|
РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ПРИЗЫВАЕМОГО К ШАМАНСТВУ.Стр 1 из 31Следующая ⇒ Имеющий стать шаманом должен пройти особый обряд «эттэнии[72]», рассекания тела. Эту процедуру совершают духи умерших шаманов, предков данного кандидата в шаманы. При совершении рассекания испытуемый умирает, лежит в течение трёх, четырёх дней на правой наре юрты, ничего не ест и не пьёт. Ухаживать за ним, подавать пищу должен отрок, ни с чем нечистым, греховным не знакомый. Он подаёт шаману только одну «чёрную воду» по норме. От того окна, где лежит испытуемый, до скотского пригона строят изгородь, чтобы никто и ничто из «имеющих ноги» не проходил с наружной стороны юрты мимо того места, где находится его лежанка. Также и в юрте люди не должны проходить между его нарой и очагом. Верёвкой, свитой из белого волоса и увешанной кусочками материи, обвивают его голову, меняя веревку каждый день. Древние шаманы, по преданиям три раза подвергались обряду рассекания.
ПОСВЯЩЕНИЕ НА ШАМАНСКОЕ ПРИЗВАНИЕ (УСУЙУУ) А. Ознакомление шамана с путями нижних духов.
Как только кандидат, по окончании рассекания, встанет с ложа, тотчас же призывает он другого шамана. Этот последний должен знать тот сучок (на священном шаманском дереве), где лежит, воспитываясь, душа будущего шамана. Бывает особая луо-рыба[73] «источника смерти и несчастий» («ёлёр ёлюю луо балыга»), имеющая одну голову и два хвоста. Вскормив слизью этой рыбы воспитываемую душу (кандидата в шаманы), посвящающий шаман обязан поднять её сгнезда, чтобы новый шаман мог приступить к священнодействию. Есть, говорят, особый горный хребет, куда поднимаются от горы Джокуо по проходу Чёнгкёйдеёх-Аньага[74]. Кандидат в шаманы (по-видимому, речь идет о душе) вместе с обучающим шаманом должны подняться на этот хребет. Шаман-учитель идет впереди, а кандидат позади. Учитель во время этого пути наставляет кандидата и показывает ему узлы дорог, ведущих к разным голым мысам, где находятся источники человеческих болезней. Потом шаман-учитель приводит душу в дом. Здесь оба надевают шаманские плащи и свершают камлание. При этом наставник, дойдя до дорог тех или других злых духов, указывает какая часть тела шамана какой болезни (или какому бесу) соответствует и имеет лечебную силу. Каждый раз при указании таких мест наставник плюет в зев кандидата, который должен проглатывать эту слюну. Таким образом, кандидат, узнав все дороги «несчастий нижнего места», возвращается (восходит) домой на среднее место. Если у шамана-ученика плохой невосприимчивый организм («кусаган кииль эттээх»), то злой дух будто бы хочет взять (т.е. умертвить) его самого. Тогда шаман-учитель взамен главных костей шамана должен дать, обречь на смерть кого-нибудь из его родни, по одному человеку за каждую кость, (например, взамен черепа – одного человека и т. д.). Человек (призываемый к шаманству) с невосприимчивым организмом в нижней болотистой местности («Нуодагай Сибииргэ») увязает, погружается; тогда шаман-учитель должен взять (кого-либо) из его родни («агатын уусуттан») из отцовского рода и перебросить в виде мостика, чтобы по нему им обоим возможно было перебраться через топкую полосу в стране нижних духов.
Б. Восхождение в страну верхних духов.
Кандидат в шаманы со своим учителем восходят[75] (камланием) в верхнюю страну (юёсээ дойдуга) к духу по имени Юёлэн-Кунньаас, имеющему жеребца (или жеребцов) с крыланом на оплечьях («Бар-Джагыл атыырдаах Юёлэн-Кунньаас»[76]). У шамана бывает (вернее, — «должна быть»), так называемая, «священная плоть», выросшая на темени («ытык эт» - дословно - чтимое мясо). Еще раньше, при рассекании тела духами, отрезанные и разбросанные части этого мяса шаман-учитель собирает и обратно прикладывает на место. При этом говорит: «Это в таких-то случаях (болезнях) бывает целебно, затем плюет в зев его (посвящаемого). Есть духи рода Чээгэй, причиняющие глазные болезни. Раньше кровеносные сосуды шамана, оказывается, будучи разрезаны там, на месте пребывания упомянутых духов, тоже разбрасываются. Шаман-наставник, собрав эти части, прикладывает их обратно на место и также плюет в его (будущего шамана) зев. Теперешние шаманы не совершают обряда посвящения, они обычно говорят — «Нет шаманов, которые могли бы, были бы в силах посвятить нас». Рассказывают, что посвящаемым в шаманство предлагается самим выбрать одно из двух: или посвятиться от духов «источника гибели и смерти»[77], или же посвятиться от духов «исцеления и спасения». Затем, шаманы будто бы, должны там показывать свои десять пальцев
Романов Тимофей 3-ий Мальжегарский наслег. 28 января 1925 г.
РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.
В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию – рассекание тела шамана совершается в течение трёх или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи точно мёртвый. Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.
Емельянов Егор. Урочище Усун-Кытыл. 11 февраля 1925 г.
ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА
Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл. — мясо) шамана, разбрасывают в виде жертвы по всем бедам-источникам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.). Если при этом кропления тело шамана не достигло какого-либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать служения). При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окровавлена.
Никифоров Иннокентий. Остров Тиит-Арыы 31 января 1925 г.
ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.
Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет. Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне – «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. – «ёлюю» - смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г.К.) Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трёх суток засыпает и лежит как мёртвый. За всё это время он ничего не ест и не пьёт.
Шадрин Николай Остров Хатынг-Арыы 28 января 1925 г.
СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА
Когда совершается рассечение тела шамана, он в течение семи дней лежит вобморочном состоянии, ничего не ест и не пьёт; из всех суставов и из обоих глаз всё время вытекает как будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» —так рассказывают сами шаманы Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свежесодранную бересту. Этирассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. Дотого, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»), собрав чистых непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия»[78] («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг») Подвергание рассеканию, говорят примерно, есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек. Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергаются этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.
Рыкунов Осип Остров Тоён-Арыы 17 января 1925 г.
ЧТО ТАКОЕ ШАМАН И ШАМАНИЗМ? Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|