Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы воздействия государства на рыночное равновесие





На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:

1. налоги и субсидии;

2. прямое регулирование цен;

3. регулирование обращающихся на рынке товаров.

Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги.

Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.

В ведение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1, которая выше цены Р0. Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.

Рассмотрим последствия установления верхней границы цены (социально-низкой Р) для защиты интересов малоимущих потребителей. Если «потолок цены - РГ» находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит (А-В). Он превращается в хронический, так как механизм его преодоления заблокирован. Кривая предложения искусственно «обрубается» до отрезка (ОА). В результате хронического дефицита возникает необходимость нормированного распределения товара Q, неизбежно развивается теневая экономика, черный рынок и т.д.

На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S1» вокруг точки А. В результате:

  • общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1);
  • Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0);
  • Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q0).

Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма.

Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.

П усть устанавливается квота на уровне Q1 (Q1 < Q0). Кривая предложения становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р1. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.

41. Паутинообразная модель: сущность, виды, значение.

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода:

QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1),

где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.

Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

  1. Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 6.5).
  2. Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 6.6).
  3. При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 6.7). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.

Рис. 6.5

Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

Все три варианта допускают неизменность функций спроса и предложения во времени.

Рис. 6.6

Рис. 6.7

Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики.

 

42. Сравнительный анализ конкурентного и неконкурентного рынков.

  Сов.конк Мон.конк Олигоп. Моноп.
Барьеры вх.\вых Нет Минимальные Значительные Непреодолимые
Кол-во фирм Очень много Много Мало Одна
Средняя доля рынка Ничтож- ная Малень- кая Значи- тельная 100%
Рын.власть фирмы Отсут- ствует Малень- кая Значи- тельная Боль- шая

 

Совершенная конкуренция Нет рыночной власти Min прибыльность Max эффективность

Монополистическая конкуренция

 

Олигополия

Монополия Max рыночная власть Max прибыльность Min эффективность

 

 

Конкурентный рынок

 

Основные черты:

1. Большое число независимо действующих продавцов;

2. Стандартизированный товар;

3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;

4. Свободный вход и выход из отрасли;

5. Отсутствие не ценовой конкуренции.

Рынок, где множество фирм продают товар и не одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.

 

Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы.

Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

 

Неконкурентный рынок

 

1.Чистая монополия и монопольная власть

 

Черты чистой монополии:

1. Единственный продавец;

2. Тип товара уникален – нет близких заменителей;

3. Контроль над ценой;

Вступление в отрасль заблокировано Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным продавцом уникального товара.

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.