое мышление студентов; вербальное общение; нерефлексивное слушание;

воспитательные: воспитывать культуру коммуникативного общения.

 

Методический инструментарий:

Раздаточный материал: опорные схемы лекционного занятия (виды общения; структура общения, барьеры общения); бланки тестов.

ТСО: телевизор, видеомагнитофон.

Демонстрационный: учебный видеофильм «Тренинг по развитию вербальных средств коммуникаций».

Литература:

для педагога:

Панфилова А.П. Деловая коммуникация профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2004.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Академия, 1998.

для студентов:

Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск: Прогресс, 1992.

Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1996.

Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск: Прогресс, 1996.

 

Конспект занятия

 

Этап учебного занятия Время Методы обучения Основное содержание деятельность преподавателя Вопросы и задания для студентов
I этап Орг. момент 2 мин.   Сообщение темы и цели учебного занятия  
II этап Изучение нового материала 30 мин. Эвристи-ческая беседа     Частично-поисковый метод 1. Беседа со студентами о значении общения в жизни человека, его влиянии на статус и уровень компетентности.     2. Лекция по теме учебного занятия. Для рассмотрения общения как многогранного процесса, изучаемого разными науками: психологией, философией социологией, педагогикой, лингвистикой рассмотрим и сопоставим подходы названных наук к данному понятию.   3. Просмотр видеофильма.     (далее приводится текст лекции с указанием времени использования методического инструментария).   1. Как вы понимаете понятие «общение»? 2. Какие функции выполняет общение в жизни человека? 3. Какие цели преследуют люди вступая в общение друг с другом? 4. Влияет ли общение на статус и уровень компетентности? Каким образом, приведите пример.     Что общего в понимании понятия «общения»? На раздаточных блок-схемах прочтите и проанализируйте понятие данное различными науками. В чем различие?     (Приводятся вопросы для анализа фильма).
III этап Предварительное закрепление материала лекции 10 мин. Тестирование Студентам предлагается тест Тест прилагается.
IV этап Подведение итогов 3 мин. Обобщающая беседа Подведение итогов. Определение изученных дидактических единиц темы. 1. Назовите, кто из ученых занимался вопросами общения? 2. Что следует понимать под термином «общение»? 3. Какие рекомендации вы можете дать себе для повышения личностного и профессионального статуса в обществе по средствам общения? Задание для самостоятельной работы: прочитать и проанализировать книгу Эверета Шострома «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор».Разработать рекомендации для разных категорий людей по совершенствованию техники общения.

Приложение 6.

Организация планирования воспитательной работы

 

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом.

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятель­ность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 шаг — определение временного периода: какой период вре­мени необходимо спланировать (год, семестр, месяц и т. д.).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычле­нить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы пред­ставить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нуж­ное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складывать­ся, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланиро­вать занятие, тогда нужно представить, из каких общих бло­ков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирова­ние помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобально­сти и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (кол­лектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).

Структурирование поможет ответить на вопрос: какая ин­формация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, со­циальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того, педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

По сути, анализ не является шагом в планировании, это са­мостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как и другие. Ана­лиз готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое за­ершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. опреде­ляется база данных — отправная точка для моделирования де­ятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг — коллективное планирование, которое предполага­ет включение в процесс совместного поиска идей, предложе­ний всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются вза­имосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизи­руются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются эта­пы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педаго­ги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка вре­мени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодичес­ком планировании (на семестр), при краткосроч­ном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планиро­вании дня, конкретного дела).

Для этого необходимо определить систематичность анали­за и планирования конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»).

По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то на­правления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организаци­онную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1) подготовительный: определение предмета и отрезка вре­мени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опы­та, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планиро­вание, выбор содержания и средств, прогноз результатов, рас­пределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит, прежде всего, от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные тре­бования к формам планов, ких содержанию и т. д.). К приме­ру, педагог-новичок: он до конца не знает специфики учрежде­ния, образовательного процесса в нем; не знает, какие дети к нему придут заниматься, и т. д. Естественно, что ему трудно будет структурировать предмет планирования, даже сложно его определить. Следовательно, вначале значительное время у него займут подготовительный и аналитический этапы, а затем все остальные, когда он изучит специфику учреждения и деятель­ности,их условия, соберет всю необходимую информацию.

План — важная предпосылка успеха в воспитании учащихся в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.

В процессе планирования педагогический и студенческие коллективы находятся в неравных положениях. На их отно­шениях существенно сказываются различия социального ста­туса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовлен­ности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме).

Педагогический коллектив обеспечивает реализацию выше­изложенных требований к планированию, без которых не мо­жет правильно и целенаправленно осуществляться планирова­ние и учесть которые не всегда могут сами учащиеся. Педа­гоги способны предвидеть дальние перспективы и магистраль­ные пути развития системы воспитательной работы, учесть воз­можности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении учебного заведения. Они продумывают координа­цию усилий педагогического и студенческого коллективов в достижении поставленных задач. Педагоги помогают учащимся ознакомиться с передовым опытом работы образовательного учреждения, рай­она, города, страны, предусматривают сохранение и развитие традиций в коллективе, придают плану и планированию идей­ную направленность.

Руководящая роль педагогов в процессе планирования не означает, что учащимся отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу учащихся, органам самоуправ­ления; информация, полученная от учащихся, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на учащихся — учитывать и разви­ватьих потребности и интересы.

В процессе планирования педагоги и учащиеся проявляют и совершенствуют свое представление о содержании деятель­ности, лучше узнают друг друга, что является важнейшим ус­ловиемих дальнейшего взаимодействия и сотрудничества.

В зависимости от условий взаимодействие педагогического и студенческого коллективов в процессе планирования воспи­тательной работы может проходить на нескольких уровнях:

1 уровень — педагоги привлекают учащихся к планированию;

2 уровень — совместное планирование педагогов и учащихся;

3 уровень — педагоги помогают учащимся в планировании. На всех уровнях взаимодействие предполагает участие учащихся (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм рабо­ты, обсуждении планов.

Можно предложить педагогам следующие способы проведе­ния своих замыслов, идей в процессе планирования:

а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и за­мыслов;

б) выступление перед участниками планирования учащего­ся или взрослого, который был участником или очевидцем важ­ной для коллектива идеи, формы работы;

в) организация посещения, встречи с коллективом, где ап­робирована, реализуется необходимая и педагогически целе­сообразная идея;

г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

е) включение (внедрение) педагога в работу творческих по­исковых групп «на равных»;

ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсужде­ния плана;

к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

л) чтение и обсуждение литературы, которая может подска­зать нужную идею, замысел;

м) анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцен­тах и специально поставленных вопросах учащиеся и родите­ли выходят на нужную идею.

Процесс коллективного планирования воспитательной ра­боты в учебном заведении на учебный год можно представить следующими этапами.

1 этап — анализ опыта работы, осмысление его результа­тов, того, что достигнуто в развитии личности и коллектива. На этом этапе можно выделить две стадии: сбор информации и ее обработка.

2 этап — определение и формулировка воспитательных за­дач. Он неразрывно связан с первым, так как в ходе аналити­ческой работы определяются и окончательно формулируются задачи.

3 этап — коллективный поиск полезных дел, правильных действий, которые могут обеспечить достижение положитель­ных результатов, выполнение намеченного.

4 этап — отбор содержания и форм работы, обобщение пред­ложений членов коллектива и составление проекта плана вос­питательной работы. Целесообразно оформить проект в виде план-сетки, чтобы легче было представить загруженность пла­на, распределение дел по времени. Такая форма удобна и для ознакомления с проектом других членов коллектива. Состав­ляют план педагоги под руководством заместителя директора, привлекая актив учащихся, согласуя с ними органи­зационные вопросы.

5 этап — обсуждение и утверждение плана воспитательной работы со студенческим коллективом на педсовете (совете факультета, заседании кафедры).

6 этап — составление планов, обеспечивающих выполнение поставленных задач в области воспитания и реа­лизации намеченной работы с педагогическим коллективом.

 

День психологии

 

План-конспект

Пояснительная записка

 

Диагностико-развивающее занятие «Психологические баталии» проводится с первокурсниками в форме внеклассного мероприятия в рамках адаптационной недели кафедрой психологии Педагогического колледжа №9 «Арбат».

Адаптационная неделя 2007/2008 учебного года посвящается 190-летию Бородинской битвы 1812 года. Это событие значимо тем, что в нем принимали участие величайшие полководцы, граждане России, которые остались в памяти потомков как Патриоты, люди с высокой гражданской позицией, незаурядными способностями и личностными качествами, такими как мужество, ответственность, инициативность, альтруизм, честность, находчивость, умение в критической ситуации принять решение и повести за собой.

Основной задачей преподавателей психологии и социально-психологического центра «Защита» является развитие личностных качеств студентов, присущих Героям 1812 года, а также знакомство первокурсников с многообразным миром психологии, воспитание интереса к предмету, психологическим знаниям.

Диагностико-развивающее занятие состоит из активных форм проведения занятий: информационно-эвристическая беседа, тренинг, практикум, ролевая игра, при использовании методов самодиагностики, которые позволяют выявить наличие вышеперечисленных качеств личности «настоящего полководца, героя» у студентов.


М.Е.Салтыков-Щедрин

Вид занятия: беседа, тренинг, ролевая игра, практикум.

Цель воспитания (для преподавателя):

ü Создание здоровьесберегающего пространства по формированию психического здоровья первокурсников.

ü Развитие у студентов коммуникативной культуры, формирование навыков взаимодействия внутри новой учебной группы.

ü Выявление уровня развития эмоционально-волевой сферы, психических познавательных процессов, способностей к педагогической деятельности, профессиональную направленность студентов.

Цель развития (для студентов):

ü Выявление и осознание собственных способностей и качеств личности.

ü Учиться взаимодействию внутри новой учебной группы.

ü Рефлексировать эмоционально-волевые состояния как собственные, так и других людей.

 

План диагностико-развивающего занятия

 

1. Организационный этап.

2. Знакомство с преподавателями и деятельностью кафедры психологии.

3. Сообщение темы и цели занятия.

4. Вручение маршрутной карты группы и «Аттестационных листов кандидатов в полководцы».

5. Проведение «Психологических баталий», выполнение комплекса диагностико-развивающих заданий.

6. Подведение итогов, награждение победителей «Психологических баталий».

Методический инструментарий:

ü государственная символика

ü портреты героев Отечественной войны 1812 года

ü диагностические таблицы

ü тестовые методики

ü листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры, пастельные мелки

ü маршрутные карты

ü аттестационные листы


Литература

для преподавателей:

1. Воронцов В. Симфония разума. – М., 1980.

2. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.

3. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн. 3 – М., 1995.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. – М., 2002.

6. Практическая психодиагностика /Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара, 1998.

7. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. – М., 1998.

для студентов:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2002.

2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. – М., 2002.

3. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1994.

4. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1986.

5. Филатова Е. Соционика для вас. – СПб., 1994.

Приложение 7

Формы аналитической деятельности студента

 

Педагогическая практика — особое пространство для группового анализа педагогической деятельности.

При групповом анализе возможен более глубокий подход к оцен­ке действий преподавателя и студентов, более объективная самооценка. Можно не согласиться с мнением одного человека, но нельзя не со­гласиться, когда на те или иные недостатки указывают все.

Весьма целесообразны взаимопосещения учебных занятий. Анализ занятий, коллег в присутствии практикующих преподавателей методистов, коллег-практикантов — хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим. Замечания и рекомендации преподавателю-практиканту должны быть четко сформулированы.

Представим некоторые виды анализа занятий, которые наиболее целесообразно применяли, в образовательном учреждении при организации педагогической практики студентов.

 

Поэтапный анализ урока

Поэтапный анализ занятия — в процессе наблюдения попутное комментирование хода занятия. Самоанализ и анализ учебного занятия осуществляются по одной схеме:

• начало учебного занятия, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учащихся. Анализ занятия завершается общей оценкой успехов и неудач, советами по улучшению приемов и способов проведения отдельных элементов занятия.

Комплексный анализ занятия

Наиболее сложен и целесообразен с целью обмена опытом. При таком анализе предлагаются конкретные задания каждому посетителю учебного занятия (студенту-практиканту, преподавателю и т.д.):

Содержание комплексного анализа занятия может быть различным. В.П. Симонов, М.Н. Скаткин указывают на некоторые его направления.

1-е направление — анализ выполняемых студентом-практикантом задач

• учет и отражение принципов обучения в содержании, и методике

• работы преподавателя;

• содержательность дидактических и воспитательных задач занятия;

• способы активизации познавательной деятельности студентов

• на разных этапах занятия;

• методы и формы стимулирования ответственного отношения

• учащихся к учебному труду;

• объективность оценки знаний, умений, навыков;

• методы и формы взаимосвязи теории с практикой;

• сочетание содержания и методов обучения;

• применение традиционных и инновационных видов обучения

• технических средств;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей,возможностей

и способностей учащихся.

2-е направление анализ воспитательного влияния занятия:

• что на занятии служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации;

• как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, образовательного учреждения, группы;

• каковы воспитывающие отношения между учащимися, между

• преподавателем и учащимися;

• насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.

3-е направление — анализ педагогических возможностей и особенностей студента-практиканта:

• какие его личностные качества проявлялись на разных этапах занятия

(педагогическая этика и, культура, внешний вид, эстетика одежды

преподавателя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть

аудиторию, активизировать и мотивировать труд студентов, определять типич­ные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего

труда и итоги обучения студентов, вносить коррективы).

4-с направление — анализ деятельности учащихся на учебном занятии:

• учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости студентов, результатов предшествующих занятий, работоспособности учащихся на занятии, умения мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь одногруппнику;

• уровень устойчивости интересов, развития речи, умения приме­нять теорию на практике и др.

Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение — важное условие органического включения анализа работы преподавателя в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Приложение 8

Карта - отчет

1.Студент (ФИО)__________________________________________________

2. Институт_______________________Кафедра_______________Курс______

3. Руководитель (ФИО)______________________________________________

4. База практики____________________________________________________

5.Сроки прохождения практики с_____________________по_______________

6. Количество посещенных занятий____________________________________

7. Количество проведенных учебных занятий____________________________

Из них:

Лекций__________________

Семинаров_______________

Практических занятий_____________

8. Название учебных дисциплин______________________________________

9. Темы проведенных занятий_________________________________________

10. Трудности, возникшие в ходе организации и проведении учебного занятия____________________________________________________________

11. Опыт, каких преподавателей использовался_________________________

12. Воспитательное мероприятие: Название_____________________________

Тема_____________________________Курс_______________Дата__________

13. Какие знания, умения, навыки приобретены в процессе педпрактики_______________________________________________________

14. Предложения по совершенствованию содержания и организации педпрактики_______________________________________________________

 

Дата_______________________

Подпись студента________________________

Подпись руководителя______________________


Приложение 9

 

Приложение 10

Список литературы, рекомендуемый для использования при подготовке к практике

Основной

1. Гриценко Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход 6 учеб. пособие/ Л.И.Гриценко- М.: Академия, 2008-240с.

2. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум: учебное пособие- 3-е изд.- М.: Академия,2008- 256с.

3. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие – 3-е изд.- М.: Академия,2008-368с.

4. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие / под ред. Сластенина- 5-е изд.-М.: Академия,2009- 224с.

5. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учебное пособие - М.: Академия,2008-352с.

Дополнительный

6. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика.-М.: «Владос-пресс», 2001.-336с.

7. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-80с.

8. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. –М.: «Флинта», 1998.-240с.

9. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-128с.

10. Дневник индивидуальной воспитательной работы с учащимися / Состав. В.Я.Назмутдинов.- Чебоксары: изд-во «Клио», 1994.

11. Ермалаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования.- М.: изд-во «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288с.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: «Логос», 2000.-384с.

13. Морозова О.П. Педагогический практикум: учебные задания, задачи и вопросы: учеб. пособие/ В.А. Сластенина - М.: Академия,2000-316с

14. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем.-М.: ТЦ «







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.