Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структурирование пространства





Оформление помещений должно облегчать ориентирование и давать однозначную информацию об их функциях. Так, например, рабочие и игровые зоны должны быть четко отделены друг от друга. Стол, который используют и для еды, и для работы, и для игры может привести человека с аутизмом в сильное замешательство. Различные столы или скатерти разного цвета для каждого вида деятельности, напротив, помогают ему распознавать, что его ожидает.

Невидимые границы нужно делать видимыми, например, пространство, которое каждый сидящий за столом считает своим. Клейкая лента или, если этого недостаточно, деревянные рейки могут помочь человеку с аутизмом понять, что тарелка соседа не относится к его зоне.

Следующий важный аспект при структурировании помещения - это учет сенсорной восприимчивости людей с аутизмом и сокращение отвлекающих факторов. Защитные экраны или ширмы, отдельные комнаты или индивидуальные столы, оснащение комнаты малым количеством раздражителей помогают предотвратить дополнительный стресс.

Структурирование времени

У людей с аутизмом плохо развито чувство времени, и им тяжело сохранить обозримость различных видов деятельности в течение дня и их внутренних взаимосвязей. Большинству из них это удается только в том случае, если каждый день все повторяется в одной и той же последовательности. Своей настойчивостью на такой равномерности люди с аутизмом пытаются снизить количество внезапно и неожиданно для них возникающих событий и добиться предвидения, правда, ценой «зацикливания» и ограничения возможностей получения нового опыта.

Нам всем необходимы такая обозримость и такое предвидение. Мы все имеем ежедневники. Например, участвуя во встрече, заранее знаем, сколько времени она продлится, ее цель, поэтому можем настроиться соответствующим образом. Правда, у нас есть когнитивные предпосылки оценивать хотя бы нашу повседневную жизнь без посторонней помощи или самим найти необходимую информацию.

Люди с аутизмом этого не могут, поэтому им нужна помощь во всех сферах, и информация извне.

Такую информацию (что, когда и где происходит) они получают из распорядка дня. Форма такого распорядка может быть различной, в зависимости от индивидуальных предпосылок конкретного человека, страдающего аутизмом.

Распорядок дня может отличаться по количеству действий, которые заявлены в нем. Некоторые могут иметь распорядок на весь день и выполнять его. Других это сильно сбивает с толку, и их распорядок дня ограничивается следующими 3 или 4 действиями или даже только одним.

Дальнейшее различие касается степени абстракции. В то время, как некоторые люди с аутизмом, например, имеют письменный распорядок дня, похожий на наш ежедневник, другим необходимы фотографии или рисунки, которые расположены в соответствующем порядке и сообщают им необходимую информацию. Но для некоторых даже это слишком абстрактно. Для них только реальные предметы имеют какое-то значение. Но и в этом случае необходимо сообщать о предстоящем событии, например, размещая на специальной полке в определенном порядке реальные предметы.

Распорядок дня может находиться в определенном месте или же быть переносным.

При составлении распорядка дня учитываются сильные стороны, а также особенности аутичных людей, например, их склонность к рутине. Тогда распорядок дня прорабатывается всегда в одной и той же последовательности, либо сверху - вниз, либо слева - направо. Если человек хочет узнать, что его ждет, он смотрит на распорядок дня. Виды деятельности могут меняться ежедневно, но то, что стоит в распорядке дня, должно соблюдаться в любом случае и служить ориентиром.

При определении конкретной формы такой временной структуры нужно учитывать два аспекта. С одной стороны, она должна быть максимально гибкой, чтобы использовать ее во всех ежедневных ситуациях. Этому служит переносной распорядок дня с картинками, который обладает несомненным преимуществом перед неподвижно установленным, где размещены реальные предметы. Но важнее другой аспект: распорядок дня должен оформляться так, чтобы его всегда можно было понять. Особенно это касается «плохих» дней, которые бывают у людей с аутизмом. Поскольку именно в такие периоды требуется очень много ясности и четкой структуры извне.

Структурирование видов деятельности

Неструктурированное время, которое мы воспринимаем как свободное и наслаждаемся им, для людей, страдающих аутизмом, - самое тяжелое и стрессовое. Они часто не знают, что могут делать, но даже если и знают, у них возникают большие трудности с организацией собственных действий. Они не знают, как начинать работу, какие шаги и в какой последовательности следует осуществлять, когда заканчивать действие.

Предварительно структурированная деятельность должна содержать информацию: Что и как нужно делать? Какую часть из целого действия? Когда завершать действие? Что следует делать дальше?

В этом процессе необходимо учитывать склонность людей с аутизмом к рутине. Поэтому подготовленные материалы и задания используются всегда в одной и той же последовательности (обычно слева - направо). Слева всегда находятся невыполненные задания, справа - выполненные задания, которые складываются, например, в корзину. Количество выполняемых заданий подбирается так, чтобы их можно было преодолеть за один этап. Таким образом, по количеству невыполненных заданий можно увидеть, сколько еще осталось сделать. Как только все оказывается в «корзине готовых заданий», деятельность прекращается, и следующий символ указывает на то, что будет дальше. Обычно это является указанием на то, что необходимо снова посмотреть на свой распорядок дня.

Такой подход можно использовать для любого вида деятельности. Он одинаково хорош как для производственной работы, так и для утреннего туалета, как для выпекания пирога, так и для игры с конструктором «Лего».

Области, нуждающиеся в поддержке

Поддержка и помощь осуществляются в областях, которые особенно значимы для самостоятельной и наполненной смыслом жизни: коммуникации, социальной компетенции, жизненно-практических навыков, трудовой деятельности, поведения при наличии свободного времени. Важной является область управления (менеджмента) поведением, т.е. умение сопровождающего персонала обращаться с необычными формами поведения. При выборе конкретных мероприятий, с одной стороны, руководствуются профилем способностей соответствующего человека с аутизмом, а с другой - его интересами и потребностями, приоритетами людей, которые ему близки, а также конкретными условиями окружения.

Поскольку у людей с аутизмом большие сложности с генерализацией поведения, то помощь оказывается преимущественно в естественном окружении, с включением лиц, которые им близки.

Требования к сотрудникам

На первый взгляд, концепция ТЕАССН кажется очень механичной, прежде всего потому, что сотрудникам приходится работать с четкими структурами, и от них требуется много единообразия и дисциплины. Но в центре программы - уважение индивидуальности человека с аутизмом, а для планирования и внедрения конкретной формы помощи - чуткость и креативность. Кроме этого, важно наличие высокой степени готовности совершать ошибки; люди с аутизмом, как правило, нам не могут сказать прямо, что для них будет правильным. Неравномерный профиль развития не позволяет нам определить потребности и все возможности человека с аутизмом, поэтому каждая идея сначала должна быть опробована. Только так можно найти правильный индивидуальный подход к каждому. В конце концов, только сами люди, страдающие аутизмом, могут указать нам путь, который сделает их жизнь более самостоятельной и насыщенной.

Литература

1. MESIBOV Гари В., Задача Мариан, BOSWELL Сьюзен: Оценка в классе. В: Eric SCHOPLER, MES1BOV Gary B. (Eds.): Диагностика и оценка в аутизм. Нью-Йорк, 1988 [Plenum Press].

2. MESIBOV Гари В., SCHOPLER E., SCHAFFER В., LANDRUS Р.: взрослых и подростков " психолого-педагогический профиль (AAPEP). Остин/TX, 1988 [Pro-прим. ред.].

3. MESIBOV Гари В., SCHOPLER E., HEARSEY К. А.: структурированное обучение. В: SCHOPLER E., MESIBOV Gary B. (Eds.): Поведенческие проблемы при аутизме. Нью-Йорк, 1994 [Plenum Press], стр.195 - 297.

4. MESIBOV Гари В.: Формальные и неформальные меры по эффективности программы TEACCH. В: Аутизм. Международный научно-практический журнал. 1(1997), p. 25 - 35.

5. MESIBOV Гари В., Ши Э. Виктория: культура аутизма. TEACCH-Домашняя страница http://www.unc.edu/depts/ teacch/.

6. ПИТЕРС Т.: Аутизм - от теоретического понимания к образовательным вмешательства. London 1997 [Whurr Издателей].

7. ПИТЕРС Т., GILLBERG C.: аутизм - медицинский и образовательный аспекты. Лондон, 1998 [Whurr Издателей].

8. Eric SCHOPLER, MESIBOV Гари В., Golden Orchid Р. Х., BASHFORD. а.: помогает детям, страдающим аутизмом, через своих родителей. В: Eric SCHOPLER, MESIBOV Gary B. (Eds.): Влияние аутизма на семью. Нью-Йорк, 1984 г. [Plenum Press], стр. 65-81.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА АУТИЗМА

Социальное поведение

Характерные признаки Рекомендации
1. Необычность относительно зрительного контакта 2. Специфические аффекты 3. Обучение посредством имитации – затруднено 4. Сложности при инициировании социальных взаимодействий 5. Сложности с распределением внимания 6. Тяжело поставить себя на место другого 7. Тяжело адаптировать собственное поведение в соответствии с ситуацией 8. Проблемы при интерпретации социальных правил 9. Ограниченное чувство социальной значимости 1. Наблюдение и оценка социальных способностей в различных ситуациях 2. Социальное поведение\правила в обществе должны быть понятны 3. Индивидуальный подбор социальных требований

Коммуникация

Характерные признаки Рекомендации
1. Проблемы с сообщением собственных потребностей и отказом от нежелательного 2. Проблемы с обработкой вербальной информации 3. Флуктуации при обработке информации 4. Понимание часто базируется на ситуативной связи 5. Эхолалия 6. Собственный язык 7. Дословность 8. Частые вопросы 9. Ограниченный выбор тем 1. Необходимо научить пониманию того, насколько важна коммуникация 2. Использовать язык осознанно и сокращенно 3. Выдавать вербальную информацию в ситуационных взаимосвязях 4. Учитывать индивидуальный распорядок дня 5. Избегать образной речи\иронии






Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.