|
Декан юридического факультета_____________/А.В.Николаев/
Отечественная история Учебно – методический комплекс, по специальности 030501.65 Юриспруденция Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция Учебно-методический комплекс составлен под руководством специалиста (консультанта) по УМР Дегтярева В.Б. Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» протокол от «_____»______________2009г. №______, заведующая кафедрой «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин», к.п.н. Бурмистрова С.Р. Рекомендован Советом Вышневолоцкого филиала к внедрению в учебный процесс протокол от «______»_______________2009г. №_______, заместитель председателя совета зам. директора филиала Арсеньев А.В. Утвержден деканом юридического факультета А.В.Николаевым
Составитель: к.ф.н. Буланов В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации изучение программы курса "Отечественная история" предполагает формирование у студентов исторического сознания и мышления, вооружение их современными научными знаниями об основных этапах и важнейших тенденциях развития нашего Отечества в контексте мирового исторического процесса в объеме, необходимом выпускникам учебного заведения. Отечественная история является одной из фундаментальных гуманитарных наук. Она изучает процессы развития человеческого общества с древних веков и до настоящего времени. Как учебная дисциплина отечественная история выполняет интеллектуально-познавательную, мировоззренческую, воспитательную, аксиологическую и практическую функции. Курс "Отечественная история" во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих юристов, отвечающих современным квалификационным требованиям, способствовать воспитанию у студентов чувства патриотизма. Важной задачей преподавания является также выработка у студентов соответствующих навыков и умений, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает органическое взаимопроникновение вопросов всеобщей и отечественной истории и их изучение в русле цивилизационного и других подходов к освещению мирового исторического процесса. Преподавание курса основывается на достижениях современной исторической науки, законах и закономерностях общественного развития, тесной связи с жизнью. Оно базируется на основных принципах исторического познания: диалектическом подходе: научной объективности; историзме; системности; социальном детерминизме. В результате изучения дисциплины студент должен: 1) Иметь представление: - о типах цивилизации и этапах их развития; о реальном вкладе своего отечества в мировую историю; об общем ходе развития мирового сообщества на современном этапе; - о состоянии исторической науки в России и за рубежом, о наиболее актуальных проблемах истории; - об источниках исторического знания и приемах работы с ними; 2) Знать: - историю Отечества как единый экономический, политический и духовный процесс на различных этапах ее развития в контексте всемирной истории; - основные исторические события, факты, даты, имена государственных деятелей; - общий ход всемирной истории, основные эпохи истории человечества и их хронологию; - основополагающие понятия, термины и категории истории как науки методологические основы ее изучения; - конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе. 3) Уметь использовать: - полученные знания для обоснования своей позиции и взглядов по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому. 4) Владеть: - методами объективного анализа и оценки форм организации и эволюции государственного и общественного устройства нашего Отечества на различных этапах его развития; - выявления и обоснования значимости исторических знаний для анализа процессов, происходящих в России; - определения связи знаний истории со спецификой и основными сферами деятельности юриста. 4) Иметь навыки: - самостоятельной работы с учебными, научными, методическими и другими источниками по истории; - сравнительного анализа исторических фактов, событий и явлений общественной жизни; - ведения дискуссии и диалога по проблемам изучаемого курса; подготовки реферата, доклада, сообщения по исторической проблематике.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС) ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Отечественная история» Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота в 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события в 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
3. ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|