Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧАСТИЦЫ ШАМАНСКОГО ТЕЛА, СПАСАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ ОТ БОЛЕЗНЕЙ.





Настоящий шаман (прежде чем стать таковым) должен хворать. Затем он трижды подвергается рассеканию. Мне не доводилось слышать, что при этом шамана кладут на свежесодранную бересту.

Сами шаманы обычно рассказывают: «голову отделяют и кладут на верхнюю полку якутской юрты, все конечности отрезают, а мясо, разрубив на кусочки, распределяют между всеми родами гибели и смерти».

Старики говорят про целительную силу шамана: он помогает только при том условии, если источник данной болезни (злой дух, злое начало, которое причиняет болезнь) получил свою долю – частицу его плоти («буорчата» - от «буорса» - искрошенное в порошок сухое мясо с притяжательным окончанием. Может быть, другие, знающие якутский язык поймут иначе это слово, которое постоянно фигурирует, когда речь идет о частицах тела шамана, получаемых бесами? Г.К.).

Когда становится большой шаман, то его род вымирает. Его умирающих родственников, будто бы, употребляют на колья плотины (через реку?)… у избранных шаманов должна быть вода (река смерти)…

Те люди, которые готовились к шаманскому призванию, а потом оставили эту мысль, обычно говорят – «у меня не хватило костей, поэтому (духи) вернули».

 

МАТЬ-ЗВЕРЬ ШАМАНА.

 

Мать-зверь у якутских шаманов – бык, а у тунгусов, говорят, - олень. До смерти шамана его мать-зверь приходит только три раза.

У лучших, избранных шаманов, рассказывают, имеется три самострела, настороженные против других шаманов. Те из последних, которые попадут под выстрелы (речь идет о мать звере), умирают.

Мне приходилось слышать о какой-то средне-вилюйской шаманке - Алысардаах (от «алысар» - окунь), которая, будто бы, родила рыбу окуня.

 

 

Самсонов Спиридон.

Мархинский улус.

6 марта 1925 г.

 

СВЯЩЕННОЕ ДРЕВО ШАМАНА.

 

Рассказывают, что у шамана бывает особое дерево где он находит защиту и укрывается, будучи побежденным при со­стязании с другим шаманом.

 

ШАМАНСКИЙ МАТЬ ЗВЕРЬ.

 

У якутского шамана мать-зверь (иньэ кыыла), говорят, голубо-пестрый бык, а у тунгусского — пятнистый олень. Этот зверь, будто бы, обитает очень далеко. Говорят, что мать-зверь играет роль, когда шаман борется (рассказчик употреб­ляет слово — «харсар», что значит — бодаться, и употребля­ется в отношении борьбы только рогатых зверей: быков, оле­ней и сохатых. Г. К.) с другим шаманом. Затем, мать-зверь показывается только раз — перед самой смертью шамана.

Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не уми­рает своею смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами (досл. - «поедается, пожирается» другим шама­ном).

 

ШАМАНСКИЕ САМОСТРЕЛЫ.

У шаманов, будто бы, имеются настороженные луки, самострелы. У плохого шамана имеется только один самострел, у хорошего же должно быть три. Кроме того, говорят, что они имеют какие-то пики, рогатки.

 

ДВЕ ШАМАНСКИЕ СОБАКИ.

Сами шаманы рассказывают, что у них бывают две собаки (невидимые их слуги). При камлании именуют их – «Хардас» и «Бётёс». У кровожадного шамана (т. е. вдохновляемого злыми духами) эти собаки, будто бы, убивают скот и людей. Взрослых людей не убивают.

Рассказывают, что некоторые шаманы имеют медведя и волка и показывают их при камлании. Волк и медведь, вероятно, бывают только у шаманов – ставленников злых духов, преисполненных жажды крови («абаасы ойуна»). У шаманов, поставленных светлым духам, волка и медведя не бывает. Эти шаманы и не борются друг с другом.

 

Михайлов Степан

Кэнтикский наслег

Верхне-Вилюйского улуса.

4 марта 1925 г.

 

СТРАДАНИЯ ШАМАНА

Рассказывают сами шаманы, что тело большого шамана три раза подвергается рассеканию, а маленького - один раз. В это время он сам, будто бы, лежит, борясь со смертью. Говорят, что в ту пору собираются духи.

При рассекании голову его снимают и втыкают на верхушку шеста, а тело его (досл. - мясо), разрезав на мелкие кусочки, делят между всеми собравшимися… их, говорят, бывает уйма (рассказчик почему-то слово «бесы» заменил на слово «люди» Г.К.). Если кому из них достанется мясо от ноги, то этот шаман будет вылечивать болезни ног, если кто из них съест мясо ушей, шаман будет вылечивать ушные болезни. Если частицы его тела не достались тому или другому бесу, то шаман и не должен камлать. Он может побороть только тех бесов, которые покушали его мясо.

 

ВОЗВЕДЕНИЕ ШАМАНА НА ГОРУ.

 

Шаманы рассказывают: «После рассекания тела приводят на хребет под названием – «Кёмюс – Джирбиит - Гора». Самого большого шамана ставят у самой вершины горы, среднего - на середине. С вершины горы видны все пути – дороги (по-видимому, речь идёт о путях разных болезней), а средний шаман их видеть не может. Поставив тут шамана, со всех четырёх сторон приставляют острые рогатины». Затем, будто бы, имеются две пики… Заставляют его нагнуться над одной серебряной пикой так, чтобы острие пики приходилось как раз в лоб шамана. Тут один человек (дух), весь в белом одеянии, заставляет, будто бы, произносить слова клятвы: «Не буду питать никаких дурных мыслей на людей и скот, созданный творцом…». Если он на вопрос – «Будешь ли ты дурно думать на человека, который будет обижать, угнетать тебя?» - ответит – «Буду гневаться и дурно думать о нём!», то, говорят, бьют его в затылок, так, чтобы он столкнулся лбом в острие пики.

Затем, другой человек, весь в чёрном, приставив его лоб к острию черной пики, заставляет клясться по иному, говоря — «Созданных богом людей и скот пожирай и уничтожай!» Если он не будет давать на это утвердительного ответа, не будет изъявлять согласия, то опять наказывают его ударами.

Когда шамана подвергают рассеканию, то он, говорят, лежит в состоянии беспамятства и безразличия ко всему окру­жающему.

 

НЕСЧАСТИЯ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ШАМАНА.

 

Говорят, появление шаманов в жизни сопровождается смертью людей из его рода... такие слышал рассказы о плотине. Будто бы, шаман возводит эту плотину своими хреб­товыми позвонками. Если зародится новый шаман, обладаю­щий большей силой, чем тот, который возвел эту плотину, то этот новый шаман разрывает ее при своем появлении. (Речь идет не о самих шаманах, а о духах, сила которых проявляется в том или ином шамане. Г. К.).

 

ШАМАНСКОЕ ДЕРЕВО И ВОСПИТАНИЕ ДУШИ ШАМАНА.

До появления шамана душа того человека, который пред­назначается для этой роли, берется бесами, злыми духами и воспитывается ими до тех пор, пока она не приобретет свойств злого духа. В это время человек, душа которого вос­питывается у бесов, все время продолжает хворать. Только после выздоровления от этой болезни он может приступить к священнодействию. Говорят, что душа шамана превращается то в птицу, то в человека, то в скот.

Рассказывают, что существует дерево со многими вершинами. Шаманы со всего мира все воспитываются у этого одного дерева. Чем больше по своему значению и силу шаман, тем выше на дереве лежит душа его; значит, там лежит душа на разной высоте. Сами шаманы обычно говорят, что в качестве воспитателя является ворон, он, сидя на ветвях того дерева, выращивает душу.

 

МАТЬ-ЗВЕРЬ.

Мать-зверь у большого шамана имеет вид лося, у маленького – оленя. Он приходит, когда шаман умирает, и уносит, держа в зубах его шейный позвонок.

Говорят, шаман обладает особой силой зрения, видит во все стороны. Сила зрения (дословно – «огонь глаза») у большого шамана действует на большее расстояние, чем у маленького.

 

 

Попов Прокопий

Средне-Вилюйский улус.

5 марта 1925 г.

БОЛЕЗНЬ И СТРАДАНИЯ ШАМАНА.

Человек, который должен стать шаманом, раньше хворает в течение двух, трёх лет. Только после этого он может приступить к своему служению.

Шаманы про этот период своей болезни рассказывают, что они у корня, источника зарождения девяти шаманов, подвергаются рассеканию, и что всё это происходит, якобы, во сне. Шаманы, лежа больными, якобы, во сне приходят к тем началам девяти злых духов, имена которых – Далбар-Чуонаах, Уот-Чорноуха… Они, говорят, - женщины. Называют ещё следующие имена их:

«Дарья, не имеющая ноздрей,

Матрена, не имеющая носа,

Калека-парень, которого возят на санях…»

Затем шамана отрубают голову и кладут её на полку юрты, причем она, будто бы, остаётся живою (т.е. сохраняет сознание и даже наблюдает все происходящее). Тело же шамана разрубают на куски, как тушу скотины. Затем, эти куски мяса, будто бы нанизывают на рожны… Тело большого шамана на девять рожнов, а маленького шамана – на три рожна. Потом мясо это делят между началами разных бед и несчастий (т.е. между духами-бесами).

(При зарождении шаманов) в средней земле устраивается преграда («харгыс»), плотина (чтобы умножить несчастия).

Рассказывают, что у больших шаманов бывает плотина, которая преграждает дорогу духам малых шаманов. Когда бесы этих шаманов задержатся у плотины, то сами шаманы должны хворать… от того, что у них гниет рыба (?). Больной шаман призывает тогда большого шамана, который разрывает плотину и взамен жизни шамана даёт другую человеческую жизнь. Тогда больной выздоравливает.

 

Алексеев Михаил

Кэнтикский наслег

Верхне-Вилюйского улуса

4 марта 1925 г.

 

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ ШАМАНА.

 

Хороший настоящий шаман, как рассказывают, подвергается рассеканию. У нас в виде поговорки говорят: «Он три раза был рассечен — великий шаман». Сами шаманы рассказывают так: «Сначала духи отрубают мне голову и садят ее на верхушку длинного шеста, чтобы эта голова могла видеть своими глазами все, что они проделывают дальше… я вижу, как они разрубают мое тело на мелкие куски; затем, эти кусочки распределяют между всеми родами человеческого не­счастья и между всеми бесами».

Шаман может шаманить и быть полезным только в том случае, если тот род гибели (от которого больной теперь страдает) получил свою долю при дележе тела камлающего шамана; те бесы, которые причитались его тела, бывают по­слушны, а те же, которые лишились этого, его моленьям не внимают.

Говорят, что при совершении разрубания тела шамана, его одежда бывает окровавлена. О том же, что родные шамана при совершении этой операции заранее кладут его на бересту,— я не слышал.

 

НИЖНИЕ И ВЕРХНИЕ ШАМАНЫ.

 

Шаманы разделяются на нижних и верхних. Нижние это те шаманы, которые созданы нижними бесами, верхние — те, которые созданы верхними бесами.

Про нижних шаманов говорят, что их души воспитыва­ются у нижних бесов в особых колыбелях, где кормят их че­рез рожок, а про верхних шаманов говорят, что души их воспитываются в особых гнездах (как у птиц).

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.