Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Декан юридического факультета





_____________/А.В.Николаев/

 

 

Отечественная история

Учебно – методический комплекс,

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция

Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б.

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №______, заведующая кафедрой «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин», к.п.н. Бурмистрова С.Р.

Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «______»_______________2009г. №_______, заместитель председателя совета зам. директора филиала Арсеньев А.В.

Утвержден деканом юридического факультета А.В.Николаевым

 

Составитель: к.ф.н. Буланов В.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предисловие стр.4
2. Государственный образовательный стандарт по дисциплине отечественная история для специальности юриспруденция стр.5
3. Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине отечественная история Юриспруденция – полный срок обучения (6 лет) стр.6
  Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине отечественная история Юриспруденция – сокращенный срок обучения (4 года) стр.6
4. Рабочая учебная программа стр.7
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы стр.13
6. Планы семинарских занятий стр.15
7. Методические рекомендации по написанию реферата (контрольной работы) стр.17
8. Самостоятельная работа 1 этап стр.18
9. Тематика рефератов стр.18
10. Методические указания по подготовке к экзамену стр.19
11. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) стр.19
12. Рекомендуемая литература стр.21
13. Тест по дисциплине отечественная история для самоаттестации студентов стр.21
14. Тестовые задания по уровню сложности стр.69
15. Опорные конспекты к экзамену стр.84
  Приложение стр.144

 

 

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Россий­ской Федерации изучение программы курса "Отечественная история" предполагает фор­мирование у студентов исторического сознания и мышления, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах и важнейших тенденциях раз­вития нашего Отечества в контексте мирового исторического процесса в объеме, необходимом выпускникам учебного заведения. Отечественная история является одной из фундаментальных гуманитарных наук. Она изучает процессы развития человеческого общества с древних веков и до настоящего времени. Как учебная дисциплина отечественная история выполняет интеллектуально-познавательную, мировоззренческую, воспитательную, аксиологическую и практическую функции.

Курс "Отечественная история" во взаимодействии с другими гуманитарными, соци­ально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить под­готовку будущих юристов, отвечающих современным квалификационным требованиям, способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма. Важной задачей преподавания является также выработка у студентов соответствующих навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.

Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу и предусматри­вает органическое взаимопроникновение вопросов всеобщей и отечественной истории и их изучение в русле цивилизационного и других подходов к освещению мирового историчес­кого процесса.

Преподавание курса основывается на достижениях современной исторической науки, законах и закономерностях общественного развития, тесной связи с жизнью. Оно базируется на основных принципах исторического познания: диалектическом подходе: научной объектив­ности; историзме; системности; социальном детерминизме.

В результате изучения дисциплины студент должен:

1) Иметь представление:

- о типах цивилизации и этапах их развития; о реальном вкладе своего отечества в мировую историю; об общем ходе развития мирового сообщества на современном этапе;

- о состоянии исторической науки в России и за рубежом, о наиболее актуальных пробле­мах истории;

- об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

2) Знать:

- историю Отечества как единый экономический, политический и духовный процесс на различных этапах ее развития в контексте всемирной истории;

- основные исторические события, факты, даты, имена государственных деятелей;

- общий ход всемирной истории, основные эпохи истории человечества и их хронологию;

- основополагающие понятия, термины и категории истории как науки методологические основы ее изучения;

- конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и реко­мендованной учебной литературе.

3) Уметь использовать:

- полученные знания для обоснования своей позиции и взглядов по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

4) Владеть:

- методами объективного анализа и оценки форм организации и эволюции государ­ственного и общественного устройства нашего Отечества на различных этапах его развития;

- выявления и обоснования значимости исторических знаний для анализа процессов, про­исходящих в России;

- определения связи знаний истории со спецификой и основными сферами деятельности юриста.

4) Иметь навыки:

- самостоятельной работы с учебными, научными, методическими и другими источника­ми по истории;

- сравнительного анализа исторических фактов, событий и явлений общественной жизни;

- ведения дискуссии и диалога по проблемам изучаемого курса; подготовки реферата, доклада, сообщения по исторической проблематике.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Отечественная история»

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и её влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота в 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события в 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

3. ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.