Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В шаманистическом мировоззрении





 

 

Тарасов Иван Павлович 30-и лет,

Якут Мытахсаого наслега

Западно-Кангаласского улуса.

17 февраля 1925 года.

 

СОЗВЕЗДИЕ ОХОТНИКА С СОБАКОЙ

(Орион и псы)

 

На небе есть ряд звёзд, которых мы называем Тонгус Арангас-Сулус. (Дословно – «Тунгусская Большая Медведица» или – «Тунгус-лабаз-Звезда»). Выйдя во двор, рассказчик указывает на шесть звёзд в сочетании Орилна – три звезды его пояса и три малые звезды, образующие его нож. (Рассказывал вечером часов в 9 или 10). Мой отец, который умер 20 лет назад, когда ему было около 50-ти лет, рассказывал:

«В древности один охотник-тунгус, гоняясь за лосем, обессилел и умер от голода вместе со своей собакой, будучи не в состоянии добраться до своего лабаза, где он сам весной сложил запас провизии. Вот душа этого тунгуса-охотника (по-видимому, вместе с собакой) и превратилась в звёздв и стоит на небе». Отец мой говорил также, что будто бы на небе виден и лабаз того охотника, указывая при этом на какие-то звёзды около Плеяд.

Мой отец в сужих краях не бывал, никуда не ездил.

 

 

Татаринов Николай

Якут Оюн-Усовского наслега

Намского улуса

17 февраля 1925 года

 

КОЛЧАН-СОЗВЕЗДИЕ

(пояс и нож Ориона?)

 

Около Плеяд есть рядом три звезды и чуть ниже поперёк (к верхним) тоже рядами три других звезды. Про эту группу звёзд у нас в Намцах говорят – «колчан звезда» (кэсэх-сулус). Среди них (недалеко) есть ещё одна хвостовая звезда, очень светлая – огнистая и красноватая.

 

 

Лукин Александр Алексеевич 66 л.

якут Мытахского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

11 февраля 1925 года.

ШАМАН, РУБЯЩИЙ СКРЕПУ ПЛАНЕТУ

 

В древности когда-то жил, говорят, предок всего Мытахского наслега, шаман по имени Ётююлээх-Ёрген-Ойун. (Дословно в переводе – Имеющий свитую из кожи верёвку Ёргён-Шаман). Он, когда совершал священнослужение Улуу-Тойону, будто бы держался за эту свою верёвку.

Про него рассказывают ещё следующее. Однажды будто бы появилась на небе планета, отчего уменьшилось плодородие земли, перестали расти деревья и травы, на земле наступил голод. В зимнее время с запада веяло льдом и холодом.

Тогда-то упомянутый шаман поднялся (т.е. совершил камлание) к тому, кто послал эту планету. (Дословно: «к корню, к источнику, предку планеты»). При этом он оделся в волчью доху (см.прим.) и заткнул за пояс топор с широким лезвием. Его камлание длилось девять суток (дней и ночей); камлал, держась за свою верёвку. Семь дней и ночей он рубил своим топором. Во время этой рубки, говорят, на срединную землю сыпался с неба лёд.

В одну из ночей он спустился с неба со словами:

«Я разъединил планету (как будто планета за что-то зацепилась) и жизнь срединной земли обратил на правильный путь!»

Во время этого камлания он будто бы весь обледенел и закуржавел.

Рассказывают, что и впрямь жизнь на земле направилась к лучшему. Это имело место ещё тогда, когда – роды (человеческие) ещё не разделились.

 

 

Ильин Николай 73 лет,

2-го Одунинского наслега

Западно-Кангаласского улуса.

Август 1921 года. Одунинцы.

 

БОРЬБА ШАМАНА СО ЗВЕЗДОЙ, НАВЕВАЮЩЕЙ ХОЛОД.

 

По рассказам, в древние времена жил шаман по имени Тюктюн. Он был из Хоринского рода. От него родился тоже шаман Сэргэх-Кююркэх, который был усыновлен шаманом Арджа. У шамана Сэргэх-Кююркэх был сын Эмэргэнэ. От Эмэргэнэ родился Иэгээни. От последнего произошёл шаман Агдага. Этот был знаменитый и страшный шаман. Он был непобедим в состязаниях с шаманами («кюрсюю») и многих из них уничтожил.

В ту пору появилась на небе звезда – чолбон. (См. прим.). Когда появляется на небе «чолбон», зимняя, холодная пора удлиняется, мороз усиливается, умножается снег и свирепствуют ветра. Этот «чолбон», кроме того, пошёл навстречу к плеядам – «юргэл» и задержал их ход. От этого усилилось их морозное дуновение – «юргюёр». (Якуты зимний мороз ассоциируют с плеядами ввиду совпадения их высокого стояния с зимней порой. По-видимому, даже их наименование – «юргэл» происходит от «юргюёр» - морозное веяние). Наступающее лето тоже обещало быть холодным.

Ввиду умножения бедствий для скота, люди обратились к шаману Агдага с просьбой попытаться уничтожить зловредный чолбон. Шаман сказал им:

«Кто его знает, удастся ли мне вознестись на голую высь небесного свода?»

Но люди, не оставая, стали его уговаривать. Наконец он решился совершить камлание. Вот оделся он весь по-зимнему, за пояс заткнул топор и, совершив обычное священнодействие, вознесся на небо к духу – Чолбонтой-Тойон, насылающему чолбоны. Он обратился к небу с молением:

 

«Суостаах, суодаллаах Чолбон тёрдё,

Чолбонтой-Тойон!

Суоскун суодалгын угарыт,

Муус чыынгкырыын тыынгнгын

Бэйэнг диэкки югюрюй!»

Аан дойдубут муусунан тыынна

.......

Ылгын уолгун Чолбону

Мин диэкки учугасатан кулу!»

 

Перевод:

 

Страх и ужас внушающий,

Источник чолбона – Чолбонтой-Владыка!

Умоляю, укроти свой пылающий гнев,

Морозное и леденящее дыхание своё

Останови, втянув в себя!

Изначальная земля повеяла льдом....

........

Любимого сына своего – Чолбона

Приблизь ко мне!

 

Вслед за тем шаман, стоя в юрте, начал топором что-то рубить. Все повыскакивали на двор и явно для всех – от того чолбона сыпались искры, как при высекании огня из кремня.

В заключение камлающий шаман спел:

 

Улуутуайр Улуу-Тойон,

Суоксун суодалгын

Бэйэгэр угарыттынг!

Орто дойдуга

Муусунан тыына турар,

Ылгын уолгун

Миэхэ учугасатан биэрэн

Суох гыннардык!

 

Перевод:

 

О, Величайший Грозный Повелитель,

Ты укротил свой пылающий гнев,

Успокоил себя!

Любимого сына своего,

Пышущего льдом и морозом

На среднюю землю,

Ты, приблизив ко мне,

Дал возможность его уничтожить!

 

Зловредный чолбон тотчас же исчез. Шаман спустился на землю весь обледенелый, покрытый куржаками снега.

 

 

Чепалин Павел Григорьевич 72 лет,

1-го Мальжегарского наслега

Зап. Кангаласского улуса.

17 января 1925 года.

 

НЕБЕСНЫЕ ДЕВЫ

 

Сначала, как рассказывают, превратилась в злого духа – юёр старшая дочь Омогона, предка якутов. (Презренная женихом Эллэйем). Отец ея Омогон (после ея смерти) внес в свой дом пёструю волосяную верёвку, обвязал ею столб своей юрты и, сделав (эту пёструю верёвку (?) своим божеством, стал поклоняться. (Не то верёвке, не то духу дочери? Рассказчик по этому поводу не дал пояснений). Дочь Омогона звали Кыыс Чыбыйдаан.

Небесных дев – духов несколько. Они наводят на людей сумасшествие, причиняют болезнь истерического пения, которая принимает постоянный (хронический) характер. Этим девам посвящают живыми конный скот чало-пёстрой масти («сааджагай-буулуур»), голубо-пегой («джэргэльгэн алэмэс»), рыже-пятнистой («кысыл чуогур»).

Семёнов Платон Савич 41 года

2-го Мальжегарского наслега

Зап. Кангаласского улуса

ШАМАНСКИЕ МАТЬ-ЗВЕРИ

(Лоси)

 

Мать-зверь Билюйского шамана Суолта, лось чёрной масти белой мордой, поднявшись на облака, пасся. Мать-зверь другого шамана Балгыя, лось водянистой масти, (дословно – похожий на цвет волн) тоже поднявшись на облака, вспугнул было первого лося но, устрашенный своим противником, поспешно спустился на землю. Тот погнался на ним.

В это же самое время мать-зверь третьего шамана Ютюмэхтээх-Уоджалба, тоже лось, лежал на вершине Юрдюк Быраан (Высокая Сопка), устроив там логовище. Лось шамана Балгыя, спасаясь от преследователя, неожиданно прибежал на упомянутую сопку в логовище шаманского лося. Последний от испуга вздрогнул и одним прыжком очутился около озера Наачабыл, который отстоит от того места в 60-ти верстах.

По этому поводу Ютюмэхтээх Уоджалба говорил будто бы:

«Когда мой мать зверь лежал сытый, этот шаман Балгый, затеяв борьбу с Вилюйским шаманом, вспугнул его и причинил большой понос!»

Мать-зверь Ютюмэхтээх Уоджалба бодался с мать-зверем Суолта шамана (вилюйчанина) и, победив его, полетел обратно. Ему пришлось лететь как раз над той лиственницей, где покоится прах древнего шамана Чарапчылаах. Дух последнего, (видя пролетающего шамана), поднял руки чтобы схватить его. Но тот (очевидно, осердясь) мимиоходом разодрал одну ветвь шаманской лиственницы.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.