Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Решение проблем в некоммерческом секторе





 

Ясно, что в каждом конкретном муниципальном образовании и политическая ситуация, и хозяйственная инфраструктура имеют определенные и достаточно существенные особенности. Мы имеем дело с различными объектами управления, следовательно, должны создавать и соответствующие им субъекты. Это возможно при наличии права муниципальных образований на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

На органы местного самоуправления возлагается решение определенного круга вопросов, за который они несут ответственность перед населением и перед государством. При этом возникает необходимость наделения их правом собственной компетенции. С учетом необходимости согласованного взаимодействия различных органов местного самоуправления в решении вопросов управления муниципальным хозяйством и каждый отдельный орган местного самоуправления должен обладать собственной четко определенной компетенцией.

Большинство НКО создаются для решения конкретных социальных проблем. Ещё, как правило, в общественную деятельность идут работать люди, чьи личные и профессиональные интересы непосредственно связаны с решением проблемы (родители детей-инвалидов, учителя, врачи, люди, проживающие в экологически неблагополучной местности).

Люди занимаются общественной деятельностью, потому что она дает возможность «самореализации», «желание помочь», решение общественных проблем, это и беспокойство о других людях, а также возможность приобретения опыта и заработка. Если анализировать направления деятельности некоммерческих организаций: пенсионные, помощь инвалидам, культурные, национальные, просветительские, экологические (очень мало), благотворительные, правозащитные, творческие, антивоенные, защита предпринимателей, здравоохранение, продвижения молодежи в политику, повышение социальной активности населения. Названные направления деятельности свидетельствуют о наличии этих проблем в нашем обществе. Характер и направление деятельности, а также степень активности НКО во многом зависит от личности лидера, а также от общественного мнения. Важной задачей НКО является разрушение имиджа «городских сумасшедших», которым «больше всех надо».

В любом городе всегда существовала и никуда не денется эта функция связи власти и общества. Первому всегда нужно понимать, куда катится второе, чтобы контролировать ситуацию и вовремя принимать эффективные решения, держать руку на пульсе. А второму нужно посылать импульсы, сигналы государству, что для жителей полезно, а что вредно, чего хочется, а что противно.

Подавляющее большинство жителей любого муниципального образования социально пассивно, и за исключением кратких исторических моментов находится в состоянии летаргического сна, занято своими делами, лишь подсознательно ощущая комфорт или дискомфорт от тех или иных событий и явлений. Это не хорошо и не плохо, это объективно.

Государство может осознавать высшую миссию лучших представителей общества. Это «умное», цивилизованное государство. Оно содействует развитию НКО, поощряет, стимулирует, расширяет сферы их деятельности, наделяет полномочиями, отдает общественникам все больше своих функций. Рождается концепция «эффективного и ответственного государства», которая заключается в оценке эффективности выполнения той или иной функции государством. Мировая практика показала, что можно резко повысить эффективность большинства государственных функций, передав их некоммерческим организациям. За государством остается лишь контроль и оценка. Выяснилось, что это дешевле, проще, безопаснее, качественнее. Не говоря уж о вовлечении все большего числа людей в социально полезную деятельность: куда уж лучше, если люди занимаются благоустройством своей территории, помогают бедным, сиротам и старикам, живущим по-соседству, охраняют общественный порядок вокруг, да еще получают за это приличные деньги или иные бонусы.

В первую очередь, я думаю, само муниципальное образование нуждается в деятельности НКО. Ориентируясь на собственные ощущения, мне достаточно ответить себе на вопрос, при прочих равных возможностях, кто лучше:

- следит за чистотой: бригады дворников ТСЖ или санэпиднадзор?

- воспитывает сирот: патронатные семьи или казенные интернаты?

- ухаживает за неизлечимыми больными: сестры милосердия или государственная медицина?

- следит за экологией: общественные экологи или экологическая милиция?

- организует молодежную тусовку: клуб ди-джеев или комитет по делам молодежи?

Если спросить директора спецшколы для трудных подростков, детского дома, реабилитационного центра, дома престарелых, начальника воспитательной колонии, — нужна ли им помощь общественных организаций. Ответ будет утвердительный.

В этих сферах потребность в активных людях, желающих и могущих заметно улучшить ситуацию, очевидна. И они есть. И это не может не радовать.

Это ни в коем случае не камень в огород государству, это лишь мое мнение, и это лишь недомолвка между властью и НКО, это лишь ситуация, которую можно исправить, проявив лишь каплю понимания.

Если на задачу посмотреть шире и оставить городу лишь карательную функцию, окажется, что никто лучше увлеченных НКО не справится с бытовыми, медицинскими и другими социальными проблемами: бездомных, беспризорников, сирот, в том числе, больных, потребителей инъекционных наркотиков, работников коммерческого секса, бывших осужденных, лиц, живущих с ВИЧ, жертв домашнего насилия, людей с синдромом Дауна, больных психическими заболеваниями, больных церебральным параличом и другими тяжелыми заболеваниями.

Эти люди живут рядом с нами. Нерешенность проблем одних создает вокруг очаги насилия, произвола, криминала. Безысходность других провоцирует суицидальные настроения, сильнейшие нервные переживания их самих и их близких. Согласитесь, гораздо легче жить, если ощущаешь, что каждый безнадежно больной в твоем городе окружен заботой и теплотой, каждому бездомному есть, где получить пищу, кров и медицинскую помощь. Однако без финансирования и режима наибольшего благоприятствования со стороны власти муниципального образования НКО с такими задачами не справятся.

Есть функции, которые муниципалитет не в состоянии выполнять сам по определению. Это функция общественного контроля за деятельностью представителей и органов власти. Разве не должно быть профессиональных юристов, ведущих дела людей, избитых милицией, доведенных до суицида в колонии, жертв неуставных отношений в армии, погибших из-за халатности медработников, пострадавших от неконтролируемого властями всплеска неонацистских настроений или дискриминации при оказании медпомощи, приеме на работу или в учебное заведение. Почти никто из них не в состоянии выделить даже минимальную сумму на квалифицированного юриста. В том числе, потому что они стерпят, для них это норма. Может ли общество разделять такую же точку зрения, должно ли оно защищать самых уязвимых, дабы не пришлось потом защищаться большинству? Вряд ли сегодня стоит ожидать от органов местной власти поддержки гражданских групп, ставящих перед собой целью ограничивать саму власть, и адвокатов, ведущих дела против произвола власти.

Я считаю, что поддерживать переговорные площадки, усилия по согласованию позиций, просветительские и образовательные инициативы умные представители власти бы могли уже сейчас.

Такие представители власти воспринимают НКО как параллельный социальный лифт, новые рабочие места, занятость молодежи, реализацию идеи волонтерства. Государству достаточно сделать третий сектор привлекательным для молодежи, чтобы сформировать кадровый потенциал власти.

Но это долгосрочная стратегия развития на 10–15 лет. Президенты и губернаторы приходят и уходят, а люди остаются. Именно сограждане, в первую очередь, заинтересованы смотреть далеко.

Вместо этого Рос регистрация выступила с новой инициативой – расценивать любые просветительские инициативы некоммерческих организаций как образовательную деятельность. Она, в свою очередь, по закону, требует лицензии. Отсутствие ее квалифицируется как грубейшее нарушение федерального законодательства и основание для немедленного направления в суд иска о ликвидации организации [15].

Поддерживая НКО, власти расходуют бюджетные средства. А это значит, что одним из критериев поддержки должна быть польза жителям муниципального образования. Нет пользы – нет поддержки. Этот критерий должен приниматься в комплексе с другими.

Процесс признания общественной пользы в данном случае прочно увязан с процессом оценки деятельности НКО, в том числе, в рамках конкретного проекта. В цивилизованном мире существует масса объективных и проверенных временем механизмов оценки проектной деятельности.

В некоторых странах существует понятие «общественно полезная некоммерческая организация». В России введение такого понятия видится, по крайней мере, преждевременным. Нет ощущения, что власть признает плюрализм позиций, что она дружелюбна к НКО, что признает любые законные формы общественной деятельности, что в Общественную палату действительно входят лучшие из лучших, что бюджетные деньги получают наиболее достойные НКО, что власть щепетильно относится к своей репутации, что она манипулятивно не использует НКО в низких целях и так далее.

Безусловно, органам власти нужно собирать информацию об организациях третьего сектора. Некоммерческие организации же должны крепить свой кредитный рейтинг и инвестиционную привлекательность, продвигать информацию о себе и о своих результатах.

Социальный эффект деятельности той или иной организации оценить крайне сложно. Например, профсоюз ставит перед собой цель защищать трудовые права своих членов. Организация закрытая, никаких общественных благ не приносящая. Тем не менее, забастовки рабочих АвтоВАЗа и завода Форд, как их ни оценивать, имеют огромное влияние на все профсоюзное движение в стране, на защиту трудовых прав и интересов работников крупных корпораций, демонстрируют новые (хорошо забытые старые) формы гражданской активности, отрезвляют и власть, и бизнес.

Нельзя же ограничить общественную пользу лишь праздниками для детей сирот и подарками престарелым и больным. Кроме того, понятие пользы динамично, подвластно конъюнктуре, зависит от обстоятельств и условий текущего момента. Однажды внесенные в условный реестр полезных, деятельность организаций через определенное время станет ненужной или менее нужной городу, даже если быть уверенным, что качество этой деятельности «избранных» не будет снижаться со временем. Включение в списки «избранных» приведет к прекращению конкуренции, перестанет стимулировать креативную функцию, искать нестандартные решения, повышать эффективность в работе.

Тем не менее, концепция «общественной пользы» заслуживает внимания и внедрения как принцип и один из критериев при решении вопроса о предоставлении государственной помощи некоммерческим институтам. Ею должны быть пропитаны документы, условия, требования, критерии отбора и оценки. Заявленная как принцип, общественная польза будет ориентиром, окажет стратегическое влияние на развитие третьего сектора. Руководитель каждой НКО, хотя бы допускающий обращение к власти с просьбой о поддержке, будет держать этот принцип в голове, корректировать и подстраивать свою работу.

Наиболее привлекательной представляется система социальных заказов органами власти муниципального образования некоммерческим организациям, основанная на открытых конкурсах. Достаточно определить, какие сферы и темы, ранее выполнявшиеся городской администрацией, она могла бы оставить на откуп общественникам, выделить предназначенные для этого средства из бюджета на конкурс, объявить о нем в СМИ, придав большое значение, провести открытый тендер и отбор, а затем осуществлять лишь текущую и конечную оценку реализации проекта. Проверки расходования в 2–3 первых цикла должны быть пристрастными, с использованием всех контрольных функций и опубликованием результатов. Так произойдет отбор лучших, определится планка, сформулируются стандарты и наработается репутация – и конкурса, и лучших исполнителей заказа.

Не менее эффективным для государства можно считать развитие системы общественных расследований по ключевым животрепещущим и волнующим горожан темам: экология, уплотнительная застройка и мошенничество со строительством жилья, продажа некачественных товаров и услуг, разгул неонацистов, дискриминация, нарушение свободы слова, милицейский и армейский произвол. Здесь можно было бы провести отбор специализирующихся на данной тематике НКО, определив жесткие условия деятельности (в том числе, с ограничением публичного распространения некоторых полученных данных) и предоставив дополнительные полномочия (посещать учреждения, принадлежащие администрации и финансируемые за счет городского бюджета, проводить опросы государственных служащих, посетителей, изучать финансово-хозяйственные документы). На основе проводимых проверок и расследований общественники бы выносили заключения, заслушиваемые на заседаниях комитетов и комиссий Законодательного собрания, на других переговорных площадках, в мэрии и т.д. Затем провести гражданские слушания, в ходе которых жюри, набранное по репрезентативной выборке из жителей города, после двухдневного заслушивания экспертов, сформулировало бы наказ городской администрации о мерах поддержки НКО. В частности, жюри постановило бы, НКО, проводящие зарегистрированные расследования, должны иметь полномочия для доступа к документам, присутствия в учреждениях и на местах происшествий, возможность оперативного получения информации. Заключения, подготовленные в результате общественных расследований, должны приниматься органами государственной власти для обязательного рассмотрения на заседаниях комитетов и комиссий Законодательного собрания, уполномоченных органов исполнительной власти. При этом жюри указало бы на необходимость создания регламента (порядка) проведения общественных расследований по аналогии с регламентами проверок, осуществляемых государственными органами.

Можно вспомнить позитивный опыт, накопленный в 90-е годы и быстро забытый. Тогда в очень многих регионах России были приняты законы о поддержке некоммерческих организаций, предусматривающие предоставление организациям офисных помещений, находящимся в ведении региональной администрации. При нынешних заоблачных ценах на аренду для большинства организаций любой дисконт в арендной плате резко бы повысил эффективность работы (за этим можно обратиться в Сургутский филиал ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор», о деятельности которого я писала курсовую работу по дисциплине «Муниципальное управление»).

Можно рассмотреть и другие формы поддержки: налоговые привилегии, развитие системы обязательной общественной экспертизы проектов нормативных актов, развитие системы целевых грантов по соответствующим направлениям жизнедеятельности муниципального образования.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.