Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Посуда бывает разной»





Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного обще­ния детей. Вовлекать их в речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать задавать вопросы. Уточнить значение слов, обозначаю­щих предметы посуды, и обобщающее наименование «посуда». Ак­тивизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль».

Материалы, инструменты, оборудование. Предметы посуды: кас­трюля, ложка, вилка, тарелка, солонка. Картинки с изображениями предметов кухонной, столовой и чайной посуды. Мел, наборное по­лотно, метка.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям послушать рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все пробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушки­ном капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы приме­ряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней и подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

Машенька!Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

Мы и не заметили, как Мария выросла. Не только пол метет, но
и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают1.

После чтения рассказа педагог спрашивает детей:

— Как Маша пыталась стать взрослой? Что она для этого делала?
- Почему мама и папа подумали, что Маша становится большой?

1 Книга для чтения в детском саду и дома: 2—4 года / Сост. В. В. Гербоваидр. — М.: Оникс, 2005. С.203.


— Хотите послушать еще раз, каким словами заканчивается рас­
сказ? (Зачитывает два последних абзаца.)

— Какие еще дела можно сделать, чтобы о мальчике или о девочке
сказали, что они взрослые?

Воспитатель выслушивает рассуждения детей, обобщает и расши­ряет их ответы. (Дети могут убрать игрушки, полить цветы, помочь пропылесосить и постирать, застелить постель.)

Затем педагог предлагает детям произнести чистоговорку:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Галя в кухне прибрала. Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Это взрослые дела.

Повторяют чистоговорку 3-4 раза в умеренном темпе, негромко, помогая себе пальцами рук. Затем педагог говорит детям:

— Мыть посуду — очень взрослое дело. А вы моете посуду? Ка­
кую? (Выслушивает ответы детей.)

После этого организуется игра «Угадай по описанию». Педагог опи­сывает предметы посуды, а дети угадывают, что это:

— Кашу и суп зачерпнет и отправит в рот. (Ложка.)

— Отправит в рот омлет и пару вкусных котлет. (Вилка.)

— У нее есть две ручки и крышка. Ее ставят на огонь и варят в ней
бульон. (Кастрюля.)

— В нее борщ и щи наливают и на стол выставляют. (Тарелка.)

— Бывает разной: стеклянной, деревянной. Всех привечает, солью
угощает. (Солонка.)

По мере отгадывания загадок-описаний педагог выставляет на стол предметы посуды. Затем с этими предметами организуется игра «Угадайка».

Воспитатель загадывает предмет, просит детей закрыть глаза и подкладывает под него метку. Чтобы отгадать, какой предмет загадал воспитатель, детям надо задавать о нем вопросы, например:

— Этот предмет металлический? Он деревянный? В него кладут
соль? И т. п.

Следующую загадку загадывает тот, что отгадал предмет. Очеред­ность в игре, таким образом, устанавливают сами дети. После игры педагог спрашивает детей:

— Как назвать одним словом тарелку, солонку, кастрюлю?

— Зачем нужна посуда?

Обобщает ответы детей: посуда нужна, чтобы из нее есть и в ней готовить еду.


Предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихо­творение Б. Заходера «Повара»'.

Воспитатель спрашивает детей, в чем же этот секрет. Почему очень трудно готовить обед, когда готовишь его сам? Выслушивает рассужде­ния детей и обобщает их ответы. (Чтобы было легко готовить обед, надо хорошо уметь это делать: мыть овощи, чистить, резать, тереть, жарить.)

Затем педагог говорит детям, что обед готовят в посуде. Эта по­суда называется кухонная. Спрашивает, какую кухонную посуду они знают? Задает наводящие вопросы: в чем варят суп? Жарят котлеты? Моют овощи?

Объясняет детям, что посуда, в которой подают к столу обед, на­зывается «столовая посуда». Спрашивает, какую столовую посуду дети знают? В чем подают к столу суп? Из какой посуды едят первое блюдо? Второе?

Затем воспитатель напоминает детям, что чай пьют из чайной по­суды, и спрашивает, какую чайную посуду они знают. В чем подают к столу сахар? Хлеб? Из чего пьют чай? В чем заваривают чай?

В процессе беседы воспитатель демонстрирует картинки, на кото­рых изображены предметы посуды. Дети рассматривают их.

В завершение занятия проводится игра с мячом. Дети встают в круг, и педагог объясняет им правила игры: «Я буду бросать мяч и на­зывать слово. Если это слово подходит к посуде, надо перекинуть мяч и согласиться — да, столовая; да, чайная. А если не подходит, ска­зать — нет, не пушистая; нет, не дождливая.

В игре используются слова: новая, старинная, красивая, молодая, чистая, грязная, дорогая, воздушная, кофейная, кухонная, фарфо­ровая, шерстяная, деревянная, пластмассовая, морская, стеклянная, глиняная, керамическая, кружевная, кислая, хрупкая, бьющаяся.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Чудеса, да и только»

Наталья Абрамцева

Задачи. Развивать интерес детей к художественной литературе, желание слышать новые произведения. Учить вслушиваться, вникать в смысл прочитанного. Приобщать детей к фантазированию с опорой на литературный текст.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показы­вает на чайный сервиз, стоящий на столе, и спрашивает детей, что это. Предлагает рассмотреть, что в нем есть, называя каждый пред­мет и вспоминая, для чего он нужен. Последней рассматривается сахарница.


 


412


Заходер Б. Моя Вообразилия. — М.: Оникс, 2005. С. 18.


Педагог предлагает детям сесть поудобнее и послушать сказку про одну старую сахарницу1, которую написала детская писательница Наталья Корнельевна Абрамцева. Читает текст произведения, пока­зывая иллюстрации книги по ходу чтения.

После чтения воспитатель беседует с детьми примерно так:

— Какая удивительная история произошла со старой сахарницей?
Кто в ней поселился? Кем же были эти Струмышки?

Дети могут давать свое описание, не всегда совпадающее с текс­том. Педагог поддерживает это, стимулируя и других детей рассказать о своих собственных представлениях. Дети этого возраста склонны повторять ответы других детей. Тогда можно попросить детей за­крыть глаза, представить свою Струмышку и рассказать, какая она. Хорошо, если представления детей будут разными, тогда воспитатель подчеркивает, что Струмышки — это сказочные, придуманные су­щества. После обсуждения воспитатель еще раз зачитывает описание Струмышек из текста сказки и спрашивает:

— Вспомните, в какой семье произошла эта история, кто в ней
был? Чем занималась мама? Что любил делать папа?

— Какие чудеса стали твориться в доме после появления Стру­
мышки?

При этом воспитатель направляет обсуждение каждого события: как у папы вертолет превратился в лягушонка из золотых пылинок; как костюм, сшитый мамой, стал бальным платьем феи; на столе у девочки появился букет из невиданных золотисто-желтых цветов.

— Как вы думаете, Струмышка была доброй или нет? Веселой или
печальной? (Выслушивая высказывания детей, педагог помогает им
найти подтверждения, рассуждая, что мама и папа не обиделись на
Струмышку за ее чудачества, а, наоборот — удивились этой неожи­
данности, даже любовались, радовались и забавному лягушонку, и
бальному платью, и золотым цветам в вазе.)

— А если бы вы превратились в такую Струмышку, какие бы вол­
шебства вы сделали, чтобы удивить и порадовать кого-нибудь?

После ответов детей, воспитатель обращает внимание, что все де­тские «волшебства» тоже были добрыми, значит дети — добрые люди.

Заканчивая занятие, воспитатель еще раз зачитывает последние фразы сказки: «Вот и кончились странные неожиданности в этом доме...»

Последующая работа. Педагог может в свободное время смасте­рить струмышек из кусочков меха или ткани, перевивая ткань нитка­ми (см. рисунок), и предложить детям придумать с ними свои игровые сюжеты.

Текст сказки Н. Абрамцевой можно найти на сайте: http://www.strumishka.narod


МАРТ. 25 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Дети продолжат знакомс­тво с творчеством К. И. Чуковского, одним из ярких событий станет чтение сказки «Путаница». Педагог будет стараться вызвать у детей веселый эмоциональный отклик на юмористические ситуации, сти­мулировать возникновение игр-придумок, игр-шуток, в которых они смогут видоизменить сюжет, добавить новых героев, воплотить свои замыслы в рисунке. Герои «Путаницы» — лисички, которые зажгли море, помогут педагогу с детьми вспомнить правила безопасного поведения, обсудить, почему нельзя одним зажигать спички, какие опасности подстерегают на кухне, что делать, если случится пожар и пр. Так воспитатель будет вовлекать детей в содержательное обще­ние, учить их рассуждать. Формированию представлений о безопас­ном поведении будет способствовать и чтение художественной лите­ратуры вне занятий.

По мотивам русской народной потешки «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом» дети слепят объемную коллективную ком­позицию. В процессе этой работы воспитатель будет развивать у них инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и вза­имопомощи, умение распределять работу и следовать замыслу. По­лучившийся макет обогатит предметно-игровую среду, дети смогут использовать его в самодеятельной игре, проигрывая услышанные сюжеты и придумывая новые повороты событий.

На занятии по конструированию дети будут учиться обследовать образец постройки, конструировать трамвай по образцу и преобразо­вывать его по условиям, пристраивая и надстраивая теми же деталя­ми, что использованы в образце.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Огонь». 2. Физкультура № 25.1. Разучивание тех­ники метания в вертикальную цель. За­крепление умения ходить по наклонной поверхности. Развитие гибкости: комп­лекс ОРУ с мячами.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Прятки». Игры по инициативе детей.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
После сна Чтение стихотворения С. Маршака «По­жар».
  Вечер Экскурсия по детскому саду, знакомство с противопожарными устройствами. Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Тили-тили-тили-бом» 2. Музыка № 25.1. Слушание музыки: «Про водичку» (муз. В. Жубинской, ел. И. Михайловой). Пение: «Про водич­ку» (муз. В. Жубинской, ел. И. Михай­ловой); повторение песен по желанию детей. Игра на детских музыкальных инс­трументах: Р. Леденев, «Дождь идет». Музыкальное движение: этюд «После дождя» (венг. нар. мелодия) (повтор, мл. группы).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки С. Козлова «Доверчивый ежик».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Художественная литература. «Путани­ца» (Корней Чуковский). 2. Рисование. «Путаница-перепутаница»
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Дай кролику морковку». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения К. Чуковского «Радость».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из строительного материала. «Трамвайчики».

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    2. Музыка № 25.2. Пение: «Про водич­ку» (муз. В. Жубинской, ел. И. Михайло­вой); «Чудо-крыша» (муз. Т. Назаровой-Метнер). Музыкальное движение: этюд «Игра с водой» (франц. нар. мел.); игра с пением «Веселись, детвора!» (эстонская детская песенка в обр. Т. Попатенко, рус. текст и движения М. Черницкой).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Дай кролику мор­ковку», «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения А. Усачева «По­ливальная машина».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Разноцветные огонь­ки». 2.Физкультура № 25.2. Закрепление уме­ния ползать между предметами в сочета­нии с другими видами движений. Повто­рение техники метания в вертикальную цель. Развитие силы: подвижная игра «Бой петухов».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Не опоздай», «Зайцы и волк». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказок А. Усачева «Про умную собачку Соню».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. На второй неделе весны дети, в зависи­мости от природной зоны, в которой они проживают, наблюдают за изменениями снежного покрова, отмечают, что снег становится бо­лее рыхлым, влажным, меняет свой цвет, солнце светит чаще и все выше поднимается вверх на небе (на севере отмечают изменение со­отношения дня и ночи), наблюдают за таянием снега, лужами. Вос­питатель обращает внимание на то, что днем бывает намного теплее, чем ранним утором и вечером. Дети выясняют, прилетают ли птицы



на кормушки; рассматривают через лупу, трогают почки деревьев, кустарников, нюхают их. Воспитатель обращает внимание на то, что почки стали больше, чем были зимой, они сильно пахнут. Дети ищут на коре деревьев влажные участки, капельки, потеки. Воспитатель объясняет, что эту «водичку» из земли для дерева достают корни. Люди говорят, что весной на стволе деревьев можно найти капельки сока. Дети внимательно обследуют кору березы, воспитатель расска­зывает, что иногда люди весной собирают березовый сок, для чего де­лают разрезы на коре и собирают сок в баночки. Когда баночку уби­рают, из «ранки» на стволе продолжает течь сок, дерево болеет. Так делать нельзя, березки нужно беречь, они так красивы, они делают наш воздух чище, к ним прилетают птицы.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Дети сажают овес, лук, петрушку, другие растения и наблюдают за их развитием. Две одинаковых по внешнему виду луковицы высажива­ют в одинаковые по размеру баночки и ставят рядом на окне. При этом в одну баночку воду наливают, а в другую — нет. По окончании опыта воспитатель обсуждает, почему у одного лука (в баночке с во­дой) появились зеленые стрелки, а у другого — нет.

Воспитатель выкладывает на подносе картофелины для наблюде­ний за появлением у них проростков.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.

Содержание образовательной работы на этой неделе благоприятно для развития фантазии детей, их творчества. Произведение К. И. Чу­ковского «Путаница» может вызвать эмоциональный отклик, воз­никнут игры-придумки, игры-шутки, в которых каждый герой захо­тел быть кем-то другим. Не обязательно точно воспроизводить со­держание стихотворения, можно побуждать к придумыванию разных небылиц, не свойственных герою действий, совмещение реальных и фантастических событий и персонажей, взаимодействующих в самых неожиданных ситуациях. Это будет создавать веселое настроение. Воспитателю стоит поддерживать эти придумки и самому включаться в процесс творчества.

Необходимо помнить, что ребенку этого возраста не всегда легко придумать самому действие «наоборот», а гораздо легче осуществить его правильно, в соответствии со своими представ­лениями. Воспитатель помогает детям, опираясь на тексты сти­хотворений-путаниц, как на образец, но показывая и противо­положные действия, причем многим детям может понадобиться и объяснение. Например, воспитатель напоминает строки из стихотворения: «рыбы по небу летают» и спрашивает детей: «Ой, рыбки-то раньше плавали, а теперь все наоборот — летают! А улитки? Они обычно ползают, а сейчас, наверное... прыгают! А лягушки — как вы думаете? Кто тут у нас лягушка — ты, Коля?


Что лягушки будут делать, когда все перепуталось? Правильно, по деревьям лазают! А еще кто что придумает? Ты мышка? Ты свинка? Как ты разговариваешь, когда все перепуталось?» Это помогает детям осознать понятие «наоборот» и в дальнейшем са­мостоятельно играть в «путаницу».

Возможно, кого-то из детей заинтересует занятие по лепке про Кошкин дом. Если персонажей, вылепленных на занятии, объеди­нить на общем макете, может получиться игровая ситуация для раз­вертывания самодеятельного сюжета с ними. Дети могут вылепить и других персонажей, прибежавших на помощь кошке. Свои поделки дети с удовольствием могут использовать в играх. Они обогащают предметно-игровую среду.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Огонь»

Задачи. Познакомить детей с огнем, пламенем, светом, электри­чеством. Подвести к необходимости аккуратно обращаться с огнем и электричеством, довести до сознания детей, как важно безопасное поведение. Познакомить с людьми и службами, которые отвечают за безопасность.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением пожарной машины и пожарного в форме, огнетушителя. Не­большие кусочки бумаги, ткани, дерева и пластмассы, спички, зажи­галка. Увеличительное стекло (лупа).

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадыва­ет детям загадку (в случае затруднения дает ответ сам):

Поселились в теремок — Очень тесный коробок — Опасные сестрички — Тоненькие... (спички).1

Педагог спрашивает детей, что такое спички, зачем они нужны людям. (С помощью спичек зажигают свечки, газ в кухонной плите, Дрова в костре или печке.) Обсуждает с ними, почему со спичками нельзя шутить, нельзя играть, напоминает, что огонь очень горячий, он может больно обжечь. Вспоминает с детьми, как еще можно за­жечь огонь (с помощью зажигалки).

На безопасном расстоянии от детей с соблюдением мер предосто­рожности воспитатель показывает, как быстро вспыхивает и загора­ется от огня спички бумага, ткань, деревянный карандаш, начинает

1 Автор - А. Аркадьева.


 




т


плавиться пластмасса. Вместе с детьми делает вывод, что от огонька спички или зажигалки могут быстро загореться разные предметы и начаться пожар. Рассказывает, что нельзя опрокидывать горящую свечу, помещать близко к лампе накаливания занавески, класть плас­тмассовые, бумажные, деревянные предметы близко к пламени, на­пример, плиты.

Предлагает детям послушать, что случилось однажды с девоч­кой Леной (зачитывает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар»1 от слов «Мать на рынок уходила...» до слов «Вынес Лену из окна».)

Воспитатель спрашивает детей, поняли ли они, как пожарные потушили пожар, делает вывод, что обычно огонь можно потушить водой. Педагог рассматривает с детьми изображения пожарных в форме, спрашивает их, зачем нужны пожарным каска и рукавицы.

Затем показывает детям иллюстрации с изображением пожар­ной машины, обсуждает, зачем нужен шланг, почему у пожарной машины есть лестница, когда она может понадобиться. Рассказы­вает, что когда пожарные машины спешат на пожар, они включают мигалку и сирену, чтобы другие машины видели и слышали их и уступали им дорогу. Спрашивает у детей, почему у машины крас­ный цвет.

Объясняет, как можно выжигать при помощи увеличительного стекла. При возможности, показывает, как работает выжигательный прибор, как создаются узоры на дереве.

Рассказывает, что каждый год от пожаров погибает много леса: если в лесу остается непогашенный костер, кусок стекла, который действует, как увеличительное стекло, дымящийся окурок сигареты, то в сухую погоду легко может возникнуть пожар. К тушению при­влекают вертолеты, сбрасывающие воду. Место, которое горит, пы­таются огородить от других частей леса, выкапывая канавы. Поэтому, уходя из леса, нужно быть аккуратным и обязательно проверить, не остался ли непогашенным огонь.

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что огонь при­носит много пользы людям, он согревает, дает свет, на огне можно приготовить еду, но обращаться с огнем нужно очень осторожно. На­поминает о правилах поведения: дети не должны сами брать спички или зажигалки, играть с ними.

Последующая работа. Воспитатель проводит с детьми экскурсию по детскому саду, показывает им противопожарные устройства, кото­рые есть в детском саду. На прогулке объясняет детям, как пользуют­ся огнетушителем, где хранится песок, лопата, шланг.


ЛЕПКА «Тили-тили-тили б ом!»

Задачи. Учить детей создавать в сотворчестве с педагогом и друг с другом коллективную композицию по мотивам знакомого литератур­ного произведения. Вызвать интерес к лепке животных по своему вы­бору и включению их в единый сюжет. Инициировать поиск способов лепки для передачи образов. Показать способ лепки огня (пожара) из пластилиновых жгутиков и лент разного цвета (красного, желтого, оранжевого, коричневого). Формировать навыки сотрудничества, уме­ние распределять работу и следовать замыслу. Развивать чувство фор­мы и композиции. Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, крышка от картонной коробки для создания коллективной композиции, силу­эт кошкиного дома с прорезной дверцей и окошком, пластилиновая кошка с выпученными глазами.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям потешку «Тили-тили-тили-бом»:

Тили-тили-тили-бом. Загорелся Кошкин дом! Загорелся Кошкин дом, Идет дым столбом! Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом. А лошадка — с фонарем, А собачка — с помелом, Серый заюшка — с листом, Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!'

Педагог показывает детям основу для коллективной компо­зиции с силуэтом или макетом Кошкиного дома, созданным из картона или картонной коробки. Прикрепляет к окошку и крыше несколько пластилиновых струек дыма и огня, повторяет первые строчки потешки:

— Тили-тили-тили-бом,

Загорелся Кошкин дом...


 


1 Маршак С.Я. Детям / Сказки, стихи, загадки, песни. — М.: «Планета детства», 2006. С. 145.


1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 107.


 





 

Последующая работа.Обыгрывание содержания потешки с плас­тилиновыми фигурками в коллективной композиции.

Показывает, как пластилиновая кошка выскочила из дома с вы­пученными глазами: «Кошка выскочила, глаза выпучила». Ставит кошку рядом с домом. Продолжает лепить пожар из пластилино­вых жгутиков и лент (сплющенных столбиков) разной длины и ширины, извивая и скручивая их между собой. Вовлекает детей в лепку пожара, который постепенно охватывает весь Кошкин дом. Дети самостоятельно лепят свои струйки дыма и огня (раскатыва­ют валики и жгутики, некоторые из них сплющивают, скручивают, свивают и переплетают между собой), затем прикрепляют к кар­тонному домику, размещая на окнах, крыше, трубе, стенах или на земле возле дома. Воспитатель поощряет самостоятельные находки детей.

Затем педагог говорит, что так скоро сгорит весь Кошкин дом вместе со всем добром. И предлагает детям слепить разных животных, которые примчались, прилетели, прискакали, приползли на помощь Кошке. Спрашивает, кто это может быть (курочка, уточка, цыпленок, мышонок, лягушонок, жук, бабочка, зайчик, овечка и т. д.), и как они будут тушить пожар. Дети называют разные предметы, в которых можно принести воду для тушения пожара (миска, кружка, ведро, шланг, чайник, бутылка и пр.).

Педагог начинает лепить курочку с ведром. Дети обдумывают свои замыслы и включаются в общую работу — самостоятельно ле­пят разных животных. Мелкие предметы, которые нужны животным для тушения пожара, педагог может слепить сам и предложить детям на выбор или советует изготовить из мелкого бытового и бросового материала (колпачок фломастера, скорлупа грецкого ореха, шапочка желудя, наперсток, крышечка от флакона и т. д.). По мере готовнос­ти дети приносят лепные фигурки на основу для коллективной ком­позиции и стараются разместить так, чтобы передать их движения: как животные спешат потушить (залить водой) Кошкин дом. Вос­питатель помогает распределить фигурки по всему свободному про­странству, комментирует: «Зайчик быстро прискакал, принес водицы в капустном листочке. Бабочка прилетела и крылышками замахала — быстро-быстро. Мышонок прибежал и в хвостике принес мисочку водицы...» Детям, которые раньше других справились с заданием, советует слепить что-нибудь еще в помощь для тушения пожара, на­пример, лужицу или ручеек.

Педагог знакомит детей с разными приемами размещения пласти­линовых фигурок в трехмерном пространстве: например, бабочку и птичку укрепляет на трубочках для коктейля или зубочистках, кото­рые втыкает в пластилиновые шарики (кочки), чтобы передать полет над землей. По мере заполнения композиции педагог начинает сни­мать некоторые струйки дыма и огня и предлагает порадоваться, что зверушкам удается ловко тушить пожар. Обращает внимание детей на нравственную сторону характеров и поведения животных (добрые, отзывчивые, смелые, дружные).


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «П у т а н и ц а»

Корней Чуковский

Задачи. Знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Разви­вать способность внимательно слушать, чувствовать рифму, пони­мать юмор стихотворения. Вызвать желание поиграть «в путаницу». Учить детей показывать того или иного персонажа через его харак­терные движения.

Материалы, инструменты, оборудование. Шапочки-маски или бу­мажные ободки на голову с изображением персонажей (по 2 штуки): котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, кит, крокодил, ерши, лягушата, птицы, лошади, мухи. Игрушки, похожие на бочонок, ковш, шланг, ушат. Кусок синей ткани — «море», бумаж­ный ободок с изображением языков огня.

Содержание образовательной деятельности. В гости к детям при­ходит «заинька-паинька» (мягкая игрушка зайца), который прино­сит несколько детских книг с уже знакомыми детям произведения­ми К. И. Чуковского. Он говорит детям, что принес для них книги своего любимого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Показывает книги. Воспитатель говорит, что дети тоже любят и зна­ют эти произведения, спрашивает детей, помнят ли они, как назы-


 




ваются книги, про кого в них рассказывается. Замечает, что одна из книг — новая, еще не знакомая детям. Показывает им обложку кни­ги и спрашивает: «Интересно, о чем эта книга?». Дети по обложке и другим картинкам пытаются угадать. Воспитатель разыгрывает не­доумение и говорит, что ничего не может понять: на картинках на­рисованы рыбы, гуляющие по улице с зонтиками, жабы, летящие по небу — все перепутано. Заинька говорит, что книжка так и называ­ется — «Путаница»1 и предлагает ее прочитать. (Воспитатель читает текст книги, сопровождая чтение показом иллюстраций.) После чтения воспитатель задает детям вопросы:

—Какая путаница произошла однажды у зверей?

—Кто из них первым не пожелал говорить как обычно? (После
ответов детей зачитывается фраза из текста: «Замяукали котята: /«На­
доело нам мяукать! /Мы хотим, как поросята, / Хрюкать!»)

—За котятами и другие звери решили немного пошалить — что
стали делать? (Опираясь на картинки, дети вспоминают текст произ­
ведения и передают его своими словами.)

—Кто из зверей не захотел шалить? Что он делал? (После ответов
детей воспитатель обращается к заиньке, гладит его, называет «па­
инькой», поясняет детям, что это слово обозначает — очень послуш­
ный, поступающий правильно.)

—А как произошла беда и загорелось море? (После ответов детей
из какого-то укромного места «выглядывают» лисички — 2 мягких
игрушки. Воспитатель приглашает их к детям, журит за их поступок.
Предлагает детям сказать лисичкам, что спички — это не игрушка и
баловаться ими нельзя.)

—Как тушили пожар на море? Кому удалось его потушить? (Дети
вспоминают текст своими словами, а воспитатель частично зачиты­
вает. Подводит их к выводу, что так на самом деле не бывает, это шут­
ка.)

—Как вы думаете, будут звери еще так шалить?

Педагог показывает детям иллюстрации к книге, спрашивает, ка­кие моменты изображены на них, какой из рисунков им особенно нравится.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть в «Путаницу». Вно­сит шапочки-маски и некоторые элементы костюмов. Желающие поиграть дети выбирают роли и группируются: «котята», «лягушата», «утята» и пр. Готовятся средства пожаротушения: шланг, бочонок, ушат, ковшик, тазик и др. предметы. На полу воспитатель расстилает кусок синей ткани — «море», кладет «огонь» в виде ободка, выре­занного из бумаги и раскрашенного. Педагог еще раз читает текст стихотворения, дети подключаются с импровизированными движе­ниями и звукоподражаниями своих персонажей. В заключение об­суждает.

1 Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1981. С. 85.


 


РИСОВАНИЕ «П утаница-перепутаница»

Задачи. Вызвать у детей интерес к сюжетному рисованию по мо­тивам шуточного стихотворения и созданию коллективного альбома рисунков-шуток. Учить выбирать из текста один эпизод и передавать событие графическими средствами. Формировать композиционные умения — размещать изображение по всему пространству листа бу­маги, расположенного вертикально. Развивать чувство юмора. Вос­питывать самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа. Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Путаница».

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цвета одного размера (формат А4), художественные материалы на выбор — краски и кисти, цветные карандаши, фломастеры, иллюс­трации к стихотворению К. И. Чуковского «Путаница», самодельная обложка для оформления детской книжки с картинками-шутками.

Содержание образовательной деятельности. Педагог вспоминает с детьми стихотворение К. И. Чуковского «Путаница», показывает ил­люстрации к стихотворению и предлагает сделать свою книжку «Пу­таница» — нарисовать шуточные картинки и собрать их под одной обложкой. Показывает обложку с названием «Путаница» и поясня­ет, что все странички в нашей книжке будут одинаковые — одного размера и одинаково разместятся под обложкой, поэтому во время рисования их нужно положить вот так (показывает вертикальное по­ложение листа бумаги), просит детей взять листы, положить на стол и показать друг другу (соседу по столу).

Затем педагог спрашивает детей, кто какую путаницу нарисует. Если дети затрудняются с ответами, педагог называет варианты «пе­ревертышей», например: рыбки и лягушки летают по небу, слоник спит на цветке, зайчонок вместо белого или серого стал какого-то не­обычного цвета (оранжевого, розового, в горошек или полоску).

Педагог предлагает детям вместе придумать перевертыши и под­сказывает способы трансформаций образа (изменение цвета, вели­чины, способа передвижения или обитания и т. д.). Напоминает, что картинки-шутки нужно рисовать по всему листу: например, внизу го­рящее море, вверху солнце и облака, а посередине — летящую свинку. Или же рисовать по всему листу бумаги (танцующих рыб, поющие цветы).

Дети вспоминают сюжет стихотворения и выбирают один эпизод или же придумывают свой (как фантазийное развитие знакомого сю­жета) и начинают рисовать шуточные картинки. Художественные ма­териалы они также выбирают по своему желанию — краски, цветные


 




 

карандаши или фломастеры. Если кто-то из детей захочет нарисовать свою шутку, не связанную с текстом стихотворения, педагог поясня­ет, что книжка называется «Путаница», поэтому в ней могут быть лю­бые картинки-шутки.

В конце занятия дети показывают педагогу и друг другу свои шу­точные рисунки и рассказывают, что на них изображено. Педагог поощряет удачные идеи и находки детей. Рисунки, выполненные су­хими материалами, дети сразу собирают под общую обложку с назва­нием «Путаница». Картинки, нарисованные красками, выкладывают на просушку.

Последующая работа. Завершение оформления альбома шуточных рисунков «Путаница», обсуждение сюжетов и юмористических ситу­аций, авторами которых являются сами дети.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Трамвайчики»

Задачи. Формировать обобщенные представления о конструкции трамвая и его функциональном назначении. Развивать обобщенный способ обследования образца (выделять объект в целом, затем его части и их пространственное расположение по отношению друг к другу; далее — детали, из которых построена каждая часть; в заклю­чение — объект в целом). Учить конструировать трамвай по образцу и преобразовывать его по условиям (в высоту, длину), пристраива­ния и надстраивая теми же деталями, что и в образце. Называть про­странственные характеристики: высокий — низкий, длинный — ко­роткий.


Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного ма­териала для каждого ребенка; игрушечный трамвай или иллюстра­ции с изображением данного вида транспорта; образец конструкции трамвая, состоящий из двух пластин (крыша и основание), одной призмы, одного кирпичика (дуга), четырех кубиков и четырех брус­ков (колес); маленькие игрушки — пассажиры.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям послушать еще одно стихотворение Корнея Ивановича Чуковского и читает первые строки из сказки «Тараканище»' от слов «Ехали медведи...» до слов «Пряники жуют».

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к этому эпизо­ду и предлагает им построить трамвайчик и покатать на нем зайчиков и другие игрушки.

Показывает детям игрушечный трамвай (или иллюстрации с его изображением), предлагает его назвать и сказать, что они знают о трамвае. Далее педагог переключает внимание детей на трамвай-об­разец (см. рисунок).

Организуется обследование конструкции трамвая:

—Что это? (Трамвай.)

—Что есть у трамвая? Какие у него ос<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.