Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кардиналистская (количественная) теория полезности (Е.Бем-Баверк)





Теория полезности

На принятие решения о покупке какого-либо товара влияют следующие основные факторы:

· полезность U= f (A,B,C,D) – степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара;

· цена товара (P);

· доход покупателя (I).

Потребитель распределяет свои покупки в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор благ, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах. Бюджетная линия, изокванта, изокоста

В неоклассической экономической теории под производством понимается процесс использования производственных ресурсов (труда, капитала, земли, информации и предпринимательской способности) для выпуска товаров и предоставления услуг. Для удобства теоретического анализа в микроэкономических моделях, описывающих процесс производства, обычно используется два переменных фактора производства, а технология производства в большинстве случаев предполагается неизменной. Под технологией понимается способ применения ресурсов, обусловленный уровнем развития науки, техники и практических знаний организаторов производства.

Зависимость между количеством применяемых ресурсов и выходом продукции называется производственной функцией

Q = f (L,K), где Q – объем выпускаемой продукции;

L, K – виды применяемых ресурсов (от англ. labour –

труд, capital – капитал, фонды).

f – характер зависимости, определяемый технологией и

организацией производства.

Одной из известных двухфакторных моделей является производственная функция Кобба-Дугласа:.

Производственные функции обладают следующими свойствами:

· ресурсы (факторы производства) характеризуются определенной взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью;

· существует предел роста объема выпуска, который может быть достигнут путем увеличения использования одного ресурса при условии, что величина другого используемого ресурса остается неизменной. Это свойство производственной функции получило название закона изменяющейся (убывающей) отдачи переменного фактора производства. Так, например, наращивание применения минеральных удобрений на земельном участке ограниченных размеров первоначально приведет к ускоренному росту урожая, но затем обусловит сокращение прироста и может вызвать абсолютное снижение объемов производства;

· изменение в применении факторов производства легче осуществить в течение продолжительного времени, чем за короткий период.

В микроэкономике краткосрочным периодом называют отрезок времени, в течение которого предприятие может изменить (нарастить или сократить) применение некоторых факторов производства (они называются переменными), но хотя бы один фактор остается неизменным. Как правило, это уровень производственных мощностей. Этот фактор называется постоянным.

В долгосрочном периоде фирма располагает временем, достаточным для изменения любого фактора производства, в том числе объема производственных мощностей, поэтому все факторы производства становятся переменными.

Производственная функция может быть представлена в виде графика – изокванты. Изокванта – это кривая, все точки которой представляют сочетания факторов производства, обеспечивающее равный объем выпуска продукции. Карта изоквант – это ряд изоквант, показывающих возможные объемы выпуска продукции при любых сочетаниях факторов производства.

Варианты равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.
В отличие от долгосрочного в краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным. В течение краткосрочного периода производитель не успевает изменить размер производственных площадей, количество применяемого оборудования. В краткосрочном периоде число фирм на рынке не изменяется, поэтому остается неизменной рыночная цена. Экономическая прибыль не может быть на нулевой отметке. В долгосрочном же периоде производитель может изменить и количество применяемого оборудования, и размер производственных мощностей. Кроме того, в долгосрочном периоде может измениться число фирм на рынке, поскольку отсутствуют какие-либо барьеры экономического или юридического характера для вступления на рынок. В результате процесса свободного входа и выхода на рынок новых фирм возможна нулевая экономическая прибыль.
Каково же будет поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, если фирма встанет перед выбором - прекращать производство или производить некоторое количество продукции? В краткосрочном периоде конкурентная фирма может работать с убытками, поскольку рассчитывает получить прибыль в будущем. Каково же условие прекращения производства? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать соотношение цены (Р) и средних переменных издержек (AVC). Если цена окажется выше средних переменных издержек, то соответственно доход, приносимый каждой единицей выпуска, будет полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Однако постоянные издержки должны покрываться всегда: и когда продукция выпускается, и когда ее выпуск приостановлен. Поэтому возникает необходимость продолжать производство для их частичной оплаты. В случае если цена окажется ниже средних переменных издержек, то как постоянные, так и переменные издержки не смогут оплачиваться полностью. В данной ситуации производство продукции целесообразнее приостановить. Однако это не означает полного закрытия производства. Но если фирма в состоянии оплачивать постоянные издержки, то она может оставаться на рынке и продолжать производство в случае повышения цен. Конечно, некоторые фирмы, не выдержав столь жесткого положения долго, вынуждены будут покинуть отрасль. Если представить данную ситуацию графически, то точкой ухода фирмы с рынка будет точка А (рис. 9.6).

Рис. 9.6. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде экономическая прибыль совершенно конкурентной фирмы может быть равна нулю. Почему? В долгосрочном периоде число фирм на рынке может измениться в результате прихода в отрасль одних фирм и ухода других. Как уже отмечалось, происходит это из-за отсутствия каких-либо барьеров. Однако процесс входа на рынок и выхода из него может прекратиться. Причиной этому может стать отсутствие экономической прибыли (рис. 9.7). Экономическая прибыль будет отсутствовать в том случае, если цена совпадет с минимумом долгосрочных средних издержек (LAC):

Рис. 9.7. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

29. Олигополия: сущность олигополии; формы взаимодействия фирм на олигополистическом рынке и факторы, их определяющие. Олигополия, основанная на сотрудничестве (сговоре) фирм; модели конкурентного ценообразования на олигополистическом рынке.

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии

Олигополия на товарном рынке. Модели олигополистического ценообразования
Для олигополистического рынка характерно: · небольшое число фирм (2-7); · удельный вес каждой довольно велик; · стандартизированная (сталь, цемент) или дифференцированная (автомобили, сигареты) продукция; · вход на рынок затруднен (теми же барьерами, которые имеются на монополистическом рынке); · необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников; · отсутствие единой модели ценообразования, при этом основное правило максимизации прибыли (МR=МС) учитывается. На олигополистических рынках фирмы осуществляют контроль над ценами и объемами производства, имеют прибыль и в краткосрочном, и долгосрочном периодах. Назовем некоторые модели ценообразования. Модель ценовой войны (сознательное соперничество). Ценовая война – это последовательное уменьшение цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Названная ситуация возникает, если появляется искушение у конкурента увеличить свои продажи, сокращая цены и захватывая тем самым рынок сбыта. В этот процесс втягиваются все фирмы отрасли. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек; экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю. График. Модель ценовой войны (равновесие при P=AC) Ценовые войны хороши для покупателей, фирмы-олигополисты в конечном итоге теряют свои доходы (кроме, пожалуй, начинающей войну фирмы). Поэтому данная ситуация возникает не часто. Модель, основанная на тайном сговоре, имеет большее распространение. Фирмы достигают соглашения (в фирме картеля) по поводу цен и объемов производства. Это дает возможность ограничить конкуренцию, уменьшить неопределенность и увеличить прибыль. Но существуют препятствия для тайного сговора (различия в издержках, правовые препятствия, возможность появления новых конкурентов, численность фирм и т.д.), потому он недолговечен. График. Модель тайного сговора (MR=МС; Р>АС) Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики: · устанавливает цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить ее олигополистическую структуру; · цену корректирует не часто (лишь при условии значительного изменения спроса или издержек); · о надвигающемся пересмотре цен сообщает в отраслевых печатных изданиях. Обычно различают два основных типа ценового лидерства – лидерство фирмы с существенно более низкими затратами, чем у конкурентов и лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат. График. Модель лидерства в ценах Модель Курно. Впервые модель дуополии (две конкурирующих фирмы) была предложена французским математиком и экономистом Огюстеном Курно в 1838 году. Модель предполагает, что фирмы производят однородный товар. Каждая фирма должна решить, сколько производить, помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что цена в итоге будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Суть модели в том, что, принимая решение, олигополист руководствуется стремлением к максимизации своей прибыли, полагая выпуск другого олигополиста заданным. В итоге процесс завершится уравниванием их выпусков, и тогда дуополия достигает состояния равновесия Курно, в условиях которого каждая фирма максимизирует свою прибыль. Жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса фирмы-олигополии. Модель объясняет негибкость цен, но не само их установление. Фирмы стремятся к стабильности цен. Даже если снижаются затраты или падает спрос, олигополисты не спешат снижать цену (бояться, полагая, что могут быть неправильно поняты конкурентами, и начнется ценовая война). Если затраты или спрос растут – не стремятся повышать цену (думают: конкуренты могут не последовать за ними). Любое изменение цены приведет к нежелательным последствиям, поэтому фирмы стараются удержать цену.  

30 Закономерности формирования спроса и предложения на экономические ресурсы.

 

акономерности формирования спроса могут быть выражены двумя способами:

1.Табличный:

Р, руб. 1 2 3 4 5

Q 10 8 6 4 2

2.Графический:

Р

 
 

D

Q

Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество экономических благ готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Факторы, влияющие на спрос:

1.Ценовые.

2.Неценовые.

Неценовые факторы:

1.Изменения в денежных доходах населения.

2.Изменение в структуре населения.

3.Изменение цен на товарозаменители.

4.Экономическая политика правительства.

5.Изменение потребительских предпочтений.

11.Понятие рыночного предложения, кривые предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Предложение – это готовность фирм изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определённое количество товаров по данной цене. Закон предложения – прямо пропорционально между ценой и количеством.

Доводы в пользу закона предложения:

1.Высокая цена покрывает издержки производства и приносит доход.

2.Высокая цена финансирует расширение производства.

В краткосрочном периоде действует закон убывающей отдачи, так как по мере наращивания переменного фактора производства на постоянный, отдача от каждой дополнительной единицы увеличивающегося фактора имеет тенденцию падать. В результате действия этого закона увеличение производства в краткосрочном периоде вызывает быстрый рост издержек.

Факторы, влияющие на предложение:

Ценовые.

Неценовые.

Неценовые факторы:

Цены на ресурсы.

Новые технологии.

Увеличение налогов на производителей – они вызывают рост издержек и предложение сокращается.

Теория полезности

На принятие решения о покупке какого-либо товара влияют следующие основные факторы:

· полезность U= f (A,B,C,D) – степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара;

· цена товара (P);

· доход покупателя (I).

Потребитель распределяет свои покупки в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор благ, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Кардиналистская (количественная) теория полезности (Е.Бем-Баверк)

Предполагала измерение субъективной полезности, или удовлетворения, которую потребитель получает от потребления благ, в зависимости от их потребляемого количества. При росте потребления общая полезность, получаемая от всего объема блага (TU – total utility), растет, а предельная полезность (MU – marginal utility – прирост полезности от потребления дополнительной единицы) падает.

Общую полезность можно определить как:

TUn = U1 + U2 + … + U n,

где U n – полезность последней единицы блага, а n – номер конечного блага в его общем количестве.

Соответственно, предельная полезностьMUn =TUn — TUn -1,

где MUn – приращение полезности, ТUn – общая полезность при потреблении n-го количества блага, а TUn -1 – общая полезность при потреблении предыдущего количества блага.

Графически изменения общей и предельной полезности можно изобразить следующим образом:

Предполагается, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую, но и предельную полезность как дополнительное увеличение уровня благосостояния, получаемого при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов. Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага.

При росте количества потребляемого товара предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается – это закон убывающей предельной полезности.

Предельные полезности товаров F, C: ;

Закон убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена (немецкий экономист ХIХ века), который заключает в себе два положения:

1) убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом;

2) убывание полезности каждой единицы блага по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Второй закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя: при заданных ценах и бюджете он максимизирует полезность, когда отношение предельной полезности и цены одинаково по всем потребляемым им благам. Из закона следует, что рост цены блага при неизменности цен на все прочие блага и том же доходе вызывает снижение соотношения предельной полезности его потребления и цены, то есть более низкий спрос.

Кардиналисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Позднее было доказано, что создать точный количественной измеритель полезности невозможно, и возникла ординалистская (порядковая) теория полезности, включившая в себя положения кардиналистской теории как частный случай.

Согласно ординалистской теории (В.Парето), ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, то есть оптимизация состава потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке (ординалистски).

Ординалистский подход к оценке предпочтений потребителя основывается на следующих предположениях:

1) рациональности (транзитивности). Если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С;

2) предпочтения потребителя сформированы и в момент принятия решений не меняются;

3) блага имеют датировку, один и тот же набор в разное время имеет разную полезность;

4) количество блага можно менять непрерывно.

В реальности эти предположения могут не соблюдаться.

 

функцией полезности потребителя традиционно понимается некоторая веще- ственнозначная функция, упорядочивающая альтернативы из множества допустимых альтернатив X таким же образом, как и предпочтения. Функция полезности является удобным инструментом анализа выбора потребителя, особенно в приложениях теории. Например, с помощью нее удобно изучать вопросы сравнительной статики - как изменяется потребительский выбор при изменении параметров модели.

 

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето.

 

Эффект дохода и эффект замещения

 

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

 

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

 

19. Технология и производственная функция фирмы. Свойства производственной функции. Изокванта

Под технологией понимают методы обработки, изготовления, преобразования форм и свойств ресурсов в процессе производства. Зависимость между количеством и структурой использованных ресурсов и максимально возможным количеством продукции, который фирма способна произвести в течение определенного периода времени называется производственной функцией.

Производственная функция может быть представлена в виде таблицы, графика и аналитически в виде уравнения:

где Q – выпуск продукции,

Xi – объем i -го ресурса.

Можно выделить следующие свойства производственной функции:

1. Каждая производственная функция характеризует ту или иную эффективную (или оптимальную) технологию, которая позволяет при определенных объемах использованных ресурсов произвести максимально возможное количество продукции или заданный объем выпуска с минимальным объемом факторов производства. Изменение технологии предполагает изменение производственной функции.

 

 

20. Производство в краткосрочном и долгосрочном периоде: совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора. Закон убывающей предельной отдачи факторов производства; производственная стратегия фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства и структура отрасли.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.