Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ПРИЗЫВАЕМОГО К ШАМАНСТВУ.





Имеющий стать шаманом должен пройти особый обряд «эттэнии[72]», рассекания тела. Эту процедуру совершают духи умерших шаманов, предков данного кандидата в шаманы.

При совершении рассекания испытуемый умирает, лежит в течение трёх, четырёх дней на правой наре юрты, ничего не ест и не пьёт.

Ухаживать за ним, подавать пищу должен отрок, ни с чем нечистым, греховным не знакомый. Он подаёт шаману только одну «чёрную воду» по норме.

От того окна, где лежит испытуемый, до скотского пригона строят изгородь, чтобы никто и ничто из «имеющих ноги» не проходил с наружной стороны юрты мимо того места, где находится его лежанка. Также и в юрте люди не должны проходить между его нарой и очагом.

Верёвкой, свитой из белого волоса и увешанной кусочками материи, обвивают его голову, меняя веревку каждый день.

Древние шаманы, по преданиям три раза подвергались обряду рассекания.

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ НА ШАМАНСКОЕ ПРИЗВАНИЕ (УСУЙУУ)

А. Ознакомление шамана с путями нижних духов.

 

Как только кандидат, по окончании рассекания, встанет с ложа, тотчас же призывает он другого шамана. Этот последний должен знать тот сучок (на священном шаманском дереве), где лежит, воспитываясь, душа будущего шамана.

Бывает особая луо-рыба[73] «источника смерти и несчастий» («ёлёр ёлюю луо балыга»), имеющая одну голову и два хвоста. Вскормив слизью этой рыбы воспитываемую душу (кандидата в шаманы), посвящающий шаман обязан поднять её сгнезда, чтобы новый шаман мог приступить к священно­действию.

Есть, говорят, особый горный хребет, куда поднимаются от горы Джокуо по проходу Чёнгкёйдеёх-Аньага[74]. Кандидат в шаманы (по-видимому, речь идет о душе) вместе с обучающим шаманом должны подняться на этот хребет.

Шаман-учитель идет впереди, а кандидат позади. Учитель во время этого пути наставляет кандидата и показывает ему узлы дорог, ведущих к разным голым мысам, где находятся источники человеческих болезней. Потом шаман-учитель приводит душу в дом. Здесь оба надевают шаманские плащи и свершают камлание. При этом наставник, дойдя до дорог тех или других злых духов, указывает какая часть тела шамана какой болезни (или какому бесу) соответствует и имеет лечебную силу. Каждый раз при указании таких мест наставник плюет в зев кандидата, который должен проглатывать эту слюну. Таким образом, кандидат, узнав все дороги «несчастий нижнего места», возвращается (восходит) домой на среднее место.

Если у шамана-ученика плохой невосприимчивый организм («кусаган кииль эттээх»), то злой дух будто бы хочет взять (т.е. умертвить) его самого. Тогда шаман-учитель взамен главных костей шамана должен дать, обречь на смерть кого-нибудь из его родни, по одному человеку за каждую кость, (например, взамен черепа – одного человека и т. д.).

Человек (призываемый к шаманству) с невосприимчивым организмом в нижней болотистой местности («Нуодагай Сибииргэ») увязает, погружается; тогда шаман-учитель должен взять (кого-либо) из его родни («агатын уусуттан») из отцовского рода и перебросить в виде мостика, чтобы по нему им обоим возможно было перебраться через топкую полосу в стране нижних духов.

 

 

Б. Восхождение в страну верхних духов.

 

Кандидат в шаманы со своим учителем восходят[75] (камланием) в верхнюю страну (юёсээ дойдуга) к духу по имени Юёлэн-Кунньаас, имеющему жеребца (или жеребцов) с крыланом на оплечьях («Бар-Джагыл атыырдаах Юёлэн-Кунньаас»[76]).

У шамана бывает (вернее, — «должна быть»), так называемая, «священная плоть», выросшая на темени («ытык эт» - дословно - чтимое мясо). Еще раньше, при рассекании тела духами, отрезанные и разбросанные части этого мяса шаман-учитель собирает и обратно прикладывает на место. При этом говорит: «Это в таких-то случаях (болезнях) бывает целебно, затем плюет в зев его (посвящаемого).

Есть духи рода Чээгэй, причиняющие глазные болезни. Раньше кровеносные сосуды шамана, оказывается, будучи разрезаны там, на месте пребывания упомянутых духов, тоже разбрасываются. Шаман-наставник, собрав эти части, прикладывает их обратно на место и также плюет в его (будущего шамана) зев.

Теперешние шаманы не совершают обряда посвящения, они обычно говорят — «Нет шаманов, которые могли бы, были бы в силах посвятить нас».

Рассказывают, что посвящаемым в шаманство предлагается самим выбрать одно из двух: или посвятиться от духов «источника гибели и смерти»[77], или же посвятиться от духов «исцеления и спасения».

Затем, шаманы будто бы, должны там показывать свои десять пальцев

 

Романов Тимофей

3-ий Мальжегарский наслег.

28 января 1925 г.

 

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.

 

В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию – рассекание тела шамана совершается в течение трёх или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи точно мёртвый.

Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.

 

 

Емельянов Егор.

Урочище Усун-Кытыл.

11 февраля 1925 г.

 

ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА

 

Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл. — мясо) шамана, разбрасывают в виде жертвы по всем бедам-источ­никам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.).

Если при этом кропления тело шамана не достигло какого-либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать слу­жения).

При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окро­вавлена.

 

 

Никифоров Иннокентий.

Остров Тиит-Арыы

31 января 1925 г.

 

ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.

 

Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет.

Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне – «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. – «ёлюю» - смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г.К.)

Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трёх суток засыпает и лежит как мёртвый. За всё это время он ничего не ест и не пьёт.

 

 

Шадрин Николай

Остров Хатынг-Арыы

28 января 1925 г.

 

СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА

 

Когда совершается рассечение тела шамана, он в течение семи дней лежит вобморочном состоянии, ничего не ест и не пьёт; из всех суставов и из обоих глаз всё время вытекает как будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» —так рассказывают сами шаманы

Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свежесодранную бересту. Этирассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. Дотого, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»), собрав чистых непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия»[78] («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг»)

Подвергание рассеканию, говорят примерно, есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек.

Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергаются этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.

 

 

Рыкунов Осип

Остров Тоён-Арыы

17 января 1925 г.

 

ЧТО ТАКОЕ ШАМАН И ШАМАНИЗМ?







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.