Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ ТЕЛА ШАМАНА МЕЖДУ БЕСАМИ.





 

Когда душа созреет и сможет владеть собой, мать-зверь поднимает на среднюю землю и здесь рассекает тело шамана на мелкие кусочки и разбрасывает по всем путям болезни и смерти, делит между злыми духами. Духам каждого рода бед и несчастий, говорят, подлежат соответствующие части тела по принадлежности.

Шаман бывает удачлив в лечении разных болезней только тогда, когда разбросано всё его тело. Бесы, злые духи, поделив тело шамана, уходят.

Мелкие неважные шаманы, также и те из них, которые стали шаманами, восприняв болезнь кликушества и истерии от обыкновенных злых духов – «юёр», не рассекаются. Только большой шаман, имеющий в роду ряд предков шаманов, подвергается рассеканию.

Некоторые шаманы при совершении рассекания тела лежат в своём доме, натянув особую завесу. Кроме того, берегутся, воздерживаются от пищи, не разрешают также людям проходить мимо того места, где лежат (между шаманом и домашним очагом). Пищу позволяют подавать себе только чистому отроку.

По преданию, древние шаманы для совершения рассекания уединялись в пустынные, безлюдные места и лежали там, поставив особый шатер (ураса).

По рассекании тела и разделе его, как рассказывают, все кости снова складывают, подгоняя сустав к суставу в надлежащее место, вот тогда-то, говорят, шаман просыпается, как бы уснувший человек. Весь обряд рассекания и раздела своего тела сам шаман, якобы, наблюдает воочию.

 

ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ ПРИЗЫВАЕМЫХ К ШАМАНСТВУ.

 

(Из биографии живых шаманов).

 

1. В нашем наслеге шаман Петр, по прозвищу Тааппына - Уола в возрасте 25 лет, еще до получения шаманского дара, три года страдал сумасшествием. После припадков истерического пения он впадал в бесчувствие, в состояние безразличия ко всему окружающему. Его даже и связывали. По его словам, он подвергался рассеканию. Божеством его («тангарата») является один Немюгинский шаман (умер­ший). Петр, будто бы, находится с последним в родстве по женской линии (т. е. мать его, или бабушка, или прабабка из рода того шамана). «Поэтому то он и призвал меня» (дословно — «схватил»), говорил Петр. Он стал шаманом без посвящения другим шаманом. Буд­то бы, в нашей стране нет таких шаманов, которые были бы в силах посвятить его. Его душу, передаю его собственные слова, воспитали на нижнем месте на 12-ом ряду ветвей ша­манской ели. Он говорит также, что мать-зверь, выйдя на среднее место, разбросал его тело. По отцу и деду в роду у него шаманов нет, только дядя по материнской линии, дух упомянутого Немюгинского шамана, выражая родственное чувство кплемяннику, и «пал» на него. Этот Петр говорит, что у него есть и волк, и медведь, шаманские духи.

2. Сын Семена Тёттё, тоже шаман, три года был одержим безумием. Он, всё время находясь в связанном виде, перенес много страданий. Бёртюнский (местное название 2-го Мальжегарского наслега) шаман, брат знаменитого, легендарного шамана по прозвищу Чарапчылаах, пришедши, пал на него (т. е. Снизошёл к нему дух давно умершего шамана).Этот шаман приходился Тётте дядей по материнской линии.

3. Павел, тоже из нашего наслега, стал шаманом пять – шесть лет тому назад, теперь ему около 30-ти лет. На него снизошёл сильный дух Бёртюнского шамана, не найдя среди своих кровных родственников человека, который был бы способен воспринять от него дар шаманства. Пал просто, как будто с неба, не будучи связан родством. Он (Павел) сразу в течение семи дней превратился в шамана, хотя, говорят, тоже был подвергнут рассеканию, и лежал дома, имея особого человека для ухода за ним во время болезни.

4. Сын Григория – Иван на 25-летнем возрасте заболел припадками истерического пения от имени разных духов, что продолжалось около двух лет. Во время периодов просветления, он находился в состоянии какого-то безразличия ко всему окружающему. Он говорит, что на него снизошёл, пал дух дяди его собственной матери, умершего шамана Харыйалаахского наслега (название 3-го Мальжегарского наслега). По его рассказам, «злые духи, бесы бывают невидимы, только ударяет дурной запах; когда вселяешь в себя, входят они в нутро человека и раздувают живот».

 

Иванов Петр

Остров Тоён-Арыы. Джобулга.

13 января 1925 года

 

ШАМАНСКОЕ СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО

 

Рассказывают, что существует особое дерево – «Аар-Кудук-Мас» (в приблизительном переводе – «Священное дерево» или «Великое дерево»), так как слово «аар» имеет двоякое значение – огромный, великий и священный, святой чистый. Г.К.). На ветвях этого дерева, говорят, много гнёзд на подобие птичьих, где воспитываются души шаманов. Гнёзда сидят сверху донизу.

Когда происходит состязание шаманов, то последние стараются прежде разломать гнездо своего противника. Побеждает тот из них, кто первым успеет это сделать.

 

МАТЬ-ЗВЕРЬ И ДВЕ СОБАКИ ШАМАНА

 

Мать-зверь тунгусского шамана, по словам многих, имеет вид или чубуку (вид горной козули) с облезлой шерстью, с восемью ногами, выросшими на передней части брюха, и с копытами, обращёнными назад, или самки лося, или, наконец, медведя.

У каждого шамана бывают два беса, имеющие вид собаки. Иногда, когда он не хочет допустить злых духов, то, будто бы, оставляет их у больного в виде своих караульных.

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА

 

По рассказам, древние шаманы в период эттэнии - рассекания их тела (бесами) живут, запершись в своем доме, в безлюдной местности.

Рассекание тела шамана состоит, будто бы, в следующем. Зацепляя железным крючком, разрывают, отделяют все суставы, кости очищают, выскребая мясо и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют и сшивают железными нитками (досл. — «железом»), а глазное яблоко (досл.— «воду глаза») кладут обратно на место. Только пос­ле всего этого они (бесы) превращают его в шамана.

 

 

Павлов Николай.

Остров Тоен-Арыы. Берте.

16 января 1925 г.

РАЗДЕЛ ТЕЛА ШАМАНА МЕЖДУ БЕСАМИ.

 

Тот человек, которым овладел дух шамана (умершего), должен пролежать семь или девять дней на чистой постели и в чистой одежде, питаясь только одною водой и выбрав такое место, куда не ходят ни люди, ни скот. При нем должен быть только один человек.

Говорят, его тело делят между девятью родами всех бесов, злых духов, причиняющих болезни («тогус юёр тёрдюгэр»). Говорят также, что кости его сосчитываются, чтобы опреде­лить, все ли они налицо. При недохватке костей должен уме­реть один из ближайших кровных родственников шамана.

 

ФАКТ СОВРЕМЕННОСТИ.

(Рассказ о шамане, проходящем искус становления).

 

У нас живет теперь одни человек по имени Михаил Никитин, который проходит ныне искус становления в шаманы. Этот человек два года тому назад в местности под названием «Саасыыр-Алаас», в глухой тайге поставил себе из новых бревен маленький домик и пролежал там несколько дней. Одного истеричного человека по имени Саба-Юктююр-Миитээ взял с собой для приготовления и подачи пищи. Лежа там, пригласил к себе шамана Тааппына-Уола.

Я пошел туда (посмотреть). Посвящаемый в шаманство уже вышел из своего домика и сидел рядом со старым шаманом. В лесу была лиственница, на которую складывали шаманские жертвенные принадлежности-кости животных, шаманский стол и пр. Около этой лиственницы и был поставлен домик. Лиственница с домиком была окружена небольшой оградкой. Готовясь стать шаманом, он (Михаил) попросил своих родственников построить всё это, это и было ими сделано.

Оба шамана сидели внутри ограды, обратившись лицом к лиственнице. Новый шаман был в шаманском костюме, оба пели шаманским напевом (кутураллар[81]). Мы, зрители, сидели снаружи ограды. Старый шаман напевал сидя, а новый тоже причитал (мэнэрийер[82]), но, видимо очень волновался. Все это происходило около Петрова дня.

Вдруг шаман Тааппына-Уола сказал: «Видимо мы не сможем вознестись наверх, так как очень распустились хвоя и листья. Впору будет (это сделать) осенью, когда подмерзнет земля!»

Этот человек в настоящее время, по-видимому, оставил мысль о шаманстве.

 

 

Павлов Платон,

брат предыдущего. Там же, тогда же.

 

Я как-то слышал его слова (вышеназванного Михаила): «Ещё не наступило время сделаться мне шаманом, моя душа лежит в нижнем месте, воспитываясь у корня – источника девяти родов злых духов. Теперь я могу стать шаманом только через три года».

Ещё он рассказывал: «Лежа в лесу под деревом, я понимал голоса деревьев и трав: говорят и о предстоящей смерти людей... Когда же выходил из того домика, то переставал слышать».

По рассказам стариков, шамана (душу его) воспитывают бесы в нижней стране у источника девяти родов злых духов. От воспитываемых они (бесы), будто бы, спрашивают: «Не стали ли летающими птенцами, не выросли ли крылья, не покрылись ли пухом?».

 

Данилов Пётр.

Остров Тиит-Арыы.

30 января 1925 г.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ШАМАНА.

(Показания очевидца).

 

В Бёртюнцах два года тому назад, летом, один человек, говоря, что он должен скоро сделаться шаманом, велел построить себе в лесу вблизи елани (поляна среди леса) «Куогас» маленький домик. Домик был поставлен у самого боль­но лиственничного дерева, где имелся склад шаманских идолов, сносимых туда после камлания. Его должны были строить по заказу из неочищенных от коры бревен (лиственничных) молодые, еще не женившиеся парни. Зовут этого человека Михаил Саввич Никитин, ему приблизительно около сорока лет.

Он отправился потом в этот свой домик и пролежал там три дня, говоря при этом — «Я лежу мертвый, подвергаясь рассеканию (бесами), на третий день я должен воскреснуть («тиллэр»— оживать, воскресать из мертвых; иногда в отношении тяжко больных употребляется и в смысле выздороветь, но это не точное, а фигуральное употребление слова. Г. К.). К этому дню он за­казал привести шамана по имени Бёчюккэ, сына Тааппына, чтобы тот совершил над ним обряд — то ли «поднятия тела» (кётёхтёрюю), то ли «обучения, посвящения» (усуттарыы).

Говорили при этом, что один человек по имени Димитрий, по прозванию Саба-Юктююр, был при нем в качестве при­служивающего.

Когда прибыл туда званный шаман, у домика собралось много народа, желавшего наблюдать совершение упомянутых обрядов. И я тоже пошел посмотреть.

Пришедший шаман был с бубном, а кандидат в шаманы имел облачение (шаманский плащ). При мне посвящающий шаман после небольшого заклинания и восхваления своих духов (т.е. призвав и испросив совета от них) сказал: «Теперь лето в полном расцвете; когда уже распустилась хвоя и листва деревьев и трав, не должно совершать обряд становления шамана, он впору бывает только весной и осенью!» Так сказавши, он прекратил служение.

Упомянутый якут до сего дня надлежащим образом еще не шаманит, он лишь без облачения совершает предварительное моление (джалбыйар) и внедрение в себя мелких бесов при незначительных заболеваниях («бохсуруйар», «бохсурганньыт», так сказать, вольно-практикующий без официального разрешения шаманских духов —изгонитель мелких бесов, мало-мало знакомый с заклинаниями и шаманскими обрядами. Короче — шаманское подмастерье, проходящий кандидатский стаж. Г. К.).

 

ШАМАНСКИЙ МАТЬ-ЗВЕРЬ

 

Только у большого шамана бывает, по рассказам, «мать-зверь». Малые же шаманы священнодействуют мелкими зловредными духами – «юёр» ближайшего и местного происхождения.

 

 

Егорова Матрена.

Качикат.

10 января 1925 г.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.