Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные модели экономического роста.






МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - макроэкономические модели исследования роста экономики. К ним относятся:

1) модель Харрода-Домара - динамическая модель равновесия в условиях полной занятости. Согласно этой модели для поддержания полной занятости совокупный спрос должен увеличиваться пропорционально экономическому росту. В этой модели, таким образом, подчеркивается важное значение совокупного спроса как для экономического роста, так и, соответственно, для достижения полной занятости;

  • постоянный экономический рост позволяет экономике достигать равновесного состояния при вовлечении производственный процесс всех факторов производства страны;
  • в долгосрочном периоде средняя склонность к сбережению и средняя эффективность инвестиций являются постоянными величинами;
  • достижение постоянною экономическою роста и динамическою равновесия автоматически невозможно, значит, государство должно активно регулировать экономическое развитие страны путем изменения величины инвестиций.

 

2) модели, направленные на взаимосвязь «инвестиции - совокупный доход». Доказывается, что чем выше уровень инвестиций, тем больше совокупный доход и выпуск продукции. В связи с этим вводится понятие мультипликатора. Показывается также с помощью понятия акселератора влияние дохода на уровень инвестиций: при изменении величины дохода происходит изменение уровня инвестиций значительно в большей степени, чем вызвавшее его изменение дохода. В конечном счете эффект мультипликатора и акселератора приводит к тому, что рост спроса обеспечивает дополнительные инвестиции и экономический рост в значительном большем объеме, чем объем спроса;

3) многофакторная модель экономического роста («производственная функция» Чарльза Кобба и Пола Дугласа). Производственная функция Кобба-Дугласа позволяет выяснить, за счет каких источников возможен экономический рост. При этом выделяются два важнейших фактора - капитал и трудовые ресурсы. Совершенствование производственных отношений позволило выделить также такие факторы, как природные ресурсы, совершенствование структуры производства, рост образования, научные достижения и т.д. Американский экономист Э.Денисон пришел к выводу, что главным фактором экономического роста в США с 1929 по 1982 гг. стал научно-технический прогресс.

 

РЕЗЮМЕ

1. Неокейнсианские модели экономического роста Харрода и Домара связывают экономический рост со сбережениями и потреблением; они являются однофакторными, так как основополагающим элементом моделей выступает один фактор производства -капитал.

2. Неоклассическая модель экономического роста Кобба-Дугласа связывает экономический рост с затратами труда и капитала, поэтому е е называют многофакторной.

3. Модель Тинбергена наравне с затратами труда и капитала включает фактор времени, позволяющий учитывать технический прогресс.

4. Модель Солоу связывает экономический роет с изменением уровня сбережений, ростом населения и в особенности НТП.

 

67. Цели и инструменты макроэкономической политики. Виды макроэкономической политики.

Микроэкономика — это наука о принятии решений рациональными субъектами, изучающая поведение отдельных экономических субъек­тов. Понятие «микроэкономика» трактуется неоднозначно. Одни эконо­мисты считают, что микроэкономика имеет дело с отдельными фирма­ми, принятием решений, мотивами поведения предпринимателей. Другие авторы утверждают, что микроэкономика изучает не только проблемы отдельной фирмы, домохозяйства, но и отрасли, а также вопросы исполь­зования ресурсов, ценообразования на товары и услуги.

Макроэкономика — учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и ре­зультаты развития экономики страны в целом.

Макроэкономика — раздел общей экономической теории, в котором ис­следуются фундаментальные проблемы экономики на уровне националь­ного хозяйства в целом.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х гг. XX в., в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети XIX столетия (Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршалл). Основы макроэкономики были заложены Джоном Мейнардом Кейнсом.

Ключевыми макроэкономическими проблемами являются:

♦ анализ экономических (деловых) циклов;

♦ взаимодействие инфляции и безработицы;

♦ достижение устойчивого экономического роста;

♦ взаимодействие реального и денежного секторов экономики;

♦ анализ торгового баланса страны;

♦ взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностран­ным сектором экономики;

♦ достижение эффективной макроэкономической политики госу­дарства.

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соот­ветствующие инструменты.

Система целей включает в себя следующие элементы:

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т.е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП) – состоит в том, что конечная задача экономической дея­тельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает ва­ловой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стои­мость конечных товаров и услуг.

· Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу со­кращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе — труднодости­жимая задача.

3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и зара­ботной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитываю­щий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» то­варов и услуг.

4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса – означает достиже­ние общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:

а) промежуточные макроэкономические цели;

б) тактические макроэкономические цели.

Первые регулируют значения ключевых макроэкономических пере­менных, вторые осуществляют преобразования национальной эконо­мики.

Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инст­рументы, которые оно может использовать для воздействия на эко­номику.

Под инструментом политики понимается экономическая перемен­ная, находящаяся под контролем государства и способствующая до­стижению одной или нескольких макроэкономических целей.

Выделяются следующие инструменты макроэкономической поли­тики.

Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование нало­гами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики — налогообложение — оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:

а) сокращает располагаемый доход или расходуемый доход домаш­них хозяйств. Например, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на приобретение товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает падение объема ВВП;

б) оказывает влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая государством пу­тем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на эконо­мическую конъюнктуру. Например, политика дорогих денег повыша­ет процентные ставки, снижая экономический рост и повышая уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег вызывает эконо­мический рост и сокращение уровня безработицы.

Политика доходов — это стремление государства сдержать инфля­цию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения за­работной платы и цен.

Политика доходов в западной экономической литературе является наиболее дискуссионной. Тридцать-сорок лет назад эта политика счи­талась эффективной в борьбе с инфляцией. В настоящее время многие экономисты считают ее не только неэффективной, но и вредной, ибо она не снижает инфляцию. Поэтому большинство развитых стран ис­пользует ее в чрезвычайных обстоятельствах.

Внешнеэкономическая политика. Международная торговля повы­шает эффективность и экономический рост, повышает уровень жизни населения. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток, если же импорт превышает экспорт, имеет мес­то дефицит торгового баланса.

Торговая политика включает в себя тарифы, квоты и другие инст­рументы регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. Регулирование иностранного сектора осуществ­ляется координацией макроэкономической политики в различных эко­номических регионах, но главным образом посредством управле­ния валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны.

 

 

68 .Денежно-кредитная политика государства.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита.

Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика имеет 2 направления:

1. Кредитная экспансия – направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии.

2. Кредитная рестрикция – их сдерживание и ограничение.

В условиях падения производства и увеличения безработицы ЦБ пытается оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Если же наблюдается рост цен, «биржевая горячка», нарастание диспропорций в экономике, то применяется ограничение кредита, повышение %, сдерживание эмиссии.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется в нескольких направлениях:

А) государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);

Б) управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;

В) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.

Методы денежно-кредитной политики делятся на 2 вида:

1. Общие – влияют на рынок ссудных капиталов в целом.

2. Селективные – предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей).

Общие:

1) учетная (дисконтная) политика. Применяется с середины 19 века. Учетная ставка – это % по ссудам, которые ЦБ предоставляет КБ, или дисконт при учете векселей КБ.

Повышение ставки процента (политика «дорогих денег») ведет к сокращению заимствований коммерческих банков. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению % ставок, сокращению кредитных операций. Проводится в целях борьбы с инфляцией. Понижение ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства.

2) операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.

Инициатором этих операций является государство. В целях предотвращения инфляции происходит продажа ценных бумаг. При этом их доходность должна быть выше, чем у других активов.

3) резервные нормы (требования) – это часть банковских депозитов и других пассивов, которые должны храниться на счете в ЦБ. Этот запас КБ не имеют права использовать для осуществления своих операций.

Через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Если нормы возрастут в 2 раза, то КБ вынуждены будут уменьшить кредитную эмиссию. Кроме того, это заставит КБ сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Предложение денег в итоге сокращается, увеличиваются % по кредитам. Все это помогает в борьбе с инфляцией. Если же надо увеличить денежную массу, то нормы снижаются.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся:

- контроль по отдельным видам кредитов;

·регулирование риска и ликвидности банковских операций.

 

 

69. Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образуетфинансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.

Схема 60.

 

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

 

Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему 62.

 

Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).

Схема 63.

Кривая Лаффера

 

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 27):

Таблица 27.

Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
· Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. · Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др. · Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов · Прочие доходы · Финансирование экономики · Социально-культурные и целевые программы · Оборона · Управление · Трансферты · Кредиты и помощь другим государствам · Платежи по государственному долгу

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.

Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64.

Схема 64.

 

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.