Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление технологическими и интеллектуальными ресурсами организации: подходы и технологии.





Технические (технологические) знания, основными поставщи­ками которых являются компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки, институты предпринимательского сектора и государственные научные учрежде­ния, университеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в существующих организациях.

Интеллектуальный капитал, создаваемый в результате деятель­ности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации, в процессе исследований в государственном и пред­принимательском секторах, а также в других специализированных заведениях высшего профессионального образования.

Постоянно растущая значимость интеллектуального капитала отражает все большую зависимость организаций от нематериальных активов. Каждый день возникают компании нового типа, располагаю­щие только нематериальными активами и производящие нематериаль­ные продукты, распространяемые электронным способом. Это — сред­ства массовой информации и компании, основным ресурсом которых являются знания. Использование интеллектуальных ресурсов имеет свою специфику, которая позволяет выделить следующие способы их применения: навыки, инновации, знание рынка и среды, внутрен­няя координация. Следовательно, нематериальный капитал — это не только сбор и хранение знаний, но и их реализация посредством деятельности людей.

Стоимость интеллектуальной собственности, как считается, состоит в ее использовании, а не в связанных с ней затратах. Вследствие существенных расхождений между оценками рыноч­ной стоимости компаний и данными финансового учета возрастает потребность в формализации измерений нематериальных активов, объединяемых понятием «интеллектуальный капитал». Одним из общепризнанных его измерителей является q-индекс Дж. Тобина. Он может быть рассчитан путем деления рыночной стоимости компании (произведения цены акции на количество акций) на сумму, которую необходимо затратить для замещения физических активов (или в не­ которых случаях на балансовую стоимость компании, включающую стоимость финансовых активов).

Для количественной оценки деятельности организаций Р. Экклз предложил ряд методов, аналогичных методам измерения интеллек­туального капитала, среди них: — бенчмаркинг — метод, включающий идентификацию лидеров отрасли, сравнение достижений компании с их достижениями и обу­чение на лучших примерах; — модели компетентности — метод, позволяющий исчислить рыночную стоимость результатов труда наиболее успешных работников и оценить их деятельность в денежном выражении; — ценность бизнеса — метод оценки потерь, связанных с упу­щенной деловой возможностью; — окрашенная отчетность — включение в финансовые документы специфических дополнений.

В литературе встречается описание и других методов оценки интеллектуального капитала организации, которые основывают­ся на качественном анализе специфики интеллектуального труда. В частности, вводится понятие «информационный менеджмент», которое означает любые интеллектуальные действия, совершае­мые в процессе управления фирмой: переговоры, планирование, заключение контрактов, совещания и т. п. Рассчитываются доход на менеджмент, доход, добавленный информацией, отдача на инфор­мационные ресурсы. Встречается и метод освобождения от роялти. Он основывается на том, что стоимость объектов интеллектуальной собственности может быть измерена с помощью тех платежей в виде роялти, которые выплатил бы истинный владелец данной собствен­ности третьей стороне (лицензиару) в случае, если он не владеет ею, а приобретает права на ее использование (например, через лицен­зирование). Отмеченные подходы были разработаны в основном для практического решения конкретных задач совершенствования управления фирмами.

 

14. Экономика знаний и требования к управлению нематериальными активами.

Важно показать, как система управления с учетом реальных воз­можностей рыночной экономики может создавать условия для полу­чения новых знаний, используя покупку знаний, их аренду, способы развития, корпоративную культуру. Функция управления знаниями включает рыночные методы в зависимости от специфики того или иного этапа организации, приобретения и усвоения новых знаний. В таблице 3 представлен один из вариантов дифференциации данно­го процесса.

На каждом этапе необходимо применять современные информационные технологии, осваивать Интернет, интерсети, средства интеллектуального анализа, системы управления документооборотом, системы поддержки решений, программное обеспечение коллективной работы, экстрасети, искусственный интеллект. В системах управления интеллектуальными ресурсами могут пре­валировать различные компоненты — от организационных механизмов (внутрифирменных регламентов или стандартов), которые обеспечива­ют передачу и сохранение знания внутри организации, до развитых информационных систем (корпоративных порталов и хранилищ знаний). При этом данная система управления может быть внутрифирменной (корпоративной) или функционирующей в соответствии с интересами рынка. В последнем случае знания будут использоваться покупателями, продавцами, а также специализированными агентами-посредниками. Задачи постоянного роста и расширения базовой компетенции организаций и непосредственного управления знаниями требуют внесе­ния серьезных изменений в организационные структуры компаний. Появились новые должности: директор по управлению знаниями; вице-президент по управлению интеллектуальным капиталом; менед­жер по интеллектуальным активам; директор по обучению; брокер знаний (координатор предложения и спроса на знания); технолог управления знаниями; аналитик управления знаниями; экспедиторы решений; альянс­-менеджеры; персонал, работающий с потребителями. Особое внимание обращается на новаторские коллективы (команды), создаваемые для поиска и разработки новых знаний, придания им потребительского вида. Для активизации управления интеллектуаль­ными ресурсами изменения вносятся и в традиционные структуры: работа с клиентами, информационные системы, конструкторско-техно­ логические службы, подразделения стратегического планирования, финансов, трудовых ресурсов, управления.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.