Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Затратные методы ценообразования





 

Одной из проблем ценообразования является установление цен на стандартную продукцию, которая регулярно реализуется покупателям в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

В ценообразовании на стандартную продукцию ключевым является признание того, что продажная цена должна быть достаточной, чтобы возместить все затраты на производство, управление и реализацию продукции, а также обеспечить приемлемую прибыль на вложенный капитал.

В зависимости от того, каким образом затраты включаются в себестоимость (прямо или условно), они подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми называются те статьи затрат, величину которых можно прямо отнести на себестоимость изделия. Эти затраты находятся в прямой зависимости от объема выпуска конкретных изделий, и к ним относят стоимость сырья, материалов и т.д., зарплату основных рабочих с начислениями.

Косвенные (или накладные) расходы формируются в целом по цеху или предприятию. В связи с тем, что они должны возмещаться за счет выручки от продажи, то есть включаться в цену, косвенные расходы распределяются между всеми видами выпускаемой продукции условно, чаще всего пропорционально величине основной заработной платы основных производственных рабочих.

Для целей ценообразования важное значение имеет деление всех затрат на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с начислениями и т.д.

Переменные затраты – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. К переменным относятся затраты на сырье, материалы и т.д., топливо и электроэнергию, зарплату основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т.д.

Валовые издержки – это издержки на всю партию продукции.

Важным элементом в составе цены является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продукции и получаемого после ее реализации по установленной цене.

Существует четыре основных затратных метода определения базовой цены, которые можно использовать самостоятельно либо в различных комбинациях друг с другом.

1. Метод полных издержек (затрат);

2. Метод стоимости изготовления;

3. Метод переменных издержек (затрат);

4. Метод рентабельности инвестиций.

Метод полных издержек состоит в том, что к полной сумме затрат на производство (постоянных и переменных) добавляют определенную надбавку. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль.

Данный метод предполагает определение базовых затрат как суммы всех видов постоянных и переменных затрат на производство единицы продукции. Реализационные и административные расходы, не включенные в базовые затраты, включаются в устанавливаемую продажную цену через надбавку к базовым затратам. Надбавка должна быть в таком размере, чтобы возместить эти затраты и получить ожидаемую прибыль.

Пример определения цены методом полных издержек. Предположим, что предприятие устанавливает продажную цену на один из своих стандартных видов продукции, в которую были внесены незначительные изменения. Данные бухгалтерии о затратах на проектируемую продукцию приведены в табл. 2.

При установлении продажной цены предприятие предлагает применять надбавку к сумме затрат на производство, равную 50 %.

 

Таблица 2 - Затраты по проектируемому продукту

Затраты Сумма, руб.
на единицу продукции всего
Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Постоянные накладные (на 10000 ед. про­дукта) Переменные реализационные и административные Постоянные реализационные и админи­стративные (на 10000 ед. продукта)        

 

На первом этапе определяется сумма общих затрат на производство единицы продукции (табл. 3).

Таблица 3 - Общие затраты на производство

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Накладные (3 руб. переменных затрат плюс 7 руб. постоянных затрат, что составляет 250% от прямых затрат на оплату труда)    
Общие затраты на производство единицы продукции  

На втором этапе производится расчет цены единицы продукции (табл. 4).

Таблица 4 - Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Накладные (250% от прямых затрат на оплату труда)  
Итого затрат на производство  
Надбавка (50% от суммы затрат на производство)  
Устанавливаемая продажная цена  

 

На третьем этапе составляется отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 5), позволяющий подтвердить или опровергнуть вывод о том, что установленная продажная цена обеспечивает возмещение производственных затрат и получение прогнозируемой прибыли.

Таблица 5 - Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
Объем продаж (10000 ед. продукта по цене 30 руб. за каждую) Себестоимость реализованной продукции (10000 ед. продукта по 20 руб. за каждую) Валовая (балансовая) прибыль Реализационные и административные расходы (на каждую из 10000 ед. продукта приходится 2 руб. переменных и 1 руб. постоянных расходов) Чистая прибыль    

 

Следует иметь в виду, что предприятие получит эту прибыль только в том случае, если оно не только произведет, но и продаст 10000 единиц своей продукции по цене 30 руб. за единицу.

Преимуществом метода полных издержек является его простота и удобство использования: гарантируется обеспечение полного покрытия всех затрат и получение планируемой прибыли. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

Но метод полных издержек имеет серьезные недостатки:

1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.д.;

2. Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, например, арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами по производству данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия и не позволяет выявить резервы снижения затрат;

3. Обычно в ценообразовании используются не ожидаемые, а текущие затраты, т.е. те, по которым есть информация на предприятии. Между тем такие затраты совсем не обязательно будут в будущем периоде, для которого рассчитываются цены. Отсюда вытекают возможные ошибки в ценообразовании;

4. В данном методе присутствует привязка к необходимому объему выпуска. Но если не удастся сбыть запланированный объем продукции, и выпуск сократится, то цену придется поднять, перераспределив постоянные затраты на меньший объем продукции. Поскольку проблематично определить объем реализации продукции в будущем периоде, то предприятие рассчитывает затраты на основе текущего фактического или стандартного среднего объема. На самом деле зависимость обратная: будущий объем реализации зависит от цены, а не наоборот.

Несмотря на это, метод полных издержек широко используется в российской практике ценообразования. Данный метод применяют предприятия, положение которых близко к монопольному, и сбыт продукции практически гарантирован. Кроме того, метод успешно используется для определения цены на товары-новинки, не имеющие аналогов.

Метод стоимости изготовления заключается в том, что к полной сумме затрат на покупное сырье, материалы, комплектующие изделия, узлы, полуфабрикаты (в расчете на единицу продукции), добавляют сумму, соответствующую собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия.

Пример определения цены методом стоимости изготовления. Воспользуемся данными о затратах из предыдущего примера. Рентабельность данного продукта к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат составляет 41,18%.

На первом этапе определяется полная себестоимость единицы продукции (табл.6).

Таблица 6 - Калькуляция себестоимости единицы продукции

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Постоянные накладные Переменные реализационные и административные Постоянные реализационные и административные  
Итого полная (коммерческая) себестоимость единицы продукции  

 

На втором этапе определяется величина надбавки и цена единицы продукции (табл. 7).

Таблица 7 - Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Полная себестоимость Прямые материальные Себестоимость за вычетом прямых материальных затрат Надбавка (41,18% от себестоимости за вычетом прямых материальных затрат)  
Итого продажная цена (полная себестоимость плюс надбавка)  

 

Преимуществом данного метода является то, что он учитывает собственный вклад предприятия в наращивание стоимости товара, а недостатком – то, что он не применим для ценовых решений на длительную перспективу.

Метод стоимости изготовления применяется в специфических условиях и в особых случаях:

- при принятии решений о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;

- при принятии решений об отказе или продолжении конкурентной борьбы;

- при принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рентабельных изделий, изменении структуры продаж);

- при принятии решений по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.

Данный метод не заменяет, а дополняет метод полных издержек.

Метод переменных издержек состоит в том, что к переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма, покрывающая постоянные затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. В соответствии с этим методом базовые затраты состоят исключительно из переменных затрат, а именно, переменных затрат на производство (накладных), а также переменных реализационных и административных затрат. При этом сумма надбавки, прибавляемая к базовым затратам, включает суммы постоянных затрат и ожидаемой прибыли в расчете на единицу продукции.

Пример определения цены методом переменных издержек. Используем данные первого примера. Предположим также, что надбавка 100 % от суммы переменных затрат достаточна для покрытия постоянных затрат и получения ожидаемой прибыли на единицу продукции.

На первом этапе определяется сумма переменных затрат и производится расчет цены единицы продукции (табл. 8).

Таблица 8 - Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Переменные реализационные и административные  
Итого переменных затрат  
Надбавка (100 % от суммы переменных затрат)  
Устанавливаемая продажная цена  

 

Следует отметить, что и при этом методе ценообразования часть затрат скрыта в надбавке. Однако скрытыми являются постоянные затраты, а не реализационные и административные расходы, как при методе полных затрат. Причиной исключения постоянных затрат из базовых являются отличия во времени их возникновения и трудности их прямого отнесения на стоимость различных видов реализуемой продукции. Любые попытки сделать это могут снизить достоверность информации о затратах и возможности ее использования при принятии ценовых решений.

На втором этапе составляется отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 9), позволяющий подтвердить или опровергнуть вывод о том, что установленная продажная цена обеспечивает возмещение произведенных затрат и получение прогнозируемой прибыли.

Таблица 9 - Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
Объем продаж (10000 ед. продукта по цене 30 руб. за каждую) Переменные затраты (10000 ед. продукта по цене 15 руб. за каждую) Доход (в виде разницы между суммой выручки и переменными затратами) Постоянные затраты: - производственные -реализационные и административные Чистая прибыль    

Определение цен на базе только переменных затрат позволяет предприятию в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли. Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:

1.цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции. Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;

2.цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получать прибыль;

3.цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.

Преимущества данного метода по сравнению с методом полных издержек состоит в следующем:

- не возникает проблем калькулирования постоянных затрат на единицу продукции, которое носит произвольный характер;

- калькуляция переменных затрат опирается на более надежные сведения, ибо они связаны непосредственно с технологией производства и продаж;

- создается возможность обоснования краткосрочного снижения цен.

Метод переменных издержек применим практически для любых предприятий.

Применение метода прямых затрат имеет следующие ограничения:

- обоснование цен на базе только переменных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые предприятием товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены предприятием в общей его выручке;

- необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары;

- сохраняется необходимость повышения цен при снижении объемов реализации через повышение норматива рентабельности к переменным затратам, чтобы вносить вклад в покрытие постоянных затрат, что опасно при эластичном спросе;

- снижение цены при эластичном спросе должно сопровождаться высокими объемами реализации, иначе ухудшаются показатели прибыли предприятия.

Метод рентабельности инвестиций основан на том, что продукт должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

Метод рентабельности инвестиций является единственным методом, учитывающим платность финансовых результатов, необходимых для производства и реализации продукта. Он отлично подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое их которых требует своих переменных затрат. Данный метод позволяет определять цену как традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и новых изделий. Его используют при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой.

Недостатками метода рентабельности инвестиций являются высокий уровень ставок процентов за кредит и их неопределенность во времени в условиях инфляции.

Пример на определение цены методом рентабельности инвестиций. Предприятие устанавливает цену на один из своих видов продукции (табл.10). Прогнозируемый годовой объем производства - 40000 единиц, предполагаемые переменные затраты на единицу продукта - 30 руб. Общая сумма постоянных затрат - 800 тыс. руб. Изменения, вносимые в продукцию, потребуют дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 млн. руб. Процентная ставка коммерческого банка – 80 % годовых.

 

 

Таблица 10 - Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Переменные затраты на единицу изделия Постоянные затраты на единицу изделия (800000 руб.: 40000 ед.)  
Суммарные затраты на единицу изделия  
Желательная прибыль (1 000 000 руб. * 0,80: 40000 ед.)  
Устанавливаемая продажная цена (не ниже)  

 

Значительная часть недоразумений, связанных с расчетом базовых цен, а также цен, применяемых в отношениях между оптовыми и розничными коммерсантами, может быть отнесена на счет путаницы в способах начисления надбавок.

В случае использования метода полных затрат формула определения надбавки (процентная надбавка) имеет следующий вид:

 

Пример определения надбавки методом полных затрат. Предприятие предполагает, что для производства 50000 единиц продукции в год необходимы инвестиции (для закупки оборудования, приобретения производственных запасов) в сумме 2 млн. руб. В целом бухгалтерия предприятия предполагает, что производство и реализация продукции будет характеризоваться следующими показателями: затраты на производство единицы продукции составят 30 руб.; реализационные и административные расходы - 700 тыс. руб. Если предприятие предполагает получить 25% прибыли на вложенный капитал (ROI), то требуемый размер надбавки будет определяться следующим образом:

 

 

Исходя из этого уровня процентной надбавки, будет установлена продажная цена единицы продукции (табл. 11).

 

Таблица 11 - Калькуляция цены продукции

Показатель Сумма, руб.
Затраты на производство Надбавка (30 руб. * 80 % / 100 %)  
Устанавливаемая продажная цена  

 

В доказательство того, что 54 руб. устанавливаемой продажной цены продукции позволит предприятию получить 25 % прибыли на инвестированный капитал, приводится отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 12).

Таблица 12 - Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
Объем продаж (54 руб. * 50000 ед.) Затраты на производство продукции (30 руб. * 50000 ед.)  
Валовая прибыль  
Реализационные и административные затраты  
Чистая прибыль  

 

Аналогичным образом применяется и другая формула при использовании метода переменных затрат, за исключением того, что она предполагает использование базы стоимости, рассчитанной исходя из суммы переменных затрат. При подготовке отчета о финансовых результатах деятельности предприятия также используется метод переменных затрат.

При использовании метода переменных затрат формула процентной надбавки имеет следующий вид:

 

       
 
   
 

 








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.