|
Статистические данные о расходах на семью
Рассмотрим сначала однофакторную линейную модель зависимости расходов на питание (у) от величины душевого дохода семей (х 1 ). Она выражается линейной функцией следующего вида:
Параметры a 0и а 1можно найти, решив систему нормальных уравнений, которая, в свою очередь, формируется с применением метода наименьших квадратов. Система нормальных уравнений для рассматриваемого случая имеет вид:
где суммирование проводится по всем n группам. Используя данные табл. 25.7, получим систему уравнений:
решением которой являются значения a 0 = 549,68 и а 1= 0,1257. Таким образом, модель имеет вид;
Уравнение (25.73) называется уравнением регрессии, коэффициент а 1называется коэффициентом регрессии. Направление связи между у и х 1определяет знак коэффициента регрессии а 1(в нашем случае данная связь является прямой). Теснота этой связи определяется коэффициентом корреляции:
где Sy есть средняя квадратическая ошибка выборки у в табл. 25.7. Она находится по формуле:
где – средняя арифметическая значений у, а – средняя квадратическая ошибка нашего уравнения (25.73). Последняя определяется следующим образом:
где есть соответствующее значение, вычисленное по модели (25.73). В этих формулах, как и ранее, суммирование ведется по всем группам. Чем ближе значение коэффициента корреляции к единице, тем теснее корреляционная связь. В нашем примере Sy 2 = 454 070, = 63 846, следовательно:
Полученное значение свидетельствует, что связь между расходами на питание и душевым доходом очень тесная. Величина называется коэффициентам детерминации и показывают долю изменения (вариации) результативного признака под действием факторного признака. В нашем случае = 0,859; это означает, что фактором душевого дохода можно объяснить почти 86% изменения расходов на питание. Рассмотрим теперь двухфакторную линейную модель зависимости расходов на питание (у) от величины душевого дохода семей (х 1 ) и размера семей (х 2 ). Множественный (многофакторный) корреляционно-регрессивный анализ решает три задачи: определяет форму связи результативного признака с факторными, выявляет тесноту этой связи и устанавливает влияние отдельных факторов. В нашем случае эта модель имеет вид:
Параметры модели a 0, а 1 и а 2находятся путем решения системы нормальных уравнений:
Используя данные табл. 25.7, получим систему нормальных уравнений в таком виде:
Решая эту систему (например, методом Гаусса), получим: a 0= 18,63; а 1 = 0,0985; a 2 = 224,6, так что модель (25.75) имеет вид:
Для определения тесноты связи предварительно вычисляются парные коэффициенты корреляции . Например:
где черта над символами означает среднюю арифметическую, a Sy и Sx1 – средние квадратические ошибки соответствующих выборок из табл. 27.7. Их можно вычислить следующим образом:
Аналогичный вид имеют формулы для и . После этого вычисляется коэффициент множественной корреляции:
Данный коэффициент колеблется в пределах от 0 до 1; чем ближе он к единице, тем в большей степени учтены факторы, влияющие на результативный признак. В нашем примере расчеты дают следующие значения коэффициента множественной корреляции: =0,983, что выше значения коэффициента корреляции в случае однофакторной модели. Таким образом, связь расходов на питание с факторами душевого дохода и размера семей является очень высокой. Величина называется совокупным коэффициентом детерминации и показывает долю вариации результативного признака под воздействием изучаемых факторных признаков. В нашем примере = 0,966; это означает, что совместное влияние = 0,966; это означает, что совместное влияние душевого дохода и размера семей объясняет почти 97% изменения расходов на питание. Задача анализа тесноты связи между результативным и одним из факторных признаков при неизменных значениях других факторов решается в многофакторных моделях при помощи частных коэффициентов корреляции. Так, частный коэффициент корреляции между результативным признаком у и факторным признаком х 1при неизменном значении факторного признака х 1рассчитывается по формуле:
где используются парные коэффициенты корреляции, рассчитываемые по формулам, аналогичным (25.77). Аналогичная формула имеет место для частного коэффициента корреляции между результативным признаком у и факторным признаком x 2 при неизменном значении факторного признака х 1. Для рассматриваемого примера частные коэффициенты корреляции расходов на питание от душевого дохода и размера семей составляют:
Это означает, что теснота связи между расходами на питание и одним из исследуемых факторов при неизменном значении другого весьма велика. Если частные коэффициенты корреляции возвести в квадрат, то получим частные коэффициенты детерминации, показывающие долю вариации результативного признака под действием одного из факторов при неизменном значении другого фактора. В нашей задаче , следовательно, влиянием душевого дохода при неизменном размере семьи объясняется почти 86% изменения расходов на питание, а изменение размера семьи при неизменном душевом доходе объясняет более 72% изменения расходов на питание. Влияние отдельных факторов в многофакторных моделях может быть охарактеризовано с помощью частных коэффициентов эластичности, которые в случае линейной двухфакторной модели (25.75) считываются по формулам:
Черта над символом, как и ранее, означает среднюю арифметическую величину. Частные коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится результативный признак, если значение одного из факторных признаков изменится на 1%, а значение другого факторного признака останется неизменным. В рассматриваемом примере а 1= 0,0985; а 2= 224,6; = 1313,9; = 6080,6; = 3,1, следовательно, по формулам (25.80) получим:
Это означает, что при увеличении душевого дохода на 1% и неизменном размере семьи расходы на питание увеличатся на 0,456%, а увеличение (условное) на 1% размера семьи при неизменяем душевом доходе приведет к возрастанию расходов на питание на 0,530 %.
Вопросы для повторения
1. Перечислите важнейшие методы экономико-математического моделирования и сферы их оптимального применения в маркетинге. 2. Каков характер применения балансовых моделей в маркетинге? 3. Раскройте сущность модели межотраслевого баланса. 4. Опишите назначение и структуру оптимизационных моделей. Какие задачи маркетинга можно решать с их помощью? 5. Какие важнейшие методы и модели управления товарными запасами используются в маркетинге? 6. Перечислите основные системы регулирования товарных запасов и дайте их краткие характеристики. 7. Дайте определение понятия целевой функции потребления и кривых безразличия. 8. В чем суть построения функций спроса от дохода? 9. Назовите особенности построения структурных и конструктивных моделей спроса. 10. Опишите построение аналитических моделей спроса и потребления на основе корреляционно-регрессивного анализа.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|