|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду»Задачи. Подводить детей к сочинению небольших рассказов по содержанию русской народной прибаутки. Активизировать глаголы. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Развивать фонематическое восприятие, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь». Учить слышать их в словах. Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: собака, щенок, лягушка, мышка, теленок, кукла, дудочка. Ватка со спиртом. Картинки, с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки «р» и «рь», по количеству детей. Коробочка для картинок. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадывает детям загадку: Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. (Собака)' Затем говорит: — К нам в гости пришел пес Барбос, — достает игрушку и здорова Затем педагог ведет диалог от имени персонажа: —Вот спросите у меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?» И я от —А теперь спросите про глаза. Про нос. Про лапы. (Дети спраши После этого педагог продолжает: — Барбос хочет с вами поиграть. Когда Барбос рычит, слышится Далее воспитатель объясняет детям правило игры: — Барбос принес картинки. В их названиях слышатся звуки «р» В игре используются картинки: рак, роза, рыба, рысь, шар, курт Когда все картинки расставлены, воспитатель предлагает одному из детей назвать все картинки, которые есть у Барбоса, а другому — картинки, которые есть у Шарика. Затем проводится другая игра с этими же картинками. Каждому ребенку надо взять картинку, назвать, что на ней изображено, выделяя звук «р» или «рь», и сказать, что этот предмет может делать или что с ним можно делать. Когда картинка названа, ее убирают в коробку. После этого педагог говорит детям: — Шарик и Барбос живут в деревне. Пасут вместе с пастухом ко Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала1. Воспитатель предлагает детям поиграть: — Вот идет пастух, играет на дудочке. Положил дудочку в карман, Выставляет на стол игрушки: мышку, лягушку, теленка.
1 Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно / Сост. Г.М. Науменко. — М.: Детская литература, 1991. С. 31. 1 Трынцы-брынцы, бубенцы. / Сост. Г.М. Науменко. — М.: Детская литература, 1984.С. 49. — Давайте пофантазируем, что делали с дудочкой мышка, теленок и лягушка. Выслушивает фантазии детей, обобщает и расширяет их ответы, например: лягушка потрогала дудочку — она ей не понравилась, мышка попробовала погрызть дудочку — не получилось, теленок облизал дудочку — невкусная. Затем продолжает: «А нашла дудочку и отдала пастушку девочка Варя». Достает куклу и предлагает детям сочинить свою историю о пастушке и дудочке. Выслушивают двоих детей. Хорошо, чтобы это были самостоятельные высказывания. Но в случае необходимости педагог подсказывает начало фразы. Рассказ сопровождается действиями с игрушками. Желательны импровизации. После этого воспитатель говорит: «Можно придумать, что дудочку нашел ворон и взял ее себе. Послушайте». Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Сидит ворон на дубу, Сидит ворон на дубу, Он играет во дуду1. Выбирают, кто из детей будет «вороном». Дети идут по кругу и рассказывают потешку вместе с воспитателем. Затем «ворон» играет на дудочке, а дети пляшут. После этого выбирается новый «ворон». Игра повторяется несколько раз по желанию детей. Педагог каждый раз протирает дудочку ваткой, смоченной спиртом. Занятие переходит в свободную деятельность детей. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Моя родина» Задачи. Формировать первые представления о том, что такое родина. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, рассказать о значении березы для русской культуры. Материалы, инструменты, оборудование. Туески, короба, плетенки, детские игрушки-погремушки (шаркунки), браслеты, обручи'на голову и другие предметы, сделанные из бересты. Кусочки бересты с процарапанными на них буквами и рисунками. Березовый веник, аптечная упаковка с березовыми почками. Иллюстрации с изображениями русской березки, процесса получения березового сока. Тонкий металлический крючок или спица. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, которое называется «Рисунок» (автор — Алексей Шевченко): Я нарисую дом, Скамейку у калитки, На листьях лопуха Две завитых улитки. Вот бабушка в окне. Ромашковый букет. Вам это все равно? А мне роднее нет!' Воспитатель спрашивает детей, почему для других людей это место ничего не значит, а для того, кто написал это стихотворение, нет его роднее. Объясняет, что для каждого человека самым любимым и дорогим является то место, где он родился и вырос, где живут его родители, бабушки и дедушки. Обсуждает с детьми, какое место для них самое родное — дача или деревня, где они отдыхают летом у бабушки с дедушкой, улица, на которой они живут и играют с друзьями, парк, в котором гуляют, детский сад и т. п. Педагог говорит детям, что место, где человек родился и вырос, где живут его родители, называется родина. Обращает внимание детей на то, что слова «родина», «родители», «родные», «родился» — похожи друг на друга. Рассказывает детям, что очень многие русские люди, когда говорят о своей родине, вспоминают одно очень красивое дерево. Предлагает детям послушать загадку и отгадать, о каком дереве в ней говорится: Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза) 2 Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением русской березки. Предлагает послушать стихотворение (автор — Александр Прокофьев): Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками.
С.17. Полная хрестоматия дошкольника. 3—4 года. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. 1 Шевченко А.А. Рисунок // Я иду в школу [Текст]: поэзия / сост. М. Д. Яснов. — 2 Загадки. Самая большая книга. Сост. Деревянко Т.Н. - М: АСТ-ПРЕСС, 2009. С. 94.
Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится!' Педагог обсуждает с детьми, что это за белый сарафанчик, платочки в карманчиках и сережки у березки, находит и показывает их на картинках. Затем говорит детям, что не только за красоту любили всегда березку. Показывает и рассматривает с детьми изделия, сделанные из бересты — туески, погремушки, браслеты и др. Рассказывает, что все они сделаны из коры березы, которая называется — береста. Кору разрезали на полоски и плели из них самые разные предметы. А еще, раньше, когда не было бумаги, на бересте писали. Воспитатель обращает внимание детей на небольшой кусок бересты, на котором процарапаны буквы и рисунки. С соблюдением всех мер предосторожности показывает детям, как раньше писали и рисовали на бересте. Далее достает березовый веник, спрашивает детей, знают ли они, что это такое, для чего он нужен. Рассказывает, что с березовым веником люди ходят в баню париться. Летом ветки собирают, связывают, высушивают, а потом в бане распаривают: мочат в горячей воде. Веником похлопывают по телу, делают массаж, что полезно для здоровья. Настой березовых веток полезен для кожи. Иногда на мокром теле банщика остается мокрый березовый листок, отсюда выражение: «Пристал, как банный лист», т. е. никак не отцепляется. Березовые листья и почки тоже используют как лекарство, заваривают и пьют получившийся настой. Рассказывает детям, что очень вкусен березовый сок, который весной добывают из дерева, делая надрезы в коре; раньше по-славянски месяц март называли «березень», потому что в это время добывали сок; сейчас есть много других соков, и мы стараемся не портить березу. В березовом соке есть сахар, который не вредит зубам: ксилит, его получают из срубленных деревьев. Береза дает людям и замечательные дрова, которые горят очень чисто, без копоти. Вот как много полезных вещей дарит людям береза. Педагог подчеркивает, что люди всегда относились к березе очень внимательно и бережно, не рвали зря веток и листьев, Никогда не срезали много коры и не забирали слишком много березового сока, чтобы не повредить дерево. Почему иногда мы видим перевязанные стволы берез? Это люди собирали сок, а потом заботливо перевязали надрез. В заключение воспитатель рассказывает детям, что весной, когда на березах появляются новые листочки, на лугах вокруг белоствольных красавиц раньше устраивали праздники — водили хороводы, пели песни. Украшали березки цветами и лентами, завивали березовые ветви двух деревьев — плели из них венки. Люди верили, что если получится сплести такой венок и он не расплетется, то найдешь друга. Если девушки хотели дружить, то они должны были поцеловаться через венок из березовых веток — покумиться. Педагог говорит детям, что они тоже устроят такой праздник, сплетут венки, будут водить хороводы и петь песни. Последующая работа. В конце недели проводится музыкально-игровой досуг «Во поле береза стояла» с использованием произведений русского фольклора (хороводные песни, танцы, прибаутки, народные игры), предварительно разученные на разных занятиях. Могут быть использованы народные загадки и песни про березу. (При этом педагог обсуждает с детьми значения незнакомых им слов.) 1. На лесной опушке стоят подружки. 2. Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане. 3. Стоит Алена: платок зеленый, 4. Во поле березонька стояла; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Народные песенки, заклички, прибаутки Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества — песенками, прибаутками, хороводными играми. Дать возможность почувствовать мелодику, плавность, ритмичность, красоту народной речи, формировать первые представления о понятии «народное». Познакомить детей с рисунками художника Юрия Васнецова, иллюстрирующие народные песенки. Развивать эмоциональный от-
1 Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4-х частях. Часть 4. Ассоциация XXI век, 2006. С. 91. 1 В обработке О.Капицы // Большой подарок для самых маленьких. Русские народные сказки, песенки, потешки и прибаутки. — М.: Росмэн, 2008. С. 119. клик на звучащее слово, желание стать активным участником восприятия содержания произведения. Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации Ю. Васнецова к народным песенкам. Рисунки и иллюстрации с изображением русской избы, людей в русских народных костюмах. Детские книги с народными песенками, потешками, иллюстрированные рисунками Ю. Васнецова или А. Елисеева1. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спрашивает детей, откуда берутся стихи, рассказы, сказки, кто их придумывает. Вспоминает вместе с ними, каких авторов детских книг они знают. Объясняет, что есть такие сказки, у которых нет автора. Их когда-то кто-то придумал, рассказал своим детям, а те запомнили и, когда выросли, пересказали их своим детям, а те — своим. Их называют «народные». А еще народными бывают песенки, потешки, прибаутки. Педагог говорит, что сегодня почитает детям несколько таких народных стихотворений, песенок, прибауток. Их сочинили очень давно. Тогда еще люди жили не в высоких домах, как сейчас, а в деревянных избах (показ картинки), носили сшитые своими руками платья и рубахи (показ картинки). Из этих песенок и прибауток можно узнать о том, как тогда жили люди, что делали. Например, раньше люди обращались к солнышку и дождю, просили, чтобы солнышко обогрело своими лучами все вокруг. Читает закличу, сопровождая чтение показом иллюстрации А. Елисеева к ней. Солнышко-ведрышко, Прогляни, просвети! На яблоню высокую, На веточку зеленую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую2. Объясняет, что еще весной люди просили дождик полить цветы и деревья, чтобы они росли и распускались. Зачитывает закличку: Дождик, дождик, припусти! Чтобы житу подрасти, Травке напиться, Цветам раскрыться3. Далее педагог обращается к детям: — А еще рассказывали прибаутки — короткие истории про лю Раным-рано поутру Пастушок: ту-ру-ру-ру! А коровки ему в лад Затянули «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком1. — Наедятся коровушки травы на лугу, домой возвращаются сы Уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль то ей крапивушки нарву! Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, буренушка моя! Уж как я ль мою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью; Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек буренушка дала2. — Пасли в чистом поле и коней, и про них рассказывали так. (По Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то — бряк, бряк, бряк! Золотые они — звяк, звяк, звяк!3 — А когда выводили козлика на зеленый луг, говорили так:
1 Любимое чтение от года до семи. — М.: ООО «Издательство АСТРЕЛЬ», ООО 2 Полная хрестоматия для дошкольников. Кн.2. Сост. С. Томилова. — Екатерин 3 Там же. 1 Полная хрестоматия для дошкольников. Кн.1 Сост. С. Томилова. — Екатерин 2 Русская народная песня в обр. К. Ушинского // Большой подарок для самых 3 В обр. И. Корнауховой /Сорока. Русские народные песенки, потешки. — М.: Са
Привяжу я козлика К белой березке, Привяжу рогатого К белой березке: — Стой, мой козлик, Затем педагог предлагает детям послушать прибаутку про козочку и поиграть в игру. Выбирается водящий — волк, остальные дети становятся козочками. Когда читается текст прибаутки, «козочки» ходят спокойно. Как только текст заканчивается, «волк» пытается поймать «козочек», пока они не спрятались от него под «березкой». В качестве березки может использоваться любой предмет: стул, обруч и т. п. Козушка-белоногушка По лесу ходила Волка дразнила: — А я волка не боюсь, Под березкой схоронюсь2. — Береза — одно из самых любимых деревьев русского народа. Ее белый нарядный ствол и свисающие ветви стали символом красоты нашей Родины. Весной на полянах, где растут березы, люди проводили праздники, водили вокруг берез хороводы, пели песни, играли в игры, веселились. Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Травка шелковая3. 1 В обр. М. Булатова // Большой подарок для самых маленьких. Русские народные 2 В обр. О. Капицы // Большой подарок для самых маленьких. Русские народные 3 В обр.К. Ушинского. // Любимое чтение от года до семи. — ООО «Издательство Воспитатель спрашивает детей, как можно понять из этой песенки, что люди любят березу, как они ласково называют это дерево. Объясняет детям, что хоть мы и не пели эту песенку, а только произносили слова, все равно они очень похожи на песню, т.к. слова в ней напевные, протяжные. Затем педагог приглашает детей в хоровод вокруг символической березки. Дети идут по кругу, взявшись за руки, педагог читает текст: Березка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая. Где она стоит, Там лес шумит1. Воспитатель заводит хоровод в другую сторону: Мы гулять в зелен сад пойдем, Цветов нарвем, венков навьем. Уж мы к березоньке идем, идем, Поклонимся да и прочь пойдем. На последние слова дети идут в центр круга, кланяются березке и отходят назад. В конце занятия воспитатель спрашивает детей, понравились ли им народные песенки и прибаутки, говорит, что скоро они будут делать весенние венки, с которыми выйдут на улицу, к настоящей березе, украсят ее, споют ей песни, поводят хороводы. ЛЕПКА «Цветы на лугу» Задачи. Учить детей в лепке передавать представление о внешнем виде конкретных цветов — по своему выбору (ромашка, мак, колокольчик, одуванчик). Создать условия для свободного выбора приемов лепки с целью создания выразительного образа цветка (цвет, количество, форма и величина лепестков). Вызвать интерес к экспериментированию с цветом (смешивание белого пластилина с красным и синим для получения розового и голубого). Уточнить технику лепки венчика цветка из шара способом сплющивания в диск и моделирования формы лепестков приемами прищипывания, вытягивания, загибания, надрезания, насечек и др. Развивать чувство формы, координацию в системе «глаз рука». Воспитывать интерес к отображению природы в изобразительной деятельности. 1 Народная игра «Веночек», записанная в Ивановской обл. Г. Науменко// Березовая карусель. — М.: Детская литература, 1980. С.13.
Предварительная работа. Знакомство с луговыми цветами, отгадывание загадок о луговых растениях. Рассматривание дидактического плаката «Луг» или художественных открыток (дидактических картинок) с изображением цветов луговых растений. Подготовка педагогом композиционной основы (из картона вырезается «лужок» в форме овала или фигурного «облака») и нескольких стебельков с бутонами из трубочек для коктейля (на бутонах должны быть цветные пятнышки — синего, красного, желтого и белого цветов — для обыгрывания ситуации с появлением цветка из бутона и угадывания вида цветка по окраске лепестков. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин белого, красного, синего, желтого, зеленого цветов; стеки, зубочистки, трубочки для коктейля (для стебельков); основа для коллективной композиции «Лужок» — картон, вырезанный в форме овала или «фигурного облака»; 3—4 стебелька из трубочек для коктейля с зелеными листочками из пластилина. Содержание образовательной деятельности. Педагог читает детям стихотворение о весенних цветах или загадывает загадки (по своему выбору). Спрашивает детей, какие цветы можно увидеть на лугу. Уточняя и поощряя ответы детей, показывает дидактические картинки или художественные открытки с изображением цветов (ромашка, одуванчик, клевер, мак, колокольчик). Воспитатель показывает детям стебельки с зелеными листиками (трубочки для коктейля), размещенные на композиционной основе. Обращает внимание на зеленые бутоны с цветными пятнышками (красным, желтым, синим, белым) и предлагает угадать, какие цветы появятся из этих бутонов. Если необходимо, уточняет представление детей о том, что такое бутон. Дети угадывают, какие это могут быть цветы — белая ромашка, синий колокольчик, желтый одуванчик, красный мак. Педагог предлагает детям всем вместе подумать о том, как можно лепить цветы. Показывает пластилиновый шар и спрашивает, на какой цветок это похоже. Дети вспоминают одуванчик. Педагог подсказывает, что есть еще цветок, напоминающий шар, — это клевер, который бывает белым и розовым. Укрепляет шар белого цвета на стебельке из трубочки для коктейля, показывает детям и советует подумать, что еще нужно сделать, чтобы цветок стал красивым. Уточняет ответы детей и показывает, что цветок можно оформить стекой или зубочисткой — нанести штрихи (бороздки), чтобы «проявились» лепестки. Затем педагог показывает детям еще один пластилиновый шар и сплющивает его в диск. Спрашивает, какой цветок можно слепить таким способом. Выслушивает предложения детей и обобщает: из диска (лепешки) можно получить разные цветы. Показывает разные способы создания формы венчика: *вытягивает лепестки пальчиками, *прищипывает по краю пальчиками, *делает надрезы стекой (более глубокие или мелкие, редкие или частые), *слегка загибает лепестки вниз и т. д. Уточняет, что для большей схожести важно правильно выбрать цвет пластилина (белый для ромашки, желтый для одуванчика, синий для колокольчика). Спрашивает, как можно получить цвет для розовой кашки (клевера) и голубого колокольчика. Предлагает получить нежные оттенки способом смешивания белого пластилина с красным (для розового) и синим (для голубого). Напоминает, что цветы нужно будет укрепить на стебельках и слепить зеленые листики. Дети выбирают материалы и лепят цветы. По окончании работы переносят на общую композиционную основу — «Лужок» и закрепляют с помощью кусочков пластилина зеленого цвета. Последующая работа. Дети дополняют коллективную композицию «Лужок» по своему замыслу и желанию (лепят цветы и насекомых). МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №16 Задачи. Учить детей считать и пересчитывать в пределах пяти, соблюдая все правила; считать по осязанию (на ощупь), отсчитывая из большего количества меньшее; находить и называть знакомую форму предметов. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: сумка с наклеенными или нашитыми на нее знакомыми геометрическими фигурами. Содержание образовательной деятельности. Формирование у детей умения считать продолжается в порядке, описанном в занятии № 10. Воспитатель подбирает предметы для счета всех родов и учит детей согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Также она еще раз обращает внимание детей на различение процесса и итога счета, когда называется последнее числительное. Далее организуется игра «Чудесный мешочек» (см. занятие № 14). Ход и содержание игры повторяются, но в мешочке теперь не два, а три вида природного материала одновременно (например, шишки, каштаны, камешки или ракушки). Затем воспитатель проводит с детьми игру «Кто позвал?» (см. занятие № 6). В следующей части занятия воспитатель закрепляет у детей знания геометрических фигур. Она выходит из комнаты и возвращается с сумкой, на которую нашиты или наклеены знакомые детям геометрические формы разной величины и цвета. Спрашивает детей: «Что во мне изменилось? Появилось ли что-нибудь новое?». Дети замечают сумку. Все вместе разглядывают ее, называют, какие знакомые формы на ней видят. При назывании каждой новой формы воспитатель предлагает кому-либо из детей подойти, показать ее на сумке и сосчитать, сколько всего таких форм. Ребенок показывает, дотрагиваясь до каждой фигуры, а воспитатель показывает соответствующее количество пальцев. Последними пересчитываются прямоугольники. Если дети не догадаются, что сама сумка тоже прямоугольной формы, воспитатель выразительно проводит рукой по сторонам сумки, ненадолго останавливая движение руки на уголках. Если и эта подсказка не помогает, воспитатель задает вопрос: «А какой же формы эта сумка?». Дети отвечают: «Прямоугольная». АППЛИКАЦИЯ «Весенний венок» Задачи. Учить детей создавать в технике аппликации красивый весенний венок: составлять полихромные цветы из готовых форм, сочетая их по цвету, форме и величине, и приклеивать на бумажную полосу, замыкая ее в ободок (мерка «на себя»). Учить более сложным приемам оформления цветка. Развивать чувство цвета и композиции. Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на восприятие цвета. Дидактическая игра на цветовой модели «Домик братьев цветов» с целью развития восприятия цвета и получения гармоничных цветосочетаний (см. рисунок). Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, готовые бумажные формы — цветы разной величины и расцветки; бумажные
полоски длиной по окружности головы детей с запасом на склеивание концов полоски в ободок; фантики, обрезки, кусочки ткани; ножницы, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки. Содержание образовательной деятельности. В начале занятия воспитатель показывает детям венок (из одуванчиков или искусственных цветов) и предлагает полюбоваться. Уточняет представление детей о том, что такое венок, как его плетут из цветов. Предлагает детям самим сделать венки и поясняет, как это можно сделать: на бумажную полоску приклеить в ряд красивые цветы и склеить концы полоски, чтобы получился ободок. Затем показывает, как получается пышный цветок: 2—3 вырезанные формы наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький — наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объемная форма. Цветы станут еще более пышными, если по краю («берегу») сделать бахрому — небольшие надрезы, будто это много-много лепестков. Педагог берет бумажный круг, одной рукой держит его и плавно поворачивает, в другой руке держит ножницы и делает неглубокие надрезы по всей окружности — от края к середине, словно лучи солнышка. Убедившись в том, что дети поняли показ и пояснение, предлагает им выбрать по своему желанию две-три формы разного цвета и размера (круги, овалы, «кляксы»), сделать на них «лепестки» (надрезы) и склеить серединками, чтобы получился пышный цветок. Серединку готовых цветков можно оформить комочками мятой бумаги. Дети готовят по 5—7 цветков и приклеивают их на бумажные полоски, замыкая в ободок. Последующая работа. Изготовленные детьми венки используются во время музыкально-игрового досуга «Во поле береза стояла». Во время досуга используются разученные детьми на предыдущих занятиях игры, прибаутки, песни и хороводы. МАЙ. 33 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Праздничные дни начала мая дадут возможность педагогу поговорить с детьми о том, что такое праздник, увидеть праздничные приметы в окружающей жизни. На занятии по развитию речи педагог будет вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение, обсуждая содержание рассказа В. Сутеева «Салют»; развивать интонационную выразительность речи, дикцию, уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь» в стихотворных строчках. Дети будут разыгрывать ролевой диалог в игре-драматизации по стихотворению Э. Мошковской «Шарик». Они нарисуют поздравительную открытку с изображением праздничного салюта в технике «принт» (печать), экспериментируя с разными художественными инструментами и материалами. На занятии по конструированию сделают конверт для поздравительной открытки, закрепляя знакомый способ складывания прямоугольника пополам. Вырезая из бумаги воздушные шарики для создания коллективной композиции, дети познакомятся с новым способом попарного закругления уголков квадрата и прямоугольника, сложенных пополам. Их работы будут использованы для оформления помещения группы к празднику. Педагог поговорит с детьми о том, что такое почта, расскажет им о профессии почтальона, обсудит, как можно поздравить с праздником тех людей, которые находятся далеко от нас (отправить открытку, письмо, позвонить по телефону). Читая стихотворение Я. Акима о письме для Неумейки, педагог будет учить детей внимательно слушать, понимать смысл произведения, рассуждать по поводу услышанного, отвечать на вопросы, принимать участие в обсуждении. Проблема самостоятельности детей будет поддержана в процессе чтения произведений М. Зощенко и Е. Пермяка вне занятий. Во время наблюдений в природе педагог будет обращать внимание детей на признаки уходящей весны и приближающегося лета, в том числе на изменения в поведении птиц.
Наблюдение в природе. Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям, что весна заканчивается, скоро придет лето, обсуждает вместе с ними, что бывает весной, а что — летом. Вместе с воспитателем дети обходят территорию (например, идут по экологической тропинке) и вспоминают признаки весны. Воспитатель подводит их к дереву, кустарнику, клумбе или другому объекту, и спрашивает: —Какими были эти веточки в начале весны? (Голыми, без лис —Какой была клумба в начале весны? И т. п. В северных районах ведутся наблюдения за оттаиванием почвы, таянием снега, за прорастанием растений и появлением животных. На этой неделе особое внимание уделяется наблюдению за птицами. В течение всей недели дети выясняют, какие птицы появились на участке. Воспитатель показывает детям изображения разных птиц. Задача детей — определить тех, которых они встречали на территории детского сада, в парке, лесу, во дворе своего дома. Воспитатель обращает внимание детей на то, что теперь уже не встретишь синицу или снегиря, которые зимой и ранней весной прилетали к кормушкам, выясняет с детьми, почему эти птицы теперь не прилетают, объясняет им, что весной в лесу появились разные насекомые, которых едят синицы, а снегирям теперь несложно найти растения. Во время наблюдений воспитатель акцентирует внимание на особенностях полета разных птиц, на то, как они передвигаются по земле. Затем дети с помощью движений показывают особенности передвижения разных птиц. Если на территории есть скворечники, дети наблюдают за поселившимися в них птицами: какие это птицы, что они делают в течение дня, куда летают чаще всего, где пьют воду, и т. п. Такие же наблюдения организуются за птицами, которые свили гнездо на дереве или под крышей. В северных регионах наблюдают за возвращением птиц, обсуждают, откуда эти птицы прилетели, что будут делать в тундре. В отдельных районах проводится посадка растений и высадка рассады в грунт. Дети вместе с воспитателем слушают пение птиц, пытаются узнать птиц по голосу. Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Дети наблюдают за птицами, подкармливают их, слушают их голоса, сравнивают декоративных птиц с теми, за которыми они наблюдали на улице: чем похожи, чем отличаются. Если позволяет погода, дети выносят на улицу морскую свинку, кролика, золотистого хомячка, выпускают его на ограниченном пространстве и наблюдают за тем, как животное ест траву, какую именно выбирает, к Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|